Мария Арбатова Мария Арбатова Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«8 МАРТА ОЖИВЛЯЕТСЯ ТЕМА ДИСКРИМИНАЦИИ ЖЕНЩИН, ИЛИ ПОЧЕМУ PUSSY RIOT МОГЛИ НАЗВАТЬ СЕБЯ ХОТЬ ИНОПЛАНЕТЯНКАМИ»

— Мария Ивановна, в последние годы красные даты советского календаря принято вытеснять новыми праздничными днями, заимствованными в основном из православного обихода. Так, к примеру, на смену 7 ноября постепенно приходит 4 ноября (день Казанской иконы Божией Матери). А «буржуазно-католический» День святого Валентина может со временем полностью уступить место Дню святых Петра и Февронии. Что вы скажете, если на смену 8 Марта придет, допустим, Неделя святых жен-мироносиц?

— Любая новая власть укрепляет себя в новой стране имеющимися инструментами, но в нашем случае делается это настолько наспех, небрежно и с таким «большевистским напором», что я только от вас узнала о связи 4 ноября и некоей иконы, а коммунистические и левацкие митинги вижу 7 ноября регулярно. День Петра и Февронии — крайне неудачная идея, поскольку история отношений супругов малосимпатична. Сперва он обманул ее и не женился, потом она обманула его и не долечила, короче, исключительно провальный пример для пропаганды семейных ценностей. Если опросить российское население, уверена, празднующих День святого Валентина будет больше еще и по той причине, что люди выбрали этот праздник добровольно.

Жены-мироносицы и вовсе персонажи религиозного литературного памятника, никоим образом не претендующие на равноправие. Не вижу перспективы у подобной замены, феминистки встретят ее смехом, традиционалистки не захотят менять «конфетно-букетное» на уныло-церковное, а реально религиозного населения в России меньше 3 процентов, именно столько посещает, по данным МВД, храмы в день главного христианского праздника — Пасхи. Так что за 8 Марта я спокойна.  

— Но согласны ли вы с тем, что Международный женский день, официально празднуемый в России с 1921 года, давно утратил свое «революционное» и феминистское содержание и превратился просто в «конфетно-букетный» праздник? Или за ним по-прежнему прочитывается некое идеологическое содержание?

— В советско-российском варианте праздник действительно превратился в массовый день «весны и любви», что вовсе не мешает женским организациям намечать в связи с ним инициативы типа митингов и публичных дискуссий. Кроме того, на политическом поле к 8 Марта оживляется тема дискриминации женщин и проговариваются новые законопроекты. Да и защитой прав женщин, как любым сегментом защиты прав человека, занимается не такое уж большое количество людей. Так что остальные вольны праздновать в выбранном ими формате.       

— А каково ваше личное восприятие праздника? Поздравляет ли вас с ним ваш муж Шумит Датта Гупта (племянник Пурана Чанда Джоши — первого генерального секретаря Коммунистической партии Индии, третий муж Марии Арбатовой — прим. ред.), ведь в Индии, насколько известно, Международный женский день не отмечается?

— Муж 30 лет живет в нашей стране, сам о себе говорит, что «давно переведен на русский язык», и, конечно, поздравляет с 8 Марта и меня, и своих дочерей. Кроме того, Индия настолько поликультурна и неоднородна, что я бы не взялась утверждать, что совсем никто не отмечает там День солидарности трудящихся женщин, хотя государственного статуса этот праздник там, конечно, не имеет.    

— Вы известны в качестве представительницы феминистского движения. Но насколько успешно в России это движение и что сдерживает его развитие? Кто в нем сильнее — радикальное крыло или умеренные? Ведь, скажем, панк-группа Pussy Riot, вошедшая в конфликт с властью и с русской православной церковью, тоже именовала себя феминистской.

— Феминистское движение по сравнению с 90-ми не только ослабло, но и отфильтровалось, не стоит забывать, что большая его часть прежде отрабатывала гранты, а не внутреннюю потребность в равноправии. Женских организаций стало меньше, но они стали больше понимать, чего хотят и в какую сторону развиваются. Понятие «крылья» различимо при хотя бы символической консолидации общественного движения, а в России на это пока никаких намеков. Мы периодически слышим о демаршах, подходящих под определения радикализма, но лоббированием законодательных инициатив занимаются все-таки не просто умеренные, а вполне «консервативные» феминистки и вовсе не представительницы «современного искусства», поскольку дело это нудное, хлопотное, а главное, нехайповое и неблагодарное. Pussy Riot могли именовать себя хоть инопланетянками, но если и принесли хоть какую-то пользу женщинам, то только письмами Надежды Толоконниковой из тюрьмы, по следам которых в женских колониях немного улучшились условия содержания.

