АИ-80 прибавит 80 копеек и будет стоить 37,3 рублей за литр, 92-й бензин станет дороже на 1 рубль — 39,2 руб., 95-й прибавит в цене на 90 копеек — 41,8 руб. Больше всего — на 1,6 руб. за литр — подорожает летнее дизельное топливо, по цене оно вплотную приближается к стоимости 95-го бензина — 41,6 рубля за литр АИ-80 будет стоить 37,3 рубля за литр, 92-й — 39,2 рубля, 95-й — 41,8 рубля. Больше всего подорожает летнее дизельное топливо — 41,6 рубля за литр Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

ПЛЮС 2 РУБЛЯ НА ЛИТР ЗА МЕСЯЦ

Всего три недели продержались цены на автомобильных заправках Татарстана после последнего повышения. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 11 мая в управлении рационального использования топливно-энергетических ресурсов при кабмине РТ прошло очередное заседание «татарстанской ОПЕК». Рабочая группа по мониторингу цен на моторные топлива в Татарстане, в которую входят все основные участники рынка — представители ТАИФ-НК, «Татнефти», «Лукойла» и, конечно же, ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова, вновь проголосовала за повышение цен на бензин. «Принято решение о повышении цен на все виды моторного топлива», — рассказала «БИЗНЕС Online» начальник планово-аналитического отдела управления ТЭР Людмила Александрова.

АИ-80 прибавит 80 копеек и будет стоить 37,3 рубля за литр, 92-й бензин станет дороже на 1 рубль — 39,2 рубля, 95-й прибавит в цене на 90 копеек — 41,8 рубля. Больше всего — на 1,6 рубля за литр — подорожает летнее дизельное топливо, по цене оно вплотную приближается к стоимости 95-го бензина — 41,6 рубля за литр. Большинство заправок оперативно повысило цены уже в выходные.

Причина повышения все та же — резкий рост оптовых цен на моторное топливо. «Такой ситуации у нас вообще никогда не было», — прокомментировала Александрова необходимость столь часто переписывать ценники на заправках, что, в общем-то, не свойственно Татарстану.

Участники рынка кивают на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. К примеру, в марте – апреле 2018 года цены на АИ-92 с уфимского НПЗ там возросли на 24,3% (плюс 9,5 тыс. за тонну). Для сравнения: цены в АЗС в Татарстане с декабря 2017 года (то есть с предыдущего повышения) на этот вид топлива выросли лишь на 2,7%, однако уже после апрельского повышения розничных цен в РТ цены на бирже продолжили свой стремительный бег вверх и выросли еще на на 2,7 тыс. рублей за тонну.

Как уже неоднократно писал «БИЗНЕС Online», заправщики винят в небывалом росте цен сразу несколько факторов, в том числе существующий дефицит топлива, который наблюдается на рынке уже с конца 2017 года. «Объяснения тому, почему растет оптовая цена, конечно, есть. Это и налоговый маневр, и новые акцизы, и экспортная альтернатива. Ведь на сегодняшний день дороже продавать на Запад, чем на внутреннем рынке. Это и слабость рубля — доллар и евро растут, значит, на Запад поставлять становится выгоднее», — подтвердил нам вчера глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Сулейманов, который бьет тревогу в разные государственные инстанции уже несколько месяцев. 

... Большинство заправок оперативно повысило цены уже в выходные
Фото: Регина Шафиева

«ПОЛОВИНА ЗАРАБАТЫВАЕМЫХ ДЕНЕГ УХОДИТ НА СОЛЯРКУ»

Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на нескольких АЗС Казани и убедился, что практически везде ценники уже переписаны, а покупатели отреагировали на это ожидаемым возмущением. «Все претензии к нам, а мы им говорим: а что мы-то сделаем? Не мы же поднимаем цены. Идите жалуйтесь, куда положено. Объясняем водителям», — посетовала в беседе с „БИЗНЕС Online“ оператор АЗС „АПЭКС“ на улице Столбова Лейсан Шарафиева. — За месяц уже дважды цену подняли. Сначала хотели вообще на 5 рублей сразу. Но 5 рублей — это сильно заметно».

...
Фото: Регина Шафиева

«Бензин и хлеб всегда в цене. Как бы ни подорожали, будут брать, — философски рассуждает оператор АЗС „ТАИФ-НК“ на улице Саид-Галеева, пожелавшая остаться неизвестной. — Только подняли цены две недели назад — и вот теперь опять. Ворчат, конечно, но что поделать?!»

