С начала недели черное золото подорожало на 4%, с начала года — на 15%, а за последние 12 месяцев — на 59%. Антон Силуанов может потирать руки — теперь выполнить доходную часть бюджета будет куда проще Фото: kremlin.ru

НЕФТЬ ШТУРМУЕТ СВЕЖИЕ ГОДОВЫЕ МАКСИМУМЫ

На нефтяном рынке настали горячие дни. Сегодня котировки нефти марки Brent освежили годовой максимум, протестировав к 13:00 мск отметку $78 за баррель. С начала недели черное золото подорожало на $3, или на 4%, с начала года — на 15%, а за последние 12 месяцев — на 59%! Глава минфина Антон Силуанов, только что получивший статус первого вице-премьера и куратора всего экономического блока правительства, может потирать руки. Напомним, что в бюджет заложена цена $40 по баррелю нефти Urals, которая традиционно торгуется с дисконтом в два-три доллара к Brent. И, по признанию минфина, каждые $10 сверху дают казне дополнительно около $23 миллиардов.Текущая рублевая цена барреля нефти (сорта Brent) 4,8 тыс. рублей за «бочку», что на 1,2 тыс. рублей, или треть, выше уровня ноября 2014 года. Теперь выполнить доходную часть бюджета, который верстается в национальной валюте, будет куда проще. Плюс можно без особого труда запастись золото-валютными резервами, которые с 1 января по 1 апреля подросли на $33 миллиарда. И дополнительные средства на фоне нависших над Россией санкций пригодятся, в том числе для поддержки стратегически важных отраслей и компаний, попавших под санкции, например того же «РусАла» или EN+.

Рубль как одна из сырьевых валют не мог остаться в стороне от праздника жизни на нефтяном рынке. Сегодня к 12:40 мск российская валюта успела укрепиться более чем на рубль, или 1,6%, до 62,2 рубля за доллар США. Евро в первой половине дня подешевел на 1,2 рубля, или 1,6%, до 73,8 рубля, причем здесь был пробит важный психологический уровень 75 рублей за единицу единой европейской валюты.

Прогнозный курс доллара в бюджете-2018 заложен на уровне 64,7 рубля, и пока что рублю удается держаться ниже этой отметки. Однако не стоит преувеличивать последние достижения «целкового»: месяцем ранее за «американца» давали всего 58–59 рублей, а в январе текущего года доллар и вовсе болтался в районе 55–56 рублей. А с начала года рубль подешевел к доллару на 9%, евро — на 7,7%. Важным фактором, поддерживающим спрос на российские активы, является их высокая доходность и, соответственно, возможность сыграть на разнице ставок (занимая средства в развитых странах под низкие проценты). Но последние политические пертурбации заставили инвесторов задуматься о целесообразности таких вложений. У них появилась серьезная причина в сжатые сроки избавиться от «токсичных» инвестиций в компании, угодивших в черный список, пусть минфин США несколько ослабил это давление, дав дополнительный месяц на распродажу.

Чтобы увеличить, нажмите

ТРАМП СДЕЛАЛ СВОЙ ХОД 8 МАЯ

Поддержал рубль — пусть и невольно — тот же человек, который неделями ранее его ослабил. Президент США Дональд Трамп во вторник, 8 мая, сделал ожидаемый ход конем. Еще в ходе своей предвыборной кампании своевольный миллиардер заявлял, что ядерную сделку с Ираном, заключенную администрацией Барака Обамы и европейскими странами, надо пересмотреть. В 2015 году все шесть посредников — Штаты, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия — договорились снять санкции с Тегерана, введенные ранее в связи с развитием его ядерной программы. Исламская республика при этом обязалась развивать исключительно мирный атом. В течение 15 лет ей позволялось иметь не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана; другим условием являлся отказ от производства потенциальной «начинки» для атомной бомбы — высокообогащенного урана и оружейного плутония. Также Иран превращал обогатительный завод в научный центр, реактор в Араке обязался использовать только для развития атомной энергетики и допускал инспекторов МАГАТЭ на все интересующие их объекты.

