4 июня в России средняя цена на бензин превысила психологическую отметку в 43 рубля за литр 4 июня в России средняя цена на бензин превысила психологическую отметку в 43 рубля за литр Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

«10 ЧЕЛОВЕК ПРИШЛИ И ЗАГОРОДИЛИ ВЪЕЗД НА АЗС — ЭТОТ МЕТОД НЕЭФФЕКТИВНЫЙ»

Вчерашнему обсуждению цен на топливо на прямой линии с Владимиром Путиным предшествовал ряд акций протеста, вызванных ростом стоимости бензина и дизеля. По данным Росстата, цены на бензин в России в мае 2018 года выросли на 5,6%, дизель подорожал на 5,2%. Если сравнивать с началом года, то бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации ситуации правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно, с 1 июля их могут понизить еще на 700 рублей. И если топливные цены на бирже с конца мая действительно замерли, то в рознице горючее по-прежнему дорожает. По данным на 4 июня в России средняя цена на бензин превысила психологическую отметку в 43 рубля за литр (в среднем литр бензина стоит 43,43 рубля).

Большинство россиян еще до выступления главы государства высказались по этому поводу — рост цен на бензин ухудшит их финансовое положение. Так полагают 83% опрошенных всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первые стихийные митинги против роста цен прошли еще 20 мая в Дербенте (Дагестан), а затем повторились в Иркутске и Новосибирске, 1 мая на улицы вышли автомобилисты Омска. Вчера протесты в Иркутске повторились, сообщает информагентство «Телеинформ», около 500 человек вышли на площадь города с плакатами «Stop росту цены на бензин». По сообщениям соцсетей, сегодня прошли одиночные пикеты в Саратове под лозунгом «Подорожал бензин — пересядем на танки». Около 300 человек сегодня вечером могут выйти на улицы Оренбурга, предупреждает «АиФ»

В соседнем регионе автовладельцы пустили в ход более агрессивные меры. В Башкортостане местные жители в знак протеста против повышения цен на бензин заблокировали заправку. Около десятка машин собрались около АЗС «Башнефть», не давая проехать другим автомобилистам к колонкам. Однако попытка повторить акцию провалилась — сотрудники полиции начали патрулировать АЗС, то есть фактически взяли их под охрану, чтобы избежать подобных инцидентов.

Отметим, при средней цене на АИ-95 в Казани в 43 рубля за литр в том же Дагестане и в Ставрополье он еще 28 мая стоил 45 рублей, что отчасти объясняет разницу настроений в разных регионах. По данным Татарстанстата, на прошлой неделе розничные цены практически не изменились. На 4 июня литр АИ-92 стоил 40,56 руб/л, АИ-95 — 43,13 руб./л, АИ-98 — 49,54 руб/л.

При средней цене на АИ-95 в Казани в 43 рубля за литр в том же Дагестане и в Ставрополье он еще 28 мая стоил 45 рублей, что отчасти объясняет разницу настроений в разных регионахФото: «БИЗНЕС Online»

Публичных протестов в республике не слышно. Как узнал  «БИЗНЕС Online», татарстанские активисты ФАР считают пикеты против роста цен и бойкотирование АЗС абсурдом. «Конечно, нас не устраивает ситуация с ростом цен на бензин, но нет эффективного формата, который позволит против этого бороться, — заявил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — В Москве ищут варианты, найти не могут. Нужен такой какой-то всероссийский, чтобы заявить о проблеме. Чтобы не просто 10 человек пришли и загородили въезд на АЗС — этот метод неэффективный. Люди блокируют АЗС, которые не влияют на цены, — ну закроют они одну АЗС из сотни, кому это поможет?»

Один из экспертов нашего издания в сфере торговли нефтепродуктами, пожелавший сохранить анонимность, дает пессимистичные прогнозы и советует автомобилистам переходить на природный газ. «То, что изъятие акциза приведет к падению на 2 рубля, что вам даст? Вместо 45 рублей вы будете платить 43 рубля за литр. Я не думаю, что эти цены сдвинутся с 45 резко вниз. Ни Сечин, ни Миллер не сдвинут их. Они скажу: „Мы зафиксировали – и все, теперь больше не будем“», — рассуждает собеседник нашего издания. По его мнению, все митинги против роста цен на топливо заказные, и цель организаторов не добиться удешевления нефтепродуктов, а насолить региональной власти. «К концу года и бензин, и дизель будут стоить одинаково — 45 рублей за литр, — полагает он и предлагает решение. — Мой завхоз год назад перешел на газ и уже отбил стоимость итальянского оборудования. Человек, который хочет сэкономить, экономит. А человек, который хочет, чтобы ему все подали на блюдечке, идет бунтовать, с красным знаменем и прочим. Но, разумеется, ничего не добьется». По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», рост цен на топливо, инициированный крупными ВИНКами, все-таки приведет к выдавливанию с топливного рынка мелких и средних частников.


