... Игорь Сечин (слева) высказал свою позицию: на рост цен напрямую повлияла госполитика «налогового маневра» — нефтяники теряют прибыль
Фото: ©Александр Астафьев, РИА «Новости»

КТО «ЭГОИСТ» — ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ НЕФТЯНИКИ?

В правительстве России продолжаются бурные обсуждения по теме, как решить больной вопрос со взлетевшими ценами на топливо. Все больше участников рынка из самых разных видов бизнеса подключаются к дискуссии, а точнее, попросту бьют тревогу. Так, руководство минимум пяти регионов страны — Ставрополья, Краснодарского края, Крыма, Челябинской и Ростовской областей — готовят обращения правительству с просьбами о дополнительной федеральной поддержке аграриев, которые в этом сезоне из-за высоких цен на дизельное топливо могут уйти в убыток. В Крыму ситуация усугубляется и засухой, которая уже уничтожила часть засеянного.

Параллельно российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо заместителю председателя правительства Максиму Акимову с предупреждением о возможном повышении цен на билеты. В письме объясняется, что в 2017 году авиационный керосин подорожал на 23,2% и во втором квартале 2018 года рост цен продолжился. За апрель – май рост индексов на топливной бирже составил 13,5%. Так что авиакомпании при сохранении текущего положения дел будут вынуждены ввести дополнительный «топливный сбор». Чтобы исключить рост цен для потребителей, АЭВТ просит ФАС России проанализировать ситуацию и провести совещание с участниками всех сторон.

В начале недели премьер Дмитрий Медведев на встрече со своими заместителями дал понять, что обеспокоен положением дел. «Они [цены] выросли, люди, конечно, недовольны, об этом говорят, об этом пишут, в социальных сетях обращаются, в том числе и ко мне», — сказал премьер. Он напомнил, что было принято решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо (отметим, авиакеросина оно не коснется). «Тем не менее ситуация все равно остается не очень ровной», — признал Медведев и дал непрозрачный намек нефтяным компаниям. «В такой ситуации ни одна компания, ни одна промышленная группа, вертикально интегрированная компания не должна проявлять эгоизма. Тем более что мы понимаем: норма прибыли в разных отраслях разная. И мы понимаем, где эта норма выше», — предупредил премьер.

Своеобразный ответ на призыв «не проявлять эгоизма» вчера дала «Роснефть», чей глава Игорь Сечин в тот же день участвовал в совещании с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым, врио губернатора Красноярского края Александром Уссом, главой Московской области Андреем Воробьевым и рядом других региональных чиновников. Как сообщила пресс-служба «Роснефти», Сечин высказал свою позицию: на рост цен напрямую повлияла госполитика «налогового маневра» — нефтяники теряют прибыль. «Экономика нефтепереработки испытывает сейчас дополнительное давление в результате чрезмерного налогового обременения, что влечет за собой существенные потери для НПЗ. Потери нефтепереработчиков достигают 3000 рублей на тонну дизельного топлива и 7000 рублей на тонну бензина АИ-92», — сообщает пресс-служба «Роснефти». При этом, сетуют в компании, «Роснефть» продолжает громадные инвестиции в модернизацию своих производств.

Более того, по мнению «Роснефти», снижение акцизов ситуации поможет мало: «налоговый маневр» неизбежно продолжит свое действие, и цены еще подрастут. «По мнению менеджмента „Роснефти“, предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза», — сообщает компания.

«Роснефть» неоднократно просила разные госорганы пересмотреть вопрос о налоговом стимулировании нефтяников, но воз и ныне там. Следовательно, по логике «Роснефти», удивляться сейчас нечему. И то ли еще будет.

Марат Ахметов Марат Ахметов: «Разница в цене достигает 10 рублей на литр. Такие непонятные, бешеные цены» Фото: «БИЗНЕС Online»

АГРАРИИ РТ ОБЕСПЕЧЕНЫ ЛЬГОТНЫМ ТОПЛИВОМ

Между тем в Татарстане на «топливном поле» временное затишье. Розничные цены на совете участников рынка при кабмине в последний раз были установлены 25 мая — куратор рынка от правительства Роберт Гилязиев постарался, чтобы литр топлива для татарстанцев все-таки стоил дешевле, чем в среднем по Поволжью. Тем не менее ряд частных заправок в этом добровольном, к слову, совете не участвует и преспокойно повышает цены по своим соображениям. Так что ценами в 45–46 рублей за литр бензина казанцев напугали лишь отдельные АЗС.

К слову, и аграрии пока что чувствуют себя спокойно — опять же благодаря усилиям татарстанского правительства, которое из года в год договаривается с «Татнефтью» и ТАИФом о льготных ценах во время посевной. Как рассказал сегодня министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов на брифинге, посвященном окончанию посевной кампании, аграрии Татарстана пока что «защищены» льготным тарифом нефтяников. «Разница в цене достигает 10 рублей на килограмм. Такие непонятные, бешеные цены. С завода отпускают уже по цене 52–54 рублей за килограмм. А мы, включая транспортные затраты и услуги нефтебаз, отпускаем по 41 рублю», — похвалился Ахметов.

... Аграрии Татарстана пока что «защищены» льготным тарифом нефтяников
Фото: tatarstan.ru

В этом году на нужды сельского хозяйства РТ будет поставлено в общей сложности 140 тыс. тонн дизельного топлива по льготной цене — при том, что за год аграрии потребляют около 200 тыс. тонн. «Есть договоренность с компаниями „ТАИФ и „Татнефть“ — по 70 тысяч тонн. Этот объем распределен по месяцам, с учетом сезонности работ. Сельхозтоваропроизводителям лимит доводится с учетом обрабатываемых площадей. Топливо отпускается только по предоплате, — пояснил Ахметов. — Конечно, у наших компаний горячего желания отпускать топливо по льготным тарифам нет. Это делается с учетом просьбы президента РТ Рустама Минниханова».

«Этим компаниям приходится отдавать топливо [по льготной цене] за счет собственных прибылей. Это символ уважения к труду земледельцев», — подытожил министр.

Напомним, что ранее в Татарстане из-за топлива били тревогу автобусные и в особенности — речные перевозчики. Так, казанская туркомпания «Волжские путешествия», эксплуатирующая несколько круизных теплоходов, объявила о том, что из-за роста топливных цен оказалась на грани выживания. «Мы просто остановим корабли, потому что не сможем выполнить свои обязательства перед туристами при таких ценах. Мы не продавали по таким высоким ценам путевки, мы продавали их из расчета максимум 35 тысяч рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи за тонну», — заявил директор компании Вячеслав Самолин.

... Федеральной антимонопольной службы недостаточно, чтобы обуздать рост цен
Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЕСПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ — ЗАМОРАЖИВАТЬ ЦЕНУ»

Логику государства и «Роснефти» в решении топливной проблемы прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Марат Галеев  заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

 У каждой стороны своя логика. Если, как говорят в правительстве, в конечном счете экспортные пошлины будут снижаться, это хорошо, но при этом будет стимулироваться экспорт. Логика «Роснефти» такая, что это приведет к выравниванию цен в конечном счете на внешнем рынке и внутри. Дело в том, что внутри у нас сейчас в валютном исчислении топливо намного дешевле, если считать в долларах или евро, потому что горючее в Европе стоит 1 евро за литр в большинстве стран, ну там есть небольшие колебания. А у нас это далеко не так, у нас это две трети, процентов 60, 50 с чем-то от европейской цены, и цены будут расти, по мнению «Роснефти». В этом своя логика есть. Но взамен этого правительство предлагает ввести другие налоги, налог на недра, которые проще собирать. Правительство думает о бюджете, о наполнении бюджета в первую очередь, поэтому оно ищет налоговые базы для этого. А «Роснефть» говорит, что это в конце концов спровоцирует рост цен через увеличение экспорта.

Каждый по-своему прав. У «Роснефти» взгляд-то подальше, потому что правительство уже однажды просчиталось резким увеличением акцизов, увеличив рынок и считая, что производители проглотят. Но заметили, как рентабельность почти обнулилась у торговцев топливом в результате роста акцизов. Видите, очень многофакторны эти последствия. Потому что от цены на топливо, понятно, сельское хозяйство очень зависит, этот резкий рост цен при получении кредитов в банках на посевную и сельскохозяйственную деятельность.  Производители свой бизнес, конечно, считали по ценам другим.

Бесполезное занятие — замораживать цену. Там настолько много факторов, влияющих на конечную цену, и, если сейчас заморозить, какое-то время будет. Мы это уже проходили, уже замораживали — перед выборами по договоренности. Собственно, нынешнее провоцирование роста цен с этим и связано. Держали цены, но после выборов рычаг не работает административный, а до этого, при таком налогообложении, у нас же половина в цене — это налоги, в цене литра бензина. Единственная страна, у которой такой большой процент налога сидит в цене литра бензина. И, соответственно, рентабельность упала давно уже. Давно продавцы топлива говорят, что работают почти в убыток.