В советско-российском варианте праздник превратился в массовый день «весны и любви», что вовсе не мешает женским организациями намечать в связи с ним инициативы типа митингов и публичных дискуссий «В советско-российском варианте праздник превратился в массовый день «весны и любви», что вовсе не мешает женским организациям намечать в связи с ним инициативы типа митингов и публичных дискуссий» Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

 «ДО ВЫБОРОВ МНЕ БЫЛ СИМПАТИЧЕН ГРУДИНИН, Я СЛОПАЛА ВЕДРА ЕГО КЛУБНИКИ, НО ПОСЛЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О СТАЛИНЕ ЭТА КЛУБНИКА ЗАСТРЯНЕТ У МЕНЯ В ГОРЛЕ»

— Присутствие женщин в сегодняшней российской политической элите как-то помогает исправить ситуацию с правами женщин в РФ? Или Валентина Матвиенко, Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина и другие в первую очередь чиновники и топ-менеджеры и лишь в частной жизни — женщины?

— Валентина Матвиенко периодически делает заявления по женской тематике, но это в основном конструкции в логике комитета советских женщин, она искренне не понимает контента прав человека. Татьяне Голиковой, возглавлявшей минсоцразвития, было поручено разработать и пролоббировать закон о гарантиях равноправия, но карьера Голиковой пошла в гору, а закона как не было, так и нет. Эльвира Набиуллина тут в принципе не при делах, это не ее компетенция. Судя по тому, как представители ветвей власти реагировали на законопроект о декриминализации избиений и истязаний, надеяться лично я могу только на Татьяну Москалькову, Татьяну Потяеву, Оксану Пушкину и Ирину Роднину.   

— По данным ряда социологов, Владимир Путин почитается кумиром женщин бальзаковского возраста, живущих в России. Якобы именно они и составляют его «ядерный электорат», обеспечивающий раз за разом победу на выборах. Выходит, это и есть идеал современного российского мужчины? Лично у вас — иные идеалы?

— Сложно комментировать подобное утверждение, надо смотреть, кто опрашивал, как опрашивал, а главное, кто платил за опрос. Думаю, мужчины бальзаковского возраста входят в «ядерный электорат» Владимира Путина с тем же успехом. Россия — страна с только нарождающейся политической культурой, и если мы говорим о людях бальзаковского возраста, используя термин в российском понимании, то это советские и постсоветские люди. И Путин полностью отражает их запрос на политического лидера и внешней, и внутренней политикой, а главное, отсутствием конкурентов. Я отдала 10 лет большой политике, прошла через четыре политические партии, потому не рассуждаю о нанятом налогоплательщиками топ-менеджере как о воплощении идеала. Мне на этих выборах голосовать не за кого, так что придется голосовать за Бориса Титова, который мне симпатичен, хотя вовсе не харизматик и возглавляет совсем неубедительную партию. До выборов был симпатичен Павел Грудинин, я слопала ведра его клубники, но после заявлений о Сталине эта клубника застрянет у меня в горле. Даже при том, что я убеждена, что он так не думает, а как неофит выполняет задачу, поставленную политтехнологами. Но слово не воробей!     

— Свое отношение к Ксении Собчак вы обозначали неоднократно. Зато в «ядерный электорат» Путина она однозначно не входит — ни по взглядам, ни по возрасту, ни, так сказать, по происхождению. Удалось ли Ксении благодаря участию в нынешней президентской кампании хотя бы отчасти занять вакантную нишу «женского протеста» в РФ? Или эта тема не про нее?

— Ксения Собчак — креатура Путина, пиарящаяся в выборной гонке на детском протесте против него. Вся ее карьера и все ее благосостояние сделаны благодаря нахождению в ближнем кругу Путина. Факт ее регистрации на выборах, ее визита к Познеру и так далее ровно того же происхождения. Женского протеста Собчак никак не олицетворяет, и ее консультанты понимают, что женский электорат к ней, мягко говоря, равнодушен, как, в общем-то, и любой другой.    

