ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ В ТРИ РАЗА УСТУПАЕМ США

Международная конференция «Argus Татарстан 2018. Нефтепереработка. Трейдинг. Логистика» стартовала накануне в Казани. Правда, первый день для гостей мероприятия прошел на экскурсии по нефтеперерабатывающему комплексу «ТАНЕКО».

Открывая пленарную сессию, глава Argus Media в России Алексей Семенчук обозначил тему: страна остро нуждается в нефтепереработке — и это основная задача нефтяной промышленности на ближайшее время. Гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов для начала порадовался, что всем понравилась экскурсия на ТАНЕКО, а потом заявил: «Перерабатывать нефть выгоднее, чем экспортировать, не только для страны, но и для компании. Свидетельство этому — наш рост капитализации за последние годы». Больше ни слова глава татарстанской нефтяной компании не сказал, сел среди докладчиков на сцене и лишь слушал выступление коллег.

Старший аналитик Argus Сергей Агибалов начал с цен на нефть. Прогноз: к 2020 году ее стоимость упадет до $62 за баррель (сегодня колеблется на уровне $64).

Наиль Маганов

Несмотря на то что спрос на нефтяные продукты в мире растет, параллельно растет и предложение. Все больше места на мировом рынке занимают США, которые не только наращивают добычу, но и увеличивают выпуск нефтепродуктов. «Если десятилетия назад это было условно всего лишь 70 миллионов тонн [нефтепродуктов], то сейчас — в три раза выше, — констатировал Агибалов. — И средний темп роста – плюс 8 процентов в год». Американские нефтепродукты уже полностью захватили рынок Мексики, под угрозой «вторжения» — рынок Старого Света. «И хотя сейчас на европейском рынке картина весьма позитивная — внутренний спрос на подъеме, ожидаем сохранения этого тренда до 2020 года, но потом энергоэффективность возьмет свое, рынок начнет снижаться», — предрек Агибалов и призвал нефтяные компании заранее завоевывать позиции в Европе.

На российском рынке нефтепереработки «как будто бы все не так плохо», хотя бы потому, что ее глубина достигла 81%. Однако выход светлых продуктов — на уровне всего 63%. «Несмотря на десятки миллиардов долларов, которые пришли в последнее время как инвестиции, и появление таких прекрасных заводов, как ТАНЕКО, в целом российская индустрия остается сравнительно слабой по сравнению с другими игроками. Мы очень сильно уступаем по эффективности переработки», — признал Агибалов. В подтверждение аналитик вывел на экран показатель индекса Нельсона (индекс технологической сложности НПЗ), согласно которому Россия уступает США в три раза.

Сергей Агибалов

...ЕЩЕ И АРКТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО

Заместитель генерального директора ТАНЕКО Илшат Салахов рассказал о планах компании (отметим, что на конец 2017 года глубина переработки достигла 99,2%, выход светлых продуктов — 87,5%, в 2015-м стало известно о начале строительства второй очереди НПЗ).

Напомнив об эпической истории строительства завода в чистом поле, Салахов сообщил, что в апреле-мае компания планирует ввести в эксплуатацию установку гидроочистки керосина, таким образом, увеличив выпуск авиакеросина до 950 тыс. т в год. Примерно в это же время запустят и установку гидроочистки дизельного топлива, благодаря чему компания сможет дополнительно получать до 1,6 млн т дизельного топлива. «Сейчас мы производим примерно такое же количество дизельного топлива», — обратил внимание Салахов. При этом появятся дополнительные спецификации — летнее, межсезонное, зимнее и арктическое топливо. Сейчас проект находится на стадии завершения строительно-монтажных работ. «Кроме того, мы сейчас прорабатываем выпуск брендированного дизтоплива и дизтоплива „Евро-5“», — добавил замдиректора.

Летом на НПЗ начнется производство бензина класса «Евро-5» (марки «Регулятор-92» — 770 тыс. т в год, «Премиум-95» — 330 тыс. т в год). «В июне планируем запустить в режиме комплексного опробования установку каталитического риформинга, она даст нам высокооктановый компонент для производства автобензинов, в августе планируем начать производство бензинов», — уточнил Салахов.

Также среди планов — запуск в 2019 году опытно-промышленной установки гидроконверсии гудрона (проектная мощность — 50 тыс. т в год). Через год запустят и установку гидроочистки тяжелого газойля коксования. «Это позволит нам получить третий компонент автобензина и, соответственно, увеличить к 2021-му объем производства бензинов до 1,5–1,6 миллиона тонн», — пояснил Салахов.

Илшат Салахов

ПУСКОНАЛАДКА НА НОВОМ НПЗ НАЧНЕТСЯ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ

Еще одна грандиозная цель компании в этом году — запуск установки ЭЛОУ-АВТ-6, которая позволит увеличить объем переработки с 8 млн до 14 млн т в год. «В третий-четвертый квартал планируем на этой установке выйти в пусконаладочный режим», — сообщил представитель ТАНЕКО.

Вторая очередь ТАНЕКО будет перерабатывать фракции после ЭЛОУ-АВТ-6. «Установку мы запускаем в этом году, значит, частично продукция, которая будет получаться, будет сернистой, но к 2021 году мы планируем запустить большую установку гидроочистки всех этих дистиллятов и тогда полностью уйдем от таких продуктов, как судовое и маловязкое топливо», — сообщил Салахов. В целом вторая очередь будет близнецом первого завода.

Напомним, в июле 2017 года на нефтяном саммите в Карабаше Маганов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», подтвердил, что компания планирует строительство третьей очереди ТАНЕКО: «Ведется проработка ТЭО, некоторые технико-экономические соображения уже сделаны. Думаю, что к концу года мы будем выносить соответствующий вопрос на совет директоров „Татнефти“. А дальше — уже в зависимости от того, как эти документы будут приняты». При этом гендиректор не стал говорить об объемах переработки и стоимости строительства.

О том, что ТАНЕКО-3 не станет братом-близнецом первых двух очередей НПЗ (они, как известно, нацелены на получение автомобильных бензинов, ДТ, авиационного керосина и других видов моторного топлива), было ясно еще из комментариев Маганова в Карабаше. Как сообщалось ранее, там будут выпускать полипропилен, линейные алкилбензолы, чистую терефталевую кислоту и полиэтилентерефталат.