Марат Кабаев Марат Кабаев

«ЭТО НАСТОЛЬКО БЛАГОЕ ДЕЛО — РЕЧЬ ВЕДЬ НЕ ИДЕТ О РОСТОВЩИЧЕСТВЕ»

Сегодня в Казани торжественно открылось представительство МАИБ (международной ассоциации исламского бизнеса), работающей в Москве с ноября 2016 года. Возглавляет эту ассоциацию человек, хорошо известный в столице Татарстана, — Марат Кабаев, бывший футболист и отец олимпийской чемпионки Алины Кабаевой, живший прежде в РТ и даже успевший поработать здесь в качестве тренера-селекционера ФК «Рубин» и президента АПМ РФ. Возможно, поэтому, а также благодаря немалому федеральному весу Марата Вазиховича, набранному им уже за пределами Казани, открытие филиала МАИБ сопровождалось торжественным церемониалом на самом высоком республиканском уровне. Утром с Кабаевым и его делегацией  встретился президент РТ Рустам Минниханов,  который уважительно заявил бывшему полузащитнику «Пахтакора» (в этой команде нынешний президент МАИБ играл с перерывами с 1980 года), что идет с ним «параллельными курсами». «Большое хорошее дело вы затеяли, — рассудил Минниханов. —  Если вы больше бизнес собираете, то мы сейчас в рамках группы стратегического видения „Россия — Исламский мир“ — а эту группу возглавляю я — выстраиваем отношения со странами исламского мира».

Надо отметить, что Кабаев и Минниханов неплохо знакомы с прежних времен, особенно с 2015 года, когда по инициативе возглавляемой тогда Маратом Вазиховичем ассоциации предпринимателей-мусульман РФ на «Казань Арене» был проведен самый массовый в истории современной России ифтар с участием первых лиц республики (на стадион, по приблизительным подсчетам, тогда пришли более 5 тыс. человек). Правда, уже спустя год после этого Кабаев неожиданно исчез из Казани, оставив свое президентское кресло в АПМ предпринимателю Айдару Шагимарданову. Говорили, что он переехал в Москву к дочерям, с которыми, как он сам признавался в интервью «БИЗНЕС Online», «никогда не терял связи», хотя они жили с матерью в столице начиная с 12 лет. Это и в самом деле оказалось правдой: уже к концу 2016 года стало известно, что в первопрестольной недалеко от станции метро «Ленинский проспект» в полуподвальном помещении появился офис новой ассоциации «МАИБ», зеркально отражавшей цели и задачи прежней, оставшейся в Татарстане. Президентское кресло в этом московском полуподвале снова досталось Кабаеву. Впрочем, потребовалось еще полтора года для того, чтобы он с триумфом мог вернуться в Казань — для того, чтобы открыть здесь свое представительство и дружески приобняться с Миннихановым под стрекот репортерских фотокамер.

В казанском Кремле для встречи с МАИБ был отведен огромный совещательный зал, где Рустам Нургалиевич с видом радушного хозяина, принимающего у себя старого знакомого, рассказывал о возможностях Казани. «У нас есть неплохая площадка KazanSummit, в 10-й раз будем там мероприятия проводить, — напомнил он Кабаеву. — Я приглашаю вас и ваших коллег.  Ведь главная идея KazanSummit совпадает с идеологией МАИБ. Мы кроме экономического блока хотим озвучить там (на саммитеприм. ред.) некие принципы халяльного образа жизни. Это халяльный туризм, халяльная фармацевтика, парфюмерия, здравоохранение и образование. Это наверняка пересекается с теми идеями, которые вы реализуете».

Кабаев прибыл в Татарстан с целой армией своих заместителей и партнеров, на которых он то и дело кивал, отвечая на вступительную речь Минниханова. «Было много желающих сюда приехать, с вами пообщаться, — с легкой хитрецой заявил он. — Это настолько благое дело, речь ведь не идет о ростовщичестве. <...> Наша миссия заключалась в том, чтобы сесть с вами и переговорить по этому направлению. Мы ведь тоже зарекомендовали себя как площадка по работе с исламским миром, открываем во многих странах мира свои представительства.  Одна из первых — Турция, потом Казахстан, Азербайджан, сейчас Киргизия и Узбекистан на подходе. Конечно, мы говорим не только об исламских странах — и в США есть кандидатуры, в Европе, конечно же, в Малайзии, Индонезии. Ваш авторитет, наши возможности — вместе мы могли бы работать настолько продуктивно и обеспечить развитие нашей страны».

Президент РТ, разумеется, нисколько не возражал против того, чтобы двигаться вместе. «Необходимо найти форму и объединить усилия в части развития исламских финансов и сферы халяль, — предложил он. — Нужно выйти на соглашение, составить дорожную карту. И делать это надо не параллельно, а заодно».

...

