Радик Гайзатуллин Радик Гайзатуллин объявил, что казна республики не только впервые с 2005 года выбилась в бездефицитную зону, но и уверенно шагнула в сытую профицитную область Фото: gossov.tatarstan.ru

КАЗНА ТАТАРСТАНА: ИЗ ДЕФИЦИТА В ПРОФИЦИТ

Солидный бонус в виде профицита в 13,2 млрд рублей получил по итогам 2017 года бюджет Татарстана. Об этом сегодня объявил депутатам бюджетного комитета Госсовета РТ министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. То есть казна республики не только впервые с 2005 года (или за 12 лет!) выбилась в бездефицитную зону, но и уверенно шагнула в сытую профицитную область.

Конечно, чудеса республиканской финансовой алхимии потрясают, ведь в ноябре 2016 года, когда бюджет республики – 2017 только вносили в парламент, он выглядел куда более худосочным. По доходам бюджет планировался на уровне 166,8 млрд рублей, по расходам — 174,4 млрд рублей, то есть с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Причем в последующие годы бюджетный дефицит будет только расти, как пугали тогда депутатов сотрудники минфина. 

Но год шел, наш бюджет успешно поправлялся и в итоге распух почти в полтора раза — его рост с ноября прошлого года составил 46,5%! По озвученным сегодня данным, доходная часть бюджета Республики Татарстан за 2017 год исполнена в объеме 244,3 млрд рублей, расходы же составили 231 млрд рублей. Профицит бюджета РТ оказался равен 13,2 млрд рублей.

Консолидированный бюджет РТ (бюджет РТ плюс бюджеты муниципалитетов) оказался, конечно, больше: в него мобилизовано доходов на 280,6 млрд рублей, а расходы составили 274 млрд  рублей. Здесь профицит чуть меньше, но тоже есть.

Сам Гайзатуллин скромно умолчал о получившемся профиците в своем докладе. Тему поднял глава бюджетного комитета Леонид Якунин. Как бы не веря своим глазам, он уточнил у министра: правда ли то, что расходы бюджета-2017 оказались меньше, чем доходы?

«Да, у нас остались в остатке денежные средства, — вынужден был признать министр, — Да, мы действительно впервые, наверное, за последние годы закончили 2017 год с профицитом».

///Фото: gossov.tatarstan.ru Леонида Якунина (в центре) интересовало, какие предприятия заплатили в бюджет РТ с лихвой, а кто, напротив, недоплатил
Фото: gossov.tatarstan.ru

«ШТАНИН ВСЕГДА ГОВОРИЛ, ЧТО МИНФИН НЕКАЧЕСТВЕННО ПЛАНИРУЕТ БЮДЖЕТ, НО...»

Журналисты после совещания призвали министра к ответу: как же минфин так удачно промахнулся с планированием бюджета? «Бюджет формируется по определенным сценарным условиям — цена на нефть, курс доллара. Также мы встречается со всеми крупными предприятиями, которые формируют порядка 60–70 процентов бюджета, они представляют нам свои бизнес-проекты: какая у них будет себестоимость, выручка, налоги. Изучив все это, мы составляем бюджет», — старательно разъяснял Радик Рауфович.

«Это не значит, что изначально бюджет был сформирован неправильно, — сказал министр. — Раньше депутат Александр Штанин (экс-депутат ГС РТ трех созывов — прим. ред.) всегда говорил, что минфин некачественно планирует бюджет. Здесь мы не то чтобы защищаем себя, просто объясняем, что бюджет формируется исходя из сценарных условий, но фактическое исполнение предприятиями позволяет нам получить больше доходов, что увеличивает доходную часть бюджета».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Гайзатуллин особо отметил, что если в предыдущие годы бюджет Татарстан формировался с учетом привлекаемых кредитов, то в 2017-м все доходы были полностью заработаны самой республикой, что особенно приятно. Говоря о профиците, министр и вовсе назвал сумму в 13,8 млрд рублей, но мы опираемся на те данные, которые официально опубликованы на сайте парламента, — 13,2 млрд рублей.

