Гости фотографировались с «железной леди» конференции — роботом Алисой Гости фотографировались с «железной леди» — роботом Алисой

ПЕРВЫЙ РАЗ БЕЗ НИКИФОРОВА

Главная площадка конференции ЦИПР-2018, Университет Иннополис, сегодня с самого утра была переполнена гудящей толпой хорошо одетых людей, которые сновали между многочисленными стендами выставки новейших достижений российских IT-компаний. Вскоре к ним присоединилась группа, которая сопровождала премьер-министра РТ Алексея Песошина и министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова. VIP-делегаты в сопровождении журналистов бродили среди сюрреалистичных арок стенда «Ростеха», играли в виртуальный футбол, переносились в Третьяковскую галерею с помощью VR-очков и фотографировались с «железной леди» конференции — роботом Алисой, которой доверили модерировать завтрашнюю сессию «Сервисная робототехника: какие роботы нужны России?».

Отметим, что нынешний ЦИПР стал первым, в котором не принимает участие Николай Никифоров, недавно лишившийся поста министра связи в результате реорганизации правительства РФ. Для Никифорова это была любимая площадка, где он мог демонстрировать своим коллегам по коридорам власти успехи курируемой им отрасли. Впрочем, на самом форуме это никак не сказалось: количество VIP-персон и руководителей российских IT-компаний с прошлого года заметно увеличилось.

Пленарная сессия «Цифровая трансформация. Траектории технологического развития» Пленарная сессия «Цифровая трансформация. Траектории технологического развития»

«ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕСТАЮТ РАБОТАТЬ, КОГДА НУЖНО О НИХ РАЗГОВАРИВАТЬ»

Прежде чем разбежаться по тематическим зонам, все гости форума попытались втиснуться в учебную аудиторию, где была запланирована пленарная сессия «Цифровая трансформация. Траектории технологического развития», которая открывала три дня лекций, дискуссий и переговоров. Однако организаторы мероприятия не рассчитали ажиотажа и многие желающие были вынуждены остаться за дверью, а тем, кому больше повезло, два часа простояли на ногах. Были и технические накладки. Модератор сессии, директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко, известный также как супруг Тины Канделаки, после недолгого сражения с техникой порадовал присутствующих объяснением: «Цифровые технологии перестают работать, когда нужно о них разговаривать».

Для затравки разговора собравшимся продемонстрировали видеоролик, в котором объяснялось, почему цифровые преобразования – один из факторов мирового экономического роста. В нем говорилось, что сегодня Россия не входит в число стран лидеров цифровой экономики — на долю цифровой экономики в РФ приходится только 5% ВВП (4,1 трлн рублей), в то время как у стран-лидеров более 10%. А в Сингапуре, для сравнения, 82% ВВП. Стоит задача до 2025 года удвоить объемы цифровой экономики в России до 9 трлн рублей.

Василий Бровко Василий Бровко

Ожидается, что развитие цифровой экономики приведет к росту покупательской способности населения – торговые платформы создают интенсивную ценовую конкуренцию. Так, с 2014 по 2017 год стоимость услуг такси в Москве снизилась на 35%, при этом уменьшилась доля нелегальных такси. К 2036 году в мире будет автоматизировано до 50% всех рабочих процессов. Впрочем, для России, у которой численность трудоспособного населения снижается с 82,2 млн человек в 2018 году до 79 млн в 2036 году автоматизация лишь позволит смягчить отрицательные последствия этого явления. Цифровые технологии – это комфортные и безопасные города, рост числа высокооплачиваемых классных специалистов, улучшение делового и инвестиционного климата, а также обеспечение общественной, национальной и экономической безопасности страны. В общем, впору перефразировать классика, заменив в его знаменитой формуле электрификацию на цифровизацию всей страны – и будет счастье. Впрочем, нечто такое уже обещали лет 10 назад, когда в моду вошло сейчас уже подзабытое слово «нанотехнологии».

Дмитрий Песков Дмитрий Песков

«Я ВЕРЮ ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО НАШИХ ОРГАНОВ СТАТИСТИКИ»

С приветственным словом к собравшимся обратился Песошин, который также отдал должное важности обсуждаемой темы и пожелал участникам форума успешной работы. Потом он внимательно слушал дискуссию, но сам в ней участия не принимал.