«ТОПЛИВНОЕ» ЗАЯВЛЕНИЕ ПУТИНА И ДЕЛА ФАС

На планах митингующих никак не сказались успокаивающие заявления Путина, которые он сделал вчера на прямой линии. Наболевший вопрос по росту цен доверили задать в студии водителю-дальнобойщику из Санкт-Петербурга Алексею Караваеву. Он посетовал, что избранный на четвертый президентский срок президент не смог остановить рост цен на бензин. «Сколько же можно терпеть? Ну невозможно, остановите как-то это», — сказал Караваев. В ответ Путин назвал скачок цен на бензин в стране недопустимым, связав его с налоговым маневром (снижением экспортных пошлин одновременно с увеличением налога на добычу полезных ископаемых). «Это все привело к стимулированию вывоза за границу, на экспорт, сырой нефти, — рассказал глава государства. — Что произошло дальше? Цены на нефть на мировом рынке поднялись. Для того чтобы загрузить свои НПЗ, нефтеперерабатывающие заводы, компании наши делают это, но они считают недополученную выгоду за тот объем нефти, которую направляют на НПЗ, который они могли бы, как они полагают, реализовать на внешнем рынке и получить больший доход. И чтобы эти выпадающие, условно выпадающие, доходы компенсировать, поднимают цены и на бензин, и на дизельное топливо».

Вице-премьер Дмитрий Козак добавил, что в Госдуму будет внесен законопроект, который поможет обеспечить равновесие внешних и внутренних цен на топливо. Об этой инициативе было известно еще неделю назад, идея была высказана минфином на совещании у Козака, после того как нефтекомпании пообещали правительству заморозить цены на топливо, а им взамен с 1 июня снизили акцизы на бензин и дизельное топливо. Законопроект предполагает, что в случае дальнейшего роста цен на светлые нефтепродукты правительство может ввести повышенные экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и авиакеросин, увеличив их размер с текущих 30% от пошлины на нефть до 90%. Это снизит рентабельность экспорта для нефтекомпаний. Путин поддержал идею дать правительству такой инструмент, но назвал его той угрозой, к которой прибегать не хотелось бы.

Через несколько часов после завершения прямой линии ФАС через РИА «Новости» объявила об усилении контроля за ценами на бензин в регионах и возбуждении нескольких антимонопольных дел. «Уточняется, что особый контроль введен на Дальнем Востоке. Ведомство выдало 7 предупреждений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства, производителям направили рекомендации о необходимости соблюдения правил поведения на рынке», — сообщает информагентство.

В УФАС по РТ нашему корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили о том, что новых дел в отношении участников топливного рынка после прямой линии главы государства не было заведено. Республиканские антимонопольщики продолжают расследование по подозрению в «дизельном сговоре» ТАИФа и «Татнефти». 10 мая этого года стало известно о новом деле в отношении ТАИФ-НК по признакам нарушения п. 4 и 8 ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов. Антимонопольное ведомство утверждает, что в 2017 году компания на 26,59 тыс. т, или на 65%, увеличила объем производства автомобильного бензина, но при этом на 8,6 тыс. т (на 24,6%) сократила поставки для внутрироссийского потребления, увеличив отгрузку на экспорт на 40,6 тыс. т (на 556%). В результате такой политики объем поставки ТАИФ-НК по итогам 2017 года на внутрироссийский рынок составил 12% от общего объема вместо положенных 20%. В ФАС посчитали, что это привело к ограничению предложения товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка и создало дисбаланс спроса и предложения, поэтому и растут цены. Расследование дела продолжается.

«К 2025 ГОДУ ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА НА НЕФТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОБНУЛЕНА, И РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН ЗАШКАЛИТ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, следует ли ожидать в стране топливных бунтов и какие меры будут эффективны против роста цен на нефтепродукты.

Наталья Мильчакова — заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— Повышенные экспортные пошлины на топливо в краткосрочном аспекте могут быть эффективной мерой для сдерживания неконтролируемого роста цены на топливо. Однако пока неясно, как быть с прогнозом минэнерго, который недавно озвучил сам министр Александр Новак: к 2025 году экспортная пошлина на нефть может быть обнулена. Если такое произойдет, то рост цен на бензин зашкалит, потому что нефтяным компаниям станет совершенно невыгодно поставлять бензин на свои НПЗ, когда экспорт сырой нефти окажется намного рентабельнее. Но это произойдет нескоро, возможно, у правительства есть еще какие-либо планы по сдерживанию роста цен на бензин, просто нам о них не рассказывают. Да и к 2025 году уже будет другое правительство.

