Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры советского времени в новом прочтении Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры Казани советского времени в новом прочтении Фото: Максим Тимофеев

ТОРЖЕСТВО МИНКУЛЬТА РТ В СТИЛЕ СОВЕТСКОГО АМПИРА

Сегодня вместе со строительными лесами и защитной пленкой спала «пелена» с лестницы казанского Ленинского садика, обнажив самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры Казани советского времени в новом прочтении. На архитектурный объект 1924 года вернулась советская символика в виде серпа с молотом и пятиконечными звездами, а также надписи «Маркс», «Ленин» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». У «подножия» лестницы также вновь разместились и другие символы, которыми она запомнилась старожилам Казани. Прежде всего это оригинальный «медальон», установленный в самом ее основании, напоминающий эмблему международного Ротари-клуба. «Шестеренку», или своеобразный штурвал, окружали слова «система», «время», «энергия» и аббревиатура «НОТ» — научная организация труда. Время и ремонтные работы не щадили облик лестницы — символы замазывали цементом или известкой, а back in the U.S.S.R. для них пришел только с последней реставрацией.

Заместитель министра культуры РТ Светлана Персова напомнила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что лестница архитектора Федора Гаврилова связывает два общественных пространства — сам Ленинский сад и верхнюю террасу, которая сейчас является территорией университета. «Терраса была творческой частью Ленинского сада, которая располагалась наверху, и основная задача этой лестницы — осуществлять пешеходную связь между ними, — пояснила Персова. — Мы не преследовали цель приурочить открытие лестницы к какому-то определенному событию (например, старту чемпионата мира по футболуприм. ред.), была задача в целом оформить общественное пространство, придать ему законченный вид, тем более что недавно эта лестница стала объектом культурного наследия республиканского значения».

По словам собеседницы нашего издания, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью. «Архитектура советского авангарда — это наряду с уникальным деревянным зодчеством одна из двух составляющих наиболее ценного российского архитектурного наследия, — заметила Персова. — Советский авангард также уникален, он оказал огромное влияние на развитие всей мировой архитектуры. Эта лестница — образец советского авангарда, и это очень важно знать».

По словам Светланы Персовой, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью По словам Светланы Персовой, советские символы и лозунг, нанесенный на архитектурный памятник, являются его неотъемлемой частью Фото: Максим Тимофеев

«ЭТО НЕ МОНУМЕНТ ВОЖДЮ, А ПАМЯТНИК ПОКОЛЕНИЯМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫРОСЛИ НА ПРИНЦИПАХ РАВЕНСТВА»

Реставрацией лестницы занималась главный архитектор Татарского специализированного научно-реставрационного управления Рания Раимова. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она пояснила, что реставрация предполагает возвращение сооружения в первоначальный вид, без отступлений от проекта Гаврилова. «Этот объект является памятником архитектуры советского времени, 20-х годов, один из первых памятников Советского Союза, посвященный вождю пролетариата, поэтому и вся символика объекта была связана с этим, это неотъемлемая часть памятника, — рассказала Раимова. — Объект культурного наследия должен иметь всю культурную нагрузку, которая была заложена автором. У нас сохранился проект архитектора Гаврилова, и мы восстановили его, основываясь на ранних и более поздних фотографиях. К сожалению, до нас лестница дошла в довольно плачевном состоянии, штукатурка висела, все было испачкано, ступени были опасны для жизни, и мы подняли все исторические документы, проанализировали их и вернули памятнику первоначальный вид».

Архитектор рассказала, что в работе над столь «возрастными» сооружениями ее больше всего интересуют строительные технологии того времени. «Лестница была построена на рубеже XIX и XX веков, тогда только появился цемент, и архитектор использовал технологии мозаичного покрытия с добавлением мрамора, которые плавно перетекли в советскую Россию из дореволюционной. Для меня было важно показать и вернуть дух времени, дух революционных перемен», — пояснила Раимова. По словам собеседницы, сейчас лестница представляет собой не монумент вождю, а памятник нескольким поколениям людей, которые, может быть, «не столь свято верили в советскую идеологию, но жили и выросли на принципах всеобщего равенства и социального единения».


