... «Нам пора ответить на хамское поведение со стороны Соединенных Штатов», — с таким призывом спикер Госдумы Вячеслав Володин обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву Фото: kremlin.ru

ВЕТО НА ПРОДУКТЫ, ЛЕКАРСТВА, АЛКОГОЛЬ И ТАБАК ИЗ США

«Нам пора ответить на хамское поведение со стороны Соединенных Штатов, на неприкрытый лоббизм США своих интересов, на создание препятствий для работы российского бизнеса», — с таким призывом спикер Госдумы Вячеслав Володин в среду обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву, приехавшему в нижнюю палату парламента с годовым отчетом. В тот момент глава кабмина не нашел ничего лучше, как предложить запретить американские товары. Заодно Медведев посоветовал самим депутатам обдумать, чем Россия может ответить Штатам. Парламентарии тянуть не стали и уже сегодня вынули из-за пазухи готовый законопроект. Документ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств» за авторством лидеров четырех парламентских фракций во главе с самим Володиным появился сегодня в законодательной системе Думы.

Целью законопроекта депутаты определили «защиту интересов и безопасности РФ, прав и свобод граждан РФ», а также «предупреждение и пресечение противоправных и недружественных действий» со стороны США и других стран, которые примкнут к санкциям. «Проект федерального закона... разработан как ответная мера на вызовы Соединенных Штатов Америки, их должностных лиц, выраженных в недружественных и неконструктивных действиях, введении санкций в отношении как Российской Федерации в целом, так и ее граждан и юридических лиц», — говорится в пояснительной записке к документу. 

Буквально за один день депутаты придумали 16 ответных мер на «недружественные действия США». Впрочем, сам законопроект скорее рамочный: конкретные запреты будут вводиться правительством после решения президента (аналогично в документе зафиксирована возможность отмены контрсанкций).

Как выглядят обещанные Володиным «зеркальные меры»? Во-первых, под запрет могут попасть сельхозпродукция, сырье, продовольствие, алкоголь, табак и лекарства из США и иных государств, ставших недружественными России. То есть если Европа присоединится к санкциям, то тяжело придется, например, виноделам Старого Света (а российским поклонникам Бахуса придется окончательно переключиться на вина из Южной Америки, ЮАР и прочих нейтральных стран).

Кроме того, депутаты планируют закрыть доступ к госзакупкам для технологического оборудования или программного обеспечения из США. Тут любители Apple и прочих заокеанских гаджетов могут облегченно выдохнуть — столь любимый самим Медведевым iPhone полностью запрещать в России не собираются. Но это лишь пока. Есть в списке ограничительных мер последний пункт, которым предлагается запретить ввоз «любых иных товаров, произведенных в США и других государствах». Так что полет фантазии правительственных чиновников, которые должны составлять проскрипционные списки, ничем не ограничен.

Впрочем, в законопроекте есть и приятная оговорка: прописанные ограничения не будут касаться товаров, которые россияне или иностранцы захотят ввезти в Россию исключительно для личного пользования. 

Депутаты предлагают решительно отказаться от международного сотрудничества с США и другими странами в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях Депутаты предлагают решительно отказаться от международного сотрудничества с США и другими странами в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА ПОСЛУЖИТ СТИМУЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

Контрсанкции не ограничиваются одним лишь «товарным» разделом. Также депутаты предлагают составить список персон нон грата, которым запретят приезжать в страну. Гражданам США нельзя будет вывозить из РФ продукцию и оборудование из редкоземельных металлов. И даже рядовые американцы, включая высококвалифицированных специалистов, рискуют остаться без работы в России. Организациям, в капитале которых хоть как-то участвуют Штаты (пусть даже через третьих лиц), могут запретить оказывать органам власти услуги — консалтинговые, аудиторские и даже юридические. Также эти компании не смогут участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества или продавать федеральное имущество «от имени Российской Федерации».

