Рамадан — это великая возможность провести генеральную уборку в своем сердце и образе жизни, даже если эта уборка дается нелегко, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Какие указания дают традиционалистские фетвы касательно поста классического мусульманского фикха? Кто может не держать пост и как сократить его продолжительность на несколько часов? Об этом в материале автора «БИЗНЕС Online» в канун начала священного месяца для мусульман.
Через несколько дней начнется священный Рамадан – месяц мусульманского поста и ниспослания Корана
«НЕКОТОРЫЕ ВЕРУЮЩИЕ НАХОДЯТ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЫХОД: ОНИ БЕРУТ НА 30 ДНЕЙ ПОСТА ОТПУСК»
Через несколько дней начнется священный Рамадан – месяц мусульманского поста и ниспослания Корана. В силу того, что лунный месяц на 11 дней короче солнечного, он ежегодно смещается относительно последнего, проходя полный цикл за 33 года. По этой причине в последнее время исламский пост выпадает на лето. Если на исторической родине ислама продолжительность дня в течение года колеблется в относительно устойчивом диапазоне, то в наших широтах, как известно, она сильно варьируется, что делает полное воздержание от еды и питья летом непосильным для абсолютного большинства работающих мусульман. Некоторые верующие находят оригинальный выход: они берут на 30 дней поста отпуск. Подобный маневр позволяет им днем спать, а ночью кушать и молиться. Но не у всех есть подобная возможность. Как быть в такой ситуации? Для всех ли обязателен пост? И вообще должны ли мы соблюдать уразу непременно летом?
Свое повествование мы разделим на две части. В первой будут рассмотрены фетвы традиционного мусульманского права. Во второй – реформаторского. Оба подхода апеллируют к исламским первоисточникам и претендуют на аутентичное выражение воли Бога. Разница состоит лишь в степени распространения тех или иных идей. Например, если вы, вооружившись знаниями о жизни Пророка, станете утверждать, что убийства инакомыслящих, брак с 9-летними девочками и уголовное преследование вплоть до казни за моральные проступки, на чем настаивает средневековая версия ислама, в т. ч. ханафитского толка, не соответствует его Сунне, то вы, с точки зрения оппонентов, будете отстаивать реформаторские взгляды, даже если вы себя реформатором не считаете. Конечно, здравомыслие часто берет свое. Например, для многих мусульман уже неприемлемы браки с детьми и межрелигиозные войны. И с этой точки зрения подобные убеждения, хоть они и изложены в некоторых книгах ДУМ РТ, уже давно можно считать маргинальными. Коротко говоря, грань между реформаторской и традиционалистской разновидностями ислама весьма относительная и динамичная.
Сегодня речь пойдет исключительно о традиционалистских фетвах касательно поста классического мусульманского фикха.
«ДЛЯ НАЧАЛА ОСВЕЖИМ В ПАМЯТИ КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ПОСТА»
Для начала освежим в памяти ключевые правила поста. Это нам понадобится для дальнейшего изложения.
За основу постных запретов берется аят 2:187, из которого следует, что постящемуся воспрещается принятие пищи, питья и интимная близость в светлое время суток (точнее от рассвета до захода солнца). «Омовение нарушает то, что выходит, – говорится в хадисе, – а пост – то, что входит». Единственное исключение из данного правила – вызывание обильной рвоты.
Помимо запретов в их «чистом» виде, пост нарушают деяния, которые в силу их внутреннего смысла были приравнены к ним. Так, постящемуся запрещается, например, курить или принимать внутрь лекарства, а также, помимо собственно интимной близости, совершать иные действия сексуального характера. Все это аналогичным образом расценивается как нарушение поста.
Нарушение/неисполнение поста в одних случаях требует лишь восполнения несостоявшегося поста день в день, а в других дополнительно накладывает на человека понесение епитимьи (как то: освобождение раба, два месяца непрерывного поста или кормление бедняков). Разница между двумя группами прерывания постного воздержания состоит в том, как оно произошло: оправданно или самочинно, осознанно или по ошибке и как была удовлетворена одна из двух страстей (чревоугодие и любострастие), на усмирение которых и направлен Рамадан – полноценным образом или нет. Средневековые ханафитские книги приводят нам такие примеры в данной связи: если верующий мусульманин во время поста будет иметь половое сношение с трупом или ослом или удовлетворит свою страсть рукоблудием, то в таком случае нужно просто восполнить нарушенный пост, без наказания, ибо все это нельзя считать истинным соитием, собственно и запрещенным в рамадан. Коротко говоря, при грубом нарушении поста человек должен не только восполнить его, но и понести «штрафные» санкции, а во всех остальных случаях, имеющих с точки зрении формального подхода тот или иной изъян, лишь восполнить пропущенные дни.