Затем модератор дал слово директору направления «Молодые профессионалы» агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрию Пескову, спросив у него, верит ли он в реальность удвоения объема цифровой экономики к 2025 году.  

— Я точно верю во всемогущество наших органов статистики, — под смех зала неожиданно ответил Песков, заявив, что не очень понимает, что вообще такое цифровая экономика.

— Тогда у нас проблема, если такие люди не знают, — ответил шокированный модератор, у которого, кажется, полетел весь шаблон ведения дискуссии.

Впрочем, Песков вскоре пояснил свои слова, заметив, что есть две вещи, которые указывают на то, что Россия точно движется вперед. Первое – это увеличение экономики, основанной на данных: те решения, те бизнесы и те процессы, которые используют качественные данные для принятия собственных решений. Во-вторых, рост высокотехнологического экспорта, в том числе цифровых продуктов и услуг. «Это две вещи, которые можно качественно подсчитать. Мне кажется, важнейшая задача сейчас – найти такие метрики, которые даже наши статистики не смогут „оптимизировать“. Поиск этих метрик – это очень важная методологическая задача сегодня», — подчеркнул Песков.

Алексей Козырев Алексей Козырев

«У НАШИХ РАЗРАБОТЧИКОВ ПОДХОД ДРУГОЙ...»

Модератор попросил заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Козырева ответить, какой потенциал экспорта имеется у отечественных разработчиков.

«Если говорить о конкуренции, то западные компании зачастую создают коробочные решения. Например, для госсектора мы часто видим, что западные поставщики говорят: мы лучше знаем, как строить бизнес-процессы, поэтому возьмите наши коробочные решения и перестройте под них свои бизнес-процессы, и у вас все будет эффективно работать. У наших разработчиков подход другой. Они понимают, что процессы могут быть и уникальными и готовы качественно разрабатывать продукты в зависимости от потребностей заказчика. Это создает определенное конкурентное преимущество за счет того, что программный код и интеллектуальные права на него могут быть предоставлены заказчику», — ответил Козырев.

Надо отметить, что со словами замминистра могли бы поспорить многие компании, которые в 1990-е и начале 2000-х годов поручали разработку «уникальных» программ автоматизации своей работы небольшим фирмочкам или собственным программистам. Потом, когда программисты увольнялись, поддерживать и развивать системы оказывалось невозможно: новые сотрудники говорили, что проще заново написать программу, чем разбираться в коде чужой.

Тем не менее, по словам Козырева, «индивидуальный покрой» российских программистов открывает перед ними большие рынки госзаказа, в первую очередь ЕАЭС, АТЭС, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.


«ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС — ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ, А НЕ ЧЕЛОВЕК»

Затем Козырев резко сменил тему и поделился с собравшимися своим видением того, как будет выглядеть наш мир через 5–10 лет. Для начала он поздравил всех с днем рождения игры «Тетрис» — 6 июня 1984 года игра была сделана советским программистом Алексеем Пажитновым и стала суперпопулярной по всему миру. «Это к вопросу об экспорте. Мы на самом деле существенно недооцениваем свой экспортный потенциал», — заявил Козырев.

По его словам, компьютерные игры и виртуальная реальность – это самая интересная сфера применения цифровых технологий. «Когда мы играем в игры, мы часто создаем своего электронного персонажа, который начинает бегать и что-то там собирать. По сути, речь идет о нашем цифровом двойнике, который в условиях цифрового мира обладает целым рядом характеристик своего индивидуального профиля и возможностей того, что он может делать в этом электронном мире. Теперь представьте, что у каждого из нас появится свой цифровой двойник, который живет в государственных электронных системах и контроль над которым вы можете получить через вашу биометрию. Вы сможете поручать этому персонажу выполнение каких-то задачек в электронном мире. Для этого он должен будет за вас подписывать в электронном мире юридически значимые документы», — рассказал Козырев.

