Одной из миссий своей компании владелец центра "9 иностранных языков» Фархад Сабиров видит обучение максимального числа челнинцев английскому, турецкому итальянскому и другим языкам. Как на этом можно сделать устойчивый бизнес даже в кризис, он рассказал в интервью газете «БИЗНЕС Online».

ШКОЛА КАК ВИД БИЗНЕСА

- Расскажите о том, какими видами бизнеса вы занимаетесь. Я так понял, под одной крышей у вас сразу три компании?

- Сначала, в 2009 году, мы открыли центр "9 иностранных языков», затем сопутствующее ему туристическое агентство «9 звезд». Решили, что это будет рентабельным: обучив наших клиентов иностранным языкам, можно отправлять их за границу. Или напротив, желающих вылететь за рубеж – учить тем языкам, которые будут необходимы. Помимо этого, центр обучает иностранцев, приезжающих в наш город, местным языкам – русскому или татарскому. В составе нашей компании есть и третье направление бизнеса - студия раннего развития «Одуванчик», где специалисты занимаются общим развитием детей от 1 до 3 лет и подготовкой к школе детей дошкольного возраста.

- Если не секрет, почему настолько диверсифицированный бизнес и почему именно в сфере образования?

- Моей первой деятельностью было строительство (я заканчивал ИНЭКА). Но для меня школа оказалась ближе в плане бизнеса, ведь здесь я не только получаю прибыль, но и даю знания людям. То есть делаю вклад в развитие нашего города, а не занимаюсь деятельностью «купи-продай». Основной вид бизнеса – центр "9 иностранных языков", где обучаются люди в возрасте от 2 до 70 лет. Мы обучаем не только английскому или немецкому, но и французскому, итальянскому, испанскому, арабскому, турецкому, японскому и греческому языкам. Готовим к международным экзаменам, к ЕГЭ. Тесно связанный со школой вид бизнеса – туристическое агентство.

- Не боялись открывать туристическую компанию в городе, где их и так уже было немало?

- В НабережныхЧелнах очень много агентств, вы правы. Но на туристическом рынке нашего города долго и качественно работает всего около 10 крупных агентств. Что касается маленьких  организаций, они открываются и почти сразу же закрываются. Мы же делаем ставку в первую очередь на наших студентов, которых у нас на сегодняшний день более 300. Получается, что клиенты центра "9 иностранных языков" и студии раннего развития – это потенциальные клиенты турагентства, следовательно, «бронируются» и покупают авиа и ж/д билеты они уже у нас. Мы не боялись заняться еще и туристическим бизнесом, потому что он не был основным, но гармонично дополнил уже существующий – школу иностранных языков.

ТУРИЗМ В МИНУС НЕ УЙДЕТ

- Такая модель бизнеса «школа иностранных языков – туристическая компания» была вами опробована самостоятельно или вы знали до этого подобные компании?

- Нет, таких моделей бизнеса я не знал. Это была изначально моя идея. Сопутствующее основному бизнесу – школе -  туристическое направление поддерживает центр, хотя бы пусть процентов на 10-20. Например: летом отпускной сезон, число клиентов в школе снижается, а в туристическом агентстве, напротив, возрастает. И, наоборот, в случае застоя в турбизнесе, у нас по-прежнему остается школа. Фактически, мы не опираемся на какой-то отдельный вид бизнеса, а развиваем сразу несколько параллельно. Сегодня нам было бы сложно отделить один вид бизнеса от другого: точно сказать, какой из них сейчас является дотационным, а какой нет, я бы вам не смог. Хотя в любом случае, туризм для нас не является дотационным – он в минус никогда не уйдет.

- Каких-то серьезных вложений потребовала такая связка и организация турагентства дополнительно к школе?

- Нет. В центре уже был компьютер у администраторов, доступ к сети интернет. Во внедрении каких-то особых бизнес-процессов необходимости не было. Обучили персонал, отправили менеджера в рекламный тур. Так что полноценно и, следует отметить, успешно, агентство начало функционировать практически одновременно со школой.

- Какие сегодня направления в туризме популярны среди жителей автограда?

- Турция, Египет, Испания, Италия и Тайланд. Несмотря на последние события в странах Востока, особых изменений в предпочтениях мы пока не отметили. Египет после революции немного «постоял», но, тем не менее, мы уже начали принимать заявки на поездку в эту страну. И, кстати, не сказал бы, что цены из-за последних событий существенно снизились.

- А с 2009 года челнинский клиент сильно изменился?

- Можно отметить, что он стал избирательнее. Почти все уже были в Турции и Египте, поэтому, наконец-то, перестали бояться выезжать «на экзотику» или в Европу.

ЧТО ЗНАЧИТ ОТКРЫТЬСЯ В КРИЗИС

- Ваша компания открылась в кризисном 2009 году. Сложно было?

- Было очень сложно! Я сейчас только полностью осознаю, насколько тяжело – как в финансовом, так и в моральном плане, нам было в первые месяцы после открытия центра. Да, многие сомневались в успешности нашего бизнеса, тем более в период кризиса. Сомневался и директор холдинга «Единство» Рамиль Галеев, в деловом центре которого мы арендуем одну из самых больших площадей. После продолжительной беседы, где я рассказал ему о своих намерениях, целях и планах на будущее, он предоставил мне необходимую площадь для аренды. В итоге некоторые компании-арендаторы, открывшиеся тогда, ушли, закрылись, а мой бизнес оказался успешен.

- Но можно ведь было и подождать?

- Да, можно было. Можно пережидать кризис, ждать накопления необходимой суммы для открытия своего дела, ждать поддержки со стороны государства и так далее – здесь есть огромное количество факторов. Но по моему личному мнению, так бизнес не строят. Если ты поставил себе цель, необходимо идти к ней, несмотря ни на что. Да, признаю, были и ошибки, но я уверен в том, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Нередко предприниматели, когда возникает идея о создании какого-либо дела, составляют бизнес-план, расписывают проект, но появляются преграды, что-то не получается, кто-то где-то отказывает, и все - идею откладывают в долгий ящик, либо от нее отказываются вовсе. У нас был похожий момент, но мы все-таки решились. К тому же, открываясь в кризис, мы надеялись на поддержку. Скажем, на снижение арендной платы – ведь мы одни из первых, кто начал функционировать в здании, когда в нем и отделочные работы еще не были закончены!

Естественно, никакого потока клиентов не было, – люди и не знали о нашем существовании. Мы три летних месяца 2009 года проработали «в простое». Клиентов было человек 50. В каком-то смысле нам помогли корпоративные клиенты – обучающиеся иностранным языкам работники разных компаний. Мы сами активно занимались продвижением нашей компании, рекламой, поиском и привлечением новых клиентов. Интересно отметить, что директора школ были не только не против открытия подобного центра, но и даже рады. Они считали, что такое дополнительное обучения будет полезным для учеников.

«ЭТО НЕ ТОТ БИЗНЕС, ГДЕ ЗАРАБАТЫВАЕШЬ БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ»

- В какой момент вы поняли, что бизнес состоялся?

- Открытие школы иностранных языков не такой легкий бизнес, как может показаться изначально. Первые наши финансовые вложения в ее открытие  – это заемные средства у наших родственников. Стены и перегородки на арендуемых нами площадях я сделал сам лично – в счет погашения арендной платы. Мы вышли на точку безубыточности, отдав все долги, лишь более чем через год после открытия, в 2010-м.

