Артем Силкин Артем Силкин: «Этот год для острова особенный, поскольку заканчивается программа комплексного возрождения Болгара и Свияжска» Фото: Сергей Елагин

«О ВЫСОКОМ УРОВНЕ СВИЯЖСКИХ ИКОН ГОВОРИТ, НАПРИМЕР, ВЫСТАВКА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ» 

— Артем Николаевич, думается, что логично начать с традиционного для наших встреч вопроса: когда открывается в этом году туристический сезон в Свияжске и что ждет гостей острова-града в день открытия?

Туристический сезон традиционно открывается 1 мая, поэтому на майские праздники будет организована праздничная программа, в ходе которой презентуют то, что будет происходить в Свияжске в летнем сезоне. Надо сказать, что в этом году 1 мая нас снова порадует уже полюбившийся гостям фольклорный — и в то же время весьма удалой — коллектив из Санкт-Петербурга «Отава Ё», который сыграет совершенно феерический юбилейный концерт. Те, кто «в теме», конечно знают, что это очень популярная группа, которую непросто заполучить на праздничные дни.

Этот год для острова особенный, поскольку заканчивается программа комплексного возрождения Болгара и Свияжска. А с ней и программа музеефикации, которая началась в 2010 году. В этом сезоне на острове откроется три новых объекта. Правда, когда именно это случится, пока не известно.

— Какие музеи будут открыты в 2018 году? Интересуется наша читательница Юлия.

Хотелось бы поделиться радостью, что откроется музей свияжских икон. Достигнута договоренность с ГМИИ РТ о том, что часть коллекции свияжских икон, в свое время вывезенных на хранение в Казань, будет передана для экспонирования в музей-заповедник «Остров-град Свияжск», в том числе и те иконы, которые сейчас демонстрируются в Третьяковке.  Это прежде всего иконостас Успенского собора. Для экспонирования этих икон завершается реставрация одного из зданий комплекса пожарного обоза на Рождественской площади, и там экспозиция будет представлена именно в виде иконостаса — с тем, чтобы посетители музея могли полноценно осмыслить и культурно-философские, и религиозные идеи, заложенные в этом уникальном ансамбле. Идея размещения икон в музее-заповеднике в Свияжске была изначально высказана экспертами ЮНЕСКО. Они в своем резюме, когда включали нас в список объектов всемирного наследия, подчеркнули, что иконы, которые составляют часть наследия Свияжска, будут находиться на острове-граде, откуда они были вывезены, в условиях, в которых будет обеспечена их сохранность, и станут доступны посетителям.

— Иконы «переедут» из ГМИИ РТ в Свияжск — значит, сменится и их владелец?

— Сами иконы формально будут продолжать числиться в фондах ГМИИ РТ, потому что в отношении музейных предметов действуют достаточно жесткие федеральные регуляции. Мне хотелось бы особо поблагодарить коллег из музея изобразительных искусств и лично Розалию Миргалимовну Нургалееву (директор ГМИИ РТприм. ред.) и  Веру Викторовну Немтинову (хранитель фонда древнерусского искусства ГМИИ РТприм. ред.), потому что каждому хранителю очень тяжело осознавать, что те предметы, с которыми ты находился рядом долгие годы, теперь переместятся в другое место. Но еще при создании музея-заповедника была достигнута договоренность, что при правильно созданных условиях для хранения эти иконы будут перемещены в Свияжск, потому что их место именно там. И я благодарю руководство ГМИИ РТ, что эти договоренности были выполнены.

О высоком уровне свияжских икон говорит, например, то, что выставка, которая прямо сейчас проходит в Третьяковской галерее, посвящена только им.  Безусловно, для нас это событие, это за долгие годы первый серьезный проект, связанный с вывозом большого количества музейных предметов из нашей республики для показа в одном из ведущих музеев страны. Конечно, не обошлось без поддержки руководства республики, инициатива же этой выставки принадлежала Наталие Фишман. И для Третьяковки эта выставка — тоже событие. Иконы из Свияжска привлекали внимание исследователей еще в XIX веке, но никогда не покидали нашего региона в составе столь представительной экспозиции. К тому же после включения объектов Свияжска в список всемирного наследия, конечно, интерес публики возрос, и эта выставка, уверен, будет работать и на привлечение туристов в наш регион.

— Вы сами видели выставку в Третьковке? Что о ней думаете как профессионал музейного дела?

— Если говорить о выставке в Третьяковке как музейном проекте, то с точки зрения дизайна все вполне продумано. За создание экспозиции отвечал один из крупнейших специалистов по русской иконописи Татьяна Самойлова. Лаконичное визуальное решение направляет внимание посетителей на сами иконы. В первом  зале экспонируются иконы XVI столетия из собрания других музеев, из муромского ярославского, предметы из национального музея РТ, и все это позволяет окунуться в эпоху Ивана IV, в середину XVI века. Этот комплекс памятников, объединенный в одном выставочном пространстве, интересен многим. В Свияжске, в новом музее, конечно, будет иное визуальное решение и несколько иной предметный набор, но уверен, это будет музей достойный своего содержания.

«Второе большое событие нового сезона  – это открытие музея археологического дерева. Это объект уникальный, поскольку на территории РФ это первый масштабный проект такого рода» «Второе большое событие нового сезона — это открытие музея археологического дерева. Это объект уникальный, поскольку на территории РФ это первый масштабный проект такого рода» Фото: kpfu.ru

«БОЛЬШОЕ СОБЫТИЕ НОВОГО СЕЗОНА — ЭТО ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА» 

— Какие еще объекты будут открыты в Свияжске в этом году? Когда откроете музей древесины? Будет ли какое-то интересное мероприятие по этому случаю? (Дания Усманова)

— Да, второе большое событие нового сезона — это открытие музея археологического дерева. Это объект уникальный, поскольку на территории РФ это первый масштабный проект такого рода. Не секрет, что в Свияжске сформировался  так называемый мокрый археологический слой в нижней части острова, где сохраняются органические материалы — древесина, кость, кожа и т. п. Такие памятники на территории России есть: это Великий Новгород, где присутствуют археологические слои раннего средневековья X–XII веков, есть подобные участки в районе Москвы. Но к масштабной музеефикации этих объектов так никто, кроме нас, и не подступился, поскольку это и научно, и технически очень сложная задача.

Древесина — материал крайне неустойчивый, когда ее извлекают из влажной земли, где она законсервирована, и решить вопрос о сохранности в обычной экспозиции очень сложно. Нас при создании этого музея консультировали коллеги из Беларуси, из музея «Берестье» — правда, этот музей был изначально построен на совершенно ином принципе консервации, консультировали коллеги из шведского музея Ваза, лабораторий Уппсальского университета, сотрудники Стамбульского университета, которые занимаются консервацией деревянных судов. Они нашли их при строительстве ветки метро через Босфор. Там была обнаружена византийская гавань, гигантское количество византийских судов, у турков накоплен большой опыт по консервации археологической древесины. Залогом успеха этой работы стало взаимодействие и слаженная работа специалистов ИКОМОС, нашего музея, института археологии и ученых из КФУ.

