В «Талисмане» подозревают, что перечисленные за капремонт суммы «Баракат» щедро потратил на собственные нужды В 2017 году в Челнах было отремонтировано шесть подземных переходов в рамках капитальной реконструкции Московского проспекта

«В СУД, СКАЗАЛИ, ПОДАВАТЬ СМЫСЛА НЕТ»

Челнинская компания ООО «Талисман» с прошлого года не может добиться от генподрядчика денег, причитающихся ей за капремонт трех переходов. В качестве крайней меры они накануне оранизовали встречу с журналистами, на которой побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». Совладельцы компании (один из них не представился, второго же зовут, как позже стало известно от оппонентов, Сергей Лопырев), их фирма выполняла в 2017 году работы под ключ по капремонту переходов на остановках «Московский проспект», «Гренада» и «Пожарное депо». Общая сумма работ составляла около 20 млн рублей. Генподрядчиком выступало ООО «Баракат». По версии «Талисмана», партнеры заключили договор, в котором якобы даже прописывалась сумма аванса в размере 30%. Однако партнеры, решив работать за свои средства, ударили по рукам.

«Работы мы начали в июне и выполняли до тех пор, пока бюджет не закончился. Это уже было осенью. Когда мы подошли с промежуточным актом выполненных работ, нам тогда сказали: „Вот когда УКК (управление контроля качествомприм. ред.) подпишет весь объем, мы с вами расплатимся“. На тот момент мы уже выполнили 75–80 процентов работ. Поэтому мы работы приостановили. После сворачивания работ „Баракат“ вынужден был доделывать переходы своими силами — перила варили, ливневки делали, частично навесы. Мы каждый раз ходили к ним, а они нас все завтраками кормили. В УКК мы все наши работы сдали, там подтвердили стоимость работ, подписали все бумаги. „Баракату“ после этого деньги перечисляют, мы к нему приходим, а там говорят: „Нам УКК ничего не подписывал“», — рассказал Лопырев.

В 2017 году в Челнах было отремонтировано 6 подземных переходов в рамках капитальной реконструкции Московского проспекта В «Талисмане» подозревают, что перечисленные за капремонт суммы «Баракат» щедро потратил на собственные нужды

Окончательная стоимость работ «Талисмана» составила 16,5 миллиона. Заказчик при этом рассчитался с генподрядчиком в полном объеме — первое перечисление в размере 19,8 млн в его адрес было произведено в октябре 2017 года. В январе 2018-го на счет упал еще один транш в сумме 18,5 миллиона. Однако деньги «Талисман» увидел лишь однажды — 1,5 млн рублей генподрядчик перечислил на приобретение материалов. Не добившись оплаты от партнеров, руководство в марте подало заявление в следственный отдел с требованием возбудить уголовное дело по факту мошенничества в отношении руководителя «Бараката» Рената Загитова и совладельца Андрея Бадера. В заявлении, в частности, говорится, что компания предоставила генподрядчику акты выполненных работ, справки, подтверждающие фактически понесенные расходы. Однако «Баракат» их подписывать отказался, без основания занизив объем и стоимость выполненных работ на 40%. «В результате обмана и присвоения денежных средств ООО „Талисман“ оказалось без средств, с большими долгами, на грани банкротства. Прошу провести проверку деятельности ООО „СК „Баракат“, возбудить уголовное дело, наложить арест на имущество и банковские счета СК „Баракат“», — написано в заявлении от лица директора «Талисмана» Андрея Борисова.

Бумага из следственного отдела была передана в УЭБиПК. Однако недавно правоохранители вынесли отказной материал, мотивировав это тем, что ситуация представляет собой гражданско-правовые отношения, а значит, надо судиться.

«В суд, сказали юристы, подавать смысла нет. Даже если мы выиграем, денег на счету нет. На фирме никакого имущества нет. Больше всего убивает то, что из года в год этот „Баракат“ ругают, что он всех кидает и сам ничего не делает на объектах, а все равно ему переходы отдают. 10 процентов ему отдают генподрядных. За что? В этом году мы сами хотели взять подземки, но у нас возможности нет участвовать в тендере — оборотных средств не хватает. На тендере нужно залог иметь 10–20 процентов. И потом нужно для начала работать, [чтобы] сумму иметь. А все, что мы за тот год заработали, теперь с самого начала должны зарабатывать. Я машины продал, чтоб с рабочими рассчитаться. Мы до сих пор 2,5 миллиона рублей должны — перед рабочими неудобно уже. Когда в прошлом году „Баракат“ выиграл тендер, у него тоже не было денег. Но люди из исполкома подсуетились, и деньги на счету появились», — рассказывает Лопырев.

В «Талисмане» подозревают, что перечисленные за капремонт суммы «Баракат» щедро потратил на собственные нужды. «Пока „Баракат“ нас кормил завтраками, в соцсетях появляются у одного фотографии за границей, у второго за границей. И объект недостроенный в 47-м комплексе у них был — здание торгово-офисного назначения. После оплаты [за переходы] там все быстро построилось. Сейчас здание готовое стоит», — уверен Лопырев.


