Накануне выходец из Татарстана потерял свое кресло в правительстве РФ. С тех пор Николай Никифоров не оставлял сообщений в своем «Твиттере», а его перспективы в Москве довольно туманны, собеседники «БИЗНЕС Online» не исключают и возвращения чиновника в Казань. О том, почему Никифоров «точно не пропадет» и отчего у него было меньше свободы действий, чем у Реймана и Щеголева, — в нашем материале.
Республика лишилась своего самого высокопоставленного лоббиста — министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова
«ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ? ЭТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВСЕ ЭТИ РОСКОМНАДЗОРНЫЕ ИСТОРИИ...»
Главным политическим событием для Татарстана стало вчерашнее объявление состава нового кабинета министров РФ, по итогам которого республика лишилась своего самого высокопоставленного лоббиста — министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Видимо, сам выходец из Казани пока осмысляет кадровое решение Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Последняя по времени запись в «Твиттере» Николая Анатольевича датирована вчерашним днем и рассказывает о материале в «Известиях» «про монополизм платформ Apple и Google и новые вызовы для государств в цифровую эпоху». Так случилось, что министр провел в своей должности ровно шесть лет, то есть весь третий путинский президентский срок.
Возможно, «вызовы для государства в цифровую эпоху», а именно: последняя скандальная история вокруг Telegram Павла Дурова, хотя к ней Никифоров вроде как и имел лишь косвенное отношение, стали одной из причин его непопадания в новое правительство Медведева. «Я всегда повторяю тезис о том, что история с Telegram излишне подсвечена средствами массовой информации... Там гораздо более проблемная зона. Я думаю, что там предстоят тоже достаточно серьезные решения. WhatsApp, Viber, Facebook. Я думаю, что здесь тоже нужно дождаться соответствующих решений и процедур», — говорил министр в самый разгар «бодания теленка с дубом» — Роскомнадзора с детищем Дурова. И мало кто удивится, если вслед за ним должности лишится и глава федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров, и тот же советник по интернету президента Герман Клименко. Издержки для России и власти оказались слишком высоки — страна показала неготовность к переходу через постиндустриальный барьер, и кто-то должен был за это ответить... Как говорится, первый пошел...
«Что не получилось? Это, скорее всего, все эти роскомнадзорные истории, не получилось эффективно взаимодействовать с отраслью в плане противостояния данному тренду, — подводит итоги работы Никифорова управляющий партнер агентства Notamedia, постоянный эксперт программы „Точка“ на „Эхе Москвы“ Сергей Оселедько. — Причем не думаю, что это личная неудача Николая Никифорова. Понятно, что это общий тренд, суверенный интернет и все такое. Возможно, стоило быть чуть более активным в отстаивании интересов и ценностей, которые несет в себе цифровая среда. По мне, понятие „суверенный интернет“ — это какой-то нонсенс. Он всеобщий, открытый, и в этом заслуга интернета».
Нравился какое-то время самородок из глубинки и самому Дмитрию Медведеву, который даже впустил его в самый ближний круг
«ИЗ НЕПОВОРОТЛИВОГО ГИГАНТА, ЗАВАЛЕННОГО ПОЧТОВЫМИ ОТПРАВЛЕНИЯМИ, «ПОЧТА РОССИИ» ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩИЙ КАНАЛ»
Лебединой песней Никифорова стало апрельское расширенное заседание коллегии минсвязи РФ, на которой глава ведомства фактически отчитывался за весь свой 6-летний срок. «Некоторые бы точно не поверили нашему отчетному докладу, но это все реальные показатели», — министр излучал оптимизм. По мнению Никифорова, в том числе и благодаря усилиям его подчиненных рядовые граждане страны могут пользоваться всеми прелестями нового цифрового мира: «Они (россияне — прим. ред.) наслаждаются качественной и быстрой мобильной связью, смотрят по всей стране цифровое телевидение, совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах, не задумываясь о сроках доставки этих посылок, получают загранпаспорт в считаные дни, оплачивают штрафы, пошлины мгновенно с существенной скидкой. Все это вместе и есть новое качество жизни, которое обеспечивают современные технологии...»