— И как все это будет выглядеть?

— Чтобы не нарушать внешний облик Свияжска, было принято решение не строить какое-то традиционное музейное здание. На мысе Свияжска был запроектирован искусственный холм, внутри которого находится археологический музей. Посетители будут попадать внутрь холма и видеть законсервированный археологический раскоп. Меня даже без экспозиции (а она пока не выстроена) это пространство впечатляет. Когда ты подходишь к речному вокзалу Свияжска, видишь обычный холм. Заходишь внутрь — и видишь неожиданно большое пространство внутри него, это само по себе имеет wоw-эффект. Как будет завершен монтаж экспозиции — думаю, это будет музей, который сможет и впечатление произвести, и насытить исторической информацией, так что мы все в ожидании.

Меня и коллег-археологов поражает, что в ходе раскопок (а они идут до материкового слоя, до земли) были обнаружены большие пни деревьев, которые были срублены войсками Ивана IV при строительстве Свияжска. Казалось бы, обычные пеньки, но в голове сразу возникает большой объем ассоциаций и картинок.

— Что можно будет увидеть в музее археологического дерева?

— В музее можно будет увидеть остатки построек XVI–XVIII веков. В нашем влажном грунте сохранилось до нескольких венцов построек. Конечно, это не целые дома с окнами и крышами, но понятен объем этих зданий, их планировка. Где-то сохранились деревянные мостовые, заборы XVI века. Все это будет хорошо видно и понятно представлено для посетителей. А в обходной галерее, в витринах будут представлены те археологические экспонаты, которые были найдены непосредственно на месте, на котором построено музейное здание. Это детские игрушки, кожаная обувь и т. п. Этот музей будет давать комплексную информацию о  жизни свияжского посада (то есть части города вне крепостных стен, которые шли по периметру свияжской горы, наверху) с XVI по XVIII век. И для ученых, и для обывателей будет много интересного.

В музее будет собрано такое количество подлинных артефактов, что, казалось бы, нет смысла  делать реконструкции. Но для того чтобы, например,  детской аудитории лучше представить посад Свияжска, будет представлен его макет. Также посетители увидят макет Троицкой церкви, который сделан одним из наших крупнейших исследователей древесины, реставратором по дереву из города Кирилова, Александром Поповым.

«В Свияжске сформировался  так называемый мокрый археологический слой в нижней части острова, где сохраняются органические материалы – древесина, кость, кожа и т.п.» «В Свияжске сформировался так называемый мокрый археологический слой в нижней части острова, где сохраняются органические материалы — древесина, кость, кожа и т. п.» Фото: kpfu.ru

«К 1910 ГОДУ УЕЗДНЫХ ОЛЬГИНСКИХ ПРИЮТОВ ПО ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛО ВСЕГО 22» 

— Наконец, какой третий музейный объект появится в этом году?

— Третий объект, реставрация которого в этом году будет завершена, это многострадальное здание бывшего Ольгинского приюта трудолюбия. Почему многострадальное — потому что, к сожалению, к концу XX века его техническое состояние стало внушать серьезные опасения. Оно построено в первой половине XIX века, а во второй половине века было приспособлено для Ольгинского приюта трудолюбия. Такие учреждения стали возникать в конце XIX века, и в Российской империи их было не так уж много — к 1910 году уездных Ольгинских приютов по всей Российской империи было всего 22. В них за счет попечителей, прежде всего свияжских горожан, обеспечивалось образование и воспитание для детей-сирот. И то, что в Свияжске был такой детский дом, который за счет местного сообщества содержался, — сам по себе факт интересный, который много говорит о самоорганизации местных сообществ до революции. 

Сохранилось само мемориальное здание, документы, связанные с приютом. Именно в таком качестве он сейчас действовать не может, хотя мысли такие были. Но оказалось что, само здание не отвечает современным требованиям по организации подобных учреждений, поэтому было принято решение его музеефицировать, но в то же время не превращать в «музей-музей», это будет объект, живущий активной жизнью. Ольгинский приют находится в самой середине острова, на улице Александровской, непосредственно на основном туристическом маршруте.

— Что там увидят туристы?

— После того как это здание откроется для посетителей, в нем  будет показана история самого приюта, также в него переместится центр печатной графики, который находится сейчас в реставрационных мастерских. Будет воссоздана мастерская по изготовлению книжных переплетов — то, чем занимались дети-сироты в конце XIX – начале XX века, и планируется проводить интерактивные мастер-классы, связанные с книжной культурой, с печатной графикой. Я думаю, что образовательную программу нашего музея это сильно обогатит. Ну а у семей появится возможность вместе с детьми провести здесь минимум полдня и погрузиться в рукодельно-исторический процесс.

На первом этаже будет открыта музейная гостиная. Это не гостиница, подчеркну, а именно гостиная. Изначально это был обычный жилой дом до середины XIX века со всеми присущими уездным домам атрибутами. У нас в Свияжске на сегодняшний день нигде нет возможности посмотреть интерьер того периода. И в этом здании частично будет воссоздан интерьер первой половины XIX века, а гостиная будет использоваться для музейных мероприятий. Мы испытываем потребность в таких площадках. Во время фестиваля документального кино «Рудник» не хватало небольшого зала, человек на 50, где можно было бы отсматривать конкурсную программу, есть спрос на небольшой концертный зал с хорошим инструментом.

. «Новые выставки и экспозиции — это часть нашей постоянной заботы, единственное — у нас не так уж много выставочных площадей: стометровый зал в Музее истории Свияжска и такой же в Старой водонапорной башне»
Фото: prav.tatarstan.ru

«В АПРЕЛЕ У НАС ПЛАНИРУЕТСЯ ИНТЕРЕСНОЕ СОБЫТИЕ — ВЫСТАВКА «ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

— Также наши читатели интересуются новыми выставками и новыми экспозициями в уже работающих музеях.

— Это часть нашей постоянной заботы, единственное — у нас не так уж много выставочных площадей: стометровый зал в Музее истории Свияжска и такой же в Старой водонапорной башне, рядом с Рождественской площадью. Из «длящихся» проектов можно назвать фотовыставки мастеров, которых вдохновлял Свияжск.  В этом году в выставочном зале водонапорной башни откроется выставка Юрия Фролова, это известный казанский фотограф, который много снимал Свияжск в 1970-е, 1980-е годы. Мы в свое время приобрели его фотоархив на негативах, сейчас эти пленки сканируются, и я уверен, что там будет достаточно много уникальных кадров. С зеленодольским фотографом Александром Семеновым, учителем многих наших фотографов, также договорились о проведении выставки, он один из мэтров нашей казанской фотошколы. Прямо сейчас в Музее истории Свияжска проходит выставка, посвященная столетию событий 1917 года, которая открылась в прошлом году. В водонапорной башне — интересная нумизматическая выставка.

