Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса и руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» представился присутствующим и тут же добавил: «Лучшая часть этой должности заключается в том, что никто не знает, что это значит» Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса» и руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» представился присутствующим и тут же добавил: «Лучшая часть данной должности заключается в том, что никто не знает, что это значит»

«ДА, ЛЮДЕЙ МЕНЬШЕ, ДЕНЕГ БОЛЬШЕ. ДЕЛАЙТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВЫВОДЫ»

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса» и руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье», представился присутствующим и тут же добавил: «Лучшая часть данной должности заключается в том, что никто не знает, что это значит». По его словам, его задача очень простая (на этом слове в его голосе проскальзывают нотки сарказма) — изучать происходящее на рынке технологий и бизнеса, раз в несколько лет создавать небольшое количество внутренних стартапов и доводить их до состояния, когда уже понятно, что это «вообще не бизнес, и не технология, и неинтересно», или до состояния самостоятельного бизнеса, который можно развивать дальше, передавать в другие руки и заниматься новыми интересными проектами. Для того чтобы успешно справляться с этой задачей, Бакунов выработал методику, которая помогает определять будущие перспективы на том уровне, чтобы знать, на что стоит обратить внимание.

Свою лекцию, которую он отказался таковой назвать («Все мы взрослые люди, чтобы я вас учил»), спикер посвятил трендам, которые станут реальностью в следующие 10 лет. «Есть один очень большой тренд, сильно влияющий на то, что происходит вокруг технологий, и связан он с тем, что мы все стареем», — этот вывод стал знаменательным в выступлении Бакунова, именно на нем были завязаны прочие прогнозы. Речь идет о стремительном повышении среднего возраста пользователей интернета. Если раньше бытовало мнение, что интернет для молодежи, чей средний возраст — 24–25 лет, то в перспективе следующего десятилетия средний возраст пользователей интернета легко перевалит за 30 лет и будет расти до категории 40+. А это совершенно другие люди с совершенно другими подходами.

Прежде всего это приведет к появлению большого количества не очень больших бизнесов, решающих крайне узкие сегменты задач. Причина их появления кроется в психологии возрастной группы 40+: данное поколение гораздо больше нацелено на быстрое решение своей конкретной задачи, даже за деньги. «Пользователи 40+ обладают примерно в четыре раза большей покупательной способностью, чем пользователи 18–24 лет. Да, людей меньше, денег больше. Делайте из этого соответствующие выводы», — комментирует Бакунов.

Самый активный тренд цифровых технологий, идущий из США — голосовые колонны и голосовые интерфейсы Самый активный тренд цифровых технологий, идущий из США, — голосовые колонны и голосовые интерфейсы

«ДЕТИ ДО 12 ЛЕТ И ДЕТИ ПОСЛЕ 50 ЛЕТ ВОСПРИНИМАЮТ ГОЛОСОВЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ КАК ЧТО-ТО НАТИВНОЕ»

Самый активный тренд цифровых технологий, идущий из США, — голосовые колонны и голосовые интерфейсы. Любопытно, что исследования последних пяти лет показали, что люди средней возрастной прослойки воспринимают голосовые интерфейсы как что-то избыточное. Их считают неудобными из-за необходимости сконцентрироваться на том, что тебе говорят. «При этом оказалось, что дети до 12 лет и дети после 50 лет воспринимают голосовые интерфейсы как что-то совершенно нативное, что-то совершенно естественное», — подчеркнул спикер. Оказалось, что больше половины покупок через голосовые колонки совершают люди возраста 50+, потому что для них это естественный процесс, который не вызывает отторжения своей медлительностью.

«Если мы видим, что интернет движется в сторону именно данной возрастной категории, то мы все ждем огромного роста употребления этих странных неудобных  интерфейсов. Я заставляю себя ими пользоваться, чтобы понимать, как именно люди будут использовать эти колонки, сервисы, помощники следующие 10 лет», — объяснят ситуацию Бакунов.

У нового тренда есть еще одна особенность, которую люди могут пока не чувствовать: в общении с голосом нет места брендам. В качестве объяснения был приведен следующий пример: «Никто никогда с помощью Amazon Lex или другого голосового помощника не будет заказывать батарейки со словами „Закажи мне, пожалуйста, батарейки AAA Duracell дороже 200 рублей“. Обычно заказ выглядит так: „У меня закончились батарейки в фонарике“. Все. Система знает, какой фонарик у тебя уже есть». Дальнейший алгоритм заказа товара прост: заказчику привезут любую подходящую батарейку, не привязываясь к бренду. Если он, конечно, не будет проговорен отдельным шагом: «Хорошо, я закажу батарейки Duracell, потому что они самые лучшие в мире». «Это называется нативная реклама. И это будет стоить совершенно бешеных денег бренду», — патетически заканчивает свою мысль Бакунов.

По той же причине могут пострадать и пищевые бренды. «Должны были бы пострадать, — подчеркивает спикер. — Если бы не одно но: люди в возрасте к 40 годам начинают больше думать о собственном здоровье. Если вы обратите внимание: сегмент, посвященный здоровью, растет за счет молодых хипстеров и людей в возрасте 40+».

Бакунов перешел к теме здоровья с разговора об «умных» часах, отметив, что средний возраст пользователя Apple Watch — 44 года. Также он напомнил, что на презентации Apple Watch была показана картинка, которую встретили бурными аплодисментами в США и не поняли в России: на ней было написано HIPAA. Это название ассоциации, которая сертифицирует медицинские изделия. «Получив эту сертификацию, врач может рекомендовать вам носить Apple Watch, и это на 2/3 будет покрыто страховкой. Как вы знаете, единственный смысл ношения Apple Watch для здоровья — их два — это подсчет шагов и очень приблизительный, чудовищно неверный подсчет пульса. И то это не медицинские характеристики. Но то, что с помощью них врач может узнавать, сколько вы прошли и какой у вас был пульс, заставляет людей чаще ходить и обращать внимание на свое здоровье», — объяснил он. Директор по распространению технологий «Яндекса» поведал личную историю: врач, имея доступ к «умным» часам Бакунова, однажды позвонил ему, крайне встревоженный тем, что пульс у подопечного подскочил за 140 и это не следствие физических нагрузок. Бакунову только и оставалось ответить, что он в кинотеатре — фильм идет интересный. «Это комичный пример, но в реальности людей, которые на это ловятся и начинают следить за здоровьем, много», — отметил он.

Бакунов упомянул и еще один тренд, подчеркнув, что не считает нужным на него особо ориентироваться, — повальный интерес к развитию искусственного интеллекта Бакунов упомянул и еще один тренд, подчеркнув, что не считает нужным на него особо ориентироваться, — повальный интерес к развитию искусственного интеллекта

«ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ МЫ УВИДИМ ПЛОХИЕ СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Бакунов упомянул и еще один тренд, подчеркнув, что не считает нужным на него особо ориентироваться, — повальный интерес к развитию искусственного интеллекта. «Все о нем говорят, в том числе и люди, которые никогда этим не занимались. У меня к вам просьба — когда в следующий раз кто-то заговорит о нем, спросите, какое количество часов он посвятил созданию собственного искусственного интеллекта», — отметил он, тут же подчеркнув, что специально использовал такую странную формулировку. Объясняется это тем, что разработка искусственного интеллекта пока удел малых разработчиков и вопросы в духе, скоро ли искусственный интеллект придет в нашу жизнь, несколько абстрактны. По мнению спикера, те системы, которые имеются в виду, существуют уже давно — даже система прогноза погоды в глобальном смысле неотличима от искусственного интеллекта.

«Через 10 лет мы увидим плохие системы искусственного интеллекта, которые просто в несколько раз дешевле, чем живой человек», — вот на какое развитие событий ставит Бакунов. В объяснение он приводит пример автоматизации кол-центра крупного сотового оператора, где на стандартные запросы пользователей, в соответствии с прописанным алгоритмом, отвечала «железная женщина» — система искусственного интеллекта. Неожиданным поворотом стало то, что пользователей она пугала: пока обычный человек в поиске решения вздыхал и чесал бороду, искусственный интеллект продумывал ответ в полной тишине, которую звонившие воспринимали как сбой в системе. Решение было подобрано нестандартное: в этой паузе включили звук набора клавиш на клавиатуре. «И у человека появляется картинка, что, пока он говорит, железная женщина сидит за компьютером и набирает, что ты говоришь! И это сработало», — удивлялся Бакунов.

Внедрение данной системы, по его словам, избавило тысячу людей от глупой и неинтересной работы. «Я прямо спрашивал, и мне ответили, что всех этих людей перевели на более интересную работу, но не ответили на вопрос, оплачивается ли эта более интересная работа так же интересно», — признался он. По мнению руководителя сервиса «Яндекс.Здоровье», подобные системы автоматизации не вопрос ближайших 10 лет, а уже существующая реальность. Объясняет он это весьма эксцентрично: «Человечество не преуспело в создании искусственного интеллекта, но преуспело в создании видимости интеллекта, потому что в большинстве случаев нам не нужен интеллект». Его прогноз прост: в следующие 10 лет мы увидим проявления имитации интеллекта все более и более качественные. «Интересная граница произойдет лет через пять, когда люди перестанут отличать имитацию человека от человека. Это чудовищно важная точка», — подытожил он.

«ЛИБО ТЫ СЛЕДУЕШЬ ТРЕНДАМ, ЛИБО ДВИГАЕШЬСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ»

Еще одним важным трендом станет мучительный закат рекламы. По словам Бакунова, виной тому послужила ее избыточность: «Мы сами, те, кто занимается сервисами, построенными на рекламе, слишком передавили. Мы слишком большому количеству людей показывали слишком много рекламы». Он вспомнил и про термин «баннерная слепота», из-за которой люди просто перестают замечать целые сегменты страницы, отмеченные рекламой. Такая реакция вырабатывается очень быстро, и вернуть внимание пользователей почти невозможно. «Единственный выход вернуть прибыль, если читатели перестали кликать на рекламу, — довесить еще баннеры. Это же очевидно! — с сарказмом отметил спикер. — Это бесконечный процесс, который должен был когда-то закончиться, и вот он закончился».

Отступая от перечисления трендов, Бакунин сделал важное замечание для всех заинтересованных: отметив любой тренд, важно понимать — сейчас этим занимаются Google, «Яндекс» и не только. «„Все это делают!“ — мне кажется, это слоган, который можно написать на плакате и поднимать при каждом тренде о котором мы говорим», — подчеркивает спикер. По его мнению, знания о трендах не дают преимущества заработать и сделать что-то успешное, а лишь обозначают то, что будет модно. «Способов для построения успешных сервисов всегда оставалось два: либо ты следуешь трендам, либо двигаешься в противоположную сторону, желая выделиться. И желающих идти против течения будет много», — предупредил он.