Ольга Глухова Ольга Глухова

«ВОПРЕКИ МИФАМ И СТРАХАМ, AI —  НЕ ЗАМЕНА ЧЕЛОВЕКУ»

Это была наша десятая бизнес-стажировка в составе делегации из России в мировые столицы рекламного рынка. Во время мартовской стажировки в Нью-Йорке в компаниях, так или иначе связанных с рекламой, самой интересной стала встреча с ребятами из Watson Advertising — компании, изучающей возможности и применение искусственного интеллекта (AI).

Состоялся интереснейший разговор об искусственном интеллекте.

Что же это такое?

Мы уже начинаем привыкать к этому понятию, читаем о мифах и страхах, уже слышим о начале его использования: о чат-ботах, о виртуальных помощниках, менеджерах и т. д. Мы наслышаны, что с приходом AI в течение ближайших лет уйдут профессии юриста, риэлтора, туроператора...

В мире уже сейчас падает рождаемость, сокращается население, например в Японии — эту страну уже признали стремительно стареющей нацией. И как бы это печально ни звучало, японское правительство не борется с падением рождаемости, так как понимает, что грядет огромное сокращение рабочих мест с началом эпохи тотальной роботизации и автоматизации. И это не завтрашний день. В Токио в одном из агентств уже приняли робота на должность креативного директора.

Есть примеры создания при помощи искусственного интеллекта креатива, дизайна и даже видеороликов, причем очень изобретательных по сравнению с тем же роликом, созданным человеком.

Там же широко используют AI в наружной рекламе: установили датчик, который распознает каждую модель автомобиля и год его выпуска за 0,5 секунды. Как только AI распознает марку — меняет и выдает релевантную рекламу. Это значительно повышает эффективность наружной рекламы, видят ее в 2,2 раза больше людей, внимание к рекламе выросло с 15% до 33%.

В Нью-Йорке нам рассказывали и доказывали, что, вопреки мифам и страхам, AI —  не замена человеку. AI — это скорее дополненный интеллект, и он создается для того, чтобы делать мозг человека более эффективным во времена big data. Системы искусственного интеллекта умеют отслеживать связи между огромным числом объектов, находить закономерности, строить прогнозы, вытекающие из этих закономерностей, что не под силу человеку. Эти системы уже существуют и успешно используются в самых разных сферах и отраслях.

Искусственный интеллект (AI) должен обладать множеством умений: понимать человека, переводить его речь, постоянно развиваться и быть интерактивным. Для этого собираются огромные данные, по ним анализируют, изучают и тренируют AI по более чем 30 характеристикам. Главные из них — как понимает голос, как угадывает естественный язык, каким образом распознает  картинки, как переводит текст в структурный формат, как считывает эмоции и анализирует голосовой тон человека.

Конечно, поддержать пространную беседу он не сможет, но способен быстро и точно найти ответы на вопросы по профессиональной сфере, под которую сконфигурирован. «Что нужно, чтобы...» — и система подготовит справочные материалы. Это же касается и вопросов бизнес-планирования. AI способен выступать бизнес-советником, анализирующим данные и ищущим ответы на вопросы стратегии и тактики, общаясь при этом на «естественном языке».

Все это будет применяться с успехом и в медицине, и в юриспруденции, и во многих других областях.

«НИКТО ИЗ СТУДЕНТОВ НЕ ЗАПОДОЗРИЛ, ЧТО РАЗГОВАРИВАЕТ С МАШИНОЙ»

Способности AI к общению лучше всего иллюстрирует история профессора информатики из Технологического института Джорджии. Профессор объявил своим студентам, что взял на работу новую помощницу по имени Джилл Ватсон, которая будет напоминать о необходимости сдать очередную работу, уведомлять об изменениях в расписании, отвечать на вопросы на студенческом форуме.

На самом же деле в роли помощницы выступал сервис, разработанный на базе системы AI. За несколько месяцев общения с «помощницей» никто из студентов не заподозрил, что разговаривает с машиной. При этом только за один месяц Джилл ответила на более чем 1000 вопросов, опубликованных в форуме. Все студенты отметили пунктуальность и ответственность нового ассистента, а также «дружеский характер общения».

Нам привели примеры работы со спортивным сегментом. AI автоматически анализирует эмоции людей. Для тренировки AI отсматриваетcя огромное количество матчей и делается автоматический отбор интересных моментов матча на основе считанных эмоций и жестов зрителей, игроков и рефери. AI уже через пять минут может выдать данные по лучшим моментам любого прошедшего матча. Мы пошутили, что можно увольнять всех режиссеров и использовать только AI. На нынешнем чемпионате мира по футболу – 2018 разработка AI компании Watson Advertising уже будет использоваться.

Американский бейсбол — в этом виде спорта велика роль психологии, так как это серьезная командная игра. И всегда остро стоит вопрос о приеме в команду нового игрока, так как необходимо, чтобы он влился в коллектив, усилил его, а не ослабил. С помощью AI из множества источников собрали подробнейшие данные на каждого игрока в данном виде спорта, проделана огромная  работа, которая позволит за считанные секунды выдать всю возможную информацию о спортсмене и возможности его вливания и влияния на командную игру.