... Многие клиенты «Лукойла» даже не заметили, что заправляют свой автомобиль на рубль дешевле, чем на других автозаправочных станциях
Фото: Регина Шафиева

Вчера на заправке «Лукойла» цены еще оставались прежними, но, по словам операторов, это ненадолго. «У нас недели три назад подняли. Всегда на два-три дня задерживают поднятие цен. Подождите, скоро будет такая же, как и везде», — заметила оператор АЗС «Лукойла» на Краснококшайской Лариса. Многие клиенты «Лукойла» даже не заметили, что заправляют свой автомобиль на рубль дешевле, чем на других автозаправочных станциях.

...
Фото: Регина Шафиева

Есть покупатели, которых новая цена на топливо не волнует, — например те, кому расходы оплачивает предприятие. «Хозяин заправляет мне, хоть 100 рублей он будет стоить, мне без разницы, я не обращаю внимания», — ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online» водитель «газели». Но недовольных на пути нашего корреспондента оказалось гораздо больше. На заправочной станции ПАО «Татнефть» на улице Пролетарской корреспонденту «БИЗНЕС Online» громко жаловался пенсионер Валерий Рыжов. «Это вообще кошмар! Живем на бензине — и такая дороговизна. Это вообще слов нет!» — говорит владелец автомобиля марки Cherry. Его недовольство поддержала и девушка на красном Hyundai Флюра Файзуллина. После повышения цен она перешла на менее качественный бензин. «Я всегда заправляла 95-м, сегодня я заправила 92-м, потому что разница в 2 рубля. Скоро будет лето, будем использовать кондиционеры, большие траты», — сетовала автоледи.

Индивидуальный предприниматель Марат Алтынбаев волнуется за свой бизнес: фирма занимается услугами по вывозу мусора, в месяц его машины заправляются на 10 тыс. литров дизельным топливом, из-за этого он недополучает свою привычную прибыль. «Это сказывается на формировании дальнейших цен. Обидно: когда нефть дешевеет, они поднимают внутренние цены, потому что не могут поднять цены на экспорт», — считает Марат.

Чтобы заправить полный бак дизельного топлива, водителю большегруза Рамилю Шарифуллину нужно отдать оператору АЗС 25 тыс. рублей. Вчера он заправился на тысячу рублей, по его словам, только чтобы доехать до базы. «Без повышения цен месяц назад у меня выходило на тысячу рублей 30 литров топлива, это 100 километров. Сейчас я заправил 24 литра, и мне даже 100 километров проехать не хватит. Половина зарабатываемых денег уходит на солярку», — сожалеет Шарифуллин.

В управлении ТЭР не видят большой беды в сокращении сети АЗС в Татарстане. Как не раз заявлял глава управления Роберт Гилязиев, в республике более 900 заправок, а хватило бы и 500 Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАМ ПРОЩЕ СЕЙЧАС ПРОСТАИВАТЬ, ЧЕМ ПРОДАВАТЬ»

Несмотря на очередное повышение цен, независимым АЗС этого все равно недостаточно. Так, директор ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что разрешенное управлением ТЭР повышение цен не решает всех его проблем: «Причина простая — катастрофический рост цен на нефтепродукты на всех сырьевых биржах. На данный момент уровень цен на АЗС не соответствует уровню оптовых цен. Чтобы отрасль сохранилась, была какая-то конкуренция, цена на заправках должна быть еще выше». По его данным, закупочная цена 1 литра АИ-92 в «Башнефти» составляет 40 рублей. «А еще надо привезти, закрыть эксплуатационные расходы. В окрестностях Татарстана цена уже давно выше», — говорит заправщик.

Что будет делать дальше, Автономов не знает: «Видимо, „пистолеты“ будем заматывать на время, посмотрим, что будет происходить дальше. Нам проще сейчас простаивать, чем продавать». Он говорит, что, в отличие от крупных компаний, малые заправщики не имеют такого запаса прочности: нет больших складов и доступа к крупным кредитным ресурсам, что позволило бы закупить много топлива впрок. Автономов уже заметил первую реакцию от автомобилистов, недовольных повышением: «Люди вставляют „пистолет“ обратно в колонку и уезжают».

«Это пока временная мера, она не отражает полностью ситуацию на рынке. Цены еще не стабилизировались. Наверное, в ближайшем будущем будет повышаться еще. Зависит от биржи. Сегодняшняя ситуация на оптовом рынке такая, что цены фьючерсов заводов уже гораздо выше, чем розничные цены на АЗС», — соглашается с этим мнением первый заместитель генерального директора, финансовый директор АО ХК «Татнефтепродукт» Наиль Садыков.