По его мнению, такие электронные аватары должны быть как у физических, так и юридических лиц. Но для того чтобы им в электронном мире было с чем «играть», необходимо иметь электронные двойники различных реальных объектов – домов, автомобилей, земельных участков и т. д. «Когда мы садимся за руль автомобиля, мы знаем, что у нас есть водительское удостоверение, полис ОСАГО, есть ПТС, документ о прохождении техосмотра. У автомобиля есть куча датчиков, которые снимают с него параметры – скорость, ускорение, уровень бензина и т. д. Представьте себе, что на основе этих данных, которые сейчас хранятся в разных базах данных, можно создать виртуальную копию автомобиля, с которой ваш цифровой двойник может взаимодействовать в цифровом мире – может его продавать, ставить на учет, дарить и т. д., — поделился своим видением замминистра. — Представьте, что вам нужно пойти к врачу, а ваш цифровой двойник за счет того, что вас с ним связывают датчики пульса, давления и т. д., может в электронном виде сходить на прием к виртуальной копии врача. Врач его осмотрит и, если достаточно данных для принятия решения, что-то вам посоветует. Этот цифровой двойник может сходить в аптеку и купить лекарства».

По его мнению, возможность поручить своему цифровому двойнику выполнить все действия в какой-то жизненной ситуации, облегчить, ускорить процессы – это и есть самый главный эффект от цифровизации.

Правда, для того, чтобы жили наши цифровые двойники, чтобы им было с чем работать, надо подключить к сети все, что движется. А что не движется – надо подключить к фиксированным линиям связи. Надо внедрять цифровые технологии в госуправление и интегрировать данные из разных источников, в том числе из коммерческих информационных систем. Это удобнее всего делать с помощью технологий блокчейн.

«Программа цифровой экономики, я надеюсь, будет нас шаг за шагом приближать к такому миру. Мы будем все меньше денег, времени и усилий тратить на то, чтобы решать какие-то квесты, а будем поручать это делать своим цифровым двойникам. Как в песне из фильма „Приключения Электроника“: „До чего дошел прогресс — вкалывают роботы, а не человек“».

Евгений Ковнир

«НЕПРАВДА, ЧТО БИЗНЕС НЕ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕССЫ“

Полет мысли Козырева приземлил модератор Бровко, который отметил, что у участников рынка очень много скепсиса – какие-то государственные министерства начали делать какую-то государственную программу. Насколько обоснован такой скепсис, спросил он у генерального директора АНО «Цифровая экономика» Евгения Ковнира.

Тот продемонстрировал оптимизм и заявил, что за последние годы много чего изменилось в области взаимодействия государства и бизнеса. «Если еще несколько лет назад руководитель одной из крупнейших российских IT-компаний говорил о том, что общение с государством не сулит ничего хорошего, то сейчас мы на своей площадке ведем совместную деятельность по разработке программы цифровизации и ее реализации», — отметил Ковнир.

Чтобы продемонстрировать степень вовлечения бизнеса в этот процесс, он минут 10 перечислял громкие имена капитанов российского бизнеса, которые принимают непосредственно участие в работе различных рабочих групп. «На сегодняшний день можно констатировать, что в России выстроен конструктивный диалог между государством и бизнесом», — подчеркнул Ковнир.

Он обратился к участникам мероприятия с призывом принять активное участие в разработке и реализации программы цифровизации экономики России. «Неправда, что бизнес не может повлиять на процессы. У каждого из вас есть возможность повлиять на содержание программы. Опыт последнего года показывает, что у бизнеса есть право серьезным образом влиять на процессы, которые происходят в государстве. Теперь важно, чтобы вы этим правом разумно воспользовались», — отметил Ковнир.

Следующей темой дискуссии стали умные города Следующей темой дискуссии стали «умные» города

«ВАЖНО ЕЩЕ ПОНЯТЬ, СКОЛЬКО НАДО ДОПЛАЧИВАТЬ ЗА НАШ КЛИМАТ»

Следующей темой дискуссии стали «умные» города. Для начала заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис задал провокационный вопрос: «Кто из сидящих в зале всерьез рассматривал вопрос переезда за пределы России?»