«Женского протеста Собчак никак не олицетворяет, и её консультанты понимают, что женский электорат к ней, мягко говоря, равнодушен. Как в общем-то и любой другой» «Женского протеста Собчак никак не олицетворяет, и ее консультанты понимают, что женский электорат к ней, мягко говоря, равнодушен, как, в общем-то, и любой другой» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «КРУГ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛОВ НЕ ПРОСТО УЗОК, А МИКРОСКОПИЧЕН. Я МОГУ НАПИСАТЬ ЦЕЛЫЙ «ДЕКАМЕРОН» ОБ ЭТОЙ ТУСОВКЕ»

— Россия — это все-таки «мужская цивилизация»? Или же за словами русских философов о «вечно женственном» и «вечно бабьем» в нашей национальной душе скрывается определенная реальность — мистическая, психологическая и т. д.?

— Все страны прошли через века «мужской цивилизации», но наиболее развитые пришли к тому, что только гендерное равенство и сумма различных подходов к решению проблем делают государство устойчивым и эффективным. 70 лет тоталитаризма задержали наше развитие на данном пути, но мы все равно идем в эту сторону, а не в противоположную, хотя многим это движение кажется малозаметным или слишком медленным.   

 Перед какими проблемами российская женщина сегодня наиболее уязвима: сексуальные домогательства, домашнее насилие, рынок труда и т. д.?

— Наиболее уязвима российская женщина сегодня с точки зрения бытового насилия — декриминализация избиений и истязаний дала такой всплеск жертв, что страшно стало даже создателям законопроекта. Рынок труда тоже неидеален, квоты на попадание женщин в эшелоны власти нет, закон о реальных алиментах по-прежнему лежит под сукном, национальная контрацептивная программа не развивается, попы бесконечно нарушают Конституцию и лезут в репродуктивную тему. А что касается домогательств, то, честно говоря, закон не может пока толком защитить даже изнасилованных. Это, конечно, не повод отмахиваться от домогательств, но 20 лет, в течение которых мы учим женщин включать диктофон, чтобы доказать домогательства, пока результата не дали.    

— Исходя из ваших интервью и публичных выступлений, можно ли сказать, что вы являетесь сторонницей легализации однополых браков и проституции? На ваш взгляд, легализация перечисленных институтов — это перспектива ближайших лет или, скажем, столетий? Или российский менталитет не создан для восприятия подобного рода либеральных ценностей?

— Как человек либеральных взглядов я стою на защите как своего, так и чужого частного пространства. Тем более считаю: выход РПЦ за рамки храмового забора наносит колоссальный ущерб развитию страны. Закон о пропаганде запрета однополой любви среди подростков сделал нашу страну посмешищем и показал, что в российской законодательной власти нет образованных людей, ведь нет ничего карикатурнее страха пропаганды физиологических признаков, это сродни американскому ожиданию прилета реплитий. Совершеннолетние дееспособные люди имеют право самостоятельно распоряжаться собственной сексуальностью, а захотят они делать это через однополый брак или через секс за вознаграждение — их дело.

— Надо ли нам ориентироваться на иные новшества Запада в сфере гендерного равноправия и вводить у себя понятия «родитель номер один» и «родитель номер два»?

— Пока в России запрещены однополые браки, нумерация родителей — вещь бессмысленная. Да и в целом не очень понятно, кому достается первый, а кому второй номер. Если в однополом браке находятся две женщины и одна из них рожает, то есть хоть какая-то логика в ее первом номере, а если речь о двух мужчинах, то им остается только бросать монетку... 

— Вы неоднократно называли себя либералкой, но в то же время ваши отношения с отечественными либералами выглядят натянутыми после давнего скандала со Светланой Бахминой. Тогда вас даже объявляли «нерукопожатной». Или круг российских либералов еще более узок, нежели круг дворянских революционеров, и все, кто за пределами этого круга, традиционно «нерукопожатны»?