«С 2012 по 2018 год Россия шагнула на целое технологическое поколение связи — от 3G к 4G. Чуть больше 2 тысяч базовых станций четвертого поколения было в 2012 году, в 2018-м их 160 тысяч, в том числе в российском Крыму», — хвастался министр. Он также объяснял, что вместе с развитием технологий планомерно увеличивалась и цифровая экономика, которая в 2012 году составляла чуть больше 1% ВВП, а теперь — в 5 раз больше. Кроме того, Никифоров рассказывал о своем детище — портале госуслуг, на котором уже зарегистрированы 70 млн человек: «Это больше, чем все население Великобритании». Кроме того, указывал, что «Почта Росии», которая с 2013 года находится в ведении минкомсвязи, «из неповоротливого гиганта, заваленного почтовыми отправлениями, превращается в современный товаропроводящий канал».
От имени руководства страны на той коллегии выступал вице-премьер Аркадий Дворкович, который, напомним, также не попал в новое правительство Медведева (его направили в «Сколково», что в некотором роде есть опала — с учетом того, что проект сильно потускнел в последние годы). Причем, по данным источников «БИЗНЕС Online», именно Дворкович в свое время был инициатором переезда в Москву успешного вице-премьера — министра информатизации и связи Татарстана. Нравился какое-то время самородок из глубинки и самому Дмитрию Анатольевичу, который впустил его даже в самый ближний круг. Теперь и Дворковича нет в правительстве (избран сопредседателем фонда «Сколково»), и Медведев, как говорят, к Никифорову сильно охладел (причины, правда, источники не могут назвать), поэтому будущее отставника видится несколько туманным. Одни говорят, что он может получить серьезный пост на федеральном уровне, скажем, возглавить ту же самую «Почту Россию» или схожую с ней по параметрам госструктуру. Другие же эксперты нашего издания считают, что Никифоров, в целом равноудаленный от всех столичных олигархов и не скрывавший своих тесных связей с руководством Татарстана, может и не дождаться солидного предложения в Москве и даже вернуться в Казань (где его всегда ждет пост вице-премьера в правительстве).
Новый министр цифрового развития РФ Константин Носков (на фото) — креатура нового вице-премьера Максима Акимова
«ПОВТОРЮ ЛИШЬ, ЧТО ОН ЗНАЮЩИЙ, ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ ПРОПАДЕТ. ЭТО ТОЧНО»
Один из патриархов российской экономической науки, профессор РАНХиГС Абел Аганбегян, в свое время публично защищавший Никифорова во время скандала вокруг его кандидатской диссертации, считает, что не вошедший в новый состав правительства министр добросовестно выполнял свою работу. «Я знаю Николая Никифорова, он учился в академии при правительстве, я читал там лекции, он писал у меня курсовую работу. Я знаю уровень его квалификации, и мне казалось, что он был хорошим министром. Во всяком случае, никаких нареканий я не слышал. При нем объем software (программного обеспечения — прим. ред.) в России увеличился с 3,5 миллиардов до 10 миллиардов. И это произошло в период стагнации и рецессии, когда все другие отрасли просто не росли», — рассказал Аганбегян в беседе с «БИЗНЕС Online».
«По поводу недостатков, возможно, они есть в сфере связи. Все-таки много российских поселений, где ее вообще нет. Я недавно был в Забайкалье, где 240 населенных пунктов, для них недоступны мобильные телефоны, там существует всего один таксофон», — делится известный экономист.
О перспективах трудоустройства Никифорова наш собеседник ничего не знает. «Повторю лишь, что он знающий, образованный человек, не пропадет. Это точно», — уверен Аганбегян.
Знает профессор и нового министра цифрового развития РФ Константина Носкова — креатуру нового вице-премьера Максима Акимова. «Его я тоже знаю, Носков вполне квалифицированный специалист, я имел дело с аналитическим центром, который он возглавлял. Там представляли интересные доклады, в том числе в области связи, информационных технологий. Я время от времени там бываю — в данном центре проводятся разные заседания, комиссии, в которые я вхожу», — сообщил профессор РАНХиГС. «Не думаю, что Носков более профессионален в области связи, чем Никифоров, но он руководил техническим управлением всего совета министров. Тем более у министерства изменились задачи, и цифровизация, которая перед ним (Носковым — прим. ред.) поставлена, касается не только связи, но и всего народного хозяйства. И нужен человек, который умеет взаимодействовать с минэкономразвития и с минфином по разным вопросам», — резюмирует Аганбегян.
Теперь перспективы Иннополиса становятся непонятными, он рискует скатиться на уровень затеи местного, татарстанского, значения
«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ИННОПОЛИС «ФЕЕРИЛ» ИДЕЯМИ, НО ТО ЖЕ САМОЕ И В «СКОЛКОВО»
По мнению генерального директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, поле для маневра у министра Никифорова было значительно меньше, чем у предшественников — Леонида Реймана и Игоря Щеголева. «У него самостоятельности было очень мало, возможностей для отстаивания своих точек зрения было значительно меньше, чем у Реймана и Щеголева. Зачастую мнение министерства уже не учитывалось во многих аспектах — и при „законе Яровой“, и при 20 процентах зарубежного владения СМИ, то есть по большому счету мнение регулятора никто не слышал», — заметил Кусков в разговоре с «БИЗНЕС Online». Эксперт добавляет, что об этом легко рассуждать с внешней стороны: «Вполне вероятно, что отстаивать свои позиции было чревато определенными проблемами. Возможно, Никифоров не хотел идти на обострение ситуации, но, на мой взгляд, нужно было активнее работать с операторами и другими органами власти для того, чтобы голос минкомсвязи был более весомым». Вместе с тем, как считает Кусков, Никифорову так и не удалось построить качественные, хорошие отношения с бизнесом, с операторами связи, чем и должен заняться новый министр.
При этом рисовать только черными красками эпоху Никифорова нельзя. К примеру, пусть и не триумфально, но шла работа по импортозамещению программного обеспечения, говорит гендиректор TelecomDaily. «Было много хорошего сделано в плане сетевой инфраструктуры, скорости интернета, в том числе мобильного интернета и его стоимости, у нас она одна из самых низких в мире. Надо отдать должное: много позитивного появилось и в сфере услуг, организации электронного правительства и так далее», — добавляет Оселедько.
Особенно обидно для Татарстана, что Никифоров уходит со своего поста как раз в тот момент, когда на отрасль, судя по всему, вот-вот прольется золотой дождь. Цифровая экономика позиционируется как один из главных проектов нового шестилетнего срока Путина, сам он сравнивал его с ГОЭРЛО при большевиках. Казалось бы, вот он, шанс наконец-то выстрелить Иннополису. Однако теперь перспективы проекта становятся непонятными, он рискует скатиться на уровень затеи местного, татарстанского, значения, разве что на него захотят сделать ставку другие лоббисты, например корпорация «Ростех» Сергея Чемезова, которая сейчас широко представлена в IT-городе.
«У нас структуры, подобные Иннополису, создавались не только в Татарстане, но и в других городах России: где-то удачно, где-то неудачно. Вопрос в том, что создать — это лишь заложить первый камень. А что там дальше происходит?» — указывает Кусков. Эксперт считает, что вопрос не в том, чтобы создать какой-то умный технологический поселок, а в том, чтобы дать возможность реализовывать там ноу-хау, которые потом воплощались бы в жизнь: «Не могу сказать, что Иннополис „феерил“ идеями и одна за другой их выпускал. Но это проблема не только Татарстана, то же самое и в „Сколково“ — известная „дырка“, куда можно скидывать деньги и ничего в ответ не получать». В связи с этим, по мнению гендиректора TelecomDaily, чиновники, которые управляют данным направлением, должны понять, что все определяется эффективностью и прибыльностью. «Поэтому у нового министра стоит задача аудиторской проверки всех, не только Иннополиса, подобных учреждений на предмет текущей ситуации и дальнейшей их жизнедеятельности», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.