Суть метода ЭМА – в лишении кровотока и питания миомы путем закупорки сосудов – развивающаяся ишемия вызывает ее значительное уменьшение, и спустя год женщина может снова задумываться о счастье материнства! Суть метода ЭМА – в лишении кровотока и питания миомы путем закупорки сосудов: развивающаяся ишемия вызывает ее значительное уменьшение, и спустя год женщина может снова задумываться о счастье материнства! Adam Berry / Stringer / gettyimages.com

ВРАЧИ РАЗВОДИЛИ РУКАМИ, ПРЕДЛАГАЛИ ПОНАБЛЮДАТЬ

Женское здоровье – очень хрупкая конституция. Стрессы, экология, желание везде успеть и тот факт, что женщин больше, чем мужчин, в связи с чем женщина часто несет на себе весь груз ответственности, являясь классическим воплощением поговорки «Я и баба, и мужик».

Моя история как две капли воды похожа на историю других женщин с этой проблемой. Мы ходили по одним и тем же кабинетам, консультировались у одних и тех же врачей, принимали одни и те же лекарства... И так же одинаково у нас не переставала расти миома. Впервые миому обнаружили на узи несколько лет назад (здесь и далее я не буду указывать точные даты и фамилии врачей во избежание определения меня как пациентки – не потому, что боюсь их вопросов или звонков, это просто мое пожелание). 11 мм в диаметре никого не напугали, меня успокоили тем, что она вряд ли будет расти. Увы, прогнозам врачей, особенно узиста, ее описавшего, не суждено было сбыться: за год она увеличилась более чем в два раза, за полтора – более чем в три. Все ужасно болело, особенно угнетала неопределенность – миома была абсолютно неоперабельна.

Перспектива остаться без главного женского органа, мягко говоря, повергала в уныние: я хотела и хочу еще детей – это одна из главных целей в моей жизни. Врачи разводили руками, предлагали понаблюдать, а прием лекарств не приносил абсолютно никакой положительной динамики. Положительная она была только для миомы – с каждым месяцем она становилась больше.

Отпросившись с работы на узи и придя с него в очередной раз без настроения, рассказала коллеге истинную причину своего отсутствия. И – о чудо! – в эпоху прорывных технологий и период четвертой промышленной революции о новом способе борьбы с недугом каждой третьей российской женщины, мечтающей о ребенке и семейном счастье, что, кажется, ставится государством во главу угла, я случайно узнаю от коллеги, не имеющей медицинского образования и вообще далекой от медицины. Близка она была к ней только тем, что ей повезло с гинекологом – предложили эмболизацию маточных артерий. Суть метода ЭМА – в лишении кровотока и питания миомы путем закупорки сосудов: развивающаяся ишемия вызывает ее значительное уменьшение, и спустя год женщина может снова задумываться о счастье материнства! А если нет, то все равно чувствует себя практически здоровой женщиной. ЭМА-сосудистая операция делается через прокол в руке или ноге, врач «идет» катетером по артерии и путем эмболизации закрывает сосуды, питающие миому.

ВСЕ, КРОМЕ ОДНОЙ ДЕВОЧКИ, УЗНАЛИ ОБ ЭМА ОТ ЗНАКОМЫХ

Таким образом, обычный разговор за жизнь помог мне встать на начало пути к решению проблемы длиной в два года. К слову, эмболизацию моя коллега сделала в РКБ. Успешно, рецидивов нет, прошло уже пяти лет. Также эмболизацию можно сделать в 7-й больнице. Но, порывшись в интернете, поняла, что доверюсь врачам старого РКБ на Чехова – нынешней клиники КФУ, именно там впервые в Казани и был применен метод эмболизации.

Порог клиники КФУ я переступала без особого энтузиазма. А зря. Обкомовское прошлое, безусловно, оставило свой яркий след в ее настоящем – чисто, уютно, самое главное, поражает доброжелательность врачей и медсестер. Но это будет потом. Сначала мне надо было узнать о стоимости операции, о подготовке к ее проведению и о том, возможно ли ее сделать бесплатно. Хотя я была доведена до такого отчаяния от хождения по мукам, что готова была заплатить за свое женское здоровье самостоятельно, не полагаясь на государство. Только скажите, что можно так спасти мое здоровье! Квоты кончаются быстро – увы, женщин с такой проблемой много...