— Наверняка стоит ждать и выставок, связанных с религиозной тематикой?

— В апреле у нас планируется интересное событие — выставка «Церковное искусство серебряного века российской культуры». Когда мы создавали выставку, посвященную иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость», одним из ее аспектов был неовизантийский стиль, который использован в архитектуре свияжского собора, посвященного этой иконе. Логичным продолжением исследования эпохи второй половины XIX – начала XX века станет экспозиция, в которой будет показано, каким образом видоизменялось церковное искусство в эпоху модерна.

Все мы знаем, что православное религиозное искусство — достаточно устойчивое явление. Есть постановления церковных соборов, где, в частности, говорится, что иконописцы должны ориентироваться на образцы эпохи Андрея Рублева. Но также мы знаем и то, что в XVIII и в XIX веках оно все же претерпевало изменения в соответствии со вкусом эпох. И эпоха модерна тоже повлияла на церковное искусство. Мне в голову пришла идея этой выставки во время визита в наш партнерский Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В его фондах сохранились совершенно уникальные сшитые пелены начала XX века, есть икона письма Нестерова. Они крайне необычны по своему художественному решению. В этом проекте участвует также  Тотемский музей — заповедник, который находится в Вологодской области, довольно-таки далеко от обычных туристических маршрутов. Но сам город и музей поражают — там, например, сохранились постройки, выполненные в локальном архитектурном стиле «тотемское барокко», и, помимо этого, в начале XX века там действовала местная  ремесленная школа, множество предметов из которой сохранилось в местном музее. 

Россия в те годы подхватила всемирное движение «Арт энд крафтс», когда с помощью осовремененных ремесел пытались решить и проблему занятости, и проблемы, связанные с возрождением национального самосознания и поисков идентичности через изучение ремесленных традиций. Тотемские мастерские производили очень интересные образчики церковных предметов, выполненные в господствующем тогда стиле русского модерна. Кроме того, в участниках проекта — Пермская епархия, которая предоставит икону, написанную Николаем Рерихом для иконостаса одной из церквей Перми. Недавно этот иконостас прошел реставрацию, иконы в хорошем состоянии. Одним словом, это большой проект, мы отобрали для него не так много экспонатов, но все они будут очень высокого художественного качества.

— Какие еще изменения есть в музейном деле Свияжска?

— С прошлого года в Свияжском музее заработал музейно-педагогический отдел, и он предлагает массу мероприятий для детей, семейных посетителей, на нашем сайте вся программа есть. Их более десятка, и они разнообразные. Если кто-то был в Свияжске, погулял по нему, и хочет приехать и увидеть что-то новое, такая  возможность есть. Мы по заявкам готовы организовывать индивидуальные программы, вариация которых велика. Новое здание, а точнее, отреставрированный дом XIX века, за входной группой около лестницы появится у туристического отдела музея, это приблизит его к клиентам и позволит улучшить качество работы.

. «С прошлого года в Свияжском музее заработал музейно-педагогический отдел, и он предлагает массу мероприятий для детей, семейных посетителей. Их более десятка, и они разнообразные»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ У СОБСТВЕННИКА НЕТ НИ ДЕНЕГ, НИ ЖЕЛАНИЯ ЗАНИМАТЬСЯ ОБЪЕКТОМ, КОТОРЫЙ ЕМУ ДОСТАЛСЯ, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПРИНИМАТЬ МЕРЫ»

— Вы упомянули, что заканчивается федеральная программа по восстановлению Болгара и Свияжска. То есть денежный поток для реставрации объектов на острове-граде иссякнет? И есть ли интерес у фонда «Возрождение» и в целом у властей Татарстана дальше развивать Свияжск?

— Задача фонда «Возрождение» по реализации программы будет завершена в этом году. Обязательства по организации ремонтно-реставрационных работ, организации финансирования, которые фонд «Возрождение» на себя взял, будут выполнены к завершению этой программы. Но в тоже время у нас есть план управления объектами всемирного наследия, который был одобрен на сессии ЮНЕСКО в Кракове. И там закреплена функция фонда как организации, которая координирует реализацию вот этого плана управления.

— Есть объекты, оставшиеся за пределами федеральной программы?

— Несколько объектов культурного наследия в Свияжске остались за рамками данной программы. Это здание архива на Набережной реки Щуки, это один из уникальных сохранившихся жилых домов второй половины XIX века по адресу Никольская, дом 10, который сейчас расселен, освобожден от жителей. Идет процедура юридической очистки здания для его музеефикации. Ну и здания земской больницы не все еще отреставрированы, несмотря на то, что это объект культурного наследия регионального значения. О перспективе реставрации этих объектов необходимо говорить в ближайшее время, с тем чтобы Свияжск приобрел более завершенный в смысле реставрации архитектурного наследия облик. Мы, конечно, рассчитываем, что эти объекты будут  отреставрированы за счет других программ, все-таки они находятся в ближайшем окружении объекта всемирного наследия.

Кроме этого, есть памятники культуры, которые находятся в частной собственности. Это несколько домов по линии набережной реки Щуки. Для того чтобы музей-заповедник приобрел достойный завершенный вид в этой части острова, безусловно, необходимо отрабатывать реставрацию этих объектов с собственниками. Одно деревянное здание просто разрушается. Дом был куплен в свое время у местного жителя с целью инвестиций. И сейчас владелец ждет повышения цен на свою недвижимость, пытается продать свое имущество, а оно между тем ветшает и растаскивается на глазах.

— Но вы пытаетесь работать с этим собственником?

— Работа с этим собственником идет, но она тяжелая. Вообще, это памятник эпохи деревянного модерна, дом Сапугольцевых, это известная казанская фамилия. Во второй половине ХХ века там был пожар, второй этаж сгорел и был видоизменен, но есть фотографии, как данный дом выглядел до того. Однако, реставрация или хотя бы консервация от собственника требует больших затрат.

И тут мы касаемся вопроса о том, что, если собственник владеет объектом культурного наследия или находится в нем, ему необходимо понимать, что это связано с обременениями, и зачастую достаточно серьезными. Просто ставить пластиковые окна, перекрыть крышу и провести туда газ не получится. По закону если ты являешься собственником культурного наследия, то затраты по содержанию и реставрацию этого объекта лежат на тебе. Если объект разрушается, собственнику выдается предписание, которое он обязан выполнять. Но пока на практике эти предписания в большой степени игнорируются. Однако в нашей стране количество объектов культурного наследия с каждым годом уменьшается, и позиция государства в этом вопросе будет только ужесточаться. И на какие-то поблажки я бы не советовал рассчитывать.

— Сколько сегодня в Свияжске объектов культурного наследия?

— Сегодня в Свияжске насчитывается около 50 объектов культурного наследия, и в частной собственности находится пять-шесть зданий. Если у собственника нет ни денег, ни желания заниматься объектом, который ему достался, государство должно принимать меры: либо выкупать, либо через суды лишать собственника прав на владение, если он не выполняет свои обязательства, установленные законом.