В то же время в управлении ТЭР не видят большой беды в сокращении сети АЗС в Татарстане. Как не раз заявлял глава управления Роберт Гилязиев, в республике более 900 заправок, а хватило бы и 500. «У нас есть АЗС, которые в сутки реализуют 2−3 тысячи литров, тогда как они должны не менее 7 тысяч литров продавать. Ведь у „Лукойла“ есть АЗС, которые продают по 25 тысяч литров бензина в сутки, — конечно, они могут и малыми наценками обходиться. У нас есть автозаправочные станции, которые расположены в 200 метрах друг от друга, а на трассе расстояние между заправками должно быть не менее 15−20 километров», — заявлял ранее Гилязиев.

«Вы представьте себе, что сегодня оптовые цены выше розничных, о какой достаточности или недостаточности (повышения розничных цен) можно говорить?! Мы сегодня покупаем дороже, чем продаем. Это не рынок, а просто с ног на голову! — продолжает сетовать Сулейманов. — К сожалению, оптовые продавцы спокойно повышают цены, и никто у них за это не спрашивает. И властные структуры ничего не предпринимают! Где минэнерго, где федеральная антимонопольная служба?! Почему биржа так работает?»

«Я не за то, чтобы цены на заправках были дорогими, я за то, чтобы была разница, за счет которой мы могли бы платить зарплату, налоги, иметь какую-то прибыль. Но сегодня удивительная ситуация, которой не было на рынке никогда. Такое ощущение, что нас выживают, хотят уничтожить», — говорит он. Правда, о реальных случаях сворачивания бизнеса в республике Сулейманов пока не слышал: «Я не знаю таких примеров, чтобы закрывали заправки в Татарстане. Слышал, что в Нижнем Новгороде уже не торгуют на некоторых АЗС, просто закрыли заправки — и все. Пока я не вижу, что потребители стали экономить на бензине, меньше ездить, но, с другой стороны, я, например, не могу себе представить, что цена на бензин будет на 7 рублей дороже или на 5 рублей дороже».

Ирек Сулейманов: «Я не за то, чтобы цены на заправках были дорогими, я за то, чтобы была разница, за счет которой мы могли бы платить зарплату, налоги иметь какую-то прибыль. Но сегодня удивительная ситуация, которой не было на рынке никогда. Такое ощущение, что нас выживают, хотят уничтожить» Ирек Сулейманов: «Я не за то, чтобы цены на заправках были дорогими, я за то, чтобы была разница, за счет которой мы могли бы платить зарплату, налоги, иметь какую-то прибыль» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ФАС ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫХ ЗАПРАВЩИКОВ

Впрочем, насчет бездействия контролирующих органов Сулейманов не совсем прав. В меру своих возможностей пытается найти виноватых на рынке антимонопольная служба — как в Москве, так и в Татарстане. Сначала татарстанское ведомство обратило внимание на «дизельный сговор» крупных ВИНКов Татарстана — ТАИФа и «Татнефти», заявив, что как оптовые, так и розничные цены на их АЗС существенно выше рынка. УФАС возбудило дело по ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Затем ФАС России обратила пристальное внимание на объемы поставок нефтепродуктов российских компаний на внутренний рынок, ссылаясь на существующее с 2011 года соглашение между ФАС России, федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которому нефтеперерабатывающие компании России обязаны поставлять на внутренний рынок не менее 20% от объема переработанной нефти. Оказалось, что российские НПЗ действительно создали искусственный дефицит топлива для независимых АЗС, спровоцировав рост цен. ФАС сделала ряд предупреждений крупным компаниям, например, «Роснефти» и «Сургутнефтегазу».

Среди получивших предупреждение московских антимонопольщиков оказался и ТАИФ-НК. Местное же УФАС по РТ завело в отношении татарстанской компании отдельное дело по признакам нарушения п. 4 и 8 ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов. Ведомство утверждает, что в 2017 году компания на 26,59 тыс. т (или на 65%) увеличила объем производства автомобильного бензина, но при этом на 8,6 тыс. т (на 24,6%) сократила поставки для внутрироссийского потребления, увеличив отгрузку на экспорт на 40,6 тыс. т (на 556%). В результате такой политики объем поставки ТАИФ-НК по итогам 2017 года на внутрироссийский рынок составил 12% вместо положенных 20%.

В ФАС посчитали, что это привело к ограничению предложения товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка и создало дисбаланса спроса и предложения, поэтому и растут цены. Дата рассмотрения дела на данный момент еще не назначена.