Нижнекамск намерен провести комплексный анализ пассажирской транспортной инфраструктуры города с ее дальнейшим изменением. Для этого в город приглашаются делегации из различных специализированных организаций. Тем временем местное ПАТП сигнализирует об износе автобусного парка, а жители жалуются, что ждут транспорт на остановках до 40 минут.
Нижнекамск намерен провести комплексный анализ пассажирской транспортной инфраструктуры города с ее дальнейшим изменением
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗАНИМАЕТ В СРЕДНЕМ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ
Сегодня в Нижнекамск прибыли представители Научно-исследовательского и проектного института территориального развития транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), который базируется в Санкт-Петербурге. Специалистам предстоит оценить состояние пассажирского обеспечения жителей города, чтобы, возможно, в дальнейшем разработать основную концепцию изменения развития не только маршрутной сети, но и всей сферы в целом.
Очевидно, что основным посылом для приглашения специалистов стали многочисленные жалобы нижнекамцев на транспортное обеспечение. Регулярно таковые появляются на портале госуслуг в разделе «Народный контроль». Вот одна из них: «На каждой остановке есть график, с каким интервалом ездит автобус. Для чего он? Автобусы все равно ездят как хотят. Когда, наконец, сделают маршрут с Вахитова на Мира прямой, а не вокруг всего города, как на экскурсии? Сколько можно отписок по вопросу изменения маршрута? Примите меры!» — пишет в жалобе Анна Ш. Массированная атака жителей города заставила мэра Айдара Метшина на февральской встрече с населением признать: «Эту задачу мы пока не решили. Это моя вина. В данном случае это вина ни департамента, ни чья-то еще. Моя вина, потому что я пока не нашел решения этому вопросу. Я могу ответственно сказать, что в этом году мы этот вопрос принципиально решим», — заявил он.
Сегодняшний приезд питерцев — первый шаг в данном направлении. По словам гендиректора НИПИ ТРТИ Валерия Мячина, приехали он и его сотрудники по приглашению главы города и района. Для начала специалистов-транспортников ознакомили с рядом объектов, в том числе и с базой АО «Нижнекамское ПАТП», единственного предприятия, осуществляющего городские автобусные перевозки. Тут гости осмотрели газовую заправку, линию технического контроля, автомойку и так далее. Кроме того, они совершили вояж по городу на обычных рейсовых маршрутах. Как заверили журналистов, специально транспорт не выбирали, садились в первые попавшиеся автобусы, подошедшие к остановке. В итоге проехались по трем маршрутам. И — о чудо! — интервал движения на них соблюдался. Хотя именно его нарушения и являются основной претензией нижнекамцев — по их словам, бывает, что автобус ждешь до 40 минут. «Нас пригласил глава для того, чтобы оценить, посмотреть ситуацию в плане городских пассажирских перевозок Нижнекамска, — сообщил журналистам Мячин. — Но мы еще перед поездкой сюда провели некоторый анализ. Да и сегодня уже имели возможность проехаться по трем разным маршрутам, чтобы воочию все увидеть. Самые большие беды, которые имеются в этом городе, — это несоблюдение интервала движения. Хотя именно сегодня на тех маршрутах, по которым мы проехались, он соблюдался. Но по жалобам пассажиров видно, что такая проблема все же существует, и она достаточно серьезная. Кроме того, к открытым вопросам относятся хамство водителей и кондукторов, а также отсутствие некоторых остановок, особенно в новых микрорайонах. Но в целом ситуация с маршрутной сетью в Нижнекамске неплохая, город не стоит в заторах и пробках, автобусы ездят. Но комплексные проблемы все же существуют, их я озвучил, и решать их надо тоже комплексно. Нельзя так, чтобы на один день приехал, посмотрел и начал делать глобальные выводы. Скоропалительные решения не дадут результата».