В текущем году маловероятно ждать, что все водители начнут в массовом порядке переходить на газомоторное топливо, потому что динамика цен на него, в принципе, коррелирует с ценами на бензин, просто с определенным временным интервалом. То есть, когда бензин дорожает, растет спрос на газомоторное топливо, и его продавцы начинают постепенно поднимать цены на фоне растущего спроса. По поводу цен — напомню, что в 2017 году автомобильный бензин в среднем по России подорожал на 6,7 процента, а дизельное топливо на 7,5 процента. В этом году динамика цен на бензин и дизель выглядит устрашающей: бензин подорожал всего за пять месяцев года в среднем на 7,7 процента, а дизтопливо — на 7,5 процента. То есть топливо в этом году повысилось в цене менее чем за полгода на такую же величину, как за весь 2017 год.

Однако на самом деле может оказаться, что не все так ужасно. Возможно, что благодаря регулирующим мерам правительства, если они будут приняты уже в июне, во втором полугодии 2018 года топливо прекратит дорожать, ведь акцизы будут снижены точно. А если еще и пошлины будут повышены, то высока вероятность, что до конца года цены на бензин и дизельное топливо либо прекратят дорожать (но и дешеветь тоже не будут), либо рост продолжится, но очень медленными темпами. Мы ожидали в начале года, что к концу 2018 года средняя цена на автобензины в РФ дойдет до 44 рублей за литр, в том числе 95-го бензина будет чуть выше 45 рублей за литр, а дизтопливо подорожает до 45 рублей за литр. Пока «Альпари» прогноз не меняет, так как высока вероятность, что эта цель будет достигнута скоро, а далее будет заметен результат от сдерживания государством цен. Политические потрясения и возможный бензиновый бунт в России сейчас никому не нужны.

Михаил Хазин  экономист:

— Для того чтобы сдержать рост цен на топливо, нужно решить две задачи: отменить повышение акцизов и увеличить экспортные пошлины на бензин. Потому что пошлины на нефть сейчас выше, чем на бензин. Поэтому бензин продается очень активно и образуется его дефицит на внутреннем рынке. А для того, чтобы решить проблему радикально, нужно существенно снижать акцизы. Но для того, чтобы существенно снизить акцизы, надо существенно повысить экспортные пошлины. Такого решения пока не принято.

Следует ли нам ожидать топливного бунта? Теоретически — да. Потому что ситуация становится критической, потому что малый и средний бизнес не может существовать — по логистическим причинам это становится слишком дорого. Начинают очень сильно расти цены в ретейле, потому что там тоже велика транспортная составляющая. Утверждается, что в некоторых регионах бензина уже просто нет, потому что его стало невыгодно продавать. Либералы со своим налоговым маневром создали реальные проблемы, и эти проблемы нужно решать достаточно жесткими методами. В частности, в этой части нужно отказаться от либеральной политики.

Тамара Сафонова  исполнительный директор независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА»:

— Вчера в ходе горячей линии с президентом РФ Владимиром Путиным министр энергетики РФ Александр Новак доложил, что правительство РФ предлагает повысить экспортную пошлину на нефтепродукты для стабилизации внутренних цен, соответствующий документ вскоре будет внесен в Госдуму.

В то же время цены закупки сырья демонстрируют рекорды. Тендерные партии с поставкой в июне 2018 года достигли отметки 28,5 тысячи рублей за тонну. Указанные цены связаны с зависимостью от цен сопоставимых зарубежных рынков с учетом таможенной пошлины на нефть, курса национальной валюты и других показателей. И в случае повышения таможенной пошлины на нефть цена закупки сырья окажется ниже.

Ситуация с отечественной нефтепереработкой в России не самая оптимистичная, модернизация требует дополнительных инвестиций, а необходимость наличия маржинальности для обеспечения рентабельности производства двигала цены на внутреннем рынке в сторону повышения.

Мера по повышению экспортной пошлины на нефтепродукты может подтолкнуть компании увеличить объемы поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, но не решит вопрос стимулирования развития отечественной нефтепереработки.

По мнению НААНС-МЕДИА, наиболее действенной мерой стабилизации рынка нефтепродуктов является не повышение таможенной пошлины на нефтепродукты, а увеличение таможенной пошлины на нефть, что посодействует фундаментальному изменению внутреннего рынка нефтепереработки.