«90 КИЛОМЕТРОВ ПУТИ НА МАШИНЕ И ОСОБЕННО НА ВЕРТОЛЕТЕ – ЭТО СОВСЕМ НИЧЕГО»
А теперь зададимся главным вопросом статьи: все ли мусульмане без исключения должны поститься в Рамадан с точки зрения классического исламского права? Вовсе нет. Путники и больные освобождаются от поста. Об этом прямо говорится в Коране (2:185). К данным двум категориям приравниваются также беременные и кормящие грудью женщины, а также немощные старики. Все эти люди на вполне законных основаниях могут не соблюдать пост, который они должны восполнить позже, когда причина, мешавшая им поститься, исчезнет. Немощным старикам, которые по понятным причинам уже не вернутся в свою молодость, предписывается при наличии возможности взамен пропущенного поста кормить бедняков. Не соблюдают пост с последующим его восполнением и женщины в период месячных и послеродового кровотечения, точнее им строго настрого запрещается подобное.
Все это, в принципе, хорошо известные вещи. Однако, как говорится, вся соль в деталях. Обратимся к ним. В Коране сказано: «Кто болен из вас или в пути, то пусть постится в другие дни» (2:185). Из двух обозначенных категорий мусульманские правоведы предельно конкретизировали понятия путника. Им считается человек, который отправился в путь на не менее чем три дня. Современные факихи три дня пути пересчитали в километры. Получилось 90 км (называются и другие цифры). Именно такое расстояние надлежит вознамериться преодолеть, чтобы воспользоваться всеми привилегиями путника. Путником человека следует считать с момента, когда человек выедет из города и с его глаз скроются крыши последних домов. Если он пребывает в чужом городе менее 15 суток, то все это время он также считается путником.
Однако, как мы видели, Коран освобождает от поста не только путника, но и больного. В данной связи мы вправе задаться вопросом: а конкретизировано ли понятие болезни, на основании которой с верующего снимается обязанность исполнения поста? Разум нам подсказывает, что речь идет о болезни, несовместимой с постом, соблюдение которого усугубит ее течение, нанеся вред здоровью человека. Все бы хорошо, однако, согласно традиционалистским представлениям, разум не может быть источником для решения сугубо религиозных вопросов. Неслучайно даже Абу-Ханифа, великий правовед-рационалист, подчеркивал, что в вопросах богослужения нельзя руководствоваться разумом, но исключительно Откровением. «Что важнее: молитва или пост?» – парировал он упреки в рациональных подходах к исламу. «Молитва», – отвечали ему. «Так вот, если бы я руководствовался разумом, – продолжал он, – то женщинам после регул и родового кровотечения я предписал бы возмещать молитву, а не пост, как это принято нынче в шариате».
Отсутствие логики мы наблюдаем и в современных предписаниях относительно путника. Ведь с рациональной точки зрения 90 км пути на машине и особенно на вертолете – это совсем ничего, и странно такого человека считать путником, нуждающимся в поблажках. Другой пример – пребывание путником в пятизведочных отелях, где порой человек живет в большем комфорте, чем у себя дома. Раньше не было ни гостиничной инфраструктуры, ни современных средств передвижения, которые кардинальным образом изменили положение путника как человека находящегося в стесненных обстоятельствах. Путники вместо подушки под голову во время сна подкладывали камни, а за три дня тряски на верблюде так изматывались, что любые послабления в религиозной практике действительно облегчали им жизнь. Нужно ли сегодня абсолютно во всех случаях давать человеку послабления как путнику? Разум говорит, что нет. А вот традиционных фикх – что да. Налицо – отказ следовать разумным доводам.
Однако если логика отсутствует в случае с путником, то с чего вдруг мы должны к ней апеллировать в ситуации с больным? Это все тот же богослужебный вопрос, где разуму по традиционалистским представлениям не место. Стало быть, если мы хотим остаться в рамках «классических» подходов к исламу, то мы должны признать, что основанием для несоблюдения поста является не та болезнь, которая несовместима с постом (это было бы всего лишь нашей интерпретацией, основанной на разуме и человеческих домыслах), а вообще любая болезнь, постигшая мусульманина, ибо перечень диагнозов, не сочетаемых с постом, определен не был. Даже простая боль в пальце освобождает человека от обязанности соблюдать пост, указывают на это некоторые последовательные факихи.
Получается, что те мусульманские богословы, которые на словах яростно выступают против реформы исламского канонического права, в данном вопросе, сами того не замечая, исповедуют реформаторские взгляды, привнося рациональные подходы в толкование богослужебных вопросов. Кстати, конвертирование трех дней пути в 90 км – на самом деле тоже реформа, правда, с обратным знаком, вследствие которой и стала возможной описанная абсурдность норм современного фикха. Однако считать это реформой в традиционалистских кругах тоже как-то не принято.