Китай, имеющий прочные торговые связи с Ираном, Россия, в последние годы превратившаяся в одного из главных союзников Тегерана, и европейские страны с явным облегчением подписали итоговый документ. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) вступил в силу 16 января 2016 года и, казалось, подвел черту под одной из санкционных войн. Помимо различных торговых послаблений Ирану открывался доступ к замороженным ранее средствам в западных банках — а это $107 миллиардов. Также были сняты ограничения на закупки иранской нефти: по подсчетам аналитиков, Исламская республика в результате могла нарастить добычу на 0,5–1 млн баррелей. Это стало очередным ударом по сырьевому рынку, и без того переживавшему тяжелые дни. В понедельник 18 января 2016 года цена мартовского фьючерса на нефть Brent на бирже ICE в Лондоне упала на 3,5% до $27,96 за баррель. При этом курс доллара на открытии торгов на Московской бирже превысил отметку 78 рублей.

. Поддержал рубль — пусть и невольно — тот же человек, который неделями ранее его ослабил, — Дональд Трамп Фото: Michael Vadon, commons.wikimedia.org

ЕВРОПА, КИТАЙ И РОССИЯ НЕ В ВОСТОРГЕ

Впрочем, ожидавшейся некоторыми экспертами катастрофы не произошло. Спекулянты отыграли иранский фактор, и он постепенно стал не самой главной частью информационного потока, влияющего на биржевые котировки. С тех пор нефть подорожала более чем в три раза, и вот теперь Иран снова оказался в центре повестки. Европа, мягко говоря, не восторге от демарша Трампа и не собирается к нему присоединяться. Ничего личного, только бизнес. Ведь отмена СВПД поставит под угрозу поставки Тегерану самолетов Airbus на $19 млрд, подвесит соглашение на $5 млрд между французской Total и китайской корпорацией на разработку газового месторождения в Иране и другие многочисленные сделки, заключенные после снятия железного занавеса. Россия еще крепче связана с Ираном — прежде всего военной кампанией в Сирии. Но две страны собирались реализовывать и различные коммерческие проекты — к слову, сегодня стало известно, что один из них уже пал под ударом санкций. Как пишет «Коммерсант», русско-ближневосточный экспортный центр Игоря Чайки (сын генпрокурора РФ) и Олега Митволя (бывший замглавы Росприроднадзора) отказался от строительства станции опреснения воды в Иране стоимостью до $180 миллионов.

Нефтяной рынок отреагировал на происходящее ожидаемо. Потребители и инвесторы сегодня закладываются на то, что на Иран вновь навесят ограничения по торговле нефтью вплоть до полного эмбарго. (Что, разумеется, не мешает республике вести подковерную торговлю с теми же геополитическими союзниками в лице Китая). Как следствие, нефтяные котировки вернулись к уровню ноября 2014 года — с той разницей, что три с половиной года назад их динамика была отрицательная и в итоге закончилась полноценным обвалом. Кстати, международное энергетическое агентство прогнозировало, что как раз в мае спрос и предложение на рынке нефти выйдут на точку баланса, который теперь сместился благодаря Трампу. Что за этим последует, прогнозируют эксперты «БИЗНЕС Online».

«ПОД САНКЦИЯМИ РУБЛЬ НЕ СМОЖЕТ УКРЕПИТЬСЯ ДАЖЕ ДО 50 ЗА ДОЛЛАР»

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Нефть толкают вверх рыночные опасения, что американские ограничения на экспорт иранской нефти спровоцируют дефицит черного золота на мировом рынке. Это обычные реакции инвесторов, которые пока не видят всей картины происходящего. Дополнительным «бычьим» драйвером являются данные этой недели по запасам нефти и нефтепродуктов в США, которые показали сокращение индикатора и его компонентов. Иранский фактор долгосрочный, но как только подключится ОПЕК, градус напряжения в вопросе начнет сокращаться. Техническая картина торгов баррелем Brent допускает вероятность прохода к 79–79,50 долларам — области ключевых сопротивлений, но на имеющихся катализаторах пробиться туда будет сложно.