Такими ограничениями власти могут наступить на горло собственной песне. Как известно, правительство любит сотрудничать с иностранными компаниями: для кого-то стратегию разработать, кому-то аудит провести. У всех на слуху такие названия, как Deloitte, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, McKinsey & Company и др. Например, Deloitte работала с госзакупками минфина, минэкономразвития и минпромторга, консультировала ФАС, Росфиннадзор и даже следственный комитет России. А компания PricewaterhouseCoopers, возобновившая деятельность в России в 1989 году, с тех пор успела поработать с Росимуществом, минобрнауки, минспортом и оргкомитетом «Сочи-2014» и даже консультировала наше национальное достояние — «Газпром». Еще после присоединения Крыма к России с «иностранцами» пробовал бороться депутат Госдумы Евгений Федоров. Он даже готовил поправки, очень похожие на некоторые положения сегодняшнего законопроекта: они запрещали работать с органами госвласти и Центробанком фирмам, представляющим страны, которые ввели санкции против РФ. 

Кроме того, депутаты хотят решительно отказаться от международного сотрудничества со Штатами и примкнувшими к ним странами в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях. Наконец, законопроект предусматривает повышение сборов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов, перевозящих грузы, из США и союзных им стран.

По мнению депутатов, очередные американские санкции должны запустить новый всплеск импортозамещения. Но если к санкциям США начнут массово присоединяться другие, то импортозамещать придется буквально все. А посему, как отмечается в пояснительной записке, правительство должно не только установить запреты, но и придумать механизмы замещения «запретного плода» российскими аналогами (или иностранными, но из нейтральных стран). «Принятие проекта федерального закона послужит стимулом для развития и совершенствования собственного отраслевого рынка и укрепления политических позиций страны на мировой арене. Также, учитывая возможность замещения американских товаров, работ, услуг из других стран, будут укрепляться экономические отношения РФ с зарубежными партнерами, не поддерживающими санкционную политику США», — уверены авторы законопроекта. 

«МЫ НЕ ГОНДУРАС, НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ОТВЕТИТЬ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить своевременность предложенных зеркальных мер России и их силу.

Евгений Федоров — депутат Госдумы:

— Этот законопроект — публичный ответ на санкции, и он должен был быть. Это некое высказывание на законодательном уровне неприятия данной американской позиции. И это абсолютно правильное решение. Есть в нем и существенные содержательные вещи, например запрет на иностранный консалтинг. Не все в России знают, что в основных российских министерствах и ведомствах работает большая группа американских советников. И данный законопроект запрещает платить им деньги, то есть заказывать их работу, их деятельность, потому что это практически внешние управляющие. Поэтому очень важна содержательная часть данного законопроекта по иностранному консалтингу.

Ну а что касается основных мер, то это смена основных курсов страны. И одним законопроектом эту смену не сделать. Дело в том, что санкции США носят два типа воздействия. Первый тип — запрет России иметь иностранные кредитные ресурсы. Следовательно, главным ответом на санкции будет запуск своих внутренних ресурсов, то есть обнуление процентной ставки ЦБ. Путин об этом говорил еще в 2012 году. То есть, по сути, речь идет о национализации российской финансовой системы. Это главный ответ на санкции, но одним законом он не решается. А второй ответ касается бизнеса, который работает в России, но имеет зарубежную юрисдикцию. То есть «Норильский никель» и «РусАл» — это все компании, собственники которых размещены в иностранной, офшорной юрисдикции. Соответственно, они являются субъектами, подчиненными США из-за своего статуса собственности, а следовательно, уязвимыми для санкций. Сейчас от американцев зависит, будет работать «Норильский никель» или нет. Так вот второй вопрос — это реализация путинского плана деофшоризации, то есть национализации капитала. Весь российский частный капитал... государственные компании 90 процентов сделок заключают в иностранной юрисдикции. Пример — «Газпром», который судится в Швеции по своей деятельности в Европе. И так делают все госкомпании. Следовательно, необходимо ускоренно провести национализацию этих объектов (не путайте это с огосударствлением). Нужно перевести их в национальную юрисдикцию, в национальную собственность. А будут ли при этом те же собственники или другие — это уже второй вопрос. 