«Мое принципиальное решение — надо возвращать историю и чтить ее, а эта лестница — история нескольких поколений людей, нельзя ее так просто отметать, сейчас этот памятник рассчитан в том числе и на детей и внуков тех, кто вырос в Советской России, пусть они знают свою историю, не все так было плохо», — заключила архитектор. Отметим, Раимова также занималась реставрацией старинного особняка Михаила Оконишникова, что нао улице Муштари, 14, известного до последнего времени как здание союза писателей Республики Татарстан. Кроме того, на сайте проекта «Храмы России» Раимова указана как архитектор-реставратор Успенского Свияжского мужского монастыря и расположенной на его территории церкви Вознесения Господня.

Советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев убежден, что характерные для расцвета Советского Союза надписи на лестнице следует рассматривать как исторические артефакты, а не живые символы, чье предназначение — влиять на неокрепшие умы студентов. «Это часть нашей истории, которая проявляется в культурных символах, и я бы не стал вкладывать в них политическое содержание, — полагает Алаев. — Хорошо, что они появились, в том числе хорошо и для туристов — пусть скажут: „Ого, смотри как у них, что-то они умудрились сохранить, не один новодел“. А что касается серпа и молота, то он до сих пор красуется на государственном гербе Австрии, и небо на землю у них не упало».

ИСТОРИЯ ВСХОДА ОТ ЧЕРНОГО ОЗЕРА К ПАМЯТНИКУ ЛЕНИНУ

Лестница в Ленинском садике всегда была востребована, поскольку по ней можно было в два раза короче, чем по улице Нужина, добраться из «второго» высотного корпуса КГУ в Ленинский садик, а из него — в парк Черное озеро. 

Как пишет в своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» известный казанский архитектор Сергей Саначин, лестница в Ленинском садике появилась в 1924 году одновременно с переименованием Николаевского сквера в сад «имени товарища Ленина» и была построена на добровольные пожертвования жителей силами красноармейцев и молодежи. Лестница вела из нижней части сада в верхнюю, где открылся один из первых в Казани памятников Ленину.

Спроектировал ее казанский архитектор, ректор Казанских художественных мастерских и главный по художественному оформлению Казани Федор Гаврилов, на счету которого, помимо прочего, особняк промышленника на Бутлерова (сейчас там размещается республиканская офтальмологическая больница). Хотя особняк явно создан под влиянием архитектуры модерна, лестницу Гаврилов создал в стиле конструктивизма — монолитное сооружение имеет геометричные и строгие формы. Его украсили рельефы с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Маркс», «Ленин», пятиконечные звезды, серп и молот, а также эмблема научной организации труда (НОТ) — наполовину штурвал, наполовину шестеренка, окруженная словами «время», «система», «энергия», «НОТ».

К концу XX века барельефы уступили место граффити, а сама лестница начала приходить в запустение. Частичная реконструкция Ленинского сада в 2003–2005 годах не затронула сооружение — там только подлатали асфальт, выровняли тротуары, увеличили количество цветников и положили брусчатку. Проект более глобальной реставрации представили летом 2016 года, его разработал казанский архитектор Николай Новиков, который подчеркнул, что лестница сама по себе имеет потенциал объекта туристического посещения и ее нужно реставрировать, восстанавливая исходные изображения. В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей. В феврале этого года минкульт РТ включил лестницу в список объектов культурного значения регионального значения.

Отметим, что возвращение советской символики на архитектурные сооружения нередко сопровождается спорами и протестами, однако Казань этого смогла избежать. Например, в 2008 году на станции «Курская» московского метро заменили строчки из гимна СССР про Ленина на те, что выложили при открытии станции в 1950 году, про Сталина: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!» Общественность начала возмущаться, увидев в этом решении реабилитацию сталинизма. В итоге в 2009 году в метро объединили обе цитаты.