В валютную секцию Московской биржи возвращаются участники торгов, отдыхавшие на майских каникулах. Сейчас рубль поддерживает нефтяной драйвер и внутренние политические новости. Но ожидать, что взлет цен на нефть значительно укрепит позиции рубля, не стоит, поскольку в отношении России слишком много неясных для глобальных инвесторов моментов. Факт инаугурации Владимира Путина и сохранение за Дмитрием Медведевым поста премьер-министра для рубля в моменте нейтральны, они ожидались, далее многое будет зависеть от первых шагов правительства.

Курс в 50 рублей за доллар мы пока не увидим в силу сохранения России под санкциями. При ослаблении цен на нефть в пределах 10 процентов рубль останется более-менее стабильным, при падении барреля Brent к 60 долларам за баррель доллар может стоить 64–66 рублей, при снижении нефти к 50 долларам за баррель доллар способен оказаться около 70 рублей. Однако все эти цели очень и очень приблизительны просто потому, что движения рубля не равны движениям нефти, рубль вообще может сейчас не реагировать на изменение нефтяных котировок, если внимание рынка переключится на внешнеполитические вопросы.

Международное энергетическое агентство прогнозировало, что как раз в мае спрос и предложение на рынке нефти выйдут на точку балансаФото: ©Александр Мельников, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ВОЗНИКНЕТ РИСК ЗАМЕТНОГО УКРЕПЛЕНИЯ РУБЛЯ, В ДЕЛО ВМЕШАЕТСЯ ЦЕНТРОБАНК»

Жанна Кулакова — финансовый консультант TeleTrade (ООО «ТелетрейдБел»):

— Главным драйвером для рынка нефти сейчас выступает разрыв ядерного соглашения между США и Ираном. Теоретически это может привести к сокращению глобального предложения нефти, хотя на практике — не факт: другие участники соглашения (а это ряд европейских государств, Китай и Россия) не поддерживают решение Трампа. Так что в настоящий момент рост нефти является скорее спекулятивным, чем фундаментальным. Однако инвесторы полны оптимизма и полностью игнорируют негативные факторы, в частности рост добычи нефти в США и неопределенную судьбу сделки ОПЕК+ по истечении 2018 года. 

Так или иначе, на фоне позитивных настроений нефть в ближайшие дни имеет шансы протестировать 80 долларов за баррель, особенно если этому будет способствовать и еженедельная статистика по нефтяной отрасли США. А дальнейшая судьба котировок во многом зависит от того, как дальше будут развиваться события с JCPOA и какие решения будут приняты в ходе встречи ОПЕК+ в конце мая. 

Но котировки нефти — не единственный фактор, влияющий на валютный рынок России. Помимо цены барреля для курса рубля важны выплаты по валютному долгу, состояние внешней торговли, политика регулятора, интервенции минфина, приток иностранного капитала в страну, спрос на облигации федерального займа, геополитические факторы и еще целый ряд других обстоятельств. Кроме того, нужно учесть, что рубль — весьма спекулятивная валюта и на его динамику сильно влияют настроения и ожидания спекулянтов, которые порой бывают противоположны фундаментальным факторам.

Геополитические риски негативно влияют на эти настроения, ограничивают приток иностранного капитала и провоцируют распродажи облигаций (по статистике, примерно треть всех ОФЗ находится в руках нерезидентов). Судя по всему, именно это сегодня тормозит укрепление рубля.