НАШ АРХИТЕКТОР СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО БУДЕТ НЕЭСТЕТИЧНО

Напомним, что в 2017 году в Челнах было отремонтировано шесть подземных переходов в рамках капитальной реконструкции Московского проспекта. Работы проводились на остановках «58-й комплекс», «Пожарное депо», «Гренада», «Ак мечеть», «Тимирязевский проезд», «Московский проспект». На ремонт шести объектов было выделено 52 млн рублей, половина из которых профинансирована из допдоходов, а оставшаяся сумма — по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Как писал «БИЗНЕС Online», мэр Челнов Наиль Магдеев во время инспекционного обхода, который состоялся еще до того момента, когда «Талисман» покинул свои объекты, остался крайне недоволен ходом ремонта и отчитал тогда представителя подрядной организации ООО «Баракат» и начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Рафаиля Киямова.

Мэр Челнов Наиль Магдеев во время инспекционного обхода остался крайне недоволен ходом ремонта и отчитал тогда начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Рафаиля Киямова (слева) Мэр Челнов во время инспекционного обхода остался крайне недоволен ходом ремонта и отчитал тогда начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Рафаиля Киямова (слева)

Мэр в сердцах спросил тогда у журналистов совета, что делать с такими нерадивыми подрядчиками. Пока пресса размышляла, за спинами корреспондентов раздался негромкий голос Абдуллина: «Расстрелять». «Нет, лишать жизни из-за несвоевременного капремонта слишком сурово. Жизнь дана Всевышним, так что у нас нет такого права», — рассудил мэр.

Всего же за последние три года по республиканской программе в Челнах был капитально отремонтирован 21 переход. В частности, в 2016 году было выделено 62 млн рублей на ремонт восьми подземок, годом ранее — 32 млн рублей на ремонт семи переходов. В этом году также будет капитально отремонтировано пять подземок — на остановках «Бульвар Энтузиастов», «Проспект Хасана Туфана», «Глобус», «Бульвар Домостроителей» и «Театральная». Однако во сколько это обойдется бюджету, в исполкоме пока не ответили.

Отметим также, что на одной из сессий горсовета в Челнах переходы на Московском проспекте стали объектом резкой критики депутата от КПРФ Владимира Васева. «Насколько я знаю, прежние работы по ремонту пешеходных переходов до сих пор не закончены, гидроизоляция не сделана, материалы и работы не соответствуют заявленным сметам, хотя все акты приема–передачи выполненных работ подписаны, деньги генподрядчику перечислены, а субподрядчики до конца еще их не получили. Мы не закончили одни переходы, а начинаем выделять деньги на другие. Как можно объяснить такое обращение с бюджетными средствами? Это вопрос к исполкому и к тем лицам, которые принимали работы. По-моему, вообще прокуратура и следственный комитет должны этим вопросом заниматься. Это закапывание бюджетных средств!» — высказался с места Васев.

Владимир Васев: «Мы не закончили одни переходы, а начинаем выделять деньги на другие. Как можно объяснить такое обращение с бюджетными средствами?» Владимир Васев: «Мы не закончили одни переходы, а начинаем выделять деньги на другие. Как можно объяснить такое обращение с бюджетными средствами?»

На качество работ строителей челнинцы до сих пор регулярно жалуются в соцсетях и в системе «Народный контроль». В частности, вызывают нарекания текущие навесы над лестничными пролетами. Однако, как утверждают в «Талисмане», эту «болезнь» не вылечить. «Текут навесы во всех подземках. Тут все зависит от ширины монолитного поликарбоната, которым обшиты козырьки. При перепаде температур ширина этих плит меняется. И лист просто выбивает все, что было заделано герметиком. Надо делать специальные накладки. Алюминиевые профили там должны быть совсем другие. Но, так как это дорого, исполком на это не идет. Тогда вместо шести подземок в прошлом году надо было бы делать пять. А в Москве делают навесы не как у нас, а полукруглые, чтоб вода не задерживалась на крыше. Мы предлагали такой проект, но наш архитектор (тогда им был еще Алмас Идрисовприм. ред.) сказал, что это будет неэстетично. Да и бюджет у нас не как в Москве», — объяснил Лопырев.

Однако, если верить строителям компании, текущие крыши — это не самое худшее, что ждет пешеходов. Как уверяет Лопырев, в подземных переходах полностью нужно менять весь металлокаркас. «Если изнутри посмотреть — там просто труха, в любой момент может все упасть. Балки металлические в руках могут рассыпаться. Там надо делать госэкспертизу. По большому счету, если начать копать, то нужно на каждую подземку миллионов 20, а не 8, как сейчас дают. Мы предлагали делать по-человечески. Но на это денег нет у города», — объяснил не назвавший себя представитель «Талисмана».