По словам Мячина, чтобы полностью оценить транспортную ситуацию в Нижнекамске, необходимо провести анализ стратегии социально-экономического развития, генеральных планов, проектов планировок территорий, исследовать пассажиропотоки и так далее. После всего этого должна быть разработана пассажирская модель города, на которой будут «прогоняться» все маршруты, просматриваться различные варианты изменения сети. Кроме того, заметил Мячин, работа исследователей должна затронуть и оценку экономической эффективности деятельности транспортных предприятий. «Только после этого можно давать какие-то предложения, делать выводы, — сообщил руководитель вуза. — Такая работа в среднем проводится в течение шести месяцев».
В качестве самых главных проблем своей компании Юрий Иванов назвал нехватку квалифицированных водителей и изношенность парка
ЦЕНУ ВОПРОСА ПОКА ВЛАСТИ НЕ ОЗВУЧИВАЮТ
Существование проблемы признает и гендиректор АО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов. Эта компания — единственный перевозчик на пассажирских маршрутах города. В его парке порядка 190 автобусов, считая в том числе и пригородные, и коммерческие. «Проблемы в сфере пассажирских перевозок назрели давно, их надо решать, заниматься изучением пассажиропотока, маршрутной сетью, — высказывает он свое мнение. Мы здесь вроде все проблемы знаем, но совсем другое дело, когда люди со стороны свежим взглядом посмотрят, дадут рекомендации по комплексному решению. Для города это будет только плюс».
В качестве самых главных проблем своей компании Иванов назвал нехватку квалифицированных водителей и изношенность парка. По его словам, последнюю крупную партию автобусов закупали в 2013 году — 70 штук. С тех пор прошло уже пять лет, а средний срок службы автобусов составляет 8–10 лет. Так что даже эти транспортные средства уже изношены, что уж говорить о тех, что ездили по Нижнекамску и раньше.
Иванов также признал, что и с рентабельностью в ПАТП не все в порядке. Правда, абсолютные цифры называть не стал. «Рентабельности на городские перевозки нет, — сообщил он, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Часть затрат нам возмещается через кабинет министров РТ. А в городской казне компенсация наших выпадающих доходов не заложена. Те убытки, которые мы несем, покрываем за счет прочих видов деятельности. Но городские маршруты во всем мире убыточные, в Нижнекамске в том числе».
То, что специалисты ТИПИ ТРТИ приехали сегодня в Нижнекамск, вовсе не значит, что именно они будут проводить комплексный анализ транспортной инфраструктуры города. Согласно действующему законодательству, должен быть организован тендер на оказание данных услуг. «Мы сейчас работаем над формулированием технического задания к конкурсу, — рассказал замруководителя исполкома Нижнекамска Ленар Ахметов. — Но чтобы сделать это максимально четко, изучаем опыт других городов, где такие работы уже проводились. Ведь везде же своя специфика. В Набережных Челнах, например, стояла задача практически полностью заново сформировать маршрутную сеть, потому что у них в то время в основном работали мелкие перевозчики на небольших автобусах. У нас же своя особенность. У нас есть один крупный перевозчик. И мы должны понять, как мы можем улучшить эту работу, не потеряв это наше преимущество — большие автобусы, стабильный штаб водителей и кондукторов».
По словам Ахметова, после питерцев в Нижнекамске ждут и представителей других вузов, занимающихся такой тематикой. «Таких институтов в России немного, но они есть — в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, — рассказывает чиновник. — Мы со всеми ними ведем переговоры, приглашаем к себе. НИПИ ТРТИ — первый, кто согласился лично приехать и посмотреть на транспортную инфраструктуру, чтобы дать какие-то первоначальные рекомендации. Но я, как замруководителя исполкома, который, в числе прочего, курирует направление транспорта и связи, могу сказать, что городом уже принято принципиальное решение такой комплексный анализ проводить». Цену вопроса Ахметов пока не озвучивает. Условия тендера будут составлены исходя из коммерческих предложений специализированных организаций.