В первый год мы вообще не брали себе никакой прибыли. Да и сейчас стараемся немного брать из прибыли для себя, в основном все вкладывая в развитие. И вообще, надо сказать, это не тот бизнес, на котором можно зарабатывать «бешеные деньги». Возьмем для сравнения, например, организацию, занимающуюся продажей строительных материалов, или, скажем, камазовских запчастей. Прибыль будет практически моментальной – после продажи крупной партии деньги на руках у владельца. Что же касается школы – здесь все иначе: студент оплачивает свое обучение раз в месяц – около 1500 рублей с человека. Деньги небольшие. Учитывая расходы на аренду помещения, оплату коммунальных услуг, зарплату преподавателей, а также расходы на оргтехнику и канцтовары – прибыль не такая большая. Поэтому я убежден, что нас можно сравнить с общественниками, помогающими городу в развитии. Мы обучали детей с интерната «Мархамет». Я сам лично возил детей в школу два - три раза в неделю. Правда, долгого сотрудничества у нас с ними не получилось, все-таки подростки там очень сложные: во время обучения смотрят друг на друга, боятся отвечать. Но дети-инвалиды из «Солнышка» у нас обучались успешно и бесплатно. Есть дети с ограниченными возможностями, которые на сегодняшний день обучаются в центре - с очень хорошими скидками.

- Для льготного обучения вашему бизнесу, наверняка, нужны немалые деньги, к государству не обращались?

- В принципе, я мог бы обратиться, отчитавшись о том, как и кого обучаю льготно или бесплатно, чтобы мне из бюджета выделили на это деньги. Но мне бы хотелось, чтобы именно наша школа делала, пусть небольшой, но вклад, помогая людям с ограниченными возможностями. Если я буду говорить о благотворительности и просить помочь государство, это уже, собственно, благотворительностью не будет.

ДЕТИ ПРИХОДЯТ ПОСЛЕ ШКОЛЫ С НУЛЕВЫМИ ЗНАНИЯМИ

- Как пришла идея создать школу иностранных языков в Набережных Челнах? И насколько сильная в городе конкуренция на этом рынке?

- Конкуренция на этом рынке есть, и немаленькая. Началось все с того, что я захотел обучаться иностранным языкам. Пришел в одну из школ нашего города, но мне не понравились их стиль и манера обучения, не понравилось даже то, как меня изначально приняли. И я решил открыть свой центр, учитывая плюсы и минусы той школы, которая, кстати, на данный момент вообще не существует, – она закрылась. Я не сказал бы, что мы страдаем из-за конкуренции, хотя в том районе, где мы работаем, сосредоточены основные компании, предоставляющие похожие услуги. Наш город большой, и спрос на обучение иностранным языкам (тем более, качественное) фактически превышает предложение. Бывает так, что клиент в поисках лучшего уходит к конкурентам, но наши клиенты все равно возвращаются к нам.

- Кто к вам приходит?

- Основной пласт - это все-таки школьники, но также взрослые - интересные разносторонние люди, которые, помимо работы, хотят заниматься чем-то еще в свободное время. Наш курс обучения рассчитан на 3-4 месяца. За это время студент, который пришел к нам, должен уйти с достаточным багажом знаний. Часто клиент хочет подтянуть свой уровень знания языка – для разных целей: чтобы уехать за границу на ПМЖ, из-за частых командировок, или просто воплотить в жизнь давнюю мечту говорить на иностранном языке – немало и таких. Да и сегодня зачастую при трудоустройстве требуется знание, скажем, английского языка. Многие родители восьмиклассников обеспокоены тем, что их дети, обучаясь иностранному языку с первых классов школы, приходят к нам с нулевыми знаниями. Может, это потому, что в школах детей «заставляют» учить язык, а в частные школы иностранных языков они уже приходят целенаправленно, желая учиться. И потом - в школах 30 учащимся пытаются дать одинаковый объем знаний, у нас же аудитории рассчитаны максимум на 8 человек.

КТО УЧИТ ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК?

- Какие языки у челнинцев сегодня пользуются наибольшей популярностью?

- Самый популярный и востребованный язык – английский, конечно. Потом идет итальянский, затем испанский языки. В должной степени – французский и немецкий. Меньшей популярностью пользуются японский и арабский языки. Тут, как правило, приходят на индивидуальное обучение. Турецкий язык обычно изучают выезжающие отдыхать в Турцию. Клиент, приходя к нам, говорит, зачем ему нужно знание языка и в какой степени, мы соответственно составляем для него индивидуальный курс. Следовательно, наш студент получит те знания, за которыми пришел, и ничего лишнего. В школах или институтах зачастую дают много лишней информации, которую он не сможет применить на практике. Много грамматики той же, которая оказывается не нужна.

- Есть мнение, что бывают люди, не восприимчивые к обучению иностранным языкам. Вы разделяете его?

- Такие студенты есть, и в нашем центре в том числе. Все зависит от желания. У нас три месяца успешно обучалась 68-летняя женщина турецкому языку - и уехала к своей дочке отдыхать на лето в Турцию, где у них частный дом. Детей можно и нужно обучать иностранным языкам, - тех же трехлетних малышей, которые приходят к нам с мамами, в игровой форме, а не за партами.

- Какова стоимость обучения, чтобы человек знал язык хотя бы на минимальном уровне?

- Стоимость одного академического часа по английскому языку – 120 рублей. За месяц обучения придется отдать 1920 рублей (взрослым) и 1440 рублей (детям). Есть также парное обучение (220 рублей) и индивидуальное обучение (280 рублей). Это примерные расценки в среднем по городу. Снизить мы их не смогли бы по той причине, что у нас одни из самых высококвалифицированных преподавателей. И, естественно, мы их стараемся удерживать высокой зарплатой.

ОТКРЫТЬ ЧАСТНЫЙ САДИК - ЗАТРАТНО

- Насколько оказалась востребованной открытая вами детская студия раннего развития «Одуванчик»?

- В студии три направления. Первое - это раннее развитие для малышей. Второе – подготовка к школе. И третье – услуги логопеда. Сегодня тех же детских садиков в Челнах мало. Отсюда и востребованность в специализированных центрах и кружках.

В этом плане конкурентов у нас хватает. В процессе работы нашего центра изучения языков было много заявок от наших клиентов об открытии частного садика. Но это оказалось очень проблемно и финансово затратно – есть необходимость организовывать питание, сон для детей. Пришлось бы арендовать большие площади. А аренда сегодня дорогая. И соответственно, родителям бы пришлось платить не 1320 рублей за обучение своего ребенка, как в нашей студии, а гораздо-гораздо больше. Много ли таких родителей можно найти? Поэтому мы решили открыть просто студию раннего развития, куда могли бы прийти дети с мамами, вместе позаниматься при помощи развивающих и дидактических материалов.

- Бизнес ваш сформировался. Каковы ближайшие цели?

- Будем ориентироваться на крупные предприятия, которые сотрудничают с зарубежными компаниями, общаясь с иностранцами. Мы им предлагаем корпоративное обучение. У нас уже обучалась таможня «Ростэк», работники Челны-хлеб - у них все оборудование иностранное, они ездят часто в командировки. В числе клиентов специалисты и топ-менеджеры КАМАЗа, руководитель санэпидемстанции. Сейчас мы ведем переговоры с Автоградбанком по поводу корпоративного обучения их сотрудников. У них немало зарубежных клиентов. А есть клиенты, которые вообще не знают русского языка, как с ними общаться?

Наша цель – максимально обучить город иностранным языкам. Не для того, чтобы челнинцы уезжали жить за границу, а чтобы сами Челны развивались. Скажем, в Татарстане скоро будет Универсиада, и сотрудникам многих компаний и ведомств придется общаться с иностранцами. Да и сейчас в Челнах очень много иностранцев – итальянцев, немцев, французов, турков. Надо знать их язык, их культуру – это показывает уровень и нашей культуры и развитие.

ЧИНОВНИКИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОЧТИ НЕ ЗНАЮТ

- Вы говорите про бизнесменов, а чиновников местных обучаете?