. «Задача заключается не в бесконтрольном увеличении туристического потока, а в его оптимизации, которая позволит уменьшить нагрузку на объекты ЮНЕСКО при сохранении их устойчивого развития»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В БЕСКОНТРОЛЬНОМ УВЕЛИЧЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА, А В ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ»

— Традиционно много вопросов у читателей по инфраструктуре Свияжска. Что-то поменяется в Свияжске в инфраструктуре к лету? Хотелось бы повместительнее парковку, побольше туалетов и повкуснее еду в кафешках. (Борис)

— После включения Свияжска в список объектов всемирного наследия в нагрузку к почетному статусу, остров-град получил жесткие международные нормы, в рамках которых он должен действовать. Хотя в обывательском сознании и сознании чиновников, ответственных за экономические вопросы, объект культуры и туризма — это чаще всего источник доходов, на поверку вопрос оказывается более сложным. ЮНЕСКО и наши органы охраны памятников сосредоточены на сохранении объектов всемирного наследия как места исторической памяти и аутентичности. С этой точки зрения вопрос развития туризма не является главным в повестке дня. Задача заключается не в бесконтрольном увеличении туристического потока, а в его оптимизации, которая позволит уменьшить нагрузку на эти объекты при сохранении их устойчивого развития.

—  Добрый день! Читал новости, что с марта попасть на остров можно будет на специальной туристической электричке и по прибытию — на автобусе. Когда это станет реальным и будет ли подробная информация о данном виде маршрута? (Сергей)

— На нас вышла «дочка» РЖД, компания «Содружество», и предложило интересный вариант, хотя он мне показался изначально сложноватым. В понедельник, среду, пятницу и субботу, четыре дня в неделю с конца февраля, есть возможность со станции «Свияжск» уехать на остров-град Свияжск. То есть автобусные рейсы привязаны к электричкам. Отправление со станции «Свияжск» в 8:50 и в 12:00 — и обратно в 16:15 и в 16:45. Пока загрузка этих рейсов небольшая, но еще и не сезон. Цена билета в  автобусе — 25 рублей. Плюс добавьте сюда стоимость электрички из Казани – 72 рубля. В итоге получается очень удобное путешествие. По крайней мере, на сегодняшний день это почти единственный способ добраться до Свияжска не на автомобиле и без тургрупп самостоятельно.

На речной транспорт билетов в сезон практически не купить, нужно заранее заботиться об этом. И навряд ли в этом году ситуация с транспортной доступностью острова существенно поменяется. Инвестиции в речную инфраструктуру нужны большие, и только государство может решить этот  вопрос. В рамках частной программы этим бессмысленно заниматься. Новое судно стоит десятки и даже сотни миллионов рублей. Срок окупаемости очень большой. Частники периодически выходят с определенными инициативами, но все это натыкается на сложную систему регулирования речных перевозок. Просто купить шаланду за несколько миллионов и начать возить людей невозможно, потому что понадобится такое количество согласований и требований к самому судну, которые выполнить сможет только серьезная компания. Небольшой фирме это просто не под силу.

В этом сезоне по Волге в Свияжск так же будут ходить два «Омика», плюс время от времени будут назначаться туристические суда. Недавно на специальном совещании, которое проходило в Чебоксарах, музей заключил новые договора на причаливание в Свияжск круизных теплоходов, это будет уже второй сезон обслуживания круизных волжских лайнеров. А на мероприятия вроде «Ночи музеев» или фестиваля документальных фильмов «Рудник» дирекция музея-заповедника самостоятельно организует автобусное сообщение с Казанью.

— А как обстоят дела с парковкой и туалетами?

— С парковкой по большому счету проблем нет, у нас перед Свияжском существует большая парковка, которая в будние дни бывает полностью занята, но перегруза не бывает. В дни больших мероприятий у нас есть возможность организовать перехватывающую парковку, которая находится в нескольких километрах от Свияжска, ее открыли в прошлом году. У нас есть автобусы, которые выделил президент Татарстана для доставки с этой стоянки людей на массовые мероприятия. Таким образом, вопрос с парковкой можно считать закрытым.

Что касается просьб открыть побольше туалетов — практика показала, что если не случается каких-то эксцессов, катаклизмов, связанных с сетями, когда нет воды и что-то случилось с канализацией, что, как и везде, в Свияжске иногда приключается, то количества туалетов, которые есть, достаточно, критической эта проблема не является, особенно с учетом открытия новых музейных экспозиций в зданиях, которые в обязательном порядке оснащены общественными туалетами. А в дни массовых мероприятий мы завозим экологические биотуалеты.

— Когда в кафе наведете порядок? Еды явно порой не хватает, невкусно и дорого. (Алия)

— На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Но если есть какая-то конкретная жалоба на обслуживание, просьба — с деталями, со временем посещения, с фамилиями эту информацию передать нам, например, через электронную почту, которая есть на сайте музея. Мы в каждом случае разбираемся.

— 19 марта с двумя туристами я была в Свияжске. Туристы — так бывает — запросились в туалет сразу после подъема по лестнице, мы пошли на Конный двор. И вот когда я показала бабушке-охраннице бейдж, дающий мне как экскурсоводу право бесплатного посещения туалета, началось шоу... Бабуля стала, мягко говоря, орать прямо при туристах: «Это только если вы ведете группу!», и в том же духе. Кто следит за поведением подобных сотрудников, распугивающих туристов? (Экскурсовод)

— Мы стараемся работать со всеми структурами, чтобы обслуживание было на уровне. Принципиальным является то, что в Свияжске на многих объектах работают местные жители или жители из окрестных населенных пунктов. Проблема безработицы местного сообщества решается в том числе за счет создания туристического центра. Понятно, что не у всех людей есть опыт работы в туристической индустрии, в большинстве своем эти люди занимались совершенно другими вещами, у некоторых зачастую очень сложные жизненные биографии. Но тем не менее это представители местного сообщества, которому мы обязаны помогать. Однако ситуации, связанные с хамским отношением к туристам или недобросовестным исполнением обязанностей, недопустимы. По жалобе, которую мы получили в отношении туалетов на Конном дворе, мы обязательно примем меры.

Мы ведем разъяснительную работу со всеми сотрудниками, которые общаются с туристами. Но она бывает не всегда успешна — к сожалению, ментальность людей, никогда не работавших в сфере туризма, победить бывает очень сложно.

. «С парковкой по большому счету проблем нет, у нас перед Свияжском существует большая парковка, которая в будние дни бывает полностью занята, но перегруза не бывает»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«В САМОМ СВИЯЖСКЕ НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ ГОСТИНИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ»

— А вообще проблемы с кадрами, в частности музейными, серьезные?