Даже если предположить, что нефть подорожает до 120 долларов, курс рубля к доллару не вернется к 30 рублям. Это раздует импорт, сократит экспорт и в конечном итоге негативно повлияет на экономику. Думаю, если возникнет риск заметного укрепления российской валюты, в дело вмешается Центробанк. И если смоделировать сценарии, при которых нефть падает до 40 долларов или растет до 120, то курс рубля к доллару после непродолжительного периода повышенной волатильности, скорее всего, стабилизируется в диапазоне 50–70 рублей. Вряд ли ниже и вряд ли выше.  

«МЫ ИМЕЕМ УПРАВЛЯЕМУЮ ДЕВАЛЬВАЦИЮ»

Сергей Дроздов — аналитик ГК «Финам»:

— Основной причиной роста нефтяных котировок, несмотря на то, что американские производители сланцевой нефти увеличивают свою долю на рынке «черного золота», является соглашение по сокращению добычи странами ОПЕК+ постепенно способствующее стабилизации баланса мирового рынка энергоносителей. Помимо этого, в последние несколько лет на фоне низкой стоимости нефти резко снизились инвестиции в отрасль — что в перспективе создает угрозу дефицита предложения и служит дополнительным драйвером для роста нефтяных цен. По окончании заседания министерского комитета ОПЕК+, которое прошло 20 апреля в Джедде, картель и его союзники четко дали понять рынкам, что держат руку на пульсе ценообразования на рынке «черного золота». Так министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих особо отметил, что на данном этапе цель картеля и его союзников еще не достигнута и разговоры о выходе из сделки преждевременны.

По итогам формирования «нового»правительства РФ чуда не случилось. А от перестановки слагаемых сумма как мы знаем не меняется, и это значит, что несмотря на заверения о свободном рублевом плавании, Центробанк и Минфин продолжат оказывать влияние на рынок посредством тех же покупок валюты для финансового ведомства, служащих сегодня фактором давления на рубль. Тогда как ослабление последнего в свою очередь будут способствовать лучшему наполнению бюджета, для исполнения намеченных в перспективе масштабных вливаний в социальную сферу и инфраструктурные проекты.

По завершению перипетий, связанных с президентскими выборами в РФ, к которым были «приурочены» последние санкции, после определенной паузы возможно ожидать новых сюжетных поворотов, к примеру, связанных с предстоящим в июне чемпионатом мира по футболу.

К сожалению крепкий рубль и до его резкого снижения не был интересен в экономическом смысле и его придерживали бюджетным правилом, которое по сути выполняет функцию валютного регулирования. В настоящий момент корреляции курса рубля и цен на нефть практически не существует, вместо этого мы имеем управляемую девальвацию, которую монетарные власти используют как защитный механизм от санкций и как инструмент для пополнения бюджета в преддверии запланированных масштабных проектов озвученных президентом России. Спустя месяц после так называемого «черного понедельника» российская валюта торгуется в рамках широкого диапазона 60-65, где выход за его границы приведет к движению порядка двух фигур в направлении выхода.

«НА РУБЛЬ ДЕЙСТВУЮТ САНКЦИИ, И ОНИ БУДУТ УСИЛИВАТЬСЯ»

Александр Виноградов — ведущий экономист научно-исследовательского центра «Неокономика»:

— Насколько я понял, сами санкции в отношении Ирана заново еще не активированы. То есть Трамп заявил о выходе из этой сделки, но самих санкций в отношении Ирана пока не вводил. Иран сейчас производит около 4 миллионов баррелей нефти в сутки, а Европа не настроена как-то портить отношения с этой страной. Поэтому добыча там будет сохраняться. Нефть все равно будет уходить, но в меньших объемах. То есть часть нефти с мирового рынка таким образом будет потеряна. Иран долгое время жил под санкциями, они продавали нефть китайцам, частично индусам, при этом продавали со скидкой, примерно процентов на 25. И Китай с удовольствием все это покупал.