Конечно, и депутатам, и журналистам любопытно было узнать, на что была потрачена неожиданная прибавка к бюджету. Оказалось, что эти 13,2 млрд рублей были перенесены на 2018 год, из них львиная доля — 9,4 млрд рублей — были дополнительно направлены на строительство, ремонт дорог и благоустройство. «На мой взгляд, это пойдет на улучшение благосостояния нашего населения», — считает министр. Изначально на дорожное строительство в 2018 году было предусмотрено 14,8 млрд рублей. Кроме того, 1,3 млрд было направлено на поддержку сельского хозяйства, остальное — «на школы и детские сады». 

Тут, видимо, и лежит разгадка: в прошлые годы бюджету попросту не давали стать профицитным — как правило, на последней в году сессии депутаты Госсовета РТ утверждали перераспределение допдоходов. На сей раз этого делать не стали, решив  перекинуть деньги на нынешний год, отмеченный наведением лоска в преддверии мундиаля. 

... На строительство метрополитена в Казани потрачено 27 млн рублей (видимо, на проектирование), зато содержание аппарата минтранса обошлось казне в 78 млн рублей
Фото: metshin.ru

46 МЛН — НА ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ, 27 МЛН — НА МЕТРО

А теперь о том, из чего, как по кирпичику, складывался бюджет Татарстана в прошлом году. Самым объемным источником дохода оказался налог на прибыль — всего было получено 82,2 млрд рублей, или на 4,7% больше плана. Основные поступления (61,6%) обеспечили крупные предприятия и малые нефтяные компании, пояснил министр. Поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РТ составили 69,4 млрд рублей, а это почти на 2% больше запланированного уровня. «На положительную динамику поступления налога оказал влияние рост средней заработной платы в экономике», — прокомментировал Гайзатуллин.

Кроме того, на 6,3% больше запланированного были собраны акцизы (36,1 млрд), на 4,6% прибавил транспортный налог (4,8 млрд), на 6,6% вырос земельный налог (8,2 млрд). Но больше всего подскочили поступления на налог на имущество физических лиц — всего собрано было 1,4 млрд, или на 14% больше плана. Другие источники пополнения казны также показали рост.

Теперь о том, что касается расходов. По разделу «Национальная экономика» расходы составили 74,5 млрд, из них на сельское хозяйство было потрачено 22,8 млрд рублей, дорожное хозяйство — 16,6 млрд рублей.

На социальную сферу было потрачено 157,7 млрд рублей (57,7% от расходов консолидированного бюджета). Вот и все, о чем публично рассказал министр. Однако пояснительная записка к законопроекту хранит в себе много любопытных подробностей. К примеру, в нем сказано, что содержание депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и их помощников обошлось бюджету РТ в 46,4 млн рублей. Для сравнения, на строительство метрополитена в Казани — только 27 млн рублей (видимо, на проектирование), зато содержание аппарата минтранса обошлось в 78 млн рублей. На подготовку и проведение чемпионата мира по футболу — 127 млн рублей, на WorldSkills в Казани в 2019 году — 345,9 млн рублей. На программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в республике Татарстан на 2014–2020 годы» — 34,2 млн. рублей и т. д.

Якунин поинтересовался, какие предприятия заплатили в бюджет с лихвой, а кто, напротив, недоплатил. Министр финансов пояснил, что из общей прибавки по налогу на прибыль в 10 млрд рублей «Татнефть» и малые нефтяные компании обеспечили 6 млрд рублей.

«Но ряд компаний дали и минусовые [поступления]. Здесь существенный минус получился у „Казаньоргсинтеза“ и у ТАИФа — поступления от каждого из них оказались более чем на 1 миллиард рублей меньше по сравнению с 2016 годом», — сообщил Гайзатуллин.  

///Фото: gossov.tatarstan.ru Альберт Фахрутдинов (справа) вновь поднял вопрос о том, не пора ли федеральному центру «простить» республике бюджетные кредиты
Фото: gossov.tatarstan.ru

«В МОСКВЕ ПОКА НЕ ГОТОВЫ СПИСЫВАТЬ ДОЛГИ»

Наконец, Гайзатуллин напомнил, что государственный долг по итогам 2017 года составил 93,3 млрд рублей. Пока возвращение бюджетных кредитов, которые на данный момент полностью реструктуризированы под льготный процент, не представляет серьезной нагрузки на казну. На обслуживание госдолга республика тратит символические 80 млн рублей в год. Выплаты возрастут лишь в 2021 и 2022 годах — вернуть придется по 1,1 млрд рублей, а начиная с 2023-го выплаты составят уже более 7 млрд рублей.