- На открытии торгово-делового центра «Единство» в 2009 году присутствовал предыдущий мэр Челнов Ильдар Шафкатович Халиков, который посетил и нашу школу. Я ему тогда предложил обучать чиновников исполкома. Он очень положительно отреагировал. После мы разговаривали и с Василем Гаязовичем Шайхразиевым, который так же поддержал мою идею. И работа в этом плане идет - есть уже отдельные клиенты из госструктур.

- Как бы вы могли оценить уровень знания иностранных языков у местных чиновников и населения в целом?

- К сожалению, средний и даже ниже среднего. Московские чиновники и население столицы прекрасно понимают необходимость изучения иностранных языков, и там каждый второй знает английский язык. Я очень надеюсь, что казанские и челнинские чиновники с учетом надвигающейся Универсиады осознают необходимость владения хотя бы одним иностранным языком, ведь это необходимо, иначе казусов в общении с иностранцами не избежать, и тогда какое впечатление сложится о нас? Переводчик не всегда будет под рукой. И перевести он может не всегда корректно. На мой взгляд, умный и дальновидный руководитель должен вкладывать в обучение своих сотрудников, ведь в конце концов от этого может зависеть его дальнейшее успешное сотрудничество с зарубежными партнерами.

«СКАЗАТЬ «НЕ УМЕЮ» ЛЕГКО»

-Вы с чего начали свою карьеру?

- Сначала обучался в набережночелнинском училище №114 на газоэлектросварщика. После армии, где отслужил пожарным спасателем два года, я начал работать по специальности – проработал четыре года в двух разных фирмах. Руководители меня заметили, подняли до начальника производства, ОТК, цеха. После чего я понял, что способен на большое. Несомненно, что опыт, приобретенный в этот период, помог мне и в открытии своего бизнеса, «закалил» меня, если можно так выразиться. Закончил КамПИ, получил строительную специальность. До кризиса занимался отделочными работами, ремонтом, реставрацией помещений, у меня было четыре бригады. Никогда не говорил, что я чего-то не знаю или не умею. Спрашивал у знакомых, узнавал, обучался на ходу. Сказать «не умею», «не знаю» - это легко. Но гораздо приятнее достигнуть своей цели, видеть результаты своей успешной работы, осознавать, что всего этого достиг ты сам, переборов когда-то страх открываться в кризисный период, перетерпев тяжелое в финансовом плане время – вот что для меня действительно ценно.

Также отмечу, что на сегодняшний день я являюсь заместителем председателя совета молодых предпринимателей, где мы, совместно с председателем Шигиным Иваном Александровичем и остальными членами совета предоставляем помощь начинающим предпринимателям нашего города, даем им советы, всячески поддерживаем. Я вспоминаю себя два года назад: человека с большим количеством вопросов и полным отсутствием поддержки. Именно в поддержке начинающих - цель совета.

- Свободное время у вас при такой бурной деятельности остается?

- К сожалению, на отдых времени нет. Я в этом плане, можно сказать, не люблю себя. Вечером заставляю себя идти в спортзал. Прихожу домой в районе 9 - 10 вечера. Если вспомнить то время, когда я работал сварщиком, все было иначе. Кто такой рабочий? Человек, который приходит на работу с утра, выполняет работу, а заканчивается смена – идет домой и не думает ни о чем. В моем случае ты спишь и видишь, что и как будет завтра, что надо сделать. Отдыхаешь – и снова думаешь о работе. Часто общаясь с друзьями даже в нерабочее время, начинаю говорить о работе, советоваться с ними о чем-то. Но я убежден, что это правильно – ведь только живя своим бизнесом, ты можешь рассчитывать на результат.

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора

Визитная карточка руководителя

Сабиров Фархад Илхамович
Должность:  директор
Дата и место рождения: Казань, 13 февраля 1982
Образование: ИНЭКА, строительная специальность.
Основые этапы карьеры: газоэлектросварщик, пожарный спасатель, начальник производства, ОТК, цеха

Визитная карточка компании

Дата создания: 27 мая 2009
Численность работников: 15
Основной собственник: Сабиров Фархад Илхамович