— История с Бахминой, на мой взгляд, стопроцентный показатель того, что в стране нет либерального слоя, а есть шобла, которая крутится на подсосе у олигархов и по команде троллит несогласных. Светлана Бахмина (бывший юрист «ЮКОСа», арестована в декабре 2004 года, забеременела, будучи заключенной, освобождена по УДО в апреле 2009-го прим. ред.), в моем понимании, крупная воровка, сторговавшаяся с властью о возможности забеременеть для облегчения отсидки, а все кликуши вокруг нее, уверявшие, что защищают женщин в тюрьме, забыли о них через пять минут. В рамках очередного заседания совета при уполномоченной по правам человека Москвы Татьяны Потяевой я была недавно в СИЗО, где сидят беременные, и сунула бы туда мордой кликуш. Я по-прежнему считаю, что аморально защищаться ребенком от совершенного преступления, что беременная преступница должна выносить, родить и покормить на воле, а потом отсидеть по полной программе, а ребенок не инструмент для облегченного тюремного режима. Он не совершал преступления и не заслужил тюремного ада.

Что касается «нерукопожатности», то каждого спикера этой темы я знаю как облупленного и могу написать целый «Декамерон» об этой тусовке. Круг российских либералов не просто узок, а микроскопичен, ведь истинный либерал как минимум позволяет другим иметь мнение, отличное от своего. У нас подобный слой еще просто не вырос, наши либералы в основном бывшие коммунисты и комсомольцы, не выдавившие из себя по капле совка.       

«Наиболее уязвима российская женщина сегодня с точки зрения бытового насилия — декриминализация избиений и истязаний дала такой всплеск жертв, что страшно стало даже создателям законопроекта» «Наиболее уязвима российская женщина сегодня с точки зрения бытового насилия — декриминализация избиений и истязаний дала такой всплеск жертв, что страшно стало даже создателям законопроекта» Фото: ТАСС / Интерпресс / Алексей Смышляев

 «ТАТАРСТАН — ЭТО ВПОЛНЕ СВЕТСКИЙ РЕГИОН, А БАШКОРТОСТАН, ЧЕЧНЯ, ДАГЕСТАН — МЕСТА С ВКРАПЛЕНИЯМИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

— Феминизм — это норма для светского общества, а как с правами женщин обстоят дела в религиозных культурах? К примеру, в современной России живут 20 миллионов мусульман, немалая часть национальных республик — исламские. Обусловлены ли этим трудности по защите прав женщин в Татарстане, Башкортостане, Чечне, Дагестане и так далее?

— Феминизм — общественное движение, объединяющее в своих рядах женщин и мужчин, лоббирующих гендерное равенство, — завоевывает мир не с оружием в руках, а информационно. Численность мусульман все-таки нуждается в коррекции: если люди живут в принудительном исламе, они никакие не мусульмане, а подневольные жители конкретного региона. И, приезжая в Москву, они ведут себя вне рамок ислама. Точно так же 70 процентов россиян объявляют себя при опросах православными, притом что воцерковлены единицы. Исламские республики нашей страны, конечно, отстают по части развития прав женщин, но это не изолированный показатель, поскольку они отстают от остальной России по всему правовому спектру. Татарстан в этом списке лишний, он вполне светский регион, а Башкортостан, Чечня, Дагестан и другие кавказские регионы — это места с вкраплениями средневековья. Фонд «Правовая инициатива» неоднократно проводил опросы, свидетельствующие о том, что там, в принципе, нет оглядки на Конституцию страны. 

— Вы называете себя буддисткой — это наиболее лояльная к феминизму мировая религиозно-философская доктрина? Или вам удалось подружить в себе буддизм и феминизм?

— Буддизм — индуизмопроизводная религия, и не могу не напомнить, что Будда в свое время вернул индийским женщинами права, отнятые патриархальными ариями, поскольку не видел различий между полами. И тогда индуистки массово ломанулись в буддизм. С тех пор буддизм создал множество школ и версий, и я, будучи юной московской хиппи, ощутила его своим не в силу моды, а в силу сочетания свободы и ответственности буддиста. Буддизм и феминизм прекрасно взаимодействуют вне консервативного поля. К слову, в Улан-Удэ есть женский дацан «Зунгон Даржалинг», в котором служат только женщины-ламы. Более того, в отличие от мужчин-лам, они имеют семьи и вечером уходят домой. И таких дацанов в буддистских странах много.      

— В завершение — какой из подарков, полученных вами когда-либо на 8 Марта, вам наиболее запомнился? И что бы вы посоветовали мужчинам дарить своим женщинам?

— За 60 лет я получила столько подарков, что сложно выбрать самый яркий. Но, наверное, самыми трогательными были подарки сыновей, когда они были маленькими и делали их своими руками. Думаю, еще трогательнее будет подарок моей внучки, как только она подрастет.