Знаменитый во всем мире Дягилевский фестиваль вновь (в 12-й раз) представит разные направления, жанры, стили и форматы. «От заката до рассвета» — таков девиз мероприятия, жизнь которого в фестивальные дни течет круглыми сутками. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился в Пермь, чтобы узнать, каким в этом году будет главное культурное событие в России за пределами МКАД.
Теодор Курентзис
«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО И ОПЕРЕЖЕНИЕ, В ПРИНЦИПЕ, ДВА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЯ УЧЕНИЯ СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА»
«Наша мечта и идея Дягилевского фестиваля — создавать что-то новое. Это принцип, которого придерживался Сергей Дягилев, — смотреть на три-четыре шага вперед, создавать задел для развития культуры будущего», — цитировал Теодора Курентзиса пресс-релиз, посвященный объявлению программы XII Дягилевского фестиваля, традиционно проходящего на родине автора «Русских сезонов» в Перми и превратившегося в культурное событие мирового масштаба. Интересно, что в этом году основная программа фестиваля стартует 14 июня — ровно в день начала чемпионата мира по футболу. Но, видимо, Курентзиса и Ко это ничуть не смущает. Любому фанату серьезного театра достаточно увидеть в афише имена режиссеров Ромео Кастеллуччи и Робера Лепажа, чтобы забыть о существовании Лионеля Месси и Криштиану Роналду.
Презентация Дягилевского фестиваля – 2018 проходила в камерной обстановке в частной филармонии «Триумф» — одной из площадок форума. Его программу знаменитый худрук Пермской оперы оглашал на фоне новой афиши, собравшимся журналистам зачитали подробный комментарий ее автора. На афише Дягилев изображен с одной из своих звезд, балериной и женой Пикассо Ольгой Хохловой, дескать, это отклик на феминистскую повестку, а также намек на российский Год балета. «Афиша выдержана в цветах меда и темного шоколада, что в сочетании с расплывчатостью старого фото должно создавать ощущение летней жары. Все-таки фестиваль пройдет в июне, вдруг да будет в кои-то веки жарко?» — пошутил руководитель пресс-службы Пермского оперного театра оперы и балета Василий Ефремов.
Курентзис опаздывал и, воспользовавшись случаем, корреспондент «БИЗНЕС Online» решила поинтересоваться у сидевших рядом пермских коллег, насколько популярен в городе сам Теодор Иоаннович, которого только ленивый не называет самым знаменитым теперь уже российским современным деятелем из мира классической музыки. Одна из журналисток ответила: «Конечно, в Перми его знают все, вплоть до слесаря». А вот более молодая коллега уточнила, что скорее все, кто хоть как-то интересуется искусством, и в качестве подтверждения привела пример недавнего опроса о самых узнаваемых людях Перми, где худрук пермской оперы и всемирно известный дирижер не попал в топ.
В итоге Курентзис опоздал на 40 минут и начал выступление с извинений: «Были очень-очень важные вопросы, которые нужно было решать, бегать, слава богу, все решилось». Как оказалось, определилась еще одна площадка для проведения мероприятий Дягилевского фестиваля, о чем не знали даже многие сотрудники из команды фестиваля, — завод им. Шпагина, в помещении одного из цехов, построенном в XIX веке, пройдет целый день перформансов и индустриальной музыки. Судя по удивленным, но одобрительным возгласам, для пермяков это место не рядовое.
Герой дня выглядел как всегда стильно и чуть эпатажно — в вязаном теплом свитере и с шарфом на шее, высоких ботинках. Курентзис, непринужденно болтая ногой, порой жестикулировал будто за дирижерским пультом и мягко улыбался, рассказывая о сути фестиваля, а также о его проблемах. «Осуществление настоящего и опережение, в принципе, два основных движения учения Сергея Павловича. Теперь я хочу сказать, что именно с этой точки зрения мы работаем и стараемся выжать все что возможно, потому что, я сразу хочу сказать, очень много проблем с площадками», — сообщил знаменитый менеджер и дирижер.
