В период руководства Василия Фаустова «КАМАЗы» раскупались как горячие пирожки. В начале этого года Фаустову вручили последнюю награду — дали звание почетного гражданина города. Получив ее из рук мэра автограда, Василий Алексеевич тогда признался, что самые лучшие годы жизни были отданы автогиганту. Об ушедшем рулевом КАМАЗа в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминают те, кому довелось наблюдать за его работой в 80-е.
18 мая на 89-м году жизни скончался Василий Алексеевич Фаустов — второй генеральный директор Камского автозавода, который он возглавлял в 1981–1987 годах
«САМЫЕ ЛУЧШИЕ ГОДЫ МОЕЙ ЖИЗНИ — ЭТО РАБОТА НА КАМАЗЕ»
18 мая на 89-м году жизни скончался Василий Алексеевич Фаустов — второй генеральный директор Камского автозавода, который он возглавлял в 1981–1987 годах. Назначенного на смену Льву Васильеву Фаустова называли образцом руководителя с высочайшей технической квалификацией. В период его руководства КАМАЗ вышел на запланированные мощности и стал полностью рентабельным. Он реорганизовал структуру завода таким образом, чтобы каждый работающий был заинтересован в конечном результате и большое предприятие превратилось в единый слаженный механизм. На одной из встреч с журналистами Фаустов сказал, наверное, ключевую фразу — о том, что главным пожеланием камазовцам он считает создание такого грузовика, за который было бы не стыдно и который при этом был бы самым выносливым и долговечным. Накануне в Москве состоялись похороны легендарного руководителя.
Василий Алексеевич родился 11 января 1930 года в селе Гнилуша Задонского района Липецкой области. После окончания средней школы поступил в Новочеркасский политехнический институт, который окончил в 1952 году. Трудовой путь начал с должности мастера на Ярославском автозаводе. В 1961-м вступил в должность директора Ярославского завода топливной аппаратуры. Способного, высококвалифицированного руководителя в 1966 году приглашают на работу в министерство автомобильной промышленности СССР, где он работал в должности главного инженера – первого заместителя начальника управления по производству автомобильных двигателей, с 1976 года Фаустов стал начальником управления главного технолога.
В июне 1981-го приказом министра автомобильной промышленности Василий Алексеевич был назначен гендиректором Камского производственного объединения по производству большегрузных автомобилей «КАМАЗ». Отличные организаторские способности, умение мобилизовать коллектив на выполнение поставленных задач позволили этому руководителю достигнуть действительно высоких результатов. Как сообщают «Вести КАМАЗа», выпуск грузовиков вырос с 85 до 128 тыс. в год. Кроме того, был достигнут максимальный за всю историю завода суточный темп сборки автомобилей — 500 штук в сутки. Только в XI пятилетке (1981–1985) объем производства вырос на 65%. Досрочно, к 27 ноября 1985 года, дополнительно было изготовлено около 3 тыс. автомобилей и 6 тыс. двигателей. Выпуск продукции со знаком качества был присвоен 10 моделям автомобильной техники и достиг 62,2%. Себестоимость выпускаемой продукции снижена сверх плана на 8,5 млн рублей, было получено свыше 58 млн рублей сверхплановой прибыли. Производительность труда выросла на 45% при плане 36%. Под руководством Фаустова развивалась и совершенствовалась фирменная система обслуживания автотехники «КАМАЗ» в СССР и за рубежом — сеть насчитывала 170 автоцентров и ремонтных предприятий. Вместе с градообразующим предприятием тогда рос и развивался город. Строились жилые дома, объекты соцкультбыта.
На посту рулевого КАМАЗ Фаустов проработал до мая 1987 года, после чего продолжил трудовой путь в Москве, в должности первого заместителя председателя Госснаба СССР. Работал также референтом совместного советско-американского предприятия «Диалог», директором внешнеторговой фирмы «УралАЗ» в московской дирекции, советником в ООО «Нефте-Профиль», ЗАО Московский автоцентр «Гарант». Однако профессиональный путь Фаустова завершился должностью, так или иначе связанной с автогигантом, — на заслуженный отдых Василия Алексеевича проводили с поста главного специалиста представительства ПАО «КАМАЗ» в Москве.