— Как и во всех наших областях. Есть разрыв между высшими учебными заведениями и учреждениями, для которых готовятся специалисты. У нас в Казани две кафедры готовят музеологов. Это Институт культуры и Казанский федеральный университет. Мы ежегодно встречаемся с ребятами, которые там обучаются, пытаемся рассказать о том, что такое работать в музее. Но, к сожалению, по специальности мало кто из выпускников работает. В отношении Свияжска всех пугает то, что нужно ездить на работу из Казани вахтовым автобусом и тратить на дорогу полтора часа в одну сторону. Если для Москвы это нормальное явление, то для Казани такая ситуация необычная. Целесообразным было бы строительство или покупка служебного жилья для сотрудников музея в Свияжске, но пока это несбыточно.

Есть, чего греха таить, проблемы и с уровнем подготовки, это не всегда связано с программой вузов, имеют место и общие установки и ожидания, сложившиеся в нашем обществе. В основном все заточены на зарабатывание денег, что отчасти понятно. Мало энтузиастов, мало людей, которые качество жизни видят в реализации себя и служении общественным нуждам, а не в потребительской гонке. Жаль, что люди поступают в вуз, тратят пять лет на достаточно сложное образование, а в итоге уходят совершенно в другие специальности. К сожалению, мы со своей стороны не всегда можем предложить сразу тот уровень дохода, который ожидают вчерашние студенты, но ценных специалистов всегда стараемся поддержать.

— Ведь у человека, заточенного на научную работу, в Свияжске открываются отличные перспективы.

— Действительно, работа в музее — это сотрудничество с ведущими музейными центрами. Музейное сообщество дружелюбно и открыто к обмену информацией. Если у человека есть интерес, то можно обучаться в Русском музее, в Эрмитаже, Историческом музее, получать знания и реализовывать затем свои программы на месте. Есть возможность участия в российских и международных конференциях. Ежегодно проходят десятки грантовых конкурсов, позволяющих реализовывать любые профессиональные амбиции. Может быть, мы мало доносим то ощущение радости, которое получаем, работая в музее. Да вообще, вариантов  самореализации у сотрудников музеев множество. У нас можно написать диссертацию, потому что есть большое количество доступных архивных материалов и музейных предметов. Возможности на самом деле безграничные, просто нужно найти правильные слова, чтобы это донести до молодежи. По сути, музейный работник получает доступ к сокровищам человеческой истории, человеческих знаний. Это те вещи, которые не купишь ни за какие деньги.

— Возвращаясь к инфраструктуре. Почему гостиницы не работают круглосуточно и стоимость высокая? Приехали из другого города ночью, а нас не пустили. (Фарида)

— ЮНЕСКО перед тем, как включить нас в список всемирного наследия, интересовалась, может ли государство предоставить гарантии, что дух острова-града Свияжска будет сохранен. По рекомендациям международной организации у нас не должно производиться реконструкций зданий для создания туристической инфраструктуры. И Свияжск находится рядом с местами, где есть объемные средства размещения. Это горнолыжный курорт «Казань», где достаточное количество домиков, которые можно арендовать. Это туристическая база «Свияжск», которая находится в 2 километрах от острова-града. Это сама Казань. Рядом, почти в пешей доступности, масса деревень, в которых ничто не мешает налаживать обслуживание посетителей в гостевых домах.

В самом Свияжске невозможно построить гостиничные объекты в силу того, что это радикально разрушит тот облик, который он все-таки еще сохраняет. Тем не менее и там на сегодняшний день действует несколько средств размещения — служебное музейное жилье «Свияга», в котором в основном живут реставраторы и артисты, гости музея; дом купца Каменева — частная гостиница; дом паломника в Успенском монастыре, который может принять большое количество посетителей. Я очень удивлен тем, что человек остался без ночлега: насколько я представляю, в монастыре в 99 процентах случаев есть возможность разместить людей. Вы можете там поселиться, обратившись либо в туротдел нашего музея, либо непосредственно в монастырь. Может быть, просто читательница не знала о такой возможности, хотя все наши жители о ней осведомлены и, конечно, должны были ее сориентировать... Но еще раз повторюсь: у нас не стоит задачи заработать на всем и удовлетворить все мыслимые и немыслимые потребности туристов. Если кто-то хочет посетить спа-салон, в Свияжске этого не получится. Есть другие места для такого досуга, а Свияжск слишком маленькое и хрупкое место.

. «По рекомендациям ЮНЕСКО у нас не должно производиться реконструкций зданий для создания туристической инфраструктуры»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В БЛИЖАЙШИЕ ДВА ГОДА ДОГОНИТ ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА»

— Как сотрудничаете с ЮНЕСКО после того, как собор и монастырь в Свияжске вошли в список ЮНЕСКО? Стало легче или сложнее работать в плане развития острова как музейной площадки? (Аркадий Суслов)

— Сотрудничество есть, ЮНЕСКО своих не бросает. Существует общий международный документ, который называется достаточно казенно: «Преобразование нашего мира. Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года». Это зафиксированный в международном документе комплексный подход, который в том числе поддерживают ООН и ЮНЕСКО. Он включает в себя борьбу с бедностью, социальным неравенством; как часть этого большого процесса, реализации целей  устойчивого развития рассматривается процесс работы с наследием и туризмом. Он понятным образом помогает решать вопросы местных сообществ, занятости, пропаганды духовных ценностей, улучшения качества жизни и так далее. И эта работа реализуется через несколько международных общественных организаций при ЮНЕСКО.

Прежде всего это ИКОМОС — международный совет по охране памятников, в составе которого действует научный комитет по реставрации, по религиозному наследию, по археологии — всего два десятка специализированных комитетов. Это, по сути, экспертная организация. У нас в России идет формирование российской структуры, наша делегация впервые за долгие годы принимала участие в Генеральной ассамблее ИКОМОС в Дели в декабре 2017 года, мы выбирали новое руководство этой организации. Я в рамках научного комитета по объектам религиозного наследия планирую реализовать свои научные интересы в данной области.

Вторая организация — это ИКОМ — международный совет музеев, членом которой является и наш музей, и я как физическое лицо. Это тоже место встреч в течение года, посвященных различным аспектам деятельности музеев как структуры, которая управляет наследием. Мы делимся опытом. Очень интересной, например, была российско-голландская конференция в Санкт-Петербурге, которая состоялась в прошлом году и была посвящена взаимодействию музеев и местных сообществ и музеям как точке экономического роста территории.  

И третья, ключевая, организация, через которую проходит сотрудничество, — это ИКРОМ — комитет по реставрации при ЮНЕСКО. Сейчас большую работу с ИКРОМ проводит Болгар — там организован международный археологический лагерь. В музее-заповеднике «Кижи» организован реставрационный центр по древесине с участием ИКРОМ. Это важный для России проект, потому что у нас деревянное наследие находится в очень плохом состоянии. И работать с этим  наследием непросто — навыки мастерства утрачиваются, а нужно поддерживать, нужно вкладывать в людей, которые в состоянии держать топор, пилу, овладевать традиционными технологиями обработки древесины и создания деревянных конструкций для того, чтобы реставрировать наши уникальные объекты и создавать новые современные объекты на основе традиций.

