Сегодня отмечается День печати Республики Татарстан. Между тем политолог Руслан Айсин уверен, что наши государственные медиа — это настоящий Джаггернаут, чьи нержавеющие челюсти работают в любую погоду. А народ требует в эфир телепропагандистов, поскольку show must go on. Об участии в ток-шоу Первого канала, где информационный фронт проходит через каждую студию, а непримиримые оппоненты обнимаются и обмениваются шутками, едва завершится эфир, — в материале Айсина для «БИЗНЕС Online».
«НЕОБХОДИМ ЭКСПЕРТ, КОТОРЫЙ СМОГ БЫ ОТ ИМЕНИ МУСУЛЬМАН ВОЗМУТИТЬСЯ ЭТИМ ФАКТОМ, СООБЩАЛ МНЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ПРОДЮСЕР»
19 мая татарстанская пресса отмечает свой профессиональный праздник. В этот день отличившихся передовиков журналистского цеха наградили дипломами и грамотами, а неотличившихся не журили, не критиковали. Татарстан — один из немногих регионов страны, уделяющий пристальное внимание системе массовой информации. Для этого работает целое министерство — агентство «Татмедиа».
Многое познается в сравнении, особенно масштабы региональной и федеральной медиасферы (специально не употребляю здесь понятие «журналистика», так как разделяю ее с понятием «пропаганда», тоже своего рода профессией, и в ней также есть талантливые, а есть бездарные представители). Проиллюстрирую это сравнение одним случаем, который произошел со мной намедни.
В один из вечеров на этой неделе мне позвонили с Первого канала и спросили, не в Москве ли я случаем. Ответил, что в последнее время живу в Казани. Это не смутило продюсера программы «Время покажет», он предложил мне прилететь в Москву для участия в завтрашней программе в прямом эфире. Дорогу, естественно, самый богатый и самый государственный телеканал обязался оплатить. Я, признаться, малость колебался, словно Владимир Путин перед объявлением о своем выдвижении в президенты, однако продюсер упорно приводил доводы в пользу того, что необходимо стать участником самой рейтинговой программы. Заявленная тема передачи — официальный перенос посольства США в Израиле в город Иерусалим, который по правовым международным нормам считается территорией нейтральной. Дональд Трамп решил на эту норму наплевать и демонстративно перебазировал дипломатическую контору в священный Иерусалим накануне начала священного для мусульман месяца Рамадан. Это типичная провокация. Необходим эксперт, который бы смог от имени мусульман возмутиться этим фактом, донести точку зрения российских мусульман, сообщал мне интеллигентный продюсер. К сожалению, такого человека после смерти Гейдара Джемаля нет, а его сын Орхан не может в этот раз прийти на передачу. Так что выбора не остается.
Я не мог отказать, хотя понимал, что это ток-шоу, знал, что донести свою позицию будет трудно. Тем более что опыт участия в этой программе у меня уже был. Получив согласие, продюсер попросил разъяснить позицию по Трампу, Израилю и открытию посольства. Я изложил свое видение. Через час мне еще раз перезвонили, где я уже более подробно обрисовал ситуацию, в деталях, в дальней перспективе, под конспирологическим углом, моральным и религиозным. Пожалел, что разговор не записал, можно было его расшифровать и... вуаля — готовая аналитическая статья.
«ПРОПАГАНДИСТСКАЯ МАХИНА РАБОТАЕТ КАК ЧИНОВНИК ЖЭКА»
Перед началом передачи, когда я находился в комнате отдыха, ко мне подошла редактор программы, которая еще раз обратилась с вопросом относительно моей позиции по данному вопросу. Внимательно выслушав, она попросила источать больше эмоций во время выступления, жечь напалмом, метать молнии. Спустя какое-то время подошел еще один продюсер и повторил примерно то же самое: «Без тени смущения наезжайте на гражданина США Майкла Бома». Это известный персонаж — «мальчик для битья» на различных федеральных ток-шоу, который отдувается за американское руководство. Многие удивленно спрашивают: отчего этот мужчина с хлопающими глазами ходит на бесконечные телевизионные передачи, где его интеллектуально молотят и треплют как пеньку (однажды ведущий программы «Время покажет» Артем Шейнин и вовсе едва не надавал незадачливому «американцу – груше для битья» тумаков)?
Оттого, что Майкл получает большие деньги за участие в этих ток-шоу. Сидящие рядом с ним грозные оппоненты из различных центров, представляющие самих себя, депутатов, призывающие стереть всех недругов в порошок, которые рьяно и эмоционально спорят с ним, изливая на него вековую злость русского народа на западный мир, едва только камера отключаются, обнимаются, фотографируются с ним, обмениваются шутками и пустыми фразами. Никакой злости. Все выполняют свою работу. И Майкл Бом не исключение. Пропагандистская махина работает как чиновник ЖЭКа, умело находящий ответы на все возникающие у жильцов вопросы относительно ветхого фонда коммунального хозяйства.
«ДЛЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ФРОНТА — ИЗМАТЫВАЮЩАЯ И НУДНАЯ РАБОТА»
Настало время выходить в эфир. Нас усадили. Напротив меня расположись Бом, гражданин Израиля, его так и представили, еще один либерал и трампофил, депутат Госдумы, турецкий журналист, какой-то эксперт с печальными глазами человека, вынужденного говорить то, что ему не по душе. Долго обсуждали, почему Трамп решил перенести посольство в Иерусалим, зная, что это вызовет негодование у палестинцев, России, ряда европейских держав и исламского мира. В день открытия погибли 59 палестинцев. Мои оппоненты яростно защищали право Дональда Трампа и Биньямина Нетаньяху, называя ХАМАС террористическим государством. Мы с турецким журналистом доказывали, что это США и Израиль сеют террор и проливают кровь в регионе. Кричали, естественно. Перебивали друг друга. Информационный фронт проходит через каждую студию.
Для людей это шоу, для деятелей информационно-пропагандистского фронта — изматывающая и нудная работа. Наши государственные медиа — это настоящий Джаггернаут, чьи нержавеющие челюсти работают в любую погоду. Уйдут киселевы, соловьевы, норкины, но show must go on. Народ требует.
Ведь мы живем, по сути, в виртуальном мире. Мире телевизионных иллюзий и фейковых новостей, виртуального общения и красивой лжи, которая скрашивает черно-белую картину нашей действительности. Если для Запада информационное общество — это технологическая формация, то для нас она возможность эскапизма, ухода в мир телевизионных грез, где мы сильные, могучие, духовно скрепленные, пусть за окном бушует хаос и в подъезде не горят лампочки, главное, что наше время придет. «Время покажет» им всем, кто прав, а кто — нет, лишь бы не умолкал звучный голос ведущего и невнятно-оправдательный тон Майкла Бома...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.