В январе мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев поздравил Фаустова с днем рождения и присвоением звания «Почетный гражданин города» и вручил нагрудный знак
Фаустов был награжден орденами Ленина, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд». В январе в представительстве ПАО в Москве мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев поздравил Фаустова с днем рождения и присвоением звания «Почетный гражданин города» и вручил нагрудный знак.
«Могу сказать без прикрас, что самые лучшие годы моей жизни — это работа на КАМАЗе», — поделился ветеран автопрома. Вспоминая о тех временах, он отметил, что тогда самым «узким» местом был сборочный завод, там наблюдалась большая текучка кадров: «Когда стали анализировать, оказалось, что на конвейере сборщик, который даже на минуту не мог отлучиться со своего рабочего места, получал такую же зарплату, как и работники механообрабатывающего производства. Я начал разбираться, после этого мы повысили сборщикам зарплату на 30 процентов. Кроме того, в те годы в Набережных Челнах сдавалось 6 тысяч квартир в год, и из этого количества 15 процентов я мог распределять сам. Камазовским сборщикам предлагалось жилье вне очереди. Но ордер можно было получить только после пяти лет работы на КАМАЗе. Эти шаги помогли существенно снизить текучку, увеличилось количество желающих работать на автогиганте».
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и коллектив компании выразили соболезнования семье, родным и близким Фаустова. «Имя Василия Алексеевича навсегда вписано в историю КАМАЗа, память о нем сохранится в сердцах его коллег», — говорится в сообщении компании.
«Могу сказать без прикрас, что самые лучшие годы моей жизни — это работа на КАМАЗе», — говорил Василий Фаустов
«ОН БЫЛ ТЕХНОЛОГОМ ОТ БОГА»
Уел Хусаинов — руководитель комитета по промышленности города Набережные Челны и региона «Закамье»:
— У каждого директора КАМАЗа свое предназначение в истории автогиганта. При Фаустове происходил очень важный процесс — освоение производственных мощностей. При нем показатели были максимальными. Но нельзя, конечно, сравнивать показатели 85-х годов и современные. Тогда «КАМАЗы» как горячие пирожки хватали. Купить грузовик в Советском Союзе было большое счастье, а сегодня совсем другая ситуация. Но при Фаустове был пик производства в штуках. Он был, конечно, технологом от бога. При нем создались службы эксплуатации и ремонта для обеспечения высокого темпа работы конвейера. Тот конвейер был достаточно однородный, это сейчас десятки моделей «КАМАЗов» завод производит. И нужно было тогда обеспечивать темп. В этом плане, конечно, Василий Алексеевич внес свой вклад.
Он очень внимательно относился и к городским проблемам. Всегда можно было найти у него поддержку и понимание. Василий Алексеевич всегда отличался позитивным отношением к нуждам людей. Он был патриотом Челнов, республики, всегда работал в связке с городскими властями, знал заботы населения: детсады все камазовские были тогда, трамваи, сады-огороды... Такие вот житейские проблемы решал. Лозунг «КАМАЗ — это город, а город — это КАМАЗ» при Фаустове наполнялся конкретным содержанием.
Человек он был со своими плюсами и минусами, но минусы были не зловредные. Он не был злопамятным, доброй души человек. Помню, бывали такие случаи: идет совещание производственное, обсуждаются проблемы, докладывают по списку руководители, а Фаустов как будто даже не слушает, прикрыл глаза и вроде дремлет. Вдруг он слышит какое-то противоречие в докладе и сразу оживает — его нельзя было вокруг пальца обвести, лапшу на уши не навешать.
Юрий Петрушин — председатель правления ТПП города Набережные Челны и региона «Закамье»:
— Василий Алексеевич — это очень технически грамотный специалист, хороший технолог, я бы сказал, один из лучших технологов того времени. Наверное, именно поэтому его сюда и направили как специалиста, чтобы он возглавил КАМАЗ. Деловой человек, конечно, очень хорошее впечатление о себе оставил, иного тут не скажешь.
