Стремление выйти замуж за иностранца является распространенной жизненной стратегией среди российских женщин? Так это или нет? Гендерный социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Анна Темкина уверена, что такая постановка вопроса заметно упрощает саму проблему. О сущности брачной эмиграции, ответственных и непьющих европейцах и разочаровании американцев в американках — в материале профессора Темкиной для «БИЗНЕС Online».
«В 90-Е ГОДЫ ЭМИГРАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬЮ БЫСТРО УЛУЧШИТЬ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ»
В недавнем интервью «БИЗНЕС Online», отвечая на вопрос о том, почему российские женщины мечтают выйти замуж за иностранцев, я сказала, что это отдельная большая тема и подробнее о ней расскажу к 8 марта. Итак, здесь немало различных обстоятельств, которые связаны, во-первых, с переездом в другую страну. Существуют разные виды миграции: экономическая, политическая, образовательная, трудовая, брачная... Все они в некотором смысле подчиняются одинаковым социальным законам, хотя существуют и различия. Эти законы связаны с «выталкивающими» и «притягивающими» факторами. В первом случае социальные обстоятельства выталкивают людей из своего места проживания, например недостаток рабочих мест или неблагополучие региона. Во втором — их притягивает наличие спроса на рабочую силу в другой стране или другом городе либо более благоприятная среда проживания.
На брачную миграцию данные факторы также оказывают влияние. Здесь надо посмотреть на то, в каких экономических и социальных условиях живут те женщины, которые стремятся выйти замуж за иностранца. Конечно, все женщины очень разные, но скорее это будут жительницы небольших городов или неблагополучных регионов, где мало рабочих мест и мало жизненных перспектив. Тогда брачная стратегия — это стратегия перемещения в другую страну, которая потенциально предоставляет большие жизненные шансы или более благополучную среду. Данная тенденция начала развиваться в 90-е годы, именно тогда, когда эмиграция представлялась возможностью быстро улучшить свои жизненные шансы, Запад казался привлекательным, а одна из доступных эмиграций — брачная. Это первое основание общего характера.
Необходимо, однако, внести коррективы применительно к конкретному виду миграции. «Русские жены» — это условный термин, включающий в данную категорию русскоязычных женщин или женщин из бывшего СНГ, Восточной Европы, которые вышли замуж за иностранцев. Среди них есть некоторое количество женщин, которые просто вышли замуж и вступили в обычный брак, хотя и межнациональный. Так сложились обстоятельства их жизни: скажем, девушка уехала учиться во Францию, влюбилась в однокурсника и вышла за него замуж, или она работала в России в международной компании, познакомилась с коллегой из Испании и уехала с ним. Такой вариант может попасть в категорию «русские жены», но у этих женщин не было стратегии брачной эмиграции, это обычная брачная стратегия на определенном этапе жизненного цикла. То есть межнациональные браки русских женщин — это гораздо более сложный феномен, чем сведение его до стереотипа «русской жены».
«В сознании некоторых российских женщин присутствует стереотип, что иностранные мужчины более ответственные, они меньше употребляют алкоголь, больше заботятся о здоровье, больше включены в воспитание детей и так далее»
«АМЕРИКАНЦЫ, ЕВРОПЕЙЦЫ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ, ОНИ МЕНЬШЕ УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ, БОЛЬШЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
Еще одно обстоятельство, влияющее именно на брачную миграцию, — специфика российской гендерной системы. В рассказах российских женщин довольно часто звучит мотив, что у них слишком ограниченный выбор, говоря социологическими терминами, на «брачном рынке». Они подразумевают, что в России мало «нормальных» мужчин, с которыми бы хотелось создать семью, потому что, как я уже говорила в прошлый раз, мужчины рано умирают, много пьют, употребляют наркотики, они безответственные отцы, которые легко оставляют семьи, детей и прочее. А если и существуют «нормальные» мужчины, которые не пьют, не имеют параллельных связей в браке и несут равную ответственность за детей, то они уже давно женаты.