КАК КАБАЕВ ОТРЕКСЯ ОТ ХУСНУЛЛИНА И ЗАЧЕМ КАЗАНИ НУЖНА ВТОРАЯ АССОЦИАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Как рассказал Кабаев «БИЗНЕС Online», в Казани он и его делегация намерены пробыть до завтрашнего вечера. За это время предполагается решить рабочие вопросы по открытию представительства МАИБ и ввести в курс дела того, кому предназначено его возглавлять — Ильнура Гайнуллина, бизнесмена, работающего в строительной сфере. Известно, что в 2014 году, когда создавалась ассоциация предпринимателей-мусульман РФ, Гайнуллин входил в ее инициативную группу, состоящую всего из десяти человек — наравне с известным ресторатором Радиком Абдрахмановым (ему вместе с Айдаром Булатовым принадлежит этнокомплекс «Туган Авылым»), нынешним председателем АПМ Шагимардановым и другими лицами. Теперь бывшему члену рабочей группы по созданию АПМ РФ отводится неоднозначная роль по выращиванию в Казани ассоциации-конкурента. Ведь подавляющее большинство из тех, кто работал с Кабаевым с 2014 года в РТ, по прежнему остаются в рядах АПМ РФ. Более того, сам Гайнуллин, как рассказали нашему изданию осведомленные лица, тоже работает в связке с Дамиром Сафиным, главой КСК (группы компаний «Казань Строй Консорциум») и по совместительству — вице-президентом ассоциации предпринимателей-мусульман РФ.

Как будут делить исламский мир две зеркально похожие ассоциации, пока не очень понятно. Скажем, АПМ РФ — проект духовного управления мусульман республики — так же, как и МАИБ, претендует на федеральный статус, в ознаменование чего уже давно открыла свой офис в легендарном столичном центре «Москва-сити». И мировые представительства у нее имеются: начиная от Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и стран Балтии и заканчивая Киргизии. Впрочем, Кабаев идет по тому же пути осваивания мирового геополитического пространства. «Мы уже открыли множество представительств в России и по всему миру, — поведал он корреспонденту „БИЗНЕС Online, перечислив те страны и регионы, которые ранее упоминал в разговоре с Миннихановым (только в РФ таких представительств насчитывается до 31). — В ближайшее время, к примеру, мы собираемся посетить Боснию, встретиться с руководством республики и открыть там свой филиал. Затем на очереди у нас Ингушетия — уже идут по этому поводу переговоры с Юнус-Беком Евкуровым (главой Республики Ингушенияприм. ред.). Также в планах — встреча с новым президентом Киргизии Сооронбаем Жээнбековым и заключение договоренностей по работе в этой стране. И так далее. Из крупных мероприятий: начиная с 5 апреля мы проводим в Турции свой семинар».


Опыт проведения семинаров у Кабаева уже есть — как раз в апреле прошлого года на выездном семинаре он презентовал в Крыму проект центра исламского банкинга — того самого, который так и не смог прижиться в Татарстане. На полуострове Марата Вазиховича тоже принимали достойно: на встречу с ним специально из Москвы прилетел думский депутат Руслан Бальбек, от правительства Крыма присутствовал председатель госкомнаца Заур Смирнов, от духовной власти — муфтий Крыма Эмирали хаджи Аблаев. Кабаевский проект предусматривает операции с относительно небольшим капиталом в объеме 50–60 млн рублей, которые можно вкладывать в качестве инвестиций в малые бизнесы начинающих предпринимателей, которые чтут ислам и ведут добропорядочный образ жизни.

А в начале этого года в Москве Кабаев неожиданно оказался в центре полукомического скандала, связанного с пошатнувшимися позициями главы стройкомплекса столицы Марата Хуснуллина. В том, что Кабаев «входит в ближний круг президента Путина», в этом качестве покровительствует Хуснуллину и даже организовал его переезд в Москву, главу МАИБ еще в феврале заподозрил оппозиционный телеканал «Дождь». В связи с этим Кабаеву даже пришлось оправдываться в интервью журналу Forbes. Кабаев начинает разговор прямо с опровержения этой информации. «Я хочу сразу сказать, чтобы не было никаких домыслов: я рад был бы познакомиться (с Хуснуллиным и его командой. — Forbes), но то у него времени не было, то я был занят, — заявил он тогда корреспонденту издания. — Подумайте сами: если я только в 2011 году переехал в Казань из Ташкента, а он уже в 2010 году стал помощником Собянина по градостроительству, то как я мог лоббировать его назначение? Из Узбекистана, что ли, где я работал детским тренером? Это полнейшая чушь». Однако СМИ опровержение Кабаева истолковали по своему: дескать, раз он отрекается от всякого знакомства с Хуснуллиным, то у того позиции совсем плохи.

Пока же возможно говорить только о позициях самого Кабаева, которые, безусловно, существенно окрепли после того, как «ответственный за исламский мир» Минниханов высказал намерение вместе с ним выстраивать отношения с мусульманскими странами. В АПМ РФ тоже не ожидают  от своего бывшего лидера неприятных сюрпризов: как объяснили здесь корреспонденту «БИЗНЕС Online», чем больше общественных организаций озадачится развитием в России исламского бизнеса, тем выше вероятность, что он все-таки реализуется.

Фото и видео: president.tatarstan.ru