Александр Домрин — доктор юридических наук, профессор ВШЭ:

— О необходимости принятия таких контрсанкций я начал кричать года два назад. Может, даже чуть раньше, когда нам объявили войну — сначала экономическую, потом санкционную и так далее. Ну что, наши, наконец, проснулись. Хорошо, но мало. Самый болезненный сектор для американцев — это космос. Нужно прекратить возить американцев на околоземную орбиту. Сами они туда не доберутся, и им останется только распространять свои фейковые фотографии о том, что они когда-то якобы были на Луне.

Аудиторские американские компании, и не только американские, работают не просто на нашем рынке, а даже в российских министерствах. И они не только зарабатывают на этом миллионы долларов, но еще и имеют доступ к стратегической информации о РФ. Эти фирмы нужно просто выгнать с российского рынка.

Я пару дней назад был на одном из ток-шоу российского телевидения, и мой оппонент говорил, что Россия превратится в Гондурас, если будет выгонять иностранные компании. Но мы совсем не Гондурас, нам есть чем ответить. А приведет это в итоге к самообеспечению России и в значительной степени будет способствовать протекционизму. Да, это также приведет и к изоляции РФ, но, с моей точки зрения, это совершенно нормально. Надо включать мобилизационный проект. 

«УЖЕ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НУЖНО РАЗОРВАТЬ ДИПОТНОШЕНИЯ С США. ЭТО НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО»

Валерий Гарбузов — директор Института США и Канады РАН:

— Российско-американские отношения сегодня, по сути дела, нанизаны на две спирали. Первая спираль — конфронтационная, которая постоянно раскручивается, здесь не видно перспективы того, что что-то изменится. А вторая спираль, которая как бы подкрепляет первую и является инструментом конфронтации, —санкционная, и она тоже раскручивается. И, как показывает опыт, резервы у санкций и у использования этого инструмента еще не исчерпаны. Прежде всего со стороны США. Особенность применения данного инструмента состоит в том, что сам механизм и набор санкций забетонирован в американскую нормативную базу, принятую конгрессом в прошлом году, чего нет в Европе, кстати сказать. Поэтому можно говорить о том, что эта санкционная спираль долгосрочного действия. И Россия, естественно, пытается как-то реагировать на санкции, вводя свои контрсанкции.

Вообще говоря, такие зеркальные ответы, принятые в дипломатической практике, а теперь вошедшие в практику, очень неоднозначны. Именно зеркальные ответы как раз и способствуют раскручиванию данных спиралей. То есть свой вклад в эту неостановимую конфронтацию вольно или невольно вносят обе стороны: Соединенные Штаты Америки — целенаправленно, Россия — вынужденно. Но по кому больше бьют все эти санкции? По моему мнению, в совокупности все эти санкции и контрсанкции бьют гораздо значительнее по России. У нас ведь объем торговли с США совершенно незначительный. Контакты и сотрудничество в авиационной, космической отрасли, в создании двигателей есть. Но американцы могут обойтись и без нас. По космическим двигателям они уже года три назад говорили о том, чтобы разрабатывать свои и не прибегать к услугам России.

Можно вечно так играть этими санкциями — как в пинг-понг. Но когда-то наступит время, когда все возможности будут исчерпаны и наберется какая-то критическая масса, после которой просто будет заморозка отношений. Вся беда в том, что такая игра может перекинуться и на дипломатические отношения. Уже есть люди, которые говорят, что нужно разорвать дипотношения с США. Вот это непозволительно. 