К слову, послабления для разных категорий верующих, которые мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, в древности таковым не было. «Женщины родильницы, матери, питающие грудью своего ребенка, дети больные, даже лежащие на смертном одре, – фиксировал Карл Фукс в первой половине XIX века о татарах, – не смеют [во время поста месяца Рамадан] просить проглотить каплю воды. В таком случае только дают больному пить, когда увидят, что он уже умирает. Такая же строгость и насчет пищи». То, что сегодня всего этого нет, – в определенном смысле тоже следствие де-факто прошедшей реформы исламского права, гуманизации сознания.
«ПОСТИТЬСЯ ИЛИ НЕ ПОСТИТЬСЯ – ВЫБОР КАЖДОГО»
Следующая традиционалистская фетва позволяет не оставлять пост, а сократить его продолжительность на несколько часов.
Крупнейший факих современности Вахба аз-Зухейли, недавно оставивший наш бренный мир, в своем фундаментальном труде по сравнительному исламскому праву писал: «В ситуации, когда временами день бывает слишком продолжителен, как, например, в [Волжской] Булгарии, для поста применяется расписание ближайшего от них региона [где нет такой аномалии] или же расписание Мекки». Аргументом здесь служит аят о посте, в котором сказано: «В ночь поста вам разрешается приближаться к своим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. <...> Приближайтесь к ним и стремитесь к тому, что предписал вам Бог (т. е. к зачатию и рождению ребенка – прим. авт.). Ешьте и пейте, пока не станет отличаться белая нить от черной нити, до рассвета, а затем поститесь вплоть до ночи» (2:187).
Как видим, в кораническом предписании фигурируют такие понятия, как «ночь» и «рассвет». Однако и то, и другое в практике летнего Поволжья (и более северных регионов нашей страны) в чистом виде отсутствует, что и обосновывает необходимость особого подхода при разрешении этой ситуации. К слову, в давние времена многие татарские богословы говорили о том, что летом, когда ночное небо не темнеет должным образом, нельзя исполнять ночную молитву. Столь неожиданное постановление выносилось ими не в силу лености, а исключительно вследствие богословских императивов. Если ночная молитва, указывали они, предписана нам с наступлением ночи, а ночь не наступает, стало быть, не порождается и соответствующая обязанность исполнения пятой молитвы. Данная ситуация подобна совершению ритуального предмолитвенного омовения безруким или безногим человеком. Да, Коран предписывает перед молитвой мыть в том числе руки и ноги, но если таковые части тела отсутствуют, то абсурдно их мытье вменять человеку в обязанность. В случае с постом схожая ситуация: природная «аномалия» предполагает и здесь нестандартное решение.
Что касается соблюдения поста по расписанию Мекки, упомянутому аз-Зухейли, то она в данном контексте фигурирует потому, что считается в исламе эталонным городом, ибо названа в Коране «матерью городов» (6:92). Расписание восхода и захода солнца в Мекке узнать несложно – все это давно доступно и в русскоязычном интернете.
Из российских богословов данный подход к проблеме озвучивает, например, председатель совета улемов ДУМ РФ Шамиль хазрат Аляутдинов. Аналогичные суждения высказывал и видный исламский деятель России Дамир хазрат Мухетдинов. В ДУМ РТ, насколько мне известно, подобная фетва находится под запретом: имамам категорически запрещено знакомить людей со всем спектром существующих богословских мнений и тем самым давать им выбор, предусматривающий возможность облегчить их испытания. Возможно, какой-то имам на свой страх и рассказывает об этих страницах классического исламского богословия, но ваш покорный слуга таковых не встречал. Руководство муфтията из года в год умалчивает данный вопрос, озабочиваясь лишь определением размера т. н. скоромной милостыни (фитра-садака), которую мусульмане должны раздавать в связи с постом. Почему ДУМ РТ отказывается обнародовать существующие фетвы исламских ученых, руководствуясь при этом хадисом «Облегчайте, а не затрудняйте», сложно сказать. Возможно, это связано с тем, что непосильный пост вынуждает мусульман вообще отказываться от него, что порождает в них неоправданное чувство вины, которое, надо полагать, конвертируется в больший размер приносимых садака. Других объяснений у меня нет.
Поститься или не поститься – выбор каждого. Тот, кто примет для себя решение в пользу поста, вне всяких сомнений, приобретет для себя огромное благо, которое содержит в себе все без исключения предписания Бога. Не случайно в народе говорят: «Есть фатва, но есть и таква» (т. е. «Есть дозволение, но есть и любовь к Богу»). Поэтому Рамадан – это великая возможность провести генеральную уборку в своем сердце и образе жизни, даже если эта уборка дается нелегко. Однако непременно ли в Рамадан должен соблюдаться обязательный пост ислама? И всегда ли пост – это воздержание от еды, питья и интима? Об этих и других реформаторских концепциях поста мы поговорим в следующий раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.