НЕМЕЦКИЙ ИНВЕСТФОНД ПОСТРОИТ ДОМ В КАЗАНИ И ПОРАБОТАЕТ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ «ТАТНЕФТИ» 

Сегодня в 10:00 в казанском Кремле прошло заседание первого в 2018 году инвестиционного совета при Рустаме Минниханове. Его повестка оказалась весьма насыщенной. Оказалось, что чуть не с десяток зарубежных и российских инвесторов стоят в очереди, чтобы сверить с президентом свои проекты в Татарстане. Формировала повестку совета глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, также пришли познакомиться с новыми инвесторами министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, глава комитета по туризму Сергей Иванов, глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и другие.

«Сегодня создаются условия для развития территорий, не только ОЭЗ или инфраструктурных объектов», — напомнил президент о новосозданных ТОСЭР в Челнах, Нижнекамске, Чистополе и Зеленодольске. Он вкратце рассказал об экономических успехах региона в 2017 году, после чего передал слово гостям.

Первым свои планы работы немецкого холдинга KGAL Group в Татарстане представил член наблюдательного совета компании  Владимир Шекоян. Суть доклада в повестке звучала интригующе: «Создание независимого иностранного инвестиционного холдинга». Шекоян напомнил о предыстории сотрудничества с Татарстаном: с немецкой KGAL Group Минниханов уже встречался в сентябре 2017 года, когда совершал двухдневный визит в Баварию. KGAL Group — это крупная инвестиционная компания с общим инвестиционным портфелем в 21,5 млрд евро. Она работает в Европе с 1968 года и фокусируется на долгосрочных инвестициях в капитал. Тогда же в Мюнхене KGAL подписала соглашение с казанской строительной компанией «Камастройинвест». Напомним, что «Камастройинвест» специализируется на крупных элитных комплексах: например, компания строит известный жилой комплекс Odette в центре Казани. Немцы проинвестируют строительство жилого комплекса «Тиффани», который расположится на улице Хади Такташ у берега озера Кабан. Как сообщал на коллегии АИР гендиректор «Камастройинвеста» Делюс Сиразетдинов, если все пойдет гладко, KGAL будет и дальше инвестировать в жилую и коммерческую недвижимость Татарстана.

Владимир Шекоян Владимир Шекоян: «Опыт нашей компании позволит привлечь инвестиции, использовать капитал инвесторов для совместного финансирования в проекты внутри Татарстана» Фото: president.tatar.ru

На инвестсовете Шекоян упомянул о новом зарубежном фонде, с помощью которого KGAL и будет работать в Татарстане. «Мы надеемся продолжить взаимодействие с агентством (АИР) также в долгосрочном ключе. Для Татарстана, насколько нам известно, это первый независимый иностранный инвестиционный фонд», — сказал Шекоян. Он особо отметил капитализацию немецкого фонда 22 млрд евро. «Недостатка капитала мы не испытываем», — подчеркнул член наблюдательного совета KGAL Group. Какой будет капитализация фонда в Татарстане, Шекоян не сказал.

Кстати, как было сказано на слайде KGAL, помимо дома на Хади Такташ у немецкой компании есть в республике и другие интересы. Это совместный проект с пенсионным фондом «Татнефти» для привлечения в Татарстан стороннего капитала, а также инвестиции в агросектор — переработку зерна и мясопереработку. