В Набережных Челнах вплотную подступились к вопросу реконструкции обанкротившегося РК «Колизей», где будет располагаться Татарский драмтеатр, и парка вокруг него. Накануне дизайнеры представили жителям поселка ЗЯБ первые проекты и выслушали первую критику. «БИЗНЕС Online» оценил полет фантазии архитекторов и узнал, кого еще предлагают подселить в и без того небольшое строение.
«КОНЦЕПЦИЯ «НАЗАД В БУДУЩЕЕ»
В Набережных Челнах накануне вечером состоялась презентация проектов парка в поселке ЗЯБ. После бурных публичных обсуждений, которые прошли в школе №4 чуть больше недели назад, архитекторы собрали воедино все мнения и создали на их основе три концепции. Перед началом презентации модератор встречи Надежда Снигирева напомнила собравшимся, что это «не конкурс на лучший проект», а еще один шаг к будущему благоустройству парка. Так, финальный дизайн-проект, который появится уже в апреле, будет учитывать лучшие идеи и предложения из каждой концепции.
Напомним, что парк поселка ЗЯБ получил вторую жизнь благодаря решению муниципальных властей отдать под Татарский драматический театр здание рядом с ним — ранее в нем располагался дом культуры «Строитель», впоследствии — развлекательный комплекс «Колизей». Выкуп здания обанкротившегося РК обошелся городу в 36,8 млн рублей, реконструкцию под нужды театра стоимостью свыше 600 млн рублей оплатит республиканский бюджет. Строительные работы в новом здании театра должны завершиться к концу текущего года. Емкость зала по плану составит 300 посадочных мест. Что касается реконструкции парка, то она оценивается в 60–80 млн рублей и будет проводиться в рамках программы развития общественных пространств РТ. К слову, Татарский драмтеатр в Челнах — второй после казанского онкодиспансера социальный объект, концепцию развития для которого разработает команда помощника президента Наталии Фишман.
Снигирева добавила, что первая встреча с жителями позволила сформировать некий общий запрос на территорию парка. Так, почти все участники прошлого обсуждения отмечали, что здесь обязательно должны быть событийная площадь, аллея с арт-объектами, большая детская площадка, тихая и спортивная зоны.
Первой свой проект представила команда архитекторов под руководством преподавателей Казанского государственного архитектурно-строительного университета Ильнара и Резеды Ахтямовых. В основу их концепции парка легли трудовая слава и подвиг первостроителей города. Тема советского прошлого будет сквозить в каждой детали — начиная от игровых ракет и бетономешалок на детской площадке и заканчивая малыми архитектурными формами из белого гипса. Авторы отметили, что хотят вернуть более «возвышенное» отношение к парку, которое было в СССР, а не делать из него «еще один двор». Они также добавили территории ярко-красных тонов, предвосхитив тем самым сравнение с Шишкинским бульваром.
«Нам как архитекторам хотелось бы сохранить модернизм ДК „Строитель“, — сказал Ахтямов. — В 1990-е и 2000-е много таких объектов уничтожили, поэтому для нас хорошая возможность — увидеть и восстановить объект той эпохи».
Однако на восстановлении старого фасада ДК Ахтямовы не остановились — они предложили сделать ряд пристроев, увеличить количество зрительских мест с 300 до 500 и расположить внутри здания Татарского драмтеатра молодежный театр и хореографическую школу. «Классический театр — это, конечно, хорошо, но молодежь привлекает что-то экспериментальное», — заявили архитекторы и добавили, что рядом по плану будут стоять два кафе — двухэтажное театральное и детское. Кроме того, в парке будут одна большая и семь маленьких детских площадок, эстрада, скалолазная сетка, амфитеатр, фонтан, детское колесо обозрения, площадка для воркаута и стелы с афишами по обе стороны парка.
«Мы размышляли о том, как привлечь сюда молодежь, — сказал Ахтямов, — и пришли к выводу, что это спорт, культурная программа и общепит. Если какой-то части не хватает, молодежь не придет. А без молодежи парк потихоньку начнет сходить на нет».
КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРА — ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА»
Второй проект парка представил руководитель бюро «Архитектурный десант» Алмаз Валиуллин. Идея заключалась в создании общественного пространства, располагающего к самовыражению и проявлению творческих способностей. При этом вторая группа также не устояла перед соблазном добавить зданию бывшего ДК дополнительных функций. «Дворец культуры» они предложили условно переименовать в «Творец культуры» и запустить туда представителей разных творческих направлений.
«Наше предложение — внедрить их в структуру театра, приглашать сюда малые сообщества, которые сейчас уже существуют и пользуются популярностью, чтобы у них была возможность для развития. Мы предлагаем сделать внутри и литературные центры, и то, что связано с музыкой, живописью и кинематографом», — рассказывал Валиуллин.
Докладчика перебил депутат горсовета Альберт Петров.
«Проект реконструкции театра уже заказан „Татинвестгражданпроекту“, они занимаются этим. Давайте про парк», — сказал он с некоторым раздражением.
«При всем уважении, задание на воркшоп формировалось именно таким образом, — вмешалась Снигирева. — Мы сегодня „Татинвестгражданпроект“ тоже приглашали, чтобы они поучаствовали, — к сожалению, они не пришли. Поделиться тем, чтобы театр мог быть чем-то большим и работать на район, — что в этом плохого?»
«Проектировщики делают рабочую документацию по театру. Задание дано, деньги оплачены, работа идет полным ходом», — ответил Петров.
«Я как архитектор могу сказать, что рассматривать территорию отдельно, когда внутри находится такой знаковый объект...» — начал было Валиуллин.
«Вам надо связаться с проектировщиками театра», — не унимался Петров.
«У нас есть их материалы, — сказала Снигирева. — Давайте все-таки послушаем людей, которые для вас работали целых три дня».
Когда архитекторам все же дали возможность продолжить презентацию, они рассказали, что к событийной площадке возле театра будет вести аллея-галерея с малыми архитектурными формами. Скульптуры будут рассредоточены, однако, если посмотреть на них с определенной точки, они будут собираться в слово. При этом каждая архитектурная форма представляет собой одновременно и площадку, где актеры смогут показывать уличные спектакли. Что касается площадки перед театром, то здесь будет сцена-фонтан с тонким слоем воды для эффектных представлений летом и новогодних гуляний зимой. Игровые элементы на детских площадках будут иметь форму кубов разного размера — по словам авторов, это вполне соответствует общему архитектурному стилю в Челнах. В качестве интерактивного элемента в парке предложили установить так называемые камыши — электронные палочки среди травы, которые при задевании светятся и слегка звенят.
КОНЦЕПЦИЯ «ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР»
Третья группа во главе с председателем союза архитекторов Набережных Челнов Ринатом Сафиуллиным предложила сделать парк полностью театральным. Посетителям здесь откроются галерея с различными инсталляциями, сложные прогулочные дорожки и детская площадка, где все элементы будут давать ребенку возможность почувствовать себя в театральном пространстве. Из других предложений группы — увеличить число мест в Татарском драмтеатре до 360, частично перекрыть движение по улице Маршала Жукова, чтобы изменить направление потока людей в сторону парка, а также расположить амфитеатр на проблемном холме. Последнее предложение вызвало недоумение у замдиректора драмтеатра Руслана Исмагилова.
«Вы используете холм как амфитеатр. Была встреча, где присутствовали представители „Челныводоканала“ и Предприятия автомобильных дорог. Они еще тогда сказали, что холм не просто так стоит — там размещен коллектор диаметром 3 метра. И вы туда ставите амфитеатр!» — высказался Исмагилов.
Архитекторы ответили, что попробуют как-нибудь договориться с «Челныводоканалом», чтобы превратить холм из проблемной зоны в достопримечательность. Впрочем, у Исмагилова были еще вопросы — на этот раз к представителям КГАСУ.
«Вы все подходите к реконструкции парка, отталкиваясь от театра. Может, с точки зрения архитекторов это и правильно, но в первом проекте к данному вопросу слишком глобально подошли. Сегодня уже известны определенные суммы по реконструкции, как раз-таки в первом проекте часть здания полностью отсутствует. Я так понимаю, это под снос. Все мы понимаем, что это затраты, и немалые», — сказал Исмагилов, обращаясь к Ахтямову.
«Достраивать проще, чем ломать внутри, — это раз. Во-вторых, надо рассчитывать на будущее: 300 мест все-таки в современных реалиях маловато будет. У нас сейчас студенты проектируют по 1000 и 1200 мест, а если посмотреть по Европе, то для таких городов, как Челны, в драматическом театре делать 300 мест — это просто нерациональное вложение денег», — ответил на критику Ахтямов.
Председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ в Республике Татарстан Олег Давыдов отметил, что никто из выступающих не сказал ни слова о площадке для маломобильных групп населения. Не затронули докладчики и болезненную для части местного населения тему площадок для выгула собак — с тем, где она расположится, пока до конца не определились. Открытым остается и вопрос о размещении на территории парка ярмарочной зоны — по предварительным данным, она может появиться между Ледовым дворцом и остановкой.
Народный артист РТ Виталий Агапов поддержал идею расширения зрительного зала в театре. Он также добавил, что, помимо спектаклей, в театре должны проводиться и концерты, потому что все концертные залы находятся далеко, в Новом городе.
«На фасаде театра все должно быть национально, в колорите, — сказал он. — Если мы говорим „татарский национальный театр“, то там все должно быть в этом духе — в татарском. Мы еще будем обсуждать парк возле русского драматического театра — вот там мы должны развивать направление русской культуры. Иначе мы так далеко пойдем. Собаки нужны — вопросов нет. Для них тоже необходимо место найти. Но мы должны воспитать наших детей в духе национальной культуры, развиваться в этом направлении».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.