Почти шесть десятков работ передвижников привезла в «Эрмитаж-Казань» Третьяковка

КАЗАЛОСЬ БЫ, ЗНАКОМО С ДЕТСТВА...

Настоящим праздником назвала приезд в столицу РТ выставки «Передвижники 1871–1902. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. В экспозиции — 57 произведений выдающихся художников второй половины XIX века. «Выставка представляет собой одну из самых ярких страниц в истории отечественного изобразительного искусства, которое получило название „Передвижничество“», — отметила Валеева.

По ее словам, сегодняшнее событие воспринимается с объяснимым волнением — впервые эти полотна казанцы увидели еще в 1874 году (тогда они выставлялись в Первой казанской гимназии). Это полотна «Ремонтные работы на железной дороге» Константина Савицкого, «В 1812 году» Иллариона Прянишникова и «Пасечник» Ивана Крамского. «Свидание с такими работами еще раз показывает, как много разных чувств и эмоций вызывают именно подлинники, — порадовалась Валеева. — С одной стороны, казалось бы, совершенно хрестоматийные вещи, которые по иллюстрациям из учебников знакомы нам с детства. Но, уверяю вас, это абсолютно новые встречи. Очень хочется надеяться, что данную выставку примут и казанцы, и те, кто приедет к нам в гости, и это станет долгожданным и очень ярким свиданием. Ведь речь идет о подлинных шедеврах, и то, что часть из них возвращается к нам, это тоже знаковое событие».

Зиля Валеева (слева): «Свидание с такими работами еще раз показывает, как много разных чувств и эмоций вызывают именно подлинники»

Заведующая отделом живописи второй половины XIX —  начала XX вв. Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, обращась к казанцам, вспомнила слова Ивана Крамского, который к открытию первой передвижной выставки писал: «Мы открыли выставку, и она имеет успех. Весь Петербург говорит об этом». «Я хотела бы пожелать казанской стороне, чтобы и наша выставка, посвященная передвижникам, имела бы здесь такой же шумный успех, — отметила она с московского высока и пояснила. — Мы старались представить всех ведущих художников и знаковые, серьезные работы. Задач у выставки много: показать собственно искусство передвижников, которое нам всем знакомо с детства, но мы надеемся, что сегодняшний взгляд на искусство передвижников изменит отношение к ним. Увидеть и качество, и мастерство их искусства с одной стороны, с другой — утвердиться в их гражданском пафосе. Кроме того, заметить очень тонкие вещи, их попытки увидеть человеческое в человеке, поставить вопросы судьбы человека в этом сложном мире».

Выставка состоит из разделов, название каждого из них подчеркивает ту тематику, которая чрезвычайно актуальна и сегодня. Первый зал открывается темой «Интеллигенция и народ», это краеугольная тема русской культуры. Следующая тема — «Будни и праздники». «Как известно, передвижники больше изображали будни, но в нашей выставке присутствует больше праздников, потому что сегодня люди хотят светлого, отрадного, радостного. И на выставке представлены чудесные работы, которые говорят о том, что русский человек умеет отдыхать и ценит этот отдых, ценит свои традиции, праздники — и народные гулянья, и религиозные праздники», — объяснила Юденкова. А вот два других зала больше относятся к проблеме развития стилей в искусстве: от реализма к импрессионизму и модерну. «Это важный путь, который прошло русское искусство во второй половине XIX века, а передвижники — альфа и омега русского искусства. Без них не было бы ни Серебряного века, ни авангарда, это основа основ», — закончила свое выступление представитель московского музея.

Выставка состоит из разделов, название каждого из них подчеркивает ту тематику, которая чрезвычайно актуальна и сегодня Выставка состоит из разделов, название каждого из них подчеркивает ту тематику, которая чрезвычайно актуальна и сегодня

«САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В ЭТОМ МИРЕ»

Торжественная часть закончилась, первые зрители разбрелись по залам, а Валеева увлекла корреспондента «БИЗНЕС Online» к картине Николая Кузнецова «В праздник» (изображена деревенская девушка в праздничном наряде, отдыхающая на летнем лугу). По словам директора музея, эта картина произвела на нее самое сильное впечатление: «Посмотрите на эту картину! Она такая живая, что я прямо слышу легкий шум ветерка на этом поле, стрекот кузнечиков. Понятно, что это редкое мгновенье отдыха для деревенской девушки, но с каким упоением она наслаждается этим днем! Мне сказали, что данная работа была на выставке во Франции и там ее взяли на обложку каталога. Следовательно, эта картина одновременно и исторична, и современна. А значит, в человеческих чувствах, в человеческих переживаниях мало что меняется. Герои всех этих картин немножко в других костюмах, чем мы, но если посмотреть на их лица, на драматургию и сюжет этих картин, то мы поймем, что мы не так уж и далеки друг от друга. Данные шедевры и хороши тем, что они нам еще раз показывают пронзительность человечности, которая нас объединяет сквозь века, и то, что этому замены нет, что, к каким бы техническим новшествам мы ни двигались, все равно сама природа человека есть самое удивительное в этом мире».

Зиля Рахимьяновна подчеркивает, что авторы представленных на выставке картин — абсолютные таланты: «Это тот ряд художников, которые на самом деле сделали основу изобразительного искусства нашей страны. Мы и открыли эту выставку как раз в расчете на то, что к нам приедет много гостей (видимо, имеется в виду прежде всего ЧМ-2018прим. ред.). Многие из них приедут в нашу страну впервые, поэтому очень хотелось бы, чтобы они сразу получили представление об уровне культуры России, Татарстана».


Выставка действительно производит очень сильное впечатление. Прежде всего тем, что можно увидеть работы, которые вошли в наше сознание вместе со звуками родной речи. Это и «Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого» Николая Ге, «Прачки» Абрама Архипова, один из вариантов «Бурлаков на Волге» Ильи Репина. Кстати, работа Василия Поленова «Портрет художника Ильи Репина» впервые будет показана в раме, подобранной самим автором. Кроме того, посетители выставки увидят полотна Исаака Левитана, Николая Богданова-Бельского, Валентина Серова.

Как и любое художественное событие, выставка несет с собой не только ответы на вечные вопросы, но и задает загадки. Одна из них — картина Левитана «Свежий ветер. Волга», расположенная в самом конце экспозиции. Посетителям выставки придется самим найти ответ на вопрос, почему на борту кораблей, нарисованных художником в 1895 году, вместе с флагом России изображен современный флаг Татарстана.