Несколько человек из нескольких сотен присутствующих в зале подняли руки. Все засмеялись.

— А если честно? — не унимался Чибис. — Все боятся, что мы записываем.

— А мы и записываем, — уточнил модератор под смех зала.

Чибис развил свою мысль. По его словам, перед Россией стоят два ключевых вызова: жесткая конкуренция за человеческий капитал и прежде всего за тех людей, которые могут создавать продукт будущего в любой точке мира, там, где им более комфортно. Второй вызов – ограниченность городской инфраструктуры. Поэтому, по его словам, в указе президента РФ о цифровой экономике тема городского хозяйства вынесена в отдельное направление – создание «умного» города. «Умный» город – это безопасный, комфортный и уютный город, ориентированный на человека. Где упрощается взаимодействие с государством, где горожане могут реально повлиять на городские решения», — пояснил он.

По словам Чибиса, сейчас разрабатывается методика замера качества жизни в городах, которую уже прозвали IQ-города. «Это даст ответ, на какую скидку [к зарплате] мы готовы ради переезда в другой город. Или, наоборот, сколько нам надо доплатить, чтобы поехать в Тмутаракань», — отметил Чибис.

—  Важно еще понять, сколько надо доплачивать за наш климат. Согласно нашим исследованием, одним из главных факторов, почему айтишники уезжают из России, — малое количество солнечных дней, — отметил директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Бровко.

— Так пусть переезжают в Сочи, в Крым или во Владивосток — там с Солнцем все хорошо! Но ведь они уезжают же не туда! — с горечью сказал Чибис. Вопрос, сколько надо доплачивать за переезд в Иннополис, так и остался висеть в воздухе.

Александр Повалко Александр Повалко

«С НАШЕЙ ПОМОЩЬЮ КУДА УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК»

Затем дискуссия плавно перетекла в тему инвестирования в IT-страртапы. По словам председателя правления, генерального директора АО «РВК» Александра Повалко, венчурный рынок России в 2017 году стабилизировался после падения 2014–2016 годов. При этом больших сделок не стало больше. Повод для сдержанного оптимизма – рост числа небольших IT-стартапов.

«Есть такая российская компания „Брайт Бокс“, которая занимается разработкой систем управления автомобилем. Она стабильно показывала выручку в районе 2 миллиона в год. Но как только она вышла на европейский рынок, выручка скакнула до 20 миллионов долларов», — рассказал историю успеха Повалко, предложив «Ростеху» оказывать помощь в выводе стартапов на международный уровень.

 — С нашей помощью куда угодно, только не на европейский рынок, — констатировал под смех залаБровко, имея в виду санкционные списки.

 — Рано или поздно с заднего хода туда доберемся, — обнадежил Повалко, пошутив про то, что у России есть что-то, летающее через полюс. Если он имел в виду баллистические ракеты, то непонятно тогда, как они поспособствуют выходам российских стартапов на европейский рынок.

В итоге представители «Ростеха» и РВК договорились создавать для стартапов нечто вроде технологических песочниц, где можно будет опробовать новые решения, а не сразу встраивать их в большие корпорации, что, как признали они сами, может на корню убить любую блестящую идею.


«ВЛАДЕЛЬЦАМ IT-КОМПАНИЙ СНИЗИТЬ СВОЮ НОРМУ ПРИБЫЛИ»

Завершить пленарную дискуссию о будущем цифровой экономики модератор предложил Пескову. «Все упирается в людей, их не хватает, и они нас покидают. Что делать с кадрами?» — спросил его Бровко.

В ответ Песков предложил владельцам IT-компаний снизить свою норму прибыли. Зал от неожиданности затих, потом раздались редкие аплодисменты.

По мнению Пескова, если этого не будет, то ни о какой цифровой экономике и мечтать не стоит. «Очевидно, что компании должны инвестировать в подготовку людей. Сегодня же они изо всех сил стараются возложить эту функцию на государство. Их логика понятна: у меня маржа 7 процентов, если я ее уменьшу до 3 процентов, то мне на домик не хватит», — завершил свою спорную для многих мысль Песков. На то, чтобы обдумывать ее, у участников конференции есть еще два дня.