Курентзис посетовал, что здание пермского театра оперы и балета очень старое. И если на Зальцбургском фестивале можно днем репетировать один спектакль с полными декорациями, а вечером играть другой, то здесь на этой уходит два дня. «Потому у нас театр архаичный, хотя в этом и есть прелесть», — сказал дирижер. Поэтому организаторы Дягилевского фестиваля активно занимаются поиском и привлечением альтернативных площадок. «В этом сезоне будет одна из лучших программ, которые мы создавали, и я очень рад, что у нас получилось», — удовлетворенно заметил худрук пермской оперы и перешел к перечислению впечатляющего набора имен.
«ЭТО ДАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ САМОГО ПОРОГА ВКЛЮЧЕНИЯ В ИСКУССТВО»
Многих удивляет и восхищает сам факт существования Дягилев-феста такого масштаба в российской провинции. Об этом «БИЗНЕС Online» побеседовал с известным музыкальным критиком Юлией Бедеровой.
— Юлия, вас вообще не удивляет, что все это — спектакли Кастеллуччи, Лепажа и прочее — происходит в Перми?
— Это вообще довольно удивительная история, что именно в российской провинции происходит фестиваль не просто на европейском уровне, в том, что касается участников, но и в том, что касается фестивальной концепции. Конечно, Теодор не повторяет известные фестивальные модели, а придумывает свое, совершенно уникальное. И это и для европейского фестивального контекста вполне себе новаторство и эксперимент.
Возможно, это единственный путь, я и сама себе задаю этот вопрос: как это может быть в провинции, кому это нужно? Получается такое репутационное, имиджевое мероприятие. Если не говорить о том, что все-таки любому человеку в любой провинции страшно интересен и полезен опыт встреч с именами, спектаклями и концертами, которые не могли бы произойти в другой ситуации.
— Насколько это перспективный фестивальный формат для российских регионов?
— Видимо, это единственный путь для регионов — таким образом исследовать сам фестивальный формат. Это очень много дает — изменение самого порога включения в искусство. Вот, собственно, главное, что Дягилевский фестиваль делает, кроме того, что приглашает большие имена и яркую продукцию, — меняет способ входа в искусство, причем меняет очень радикально. С одной стороны, вот этими достаточно популистскими, скажем, форматами, такими, как «сонные концерты», вечерние, утренние и т. д., — это все, конечно же, популизм. Но он позволяет погрузиться в искусство большему количеству народа, другого народа, молодежи, безусловно, подготовленной и неподготовленной. Курентзис в каких-то интервью говорит, что в Зальцбурге очень понимающая публика и, в отличие от снобистской московской, она понимает, что он делает в симфонической музыке. Может быть, он скучает на понимающему зрителю, хотя здесь акцент делается скорее не на понимании, а на легкости входа, на легкости включения...
(Видимо, Дягилевский фестиваль в Перми действительно нужен — в этом году здесь ждут порядка 14 тыс. зрителей на всех мероприятиях форума. А еще будет 7 российских премьер, одна — мировая и 75 часов музыки. Кстати, региональное министерство культуры выделяет фестивалю бюджет в 20 млн рублей (не такая впечатляющая сумма), часть собственных средств тратит пермская опера, помогают также спонсоры в лице Сбербанка и «Лукойла» — прим. ред.)
«ЭТО ОЧЕНЬ ОСОБЕННАЯ ОРАТОРИЯ»
Если говорить о самой программе фестиваля, традиционно представляющий разные направления, жанры, стили и форматы, то главным хитом обещает стать исполнение оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре», которая прозвучит на открытии 14 июня. Режиссер (знаменитый скандальный и прочее) — итальянец Кастеллуччи, в главных ролях — именитые французские актеры Одри Бонне и Дени Лаван, звезда фильмов Лео Каракса. «Это большая честь, что мы с моим другом и одним из самых великих режиссеров нашего времени Ромео Кастеллуччи наконец-то представим в России оперу „Жанна на костре“. Напоминаю, что „Жанна на костре“ — наша копродукция с Лионской оперой. Это очень особенная оратория. Я счастлив, что мы покажем эту постановку, в которой участвуют выдающиеся актеры», — сказал худрук пермской оперы. На двух из трех фестивальных показах «Жанны на костре»» место за дирижерским пультом займет сам маэстро Курентзис.