Тот период, когда он был генеральным директором КАМАЗа, чем-то особым не запомнился: это была обычная жизнь, обычная работа. Город тогда активно строился, было уже сделано районирование. Отношения города с КАМАЗом были рабочие, нормальные. Завод тогда набирал обороты. И именно при Фаустове был достигнут самый большой объем выпуска автомобилей с автосборки — 128 тысяч грузовиков. Этот результат остается наивысшим за всю историю КАМАЗа. Этим он отличился, тут надо отдать ему должное.
Наиль Магдеев — мэр Набережных Челнов:
— Фаустов запомнится еще и тем, что во времена его руководства было организовано производство малолитражного автомобиля «Ока». Как бы к нему ни относились, он свою задачу народного автомобиля выполнил. Это тоже можно положить в копилку трудов Фаустова. За время работы Василия Алексеевича было построено большое количество социальных объектов — детсады, школы. Все это строилось по титулу КАМАЗа. И то, что сегодня завод стоит на ногах, есть костяк. Сплоченный коллектив — это все со времен Фаустова. Была взращена целая плеяда технически грамотных специалистов. Василий Алексеевич оставил добрый след в жизни города и КАМАЗа.
В январе мы вручили заслуженную награду — звание почетного гражданина. Я рад, что мы успели при его жизни выполнить эту миссию. Ему уже в возрасте почти 90 лет ничего не нужно было. Он все, что мог, заработал. Важно было общественное признание.
Альберт Петров — гендиректор ООО УКС «КамГЭСэнергострой»:
— Это был действительно очень сильный специалист. Вот Лев Борисович (Лев Васильев — первый гендиректор КАМАЗа — прим. ред.) у нас уважаемый человек, он построил КАМАЗ, сдал вторую очередь, уехал в Москву, а самая сложная работа по освоению мощностей завода досталась на долю Фаустова. Это был тяжелый период. Завод вроде как построили, но по большому счету заводом он еще не стал. Я вам скажу, что это был уникальный человек, классный специалист, которых и было, и есть немного в стране. И в Набережных Челнах он показал себя как один из лучших руководителей за всю историю КАМАЗа. С поставленной задачей освоения мощностей он справился прекрасно. При Фаустове мы выпустили максимальное количество машин — 128 тысяч, если не ошибаюсь. А мы сейчас выпускаем 30–40 тысяч — и герои все. У Фаустова было огромное уважение и в городе, и в республике, и в стране. Он очень хорошо знал как машиностроение вообще, так и производство грузовых автомобилей в частности. Знал, пожалуй, как никто другой.
Он и для города многое делал всегда, не мелочился. Это касается и строительства жилья, и школ, и детских садов, и объектов соцкультбыта. Он этим очень серьезно занимался. Очевидно, понимал, что для развивающегося города эти вопросы очень важные.
При этом он был человеком достаточно суровым, требовательным, но по-другому, наверное, на производстве и не бывает. В то же время, насколько я знаю, с близкими людьми он был очень доброжелателен, его все уважали и любили.
Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:
— Очень грамотный человек, разумный, вдумчивый, хороший организатор. Нам довелось с ним поработать, мы получили от него огромный опыт, великолепные познания. Но всему, к сожалению, приходит конец, смерть не миновала и его. Тут уж ничего не сделаешь. Светлая память ему. Хотелось бы, чтобы в Набережных Челнах нашли возможность увековечить память о Василие Алексеевиче. Может быть, какую-нибудь мемориальную доску установить или еще как-то. Все-таки он это заслужил — очень многое сделал для КАМАЗа и города.
Я не раз был на совещаниях, которые он проводил. И меня всегда удивляло его знание положения вещей. Фаустов по нутру был технолог. А технолог — это такой человек, который доподлинно знает все, что происходит на предприятии, которым он руководит. Кроме того, он был справедливый, что для первого лица огромного комплекса заводов очень важно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.