Мне повезло. Я пришла в начале года и успела вытащить счастливый билет – записаться на эмболизацию. Механизм оказался простым – платный прием у гинеколога (я ведь не прикреплена к клинике КФУ), ее направление меня на консультацию с сосудистым хирургом о возможности проведения ЭМА, проведение анализов и исследований (достаточно стандартный набор, подробности опущу мужских ушей и глаз ради). Сама операция по ощущениям скорее похожа на укол в вену, хотя проводится в артерии и в моем случае заняла 15 минут. Для тех, кто боится общего наркоза, как я, например, – приятный бонус: операция делается в полном сознании пациента, лежишь и наблюдаешь, как закрываются сосуды питания миомы. Положительная динамика уменьшения образования должна наблюдаться уже на четвертый-пятый день.

Все? Нет, не все. Самое интересное ожидало на женских посиделках в период восстановления после операций.

Нас всех объединял еще один факт – все, кроме одной девочки, узнали об ЭМА от знакомых. Как говорится, сарафанное радио. Этой одной девочке сделать ЭМА посоветовал гинеколог: она была ОДНА среди нас. Кажется, теперь я понимаю истинную причину популярности программ Елены Малышевой и развития самолечения в стране...

О скептики и диванные критики! Инфа для вас – все мы лежали бесплатно, по квоте. Жаль, что скоро она кончится. Жаль тех неуспевших мам и их неродившихся малышей. От незнания. До боли в сердце жаль нереализованные мечты, о них нет сил даже заплакать, глаза уже не становятся мокрыми. Ты просто об этом перестаешь думать. Пустота. Но выход есть, его надо искать и не сдаваться.

ОСОБЕННО ЖАЛЬ, ЧТО ТАК МАЛО ИНФОРМАЦИИ

А вот теперь о том, почему я решила написать этот спич. 8 Марта – это не только тюльпаны и подарки. Я понимаю, что в мире полно других проблем, кроме миомы. Люди умирают от рака, инфарктов и инсультов. Как бы цинично это ни звучало, в этот праздник хотелось бы поговорить о нас, женщинах, наших женских проблемах, привлечь к ним внимание, тем более есть пути решения. Девочки, миома – это доброкачественная опухоль, и, согласитесь, она мешает жить не только нам, но и нашим близким – все они за нас переживают. Ее можно и нужно лечить, об этой проблеме нужно говорить. И я предлагаю о ней начать говорить, ведь женское здоровье – это социальный вопрос, вопрос здоровья нации. Его нужно решать. Как? Слушайте, в Меге регулярно проводят осмотры маммологи, активно идут акции по выявлению рака груди, но почему-то никто не говорит вслух о такой проблеме, как миома, учитывая, что она приобретает характер эпидемии (гинекологи не дадут соврать). Это вопрос грамотности населения, информированности о методе ЭМА и его возможностях для воплощения и реализации репродуктивной функции женщины в дальнейшем.

Я горжусь тем, что живу в Казани, что родной университет – ну или его клиника – дал шанс вернуть здоровье. Мне приятно и в то же время больно слышать, что пациентки из соседних регионов с горечью говорят, что у них нет таких уникальных возможностей. Решение вопроса, допустим, в Ульяновске или Йошкар-Оле – полостная операция, минимальный шанс для материнства, гораздо более долгий и трудный период восстановления, большая вероятность рецидивов. Искренне хочу, чтобы все женщины с такой историей были здоровы, ведь есть шанс, есть возможности, есть золотые руки врачей, есть сами врачи, но мало этих квот!.. Особенно жаль, что так мало информации. Она есть только на форумах, но, если очень хочется, можно найти кандидатские на данные темы и почерпнуть много полезного в них. 

Вопрос недоработки в этом направлении скорее к минздраву, нежели к врачам. Возможно, министр здравоохранения нашей республики, который сам был оперирующим врачом, поймет меня и тысячи женщин.

И напоследок – несколько слов о мужчинах. Я не могу о них не сказать, потому что есть они, наша защита, поддержка, опора в таких сложных ситуациях. Мужья моих прооперированных подружек, вы такие милые, добрые, беспокойные! Вы тоже мечтаете о детях. И в этом мы – мужчины и женщины – так похожи.

Если женщины захотят узнать какие-то подробности о моей операции, мои контакты есть в редакции.

P. S. Спасибо всем врачам, медсестрам и санитарным работникам ангиографического и 1-го гинекологического отделения клиники КФУ!

Фарида Сабирова