Еще одно легендарное театральное имя в афише — Лепаж. Знаменитый режиссер из Канады покажет свой спектакль «Иглы и опиум», в котором используются тексты Жана Кокто.
Также Курентзис рекомендовал не пропустить проект легенды звуковых экспериментов, представительницы нью-йоркского авангарда Меридит Монк — перформанс Cellular Songs («Ажурные песни»). «Одна из выдающихся артистов, которую я безумно люблю и считаю, что надо посмотреть ее работы, когда такие люди еще существуют и творят. Эта женщина, которая до сих пор творит в современном синтетическом жанре — музыка, театр, перформанс. Мы пытались три года ее привезти — вот наконец-то получилось», — отметил Курентзис.
Что касается хореографических проектов, то стоит обратить внимание на авангардный балет Nicht Sсhlafen («Не спать») знаменитого бельгийского хореографа Алена Плателя, исполненный артистами его танцевальной компании les ballets C de la B. под музыку Малера с противопоставленным ей африканским полифоническим пением.
Также на фестивале пройдет мировая премьера «Камилла» — перформанс в технике буто по биографии Камиллы Клодель от хореографа Анны Гарафеевой, которая работала в казанском ТЮЗе над спектаклем «Из глубины...» по письмам Ван Гога. «Мы решили поработать с Аней Гарафеевой, которая произвела на меня впечатление, в Москве я видел ее спектакль „Героид“. Могу сказать, что меня лично очень привлекают такие спектакли, синтетические. Поэтому я решил с ней поговорить о новом спектакле, познакомить с Алексеем Ретинским — крымским композитором, которого я очень люблю и хочу продвигать его творчество. И они вместе создают спектакль. Аня очень хорошо соединяет приемы танцев с визуальной иллюзией и ее энергией человеческого тела», — сказал Курентзис.
«В этом году я хочу сделать акцент на композиторах, которых я лично люблю. И я считаю его романтиком нашего времени, по моему мнению, один из пяти выдающихся композиторов нашего времени — Фридрих Хаас. Это композитор, который стал легендарным уже по всему миру, но в России не так активно представлен. И другой великий композитор, итальянский, — Сальваторе Шаррино. У него есть свой собственный стиль и свой собственный почерк», — рассказал Курентзис о выступлении немецкого коллектива Ensemble Modern.
Естественно, не обойдется без концертов оркестра и хора musicAeterna, а одно из самых ожидаемых событий фестиваля — исполнение симфонии Малера Фестивальным оркестром под управлением Курентзиса — традиционно закрывает программу. На этот раз прозвучит Четвертая симфония и связанные с ней сочинения из вокального цикла «Волшебный рог мальчика».
Новинка этого фестиваля — SleepConcert «Путешествие в себя», где пришедшим предложат удобно расположиться на кроватях и провести 8 ночных часов под живую музыку солистов оркестра musicAeterna. «Можно принести из дома пижамки», — снова пошутил Курентзис.
Кстати, на «слишком интимный» вопрос журналистки (Курентзис сам его таким назвал) о том, доводилось ли самому дирижеру спать под музыку, дирижер поделился своим опытом любовных переживаний юности и вообще, как оказалась, настроен был весьма лирически. Оказывается, музыка когда-то даже сопровождала человечество не только во время сна, например, успокаивала тех, кто страдал бессонницей, и даже была с человеком в интимных делах, а точнее, во время занятий любовью. Поскольку звукозапись изобрели недавно, то были времена, когда эту функцию выполняла живая музыка, если какой-то сильный мира сего хотел возлечь со своей любимой. «Ответил я на ваш вопрос?» — улыбаясь сказал Курентзис.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.