Через эти три организации происходит постоянное взаимодействие, обмен опытом. Если говорить о Свияжске, у нас есть задача мониторинга как объекта всемирного наследия, так и его буферной зоны, мы должны постоянно отчитываться о реализации плана управления, который одобрен ЮНЕСКО. Первый такой отчет состоится в ближайшее время.

— Вы говорили о рекомендации ЮНЕСКО по поводу ограничения количества туристов. Сколько человек без вреда для исторических объектов могут побывать здесь за год?

— Пока верхний предел не достигнут. По предварительным расчетам, мы можем относительно безболезненно принять около миллиона посетителей в год. Другой вопрос в том, что у нас перекос туристического потока на летний период. И на самом деле все российские, да и не только российские, объекты с этим сталкиваются. Например во Франции туристический сезон — это в основном июль и август, в остальные периоды в некоторых местах объекты туристической инфраструктуры просто закрываются или частично консервируются на все 10 месяцев. Гениальных, уникальных способов решения на сегодняшний день никто не изобрел, их, наверное, и не существует. Есть в России объективная реальность в виде метели в феврале и марте, с которой, хоть ты тресни, ничего невозможно сделать. Гулять по острову, когда свистит ветер, температура минус 15–20 градусов и снег лепит в лицо, — удовольствие сомнительное. Возможно, удастся частично выровнять спрос за счет каких-то мероприятий, которые зимой будут загружать наши объекты, но радикально эту ситуацию, безусловно, не изменить. По прошлому году нас посетили около полумиллиона человек — и это тоже достаточно серьезная нагрузка.

. «По предварительным расчетам, мы можем относительно безболезненно принять около миллиона посетителей в год. Другой вопрос в том, что у нас перекос туристического потока на летний период»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Когда ездила летом в Свияжск, народа там было много. Везде очереди, еды не хватает... Наверное, вы добиваетесь такой популярности у туристов, но инфраструктура должна соответствовать! И наверное, не может остров вместить бесконечное число людей. Что собираетесь делать с этим? (Валентина Васильева)

— У объектов всемирного наследия есть буферная зона, действуют жесткие нормы по поводу застройки. Если предприниматель в состоянии данные нормы удовлетворить, то пожалуйста. Для этого необходимо иметь в собственности участок, выполнить законодательные предписания к внешнему облику, но нужно понимать, что эти условия очень жесткие и сложные. И с точки зрения бизнеса открыть кафе в Казани проще, ведь там посетители есть круглосуточно и круглогодично, а в Свияжске большой турпоток только три летних месяца, да и то с 9:00 до 18:00. Это накладывает массу сложностей.

Но в любом случае постоянно происходит открытие новых точек общепита. Возможно, оно отстает от туристического потока, но, как показывает практика деятельности других музеев-заповедников, такое лавинообразное увеличение посетителей, как в первые годы, навряд ли будет происходить. В ближайшем будущем, конечно, увеличение будет, но не в два раза, как это было в первые годы реконструкции Свияжска. В один год количество отдыхающих с 50 тысяч увеличилось до 100. Вряд ли сейчас с полумиллиона мы резко перескочим на миллион. Это связано с определенным лимитом внутреннего туризма, с состоянием российской транспортной инфраструктуры, прежде всего с доходами граждан. Но количество объектов инфраструктуры в ближайшие два года догонит потребности туристического потока.

— Подскажите, пожалуйста, есть ли у вас свободные площади для открытия небольшого (120–180 квадратных метров) кафе с домашней русско-татарской кухней? (Дмитрий)

— Для Свияжска 180 квадратных метров — это гигантское помещение. Таких готовых помещений на острове-граде попросту нет. Остается только покупать у местных жителей земельный участок и строить — после получения необходимых согласований, конечно.

— Чем разрешились споры по поводу бизнеса на острове? Читал на сайте «БИЗНЕС Оnline», что кому-то дали землю и право строить, а кому-то — нет. (Хайруллин)

— Дело обстоит очень просто. Если есть нарушение в деятельности предпринимателей, они попадают под внимание органов, которые это контролируют. Как только предприниматель нарушение устраняет, вопросы к нему заканчиваются. На мой взгляд, это не бизнес-конфликт, это попытка недобросовестного предпринимателя показать, как бизнес притесняют. А на самом деле нужно выполнять определенные правила, которые есть в Свияжске с учетом его международного статуса. При выполнении всех условий, описанных в действующих нормативно-правовых актах, конфликт будет исчерпан. Понятно, что бизнесмен ищет всевозможные пути решения своего вопроса, даже может оказать давление на людей самыми разными, зачастую недобросовестными, способами. Бесполезно, потому что это не желание какого-то конкретного человека или группы лиц повернуть дело в свою пользу, это система государственных нормативно-правовых актов и контрольных органов, в рамках которых все должны существовать. Сколько должно произойти событий, таких как в Кемерове, чтобы стало понятно, что эксплуатация объектов, где находятся люди, построенных с нарушением действующих норм, должна пресекаться?

. «ЮНЕСКО перед тем, как включить нас в список всемирного наследия, интересовалась, может ли государство предоставить гарантии, что дух острова-града Свияжска будет сохранен»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАКТИЧЕСКИ ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ С ТЕАТРАЛЬНОЙ КОМПАНИЕЙ RIMINIPROTOKOLL»

— Какие массовые представления, акции планируете на весну – лето 2018 года? Можно ли зрителям как-то поучаствовать в них, а не просто со стороны посмотреть? (Жуков А.)

— Если говорить о театральных мероприятиях, то поучаствовать в них можно в качестве актера или волонтера, а также если будет поставлен какой-то интерактивный спектакль. Собственно, если вспоминать прошлогоднюю театральную лабораторию «Свияжск АРТель», то там два спектакля именно такими и были — Массимо Фурлана в свияжской школе и Всеволода Лисовского по Фуко. Зрители в них, можно сказать, так или иначе принимали участие, взаимодействовали с тем, что происходило. Если речь о традиционных праздниках, то и «Свияжские ладушки» на День семьи, и «День ухи», и прочие события, узнать о которых можно на нашем сайте или подписавшись на музейные странички в «Инстаграме», «Фейсбуке» или «ВКонтакте», предполагают участие зрителей.

Возвращаясь к театральному Свияжску, стоит отметить, что состав режиссеров – участников «Свияжск АРТели – 2018» определен. Практически достигнута договоренность с театральной компанией RiminiProtokoll. Очень, как вы знаете, известный швейцарский коллектив.

— Это на самом деле мегасобытие для театрального Татарстана. Как удалось с ними договориться?