В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей В 2017 году ГИСУ РТ раскрыло стоимость реставрации объекта — 29 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«У СЕРПА И МОЛОТА РУЧКИ НУЖНО ДЕЛАТЬ С ПРАВИЛЬНОЙ СТОРОНЫ, А НЕ ЗЕРКАЛЬНО, КАК ЭТО БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО»

По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты выразили свое мнение об архитектурном памятнике, который один в один повторяет оригинал.

Сергей Саначин  архитектор:

— Нынешние реставраторы — не знаю, по каким причинам, — скрывают некоторые подробности по этой лестницы. Одна из них в том, что в 1983 году, если не ошибаюсь, по заказу городского управления благоустройства уже была произведена реставрация. И не кем-нибудь, а именно мною и моим помощником и коллегой Рашидом Султановым. Это произошло потому, что в 1980 году был проведен конкурс на разработку проекта реконструкции верхней и нижней частей Ленинского сада. Я в этом конкурсе тогда победил, и нам тогда достался этот проект. Мы это сделали. Мною были найдены архивные иллюстративные материалы, и реставрация была произведена один в один с первоначальным проектом. То есть все эти надписи не придуманы, в том числе и буквы «НОТ», «научная организация труда», это все, как было тогда. На научно-методическом совете в министерстве культуры РТ нынешние реставраторы подтвердили, что реконструкция в 80-е годы была сделана качественно. А что сейчас сделано – я под пленку не заглядывал и не видел. Вот сегодня буду в центре — посмотрю. Но на научно-методическом совете (а я член этого совета), когда обсуждался проект новых реставраторов этой лестницы, у меня было замечание, что надо бы знать советскую символику. И, в частности, у серпа и молота ручки нужно делать с правильной стороны, а не зеркально, как это было у них представлено.

А насколько уместно сейчас воспроизводить символы советской эпохи... При чем тут символика? Это архитектурное решение, которое было заложено в ее первоначальный проект. Значит, ее нужно сейчас воспроизводить в том виде, в каком она и была. Если вы сейчас изображаете Брежнева или Сталина, то вы ведь не снимаете с их пиджаков и гимнастерок ордена. Так ведь? Так и тут. Тут дело не в политике, это архитектурное решение. И если мы делаем реставрацию, то мы должны делать именно так, как это выглядело первоначально. То, что мы реставрируем, должно быть аутентичным.

Владимир Беляев  доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Если снять всю известку на этой лестнице, то там еще должна проявиться надпись «Е=МС2». Энергия, масса, скорость... Так что Маркс там, соответственно, приравнен к массе, а Ленин — к энергии. И в этом плане все эти надписи довольно символичны. Действительно, Ленин это практика, а Маркс — база, масса, которая позволяет на своей основе строить любое здание. И в этом плане мы возвращаемся к истокам. Нам надо помнить каждый период нашей истории, и с этой точки зрения Советский Союз — не самое плохое детище, задуманное еще Марксом. В 1913 году мы были на шестом месте в мире по промышленному производству. У нас в Казани на многих зданиях видны цифры 1913: оба здания пединститута или физкультурный факультет того же института у «слияния» улиц Карла Маркса и Горького. Там тоже видна эта дата, знаменующая 300-летие династии Романовых. И если мы до сих пор храним такие символические образы, связанные с царской империей, то надо помнить и о следующем: к 1940 году мы вышли на второе место в мире по промышленному производству, что позволило освободить нашу страну от гитлеровского нашествия, победить в великой войне. Конечно же, эта реставрация — дело неплохое, интересное. Нам нужно помнить о каждом периоде нашей истории, а в надписях этих гораздо больше символов и смысла, чем нам кажется на первый взгляд.