Самый богатый депутат Госсовета РТ по итогам 2017 года, глава «Кулона» Альберт Фахрутдинов, вновь поднял вопрос о том, не пора ли федеральному центру «простить» республике бюджетные кредиты. «Мы же не на себя потратили эти деньги, а на Универсиаду. Сейчас же еще чемпионат мира по футболу. Это не нарастит наши затраты, которые опять повесят на республику. Это же не наши долги, которые татарское население употребило на свою пользу», — рассуждал вслух глава «Кулона».

Однако Гайзатуллин не согласился с такой постановкой вопроса:

— Универсиада в течение нескольких дней проходила, а в Казани осталось столько развязок, столько дорог, объектов, которыми пользуется вся наша республика и Казань. На те кредиты, которые сегодня реструктуризированы, на эти деньги развязки и объекты сегодня уже было бы невозможно построить, — поспорил с ним министр финансов.

— Как можно сделать так, чтобы новое правительство рассмотрело вопрос о списании этих долгов? Татарстан же находится в России, а не за пределами, — не унывал тем не менее Фахрутдинов.

— Такого документа пока нет. Как будет — мы вам скажем, — дал ответ глава минфина.

— Мы по этому вопросу обращались, но [в Москве] пока не готовы списывать долги. Будет новое правительство назначено — узнаем, — рассудил спорящих Якунин.

Впрочем, с учетом того, что и Дмитрий Медведев, и Антон Силуанов остались при портфелях, вряд ли стоит ждать подарков.

«ЦЕНА НА НЕФТЬ ВЫРОСЛА И КУРС ДОЛЛАРА ХОРОШИЙ»

Еще один вопрос повестки дня касался уже исполнения бюджета 2018 года, а точнее первого квартала. Здесь тоже не без позитива.

«Те поступления в бюджет, которые мы имеем за первые четыре месяца года и 14 дней мая, нам говорят о том, что если не будет резких колебаний [в экономике], то бюджет 2018 года будет исполнен. Тем более что цена на нефть выросла и хороший курс [доллара]», — радовался Гайзатуллин.

Он добавил, что за первые месяцы года в связи с высокой ценой на нефть и высоким курсом доллара нефтяники Татарстана уже дали хороший плюс по поступлениям в бюджет по сравнению с 2017 годом. А то ли еще будет, учитывая, что цена на черное золото за последние дни устремилась ввысь.

Якунин поинтересовался, какие риски для республиканской казны таит 2018 год. Гайзатуллин напомнил, что из-за изменения законодательства акцизы на средние дистилляты теперь зачисляют в бюджет РФ и РТ по принципу «50 на 50», из-за чего республика теряет поступлений в бюджет на 5 млрд рублей, кроме того, сократились субсидии, которые РТ получает из РФ (в первую очередь по сельскому хозяйству). Однако министр заверил, что если не будет серьезных потрясений, то бюджет все же будет исполнен успешно. И будем надеяться, что снова бездефицитно. 

Глава минфина особо отметил тот момент, что цена на нефть сегодня растет на фоне высокого курса доллара, а это рисует для нефтяных регионов еще более заманчивые перспективы. «У нас всегда было как: цена на нефть растет — курс падает. И они друг друга компенсировали, — вспоминает Радик Рауфович и добавляет. — Пропорционального роста поступлений в бюджет РТ росту цены на нефть, конечно, не будет, потому что НДПИ, который зачисляется в бюджет РФ, также повышается с ростом цены на нефть. Но, конечно, определенного увеличения мы ждем».

В первом квартале 2018 года в консолидированный бюджет РТ поступило налоговых и неналоговых доходов на 57,7 млрд рублей, в бюджет республики — 47,7 млрд рублей. Налог на прибыль был заплачен предприятиями республики в сумме 24,2 млрд рублей, что соответствует уровню прошлого года. Налог на доходы физических лиц за январь – март зачислен в консолидированный бюджет РТ в объеме 16,8 млрд рублей. Акцизы поступили в объеме 6,6 млрд рублей, неналоговые доходы — 3,1 млрд рублей, безвозмездные поступления составили 3,1 млрд рублей.

Ожидается, что оба бюджетных законопроекта — по 2017 году и первому кварталу 2018-го — будут рассмотрены на очередной сессии Госсовета 24 мая.