Еще одно снижение нефти на мировом рынке связано с венесуэльским вопросом. Эти ребята заигрались в левые эксперименты дальше некуда, там уже идет снижение добычи, и это еще больше поддерживает нефтяное предложение и подталкивает цены на нефть вверх. Для России это в целом, конечно же, хорошо, потому что будет больше приток валюты в страну и все такое прочее. Но укрепления рубля, такого сильного, которое было лет 10 назад, я не ожидаю. Связано это, в частности, с изменением денежно-кредитной политики.

Определенная развязка между курсом рубля и стоимостью барреля нефти в баксах уже произошла. Нефть еще какое-то время будет дорожать, но вряд ли это сильно отразится в позитивную сторону на курсе рубля. Не надо забывать, что на рубль действуют санкции, и они будут усиливаться. И это будет гнать доллар выше стоимости рубля. Кроме того, надо помнить про мировые потоки капитала, которые на развивающихся рынках входят в бакс, бакс укрепляется, а рубль, как развивающаяся валюта, от этого будет страдать.

«Я ДУМАЮ, ЧТО США ВОЙНУШКУ ВСЕ-ТАКИ УСТРОЯТ»

Степан Демура — финансовый и биржевой аналитик:

— Для России развитие ситуации с Ираном ничем хорошим не обернется. Укрепление рубля, возможно, будет локальным, но и в этом я сильно сомневаюсь, потому что сейчас на подходе новые санкции. Ослабления рубля не будет, но и резкого укрепления тоже ждать не стоит. Это будет движение плюс-минус пять рублей туда и обратно.

Как будет развиваться конфликт США с Ираном? Если Северную Корею они додавили очень быстро, то, я думаю, и Иран додавят. Они-таки сделают из Ирана страну-изгоя. Все его планы по созданию Великого Ирана — объединение Ирана, Ирака и Сирии — уже трещат по швам. Уже все ближневосточные арабские страны объединились против Ирана, потому что он представляет серьезную угрозу стабильности в этом регионе со своими фанатичными лидерами. И использованием огромного количества денег не на развитие экономики страны, а на маниакальные идеи приближения прихода пророка Махди.

Михаил Хазин — экономист:

— Для нас повышение стоимости нефти — это хорошо. А то, что там происходит между США и Ираном... Нам-то что от этого? Единственный момент — нам надо очень аккуратно разрулить ситуацию с отношениями между Израилем и Ираном, поскольку и те и другие нам друзья. Значит, надо проявить бдительность и, соответственно, эту ситуацию правильным образом разыграть. Вот и все.

Следует ли нам от этого ждать укрепления рубля — вопрос очень сложный. Дело в том, что от повышения стоимости нефти и рубль тоже должен укрепляться. С этим и вопросов нет. Но есть и другие обстоятельства. В том числе и экономический спад, который, безусловно, будет продолжаться. Правительство менять либерально-экономическую политику не будет. И какой из этих факторов перевесит — неизвестно. Кроме того, не надо забывать о коммерческих интересах разного рода чисто коммерческих групп, связанных с Центробанком, у которых свой бизнес, и им глубоко далеки все интересы России, Путина и так далее. По этой причине они будут пытаться как-то зарабатывать. В предыдущие разы они зарабатывали двумя способами — либо максимальной раскачкой курса рубль–доллар, либо укреплением рубля. Какой вариант они выберут сейчас — я не знаю. В свете того, что риски очень велики, я склонен считать, что они будут максимальным образом раскачивать курс рубль–доллар. Поэтому я считаю, что велика вероятность, что в ближайшее время волатильность курса рубля резко вырастет.

Как будет развиваться ситуация с Ираном? Я думаю, что США войнушку там все-таки устроят. Но для Израиля системно-стратегически она кончится очень плохо. Потому что Израиль в отношении Ирана это как Моська против слона. Потенциалы Израиля и Ирана вообще несопоставимы. Я бы на месте Израиля вел себя более аккуратно. Но вся проблема в том, что тактические мотивы, которыми руководствуются Нетаньяху и все остальные, таковы, что они вынуждают Нетаньяху совершать глупости.