Главной темой заседания комитета по экономике Госсовета РТ накануне стал лицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКК Главной темой заседания комитета по экономике Госсовета РТ накануне стал лицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКК Фото: gossov.tatarstan.ru

«НАСЛЕДСТВО ЕЩЕ ТЕХ ВРЕМЕН»: РАЗМЕР НЕДОРЕМОНТА В РТ ТЯНЕТ НА 50 МЛРД РУБЛЕЙ

Главной темой заседания комитета по экономике Госсовета РТ накануне стал лицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКК. Попутно выяснилось, что в Татарстане недоремонт жилого фонда составляет 50 млрд рублей.

«Это те работы, которые должны были быть сделаны вчера. Понятно, что в республике проводится большая работа по капитальному ремонту. В лучшем случае через 10 лет мы весь этот ремонт победим», — сказал начальник Государственной жилищной инспекции РТ Сергей Крайнов.

«Эти деньги получены и съедены?» — уточнил депутат, глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин.

Крайнов пояснил, что недоремонт возник не в связи с недоброкачественным выполнением программы капитального ремонта, а в связи с тем, что в 90-е годы жилфондом никто не занимался, плохо выполнялись текущие работы, лишь запущенная в 2008 году программа капремонта позволила постепенно решать эту проблему.

«Это наследство еще тех времен, — вмешался в разговор глава комитета Марат Галеев. — В субъектах картина сильно различается. Где-то до нормативного состояния еще как до луны. По уровню собираемости текущих платежей мы одни из лидеров в России, хотя долгов накопилось около 5 миллиардов. Не потребители не платят — это связано еще и с тем, что все лежит в общем котле и часто бывает нецелевое использование средств управляющими компаниями».

Талгат Абдуллин (справа): «Эти деньги получены и съедены?» Талгат Абдуллин (справа): «Эти деньги получены и съедены?» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПЯТЬ ШТРАФОВ НАЛОЖИМ — И УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СРАЗУ ЖЕ УМРЕТ!»

За минувший год Госжилинспекция РТ выявила 14,3 тыс. нарушений лицензионных требований, сумма штрафов составила 7,1 млн рублей (сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов — 3,4 млн рублей, или 47,6%).

«Я взял на себя смелость и сравнил деятельность жилищных инспекций РТ и других субъектов с соизмеримым количеством многоквартирных домов, управляющих компаний», — сказал начальник Государственной жилищной инспекции РТ, уточнив, что в Татарстане сделан упор на устранение нарушений, выдачу предостережений и привлечение к ответственности в первую очередь должностных, а не юрлиц (всего в РТ свыше 800 УК). Разница неплохая: на должностных лиц за нарушение правил лицензирования налагается штраф в 50–100 тыс. рублей, на юрлиц — от 50 до 300 тыс. рублей.

 «Пять штрафов наложим — и управляющая компания сразу же умрет! — объяснял ситуацию Крайнов. — Кто-то говорит, что мы пытаемся крышевать управляющие компании. Нет! Давайте покрасим деньги!»

Согласно представленной таблице, в Башкортостане за 2017 год наложили штрафов на 22,7 млн рублей, в Нижегородской области — 55,2 млн рублей, в Ростовской — 59,5 млн рублей (причем оплачено 1,7 млн рублей штрафов).

«Управляющая компания оплачивает штрафы из общего кошелька, в который жители платят за жилищные, коммунальные услуги, за управление многоквартирным домом», — сказал главный госжилинспектор. Взять деньги из кубышки коммунальных услуг и управления многоквартирным домом УК проблематично, берут из жилищных — с текущего ремонта и содержания общего имущества, пояснил он.

«Чем больше мы наложим штрафов, тем меньше денег останется в управляющих компаниях для содержания и текущего ремонта, — сказал Крайнов. — Мое глубокое убеждение: деньги должны быть покрашены! За управление домом — одни, за коммунальные ресурсы — вторые, третьи за жилищные услуги. Когда деньги будут лежать на разных счетах, тогда управляющие компании не из общего мешка будут доставать эти деньги, а будут платить только с управления домом. По этому пути надо идти, а не увеличивать величину штрафов».

Депутат, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков заявил, что в управлении домом заложена и зарплата работников УК, потому это скажется на обычных людях. «Работать-то кто будет?» — спросил депутат.

«Наша позиция — штрафовать должностное лицо, которое выплачивает из своей зарплаты, — подвел черту первый замминистра строительства и ЖКХ Алексей Фролов. — Если он где-то взял, украл, пусть разбираются».

Марат Галеев: «Мы пробовали разные модели и не хотелось бы наступать на те же грабли. Это же все было в 90-е годы!» Марат Галеев: «Мы пробовали разные модели, и не хотелось бы наступать на те же грабли. Это же все было в 90-е годы!» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ. БЫЛ ПОЛНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ»

Депутаты недоумевали. «Надо что-то делать!» — говорили одни. «Озадачьте!» — отмечали другие. Крайнов уточнил, что работа ведется — в РТ создается единый расчетный центр, который возглавил начальник «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов. Перейти на новую систему планировалось с 1 января 2018 года, но задача, по словам Крайнова, оказалась технически сложно выполнимой для запуска в начале года. Уточнить новую дату запуска ЕРЦ после заседания не удалось.

«Зачем делать козла отпущения из управляющих компаний?» — задал вопрос депутат, генеральный директор ООО «Домкор» Мунир Гайнуллов и предложил ресурсоснабжающим организациям самим собирать деньги с потребителей.

«Если так сделать, то долги будут автоматически расти», — парировал глава комитета по экономике.

Фролов озвучил позицию министерства — платежка должна быть все-таки одна! В регионах с отдельными платежками за ЖКХ собираемость на уровне 60%, в Татарстане — 98%. Первый замминистра сообщил, что переход на прямые договоры обсуждается на федеральном уровне, но в РТ категорически против такого перехода — у каждой структуры появится свой юридический, абонентский отделы, своя диспетчерская служба. «Кто будет хозяином внутри чердаков, подвалов? Мы через это проходили в начале нулевых. Был полный беспредел», — сказал Фролов.

Директор казанского МУП «Водоканал» Андрей Егоров сообщил, что прямые договоры для ресурсоснабжающих предприятий — это хорошо, но только сначала они дают рост поступлений, а потом падение.

«Есть вторая проблема — никогда не будет жилец платить за управление жилым домом! — сказал Егоров. — Никогда жилец не будет платить за капитальный, текущий ремонт. Я живу на третьем этаже, и мне все равно, что происходит на чердаке и в подвале. Сверху не льет, снизу не воняет. В этом случае проблемы накопятся буквально за три года, эти же люди придут во власть и будут говорить: „Что же вы сделали с домом? Дайте нам денег“».

«Мы пробовали разные модели, и не хотелось бы наступать на те же грабли. Это же все было в 90-е годы!» — завершал Галеев обсуждение и предложил депутатам принять к сведению информацию первого замминистра строительства РТ и главного госжилинспектора РТ.