Отметим также, что учредителем ООО «Талисман» является его же руководитель Андрей Борисов и, по официальным данным, больше никаких владельцев компания не имеет. Фирма была создана в 2007 году. Как уверяют представители учредителя, с тех пор компания ни разу не перерегистрировалась. Выручка за 2016 год составила 566 тыс. рублей, чистая прибыль — 6 тысяч.

А вот с «Баракатом» все гораздо интереснее. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в Челнах существовало как минимум пять «Баракатов», с именами нынешних учредителей. Два из них прекратили свое существование в 2013 и 2017 годах. Третье образовалось в октябре 2017-го — то есть как раз в момент конфликта между «Талисманом» и его партнером. Но самый интересный «Баракат» — версии 2014 года: в нем Бадер числился директором с 2013 по март 2017 года. Сейчас же 10-процентной долей в компании владеет «Динамикс Компани ЛТД» с Сейшельских островов. При этом директором компании числится человек с признаками «массового» руководителя — Мухаммадали Косимов.


«ВЕСЬ АВТОРИТЕТ ПОДМОЧИЛИ НАМ»

Директор и совладелец «Бараката» Загитов, к которому «БИЗНЕС Online» обратился за объяснением ситуации, считает, что подрядчик подвел «Баракат» под монастырь. «Весь авторитет подмочили нам они, — пожаловался Загитов. — Мы по республике несколько лет назад по качеству второе место заняли — наша 37-я школа, которую мы ремонтировали. А первое место заняла шаймиевская школа в его родной деревне. Нас руководство города уважало за то, что мы качественно работаем. Мы садики, школы сами делали. А тут все субчикам раздали — и вот результат».

Как сообщил Загитов, генподрядчики наняли две организации. Одна из них — заинская, которая тоже вела работы на трех переходах, и им якобы «все в ноль заплатили». «Талисман» же сам предложил свои услуги. «Сказали, что у них есть и средства и люди. Мы согласились. Заключили договор. Там были условия, что они на свои деньги это делают, потому что мы уже обжигались с субподрядчиками. На полпути бросали работу. „Талисман“ начал работы, демонтаж ступеней, гидроизоляцию. Пока работы шли, мы им неоднократно делали замечания, что работа идет с браком. Они все тяп-ляп сделали. Проработав два месяца на демонтаже, они сказали, что у них нет денег дальше работать. Как же так, говорю, у вас в договоре написано, что за собственные средства! Вот так получилось, отвечают. Мы им проплатили 1,8 миллиона по основным счетам аванс, хотя он не был оговорен. Плюс выдали поликарбонат и латонит на 5 миллионов. Еще по мелочам там. В общей сложности около 7,5 миллиона заплатили», — подсчитывает Загитов.

«Там на трамвайных путях на Московском проспекте огромная лужа собралась. Через их гидроизоляцию стекала в подземку и вода местами до 10 см доходила» «Там на трамвайных путях на Московском проспекте огромная лужа собралась. Через их гидроизоляцию стекала в подземку и вода, местами до 10 сантиметров доходила»

В итоге «Талисман» часть работ делать отказался. «Сказали, сделать не можем — на брусчатку денег нет, электрику не можем, потолки не можем... Мы наняли других субподрядчиков. Нас уже мэр ругал, плевались все. Затянули они настолько все. И ближе к декабрю закончили только. И ступени мы сами доделывали. Они сказали, что у них нет денег на плитку — покупайте сами. Кошмар что было. Мы сами пожарные двери делали, электрику. Пандусы, перила сделали. А они сделали гидроизоляцию тяп-ляп, которая течет. И бэушную брусчатку завезли на свои подземки. Жители это увидели, в блог мэра выложили, после чего создалась комиссия, и мэр нас, скажем так, поругал очень сильно. Все подставы были „Талисмана“», — делился Загитов.

В итоге «Баракат» вычел стоимость работ, которые за «Талисман» делали другие подрядчики, а потом нанял независимую экспертизу, которая весной осмотрела переходы. «Там на трамвайных путях на Московском проспекте огромная лужа собралась. Через их гидроизоляцию стекала в подземку и вода, местами до 10 сантимтров доходила. Это их работа, за которую они хотят с нас по полной содрать. Я им отправил письма с уведомлением — исправить в такой-то срок. Они никак на них не отреагировали. Потом мы письмо послали, что мы договор расторгаем. Из-за текущих козырьков пришлось все перекрашивать — перила, каркасы красим до сих пор. Маляры наши там трудятся сейчас. Мы из-за плохой гидроизоляции раза три потолки переделывали. С этих швов вода капает. Надо гидроизоляцию снова переделывать. А они на нас в прокуратуру, ОБЭП подали...» — вздохнул директор «Бараката», заверив, что компания будет подавать в суд на возмещение всех недоделок. По его словам, сумма, в которую их оценили «независимые оценщики», составляет 2,5–3 млн рублей.