— Честно говоря, мы сами удивлены, что удалось с ними договориться. Причем сам проект RiminiProtokoll в Свияжске будет уникален для российской театральной жизни, как мы надеемся. Кроме того, обещал приехать известный питерский режиссер Борис Павлович, также мы пригласим одного постановщика из Марий Эл, работающего с этнографическим материалом. Это что касается «Свияжск АРТели», которая будет в августе.

— Жаждут наши читатели и оперного искусства на острове-граде... Когда решитесь на оперный спектакль на острове? (Ильхам) Хотя на самом деле вы уже решились.

— Да, у нас будет очередная серия показов оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место», премьера которой была в прошлом году. Я думаю, что мы начнем показы уже в мае. Хотим пригласить экспертов «Золотой маски», потому что те критики, которые уже видели спектакль, высоко оценивают то, что получилось. И на протяжении всего туристического сезона данное произведение будет показываться.

— Сам композитор говорил, что «Сны Иакова» будут записаны.

— Да, диск к маю выйдет на московском лейбле у Сергея Красина и будет продаваться в Свияжске. Кроме того, у нас есть договоренность о том, что Маноцков поставит еще одну оперу (вообще, в целом мы говорили изначально о трех произведениях): она также на свияжскую тему, но будет локализована в другом месте. И уже есть понимание того, что это будет. Я думаю, что будет интересно.

. «На «Сны Иакова, или Страшно место» хотим пригласить экспертов «Золотой маски», потому что те критики, которые уже видели спектакль, высоко оценивают то, что получилось»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— А сама опера и либретто у Маноцкова уже готовы?

— Это все в процессе подготовки, я надеюсь, что данная постановка у нас появится в августе.

Давно бродит идея о классических оперных постановках на территории Свияжска. И, насколько я знаю, министерство культуры РТ уже проводило предварительные переговоры с московским режиссером-постановщиком на эту тему. Будет ли это реализовано, зависит от массы факторов. Если при постановке оперы Маноцкова мы за счет личных отношений как-то минимизируем финансовые затраты (что в целом не представляется мне положительным опытом — все-таки все должны получать адекватное вознаграждение), то постановка большой классической оперы, как вы понимаете, самый затратный вид театрального искусства.

— Но у нас же есть, к примеру, оркестр фонда Sforzando, у которого есть богатый опыт выступлений на открытом воздухе.

— Это да. Но вы же понимаете, что такое постановка классической оперы. Это сцена, свет, звук, костюмы и всякое разное. Кстати, в рамках оперной лаборатории фонда Sforzando также будет продукт, связанный со Свияжском.

— Что это будет?

— Нескромно об этом говорить, но, видимо, там поставят мини-оперу по одной из моих сказок, «9 + 1». Но это будет такое полукомическое произведение, как и сама сказка, может быть, близкое к зингшпилю по форме, не знаю пока, от меня скрывают. Оно, правда, ставиться будет в Казани, но, я думаю, в Свияжске его тоже покажут.

Плюс у нас в этом сезоне будет продолжаться показ постановок, которые появились в прошлом году. Это спектакль «Любовь. Диалоги. Письма» по свияжским письмам, который поставлен Татьяной Лядовой и показывается в музее, в интерьере свияжской гимназии. Это детский спектакль того же режиссера «Сказка о рыбаке и рыбке», который показывается во дворе музея. И мы планируем еще несколько постановок, чтобы добавить летнему театральному сезону насыщенности, чтобы каждые выходные в Свияжске что-то происходило.

— А бродилка Дмитрия Волкострелова «Музей мест» не сохранится? Честно говоря, мне кажется, в Свияжске не так здорово раскручивали эту историю, которая может быть очень интересна, к примеру, молодежи, пусть даже не самой театральной.

— Да, «Музей мест» Волкострелова, конечно, сохранится. И я согласен здесь с критикой, в том числе решать такие задачи и призвана созданная буквально недавно PR-служба музея-заповедника. «Музей мест» — хороший пример сближающих музей и театр практик, что происходит сейчас во всем мире. Яркий пример — постановки все того же RiminiProtokoll, на мой взгляд, часто являющиеся настоящими музейными экспозициями, которые их авторы по какой-то причине решили назвать театром. Все эти спектакли-бродилки, по сути, музейно-экспозиционные решения. Я думаю, что, как и в области науки, когда там появились смежные дисциплины, к примеру биохимия или астрофизика, такое музейно-театральное направление будет развиваться и еще долго будет оставаться актуальным.

«Я СТОРОННИК МЕДЛЕННОГО, ЭВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД. ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕЯ В СОСТАВЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА МУЗЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ...»

— Возвращаясь к «Свияжск АРТели». Серьезные столичные критики называли лабораторию в 2017 году одним из самых ярких театральных событий сезона в России. Нет ощущения, что пора этому проекту переходить на какой-то новый уровень, может, нужно сделать его более массовым?

— Вы знаете, я сторонник медленного, эволюционного движения вперед. Тем более имея в составе музея-заповедника музей Гражданской войны, мы можем воочию убедиться, что торопиться не надо, сама жизнь подсказывает, что это наиболее оптимальный путь развития, поскольку революции, как известно, пожирают своих детей. В одной аудитории театральных критиков я года три назад сказал: хорошо было бы, если бы Свияжск, как Эдинбург, стал бы известен своим театральным фестивалем. И тут у одного критика лицо скривилось: не дай бог, вы что!

— Почему?

— Потому что такие фестивали, как Авиньон или Эдинбург, несмотря на свой высокий уровень, переживают то, что у нас произошло с праздником Каравон. Когда ты приезжал туда 15 лет назад — это был аутентичный фольклорный праздник, прикольный, очень живой, со своей традицией, в которую ты погружался, а сейчас это большая сцена, какие-то виниловые баннеры, матрешки, орущие псевдофольклорные коллективы в клоунских синтетических костюмах и прочее рашен-деревяшен, а также запах шашлыков. И от этого всего хочется убежать побыстрее.

С нашим театральным фестивалем может случиться то же самое, если предпринять попытку такого резкого скачка и выходить на совсем уж широкую аудиторию. Это может привести к потере смысла самого мероприятия, а хотелось бы, чтобы это было такое осмысленное движение.

— Как планируете развивать фестиваль документального кино «Рудник»?

— Мы сейчас подали заявку на президентский грант, потому что проведение «Рудника» в прошлом году, конечно, потребовало отчаянных усилий от всех участников этого процесса, несмотря на то что фестиваль документального кино — это не Канны и не Берлинале. Тем не менее все это требует и финансовых затрат, и организационной работы. По логистике проведена большая работа, все-таки там были иностранные участники, жюри, нужно было сделать субтитры для фильмов... Но я практически на сто процентов уверен, что «Рудник» в этом году состоится в начале августа. Так что приглашаем к участию зрителей. В прошлом году, кстати, у нас состоялся такой хороший опыт сотрудничества с жителями Иннополиса, которых мы пригласили на «Рудник». По-моему, им очень понравилось. Рассчитываем, что они теперь будут нашими постоянными партнерами и посетителями. Тем более что на фестивале показывают высокого уровня кино. Арт-директор «Рудника» прежний — это Марина Разбежкина: она контролирует качество того, что показывается. В этом году у нас будет очень интересный участник жюри — российский филолог, антрополог и фольклорист Светлана Адоньева. Надеемся на интересные авторские лекции во время фестиваля.