Я подчеркиваю: если такая картина будет дальше идти по логике правительства, да, сейчас цена будет какое-то время держаться, но те, кто получал кредиты на посевную, получат урожай осенью. Они просчитывали свои бизнес-проекты, окупаемость исходя из других цен — они тоже будут в убытках, поэтому цены на продовольствие осенью могут спровоцировать рост, а это уже ощутят все, не только производители.

Геннадий Шмаль  президент союза нефтегазопромышленников России:

 — Правительство обязано, наверное, прислушаться к мнению профессионалов. Потому что в самом правительстве-то таковых нет, к сожалению. Поэтому они должны слушать тех, кто занимается конкретным производством, которые ощущают на себе все «прелести» налогового маневра. Поэтому надо, чтобы правительство слушало, надо, чтобы минэнерго более активно занималось [данным вопросом], особенно когда речь идет о нашем нефтегазовом секторе или по нефтепереработке и так далее. Вообще надо, чтобы правительство почаще обращалось к профессионалам. У нас в союзе есть свой экспертный совет, поручили бы нам. Мы высказывали свои точки зрения по всем налоговым маневрам, которые за последние годы даже по несколько раз в году бывают. То у нас пообещают акцизы снизить, вместо этого повысят. Поэтому, конечно, все эти налоговые вещи — словом «маневр» даже их назвать нельзя, потому что маневр предусматривает положительное решение вопроса.

Еще два-три года назад, когда был этот налоговый маневр, мы предупреждали о том что это приведет к увеличению цен на заправках. И что мы сегодня с вами имеем — уже за 45 рублей стоит 95-й бензин. Хотя нас убеждал минфин: «Да нет, мы обязательно постараемся снизить за счет акцизов и не позволим увеличиваться, а сами уже пять раз подняли акцизы». Сейчас вроде собираются снизить, но не знаю, когда будет принято решение окончательное.

Если акцизы будут понижены, то, конечно это повлияет. Ненамного, но на рубль или на два цены могут упасть. Но это совсем не факт, потому что, во-первых, этого решения еще нет окончательного, а во-вторых, насколько это будет, какие цифры. С одной стороны, они акцизы снизят, а какой-нибудь другой налог, например НДФЛ, увеличат. И это сразу увеличит цену нефти на внутреннем рынке. От нашего правительства можно ожидать чего угодно.

Нужно, чтобы правительство всегда, постоянно занималось вопросами ценообразования, следило за этими вещами. Ведь посмотрите: в той же цене на моторное топливо, на бензин и дизтопливо у нас налоги занимают 60–65 процентов, а у американцев, мне недавно показывали, 17%. Поэтому откуда же будет дешевое топливо на заправках, если такие налоги? Всего где-то процентов 10–12 приходится на цену нефти, 7 процентов примерно на нефтепереработку, какие-то прибыли должны быть, транспортная составляющая. Но главная составляющая — это налоги. Поэтому конечно, если мы не будем регулировать эти вещи, то так и будут эти вещи и народ будет возмущаться. И селяне будут возмущаться, что не посеять с такой ценой на дизельное топливо. Так что вопросов много еще есть. Это правительство, которое очень малокомпетентно. Один Силуанов чуть-чуть понимает, но его задача бюджет сформировать, а как там будет жить население — его это не очень волнует.

Валентин Катасонов  профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, российский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова: 

— То, что снизили чуть-чуть акцизы, не компенсирует тот рост цен на черное золото, которое еще не произошло, но может произойти. Потому что ведь одновременно с этим принято решение об отмене экспортных пошлин на черное золото, а это значит, что внутренний рынок будет оголен. Наши олигархи, которые работают с нефтью, конечно, заинтересованы в том, чтобы гнать черное золото за границу. Вообще в СССР и других странах, богатых нефтью, всегда был приоритет сначала внутренних потребностей, потом внешних. Более того, бо́льшая часть черного золота вообще идет в сыром виде. В Советском Союзе вообще старались минимизировать экспорт, и, если это и делали, то только для стран социалистического лагеря. А так, чтобы разбазаривать национальное богатство, — это полное безобразие. И мы сегодня это видим.

Прошли выборы, новый состав правительства, олигархи понимают, что можно и дальше давить. Может, они говорят, мол, мы страдаем от экономических санкций, дайте нам какую-то морковку, вот им дают эту морковку. А куда им эту морковку прятать? Ведь по-прежнему существуют офшоры, по-прежнему выручка там где-то оседает. 

Федеральной антимонопольной службы недостаточно, чтобы обуздать рост цен. Вот когда уж совсем припекает, на сцену выходит президент. Он ведет переговоры. Это делается в ручном режиме. Это касается не только нефти, это касается многих товаров.