Еще кейс: одна из крупнейших розничных сетей США — Macy’s — при помощи сервисов Watson разработала персонализированного виртуального советника для покупателей. Сервис отслеживает историю покупок для каждого человека и на основе собранных данных дает советы и делает персонализированные предложения. Благодаря «знанию» о покупателе виртуальный советник не порекомендует туфли из натуральной кожи защитнику прав животных, а «эксклюзивную коллекцию» человеку, интересующемуся эконом-сегментом.

Еще один кейс из Японии — реклама декоративной косметики в метро с применением AI: идентифицируется пол пешехода в метро по зрачкам (!), и по их реакции на рекламу определяется продукт, который заинтересовал, и показывается конкретный рекламный продукт, например помада. Мы назвали это так: управление массивной сложностью.

О применении AI  в образовании. Во всем мире известна обучающая детская программа «Улица Сезам». Используя AI, они делают специальные программы и платформы, настраивая их персонально для каждого (!) пользователя. Таким образом, платформа позволяет обучать каждого ребенка индивидуально, согласно его способностям.

Нажмите, чтобы увеличить

«ЭТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ РЕКЛАМУ ОЧЕНЬ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ И КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ»

Как применяется  AI для рекламного бизнеса? Для компании Toyota был разработан умный, «живой» баннер, который мог поддержать разговор с человеком. Человек не только может задавать вопросы рекламному баннеру, но и поговорить с ним на множество тем. Результат? 2,5 минуты человек проводил в разговоре с баннером Toyota, а не 3 секунды, как обычно.

Одна из самых мощных реализаций возможностей AI для решения бизнес-задач — платформа Watson Marketing, созданная на базе суперкомпьютера компании IBM и данных The Weather Channel — великой и могучей платформы прогноза погоды по всему земному шару. Платформа прокручивает 2 млрд прогнозов по всей планете каждые 15 минут.

Для обучения AI мониторят 35 млрд событий в день.

250 млн пользователей по всему миру — это все покупатели смартфонов iPhone , Samsung, пользователи Google, мессенджеров типа Snapchat — становятся их big data , так как в них  автоматически установлен The Weather Channel — платформа данных Watson Advertising.

О влиянии погоды. Компания объединяет по всему миру данные погоды с данными о покупках, предпочтениях потребителей и их локациях, анализирует их в ретроспективе и выдает точнейшие прогнозы зависимости. Их платформа — это в том числе некий тепловизор, по которому определяются места, где скапливаются люди, отреагировавшие, например, на триггер «плохая погода». Локации людей определяются в 80-процентной с точностью до площади пола. Это огромный сервис обмена данных между собой: ретейлеров, сейлзов и т. д. Это очень точные данные — пять знаков после запятой (что человек покупает, где, какими количествами, как часто). Что это даст в будущем? Это даст возможность сделать рекламу очень персонализированной и клиентоориентированной — впечатляет.

Компания Watson Advertising монетизирует и продает эти данные для самых разных сфер бизнеса: для сельского хозяйства, авиации, медицины, ретейла.

Нам рассказали об очень интересных кейсах, например о ретейле... Вроде бы как он может быть связан с погодой?

Но вот мы были свидетелями мер безопасности, когда было объявлено штормовое предупреждение: по всем СМИ рекомендовали жителям запастись продуктами питания, водой и необходимыми теплыми вещами. Действительно, в это время в супермаркетах сметают напрочь с прилавков все продукты, теплые вещи и воду. А теперь представьте, как важно знать ретейл-компании все это заранее и успеть сделать закупки!

Еще пример. В Калифорнии была большая засуха и, так как там производят много вина, фарс-мажор повлек за собой большие потери в качестве и количестве продукции. Анализируя большие данные погоды (а это более 30 различных характеристик), выяснили, что если 25% воды спустить ниже обычного уровня под землю, то она дольше там будет оставаться, будет питать виноградники — и качество вина сохранится. Решили проблему бизнеса.

«Умный» рекомендательный сервис внедрила виноторговая компания Millesima. Помимо истории покупок система анализирует такие факторы, как география покупателя, время года и многое другое. В результате компания может предложить посетителю не просто вкусное вино, но и вино из числа его предпочтений, а кроме того, сделать какое-то специальное предложение исходя из персональных и национальных праздников, которые отмечает покупатель.

Ребята признались, что они находятся только в начале пути, что они только «поцарапали» эти поверхности. Это будущее, когда  локации, поведение и потребление людей они будут знать подробно и использовать в подаче информации. И анализировать будут не только пользователей платформы, но и их лукэлайки. И собирать множество информации о человеке. И это будет отличный таргетинг.

Мы ушли молча... Этот дивный далекий мир... И у нас теперь есть кристально четкое понимание, какой будет коммуникация будущего.

Ольга Глухова
Фото: личный архив автора