— Между тем в репертуаре «Угла» появился спектакль о дьяке Висковатом, в котором вы выступаете в качестве продюсера. Расскажите об этом проекте.

— Изначально идея спектакля принадлежит мне. Но, понимая, что не хватает возможностей, времени, может, каких-то талантов, чтобы это в одиночку реализовать, я пригласил в команду профессиональных коллег: московского молодого сценариста, сына известной российской актрисы Ольги Лапшиной, Степана Лапшина, а также нашего казанского режиссера Веронику Чепегину. Они и реализовали эту идею с помощью совершенно гениальных наших актеров.

— Почему XVI век и член Избранной рады Висковатый? По-моему, Иван Грозный казнил его каким-то из своих изощренных способов?

— Это что-то очень личное, меня это все сильно волнует. Но дело не в кровавой казни. При появлении замысла этого спектакля отправной точкой послужило общение с искусствоведами, реставраторами Успенского собора, когда мы обсуждали при составлении досье ЮНЕСКО, что, собственно, составляет значимость этого памятника, почему фрески Успенского собора достойны того, чтобы войти в корпус мирового наследия. А достойны они потому, что отражают религиозно-философские искания того времени. Эти для обывателя цветные картинки наполнены таким смыслом, духовными поисками такого уровня и такого накала, что это  оказывало влияние на обычную жизнь. Это дискуссионный вопрос, я понимаю: насколько искусство или философия могут оказать влияние на реальные процессы в обществе? Цицерон говорил, что дурная музыка портит нравы, колеблет гармонию мира и ведет к разрушению социума. Вот, мне кажется, как раз тот, а точнее, «не тот» путь, выбранный русской религиозной живописью с середины XVI века, завел и сыграл злую шутку с теми, кто ратовал за данный подход. И в то же время это была история, где не было плоских, однозначных персонажей, все участники той стародавней драмы — и жертвы, и мучители, и герои, и обычные люди с своими недостатками. Спектакль в «Углу» — попытка поразмышлять о соотношении идеального и реального в таком платоновском смысле, о том, как идеи могут иметь реальную жизнь, о том, как отвлеченный на первый взгляд религиозный спор имел реальные последствия уже не в религиозной сфере на протяжении столетий.

— Вы, насколько известно, в фонде «Живой город» отвечаете за кинонаправление. Начало здесь было очень ярким — приезд Александра Сокурова, Йоса Стеллинг... Но потом как-то все затихло.

— Это было связано отчасти с нашими организационно-финансовыми возможностями, а также с тем, что нам нужно было наполнять «Угол» жизнью. Такая текущая работа нас немного затянула. Но сейчас мы провели переговоры с московским режиссером Андреем Сильвестровым. Это такой почти панк-кинематограф, который очень необычен, а сам Сильвестров при этом образованный и интересный человек. Мы хотим привезти в Казань фестиваль, который он проводил в Москве, такого достаточно альтернативного кино. Ничего такого у нас не показывают. Да, у нас проводят в Казани на разных площадках фестивали короткометражного кино, я, в общем-то, эту традицию и зародил, если помните времена галереи «Аврора», но это уже стало массовым явлением, мейнстримом, есть много желающих этим заняться. А здесь речь идет о чистом искусстве, мне это ближе (смеется).

«ЕСТЬ ПРОСТО НЕАДЕКВАТНЫЕ ТУРИСТЫ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТ ЗАДИРАТЬ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ»

— Есть ли на острове-граде полиция и чем она занимается?

— Да, участковый полицейский присутствует, для него реализован специальный уникальный проект на улице Александровской, на Набережной реки Свияги. Там построен дом участкового, совмещенный с его рабочим местом. Этот дом возведен в стилистике XIX века и раскрашен черными косыми полосками, как принято было тогда раскрашивать учреждения полиции. Населенный пункт у нас маленький, живут всего 250 человек, а участковый закрепляется за определенным количеством населения. И у нас он отвечает за достаточно большую зону — за несколько населенных пунктов, причем они удалены друг от друга. И ничего с этим поделать невозможно, потому что существующие законы и выделяемое в связи с ними финансирование не учитывают того, что есть места, куда приезжают туристы, и население Свияжска в выходные увеличивается до нескольких тысяч человек. А люди приезжие разные — кто-то из них принял алкоголь, и понятие об отдыхе у него свои. А в это время может так случиться, что участкового на острове нет, потому что он поехал выполнять служебное задание в соседний населенный пункт. И это проблема, которая пока никак не решается. Никакого усиления порядка в выходные нет. Это связано с бюджетными ограничениями, а также несовершенным законодательством.

Конструкция музея-заповедника у нас осталось от советского времени, а законодательную базу к данной конструкции разработать забыли. То есть в законе о музейном фонде есть упоминание о музее-заповеднике, о том, что он отвечает за организацию туристической деятельности на определенных территориях, но, например, какой уровень безопасности должен обеспечиваться на его территории, нигде не прописано. А значит, деньги на это не выделяются. Нарушения, конечно, случаются. Прежде всего это неадекватное поведение туристов, которые приняли излишнее количество алкоголя. Иногда мы говорим о том, что уровень обслуживания туристов на объектах сервиса невысокий, но есть и просто неадекватные туристы, которые начинают задирать местных жителей, троллить их, и это приводит к конфликтам.

— Можно ли что-то сделать с легендарными свияжскими комарами?

— Это вопрос тонкий. Вы смеетесь, а я биолог по первому образованию: комар действительно часть сложной пищевой цепочки. Еще в известном произведении Рэя Брэдбери исследовался «эффект бабочки». Понятно, что для западных туристов это шок, когда они попадают в наш комариный рай, особенно после шести вечера. Помню, приехали мэры городов всемирного наследия (это было большое мероприятие два года назад), и они оказались атакованы комарами на острове. Многие приехали из африканских, латиноамериканских регионов, где есть малярийный комар. И иностранцы не понимали, что наш русский комар безобиден, просто он хочет попить иностранной кровушки с целью размножения, другой задачи перед ним не стоит. Они были в полном ужасе.

Но на самом деле в начале каждого сезона мы обращаемся за помощью, пишем письма с просьбой произвести антикомариную обработку. Это стоит достаточно серьезных денег для нас. Мы как музей не можем себе позволить обработать Свияжск и округу таким образом, чтобы обеспечивать отсутствие комаров. Но я думаю, что поступь цивилизации неумолима, за горой присутствует Иннополис, городские территории обрабатываются в постоянном режиме. И мы с вами через несколько лет будем тосковать и удивляться, что нет комаров. Я думаю, что это произойдет.