Будет ли НИПИ ТРТИ работать в Нижнекамске, сказать пока сложно. Но Мячин, в любом случае, утверждает, что работа предстоит глобальная
«НУ ПРИЕХАЛИ МЫ, ПОСМОТРЕЛИ, ВЫРАЗИЛИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ... А АДМИНИСТРАЦИИ-ТО ЧТО ПОТОМ ДЕЛАТЬ?»
Ахметов не зря упомянул автоград как один из предыдущих плацдармов работы НИПИ ТРТИ. Действительно, в 2015 году институт проводил подобные исследования в Набережных Челнах. Весной прошел конкурс, в котором конкуренцию институту составили пермское агентство дорожной информации «Радар» и центр перспективных экономических исследований Академии наук Татарстана. Тендер завершился скандалом — питерцы запросили за услуги 5,45 млн рублей, соперники готовы были отработать дешевле (в 5,25 млн рублей оценил свои услуги «Радар» и в 5,4 млн рублей — ЦПЭИ АН РТ), однако проиграли. «Радар» тогда обратился в УФАС, и дело могло принять серьезный оборот. В итоге жалобу отозвали, конкурс отменили и на повторном тендере НИПИ ТРТИ снизил цену, легально став подрядчиком Набережных Челнов. Тем не менее результатами изменений маршрутной сети остались недовольны и многие пассажиры, и перевозчики. В частности, перевозчик Наталья Гарина высказывалась в том духе, что «питерцы необъективно подошли к разработке маршрутной сети, однобоко». Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин был солидарен: «Сама маршрутная сеть осталась той же, никаких кардинальных изменений не вносилось». На публичных слушаниях в июне все того же 2015-го владелец 30 автобусов на маршруте №12 Виктор Мавков утверждал, что проектировщики маршрутной сети отработали заказ на бумаге: просто взяли часть существующей с 2012 года схемы и добавили муниципальные маршруты. При этом речь шла о «легальной» части действующих маршрутов, а есть и «нелегальная». Все из-за того, что тендер 2012 года был остановлен на фоне судебных разбирательств с недовольными перевозчиками, да так и остался незавершенным. Не успевшие тогда пройти конкурс перевозчики продолжали работать несанкционированно, а их маршруты не были учтены в официальной схеме движения автобусов, что и сыграло злую шутку с питерскими специалистами.
Как бы то ни было, в Челнах новая схема маршрутов, разработанная питерцами, существует и сейчас. И народ к ней, как и перевозчики, худо-бедно пытаются приспособиться. Будет ли НИПИ ТРТИ работать в Нижнекамске, сказать пока сложно. Но Мячин утверждает, что работа предстоит глобальная, причем задействован в ней должен быть не только проектировщик, но и непосредственные участники рынка, а также сам заказчик — местная власть. «Институт, который придет выполнять данный госконтракт, должен разработать дорожную карту, определить существующие проблемы, дать план реализации мероприятий, — говорит Мячин. — А дальше уже администрация города должна действовать, чтобы это все реализовать. Не бывает так, что ты пришел, дал пилюлю — и все заработало. Здесь должна быть проведена комплексная работа всех сторон. Чтобы только первичный анализ провести, специалисты должны работать минимум неделю. Где-то эта работа даже внезапно должна проводиться. Определенные методы работы должны быть скрытыми, о них должен знать вообще только сам исследователь. А местные власти должны разобраться с пассажиропотоком, с наличием и исправностью транспорта, маршрутной сетью, оптимизацией работы предприятий. И уже после этого можно двигаться по улучшению ситуации. А половинчатые меры не дадут результата. Ну приехали мы, посмотрели, походили, выразили какую-то свою точку зрения. А администрации-то что потом делать? Любое мнение должно быть подкреплено документами, результатами анализов, должен быть проведен опрос населения. Мы не сделаем, чтобы автобус подходил к подъезду каждого жителя, это нереально, но двигаться в направлении улучшения необходимо. Если сегодня не выстроишь четкую и понятную систему, все равно от проблем не уйдешь. Какие-то половинчато решишь сегодня, а завтра появятся новые. И они будут накапливаться как ком».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.