Леонид Поляков — член экспертного совета фонда ИСЭПИ:

— Такого рода контрсанкции, то есть эмбарго на поставки американских товаров в Россию, для глобальной экономики США — булавочный укол, но это может быть чувствительно для конкретных производителей. Скажем, китайцы нашли правильный метод в ответ на попытку Трампа ввести повышенные тарифы на импорт алюминия и стали. Они пошли по пути поиска самых уязвимых мест и решили ввести тарифы на сою, а это очень серьезный товар экспорта из США в Китай. Но самое главное, что это касается так называемой электоральной базы Трампа. Это такая серединная Америка, которая за него голосует. И эти люди сразу почувствуют на себе результат торговой войны Трампа. Нам тоже нужно идти похожим путем. Пусть даже это будут булавочные, но тем не менее чувствительные уколы, потому что мы действительно находимся в ситуации, когда не реагировать невозможно. Должна быть комплексная программа, я бы сказал, перезагрузка наших взаимоотношений с США на всех фронтах: на дипломатическом, политическом, экономическом... и, если угодно, на информационном тоже. 

«ПОСЛЕ ЭТОГО РЕШЕНИЯ ДУМЫ НАПРАВИТЬ ГРУППЫ СПЕЦНАЗА НА ОБЫСК КВАРТИР И ДАЧ ДЕПУТАТОВ»

Максим Осадчий — начальник аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования:

— Зеркальный ответ России на американские санкции возможен, но в любом случае это будет явно асимметричный удар. Хотя бы из-за того, что размер российской экономики существенно меньше размера американской экономики: ВВП России в 15 раз меньше ВВП США. Торговля с Россией не является в целом значимой для США. Тем временем «ВСМПО-Ависма», крупнейший в мире производитель титана, из-за возможного ограничения на поставку российского титана в США может лишиться своего места на мировом титановом рынке. Информация о возможном ограничении привела к снижению стоимости акций компании — они падали сегодня до уровня 15 900 рублей (цена закрытия 12 апреля — 17 420 рублей).

Антисанкции будут классическим «выстрелом в ногу». Они могут генерировать дальнейшую экспансию санкций и превратить Россию в страну-изгоя и в политической, и экономической сфере. Депутаты торпедируют российскую экономику. Разумеется, антисанкции будут способствовать импортозамещению, но какой ценой? Удар будет нанесен по россиянам, которые лишатся американских товаров. Разумеется, эти товары будут заменены — или более дорогими, или менее качественными, как это произошло, например, с сыром. Иначе почему эти товары сейчас, без антисанкций, не способны конкурировать с американскими? Антисанкции будут способствовать росту инфляции. Наконец, антисанкции могут способствовать бойкоту ЧМ-2018.

Самым же адекватным ответом России было бы сесть за стол переговоров с США.

Александр Минкин — обозреватель МК:

— Адекватный ответ был бы такой: после этого решения Думы направить группы спецназа на обыск квартир и дач депутатов Госдумы, при этом обыске изъять все лекарства иностранного происхождения, которые у них есть дома и на дачах. Также следовало бы изъять все иностранные лекарства в спецполиклиниках, где они лечатся, и в спецбольницах, к которым они прикреплены, категорически лишить депутатов стоматологии с применением иностранных инструментов и материалов и выгнать их детей из иностранных университетов. Думаю, уже через неделю они бы ползали и умоляли их простить за собственную глупость.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Если отвечать коротко, то все это неадекватно. В общем, здравствуй, унтер-офицерская вдова... У нас и без того мало экономических связей, а они являются основой для взаимопонимания в других сферах. Поэтому мне кажется, что это малоконструктивно со всех точек зрения. С точки зрения перспективы отдельный вред какому-то конкретному бизнесу будет нанесен, но в широком плане это деструктивная позиция. И мне кажется, что данная позиция скорее эмоциональная. В чем заключается ее смысл, мне непонятно, потому что если ты какой-то мелкий укол нанесешь отдельному бизнесу, то там и так объем небольшой. Но от этого мало что изменится, там никто этого не почувствует, а вот наши потребители немножко почувствуют.

Но если мы хотим иметь конструктивные отношения созидательного плана, то нужно расширять поле связей, а не сужать. И без того уже поле сотрудничества сузилось в последние годы. Надо бы его расширять с тем, чтобы понимать друг друга лучше.