В сознании некоторых российских женщин присутствует стереотип, что иностранные мужчины — американцы, европейцы — более ответственные, они меньше употребляют алкоголь, больше заботятся о здоровье, больше включены в воспитание детей и так далее. В соответствии с данным стереотипом такой мужчина выглядит более предпочтительным. Здесь могут совпасть две мотивации: стремление к эмиграции как к обретению лучших жизненных шансов, в том числе лучшего материального обеспечения, и одновременно поиск подходящего брачного партнера, в которого можно искренне влюбиться и выстроить брачные отношения. В результате начитаются поиски партнера на «иностранном брачном рынке», вокруг которого уже выстроена целая индустрия: брачные агентства, сайты интернет-знакомств, переводчики, туры для знакомств, специальные визы и еще много чего.
Женщины из России, скорее всего, будут рассчитывать на выполнение традиционных ролей: он добытчик, она домохозяйка, жена, мать
«РОССИЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОЛЕЙ»
Теперь посмотрим на других агентов этого рынка — мужчин, которые ищут «русскую жену». Исследовательница из США Дженнифер Патико изучала, почему американские мужчины ищут в качестве потенциальных жен российских женщин. Существует, разумеется, множество самых разных причин, притом что есть и стереотипы по поводу того, что «русские жены» — это скрытая форма проституции или трафикинга (торговли людьми).
В исследовании участвовали обычные американские образованные профессионалы, которые разочарованы взаимоотношениями, они говорят о том, что американки слишком требовательные, с ними трудно выстраивать отношения. Они надеются, что русские женщины, согласно стереотипам, являются более искренними и мягкими, менее требовательными, то есть более соответствуют нормам традиционной женственности. Одновременно русские женщины ищут более надежных спутников. На практике из этого могут родиться устойчивые браки, но может возникнуть и множество препятствий: без лингвистических ресурсов (вряд ли эти люди одинаково хорошо владеют и русским, и английским, хотя такое возможно), без знания нюансов культуры отношения складываются очень сложно, стереотипические ожидания оказываются завышенными, а то и вовсе не соответствующими реальности. Эмиграция сама по себе — это очень сложный процесс, а брачная эмиграция предполагает выстраивание интимных, партнерских, родительских, сексуальных, эмоциональных отношений, когда необходимо привыкать не только к другой культуре, но и к другому человеку.
На уровне рутины в другой стране обнаруживается и то, что гендерные традиционные установки российских женщин довольно специфические, их ожидания очень высокие. Женщины из России, скорее всего, будут рассчитывать на выполнение традиционных ролей: он добытчик, она домохозяйка, жена, мать. Однако семье трудно выживать на одну зарплату, да и традиционные ценности во многом остались в ХХ веке. И у мужей «русских жен» может оказаться больше обязательств, чем у окружающих их мужчин. Они должны быть и добытчиками, и джентльменами, и проводниками в иную культуру и так далее. Столкновение разных социальных устройств, дополненное столкновением разных гендерных культур, проблематизирует брачные отношения. А дальше либо эти барьеры преодолеваются, либо браки распадаются. И суд при разводе с большой вероятностью оставит ребенка с отцом, поскольку во главе угла находятся интересы ребенка и предполагается, что укоренный гражданин страны, имеющий работу и доход, обеспечит ребенку более хорошие условия, чем мать без работы и свободного владения языком. А традиционные стереотипы, по умолчанию связывающие мать с ребенком, уже не работают автоматически, как в России.
Таким образом, и брачная миграция, и «русские жены» — это сложные феномены. Иногда их воспринимают стереотипно, как сугубо инструментально мотивированные, вплоть до проституции. Однако на практике это совокупность самых разных мотивов, причин и устремлений: эмиграционных и инструментальных, надежд на лучшую жизнь, романтических отношений, чувств и привязанностей, стремление к идеальной совместной жизни и ответственному родительству. И все это в совокупности образует те феномены, которые упрощенно обозначаются как «стремление выйти замуж за иностранца».
Анна Темкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.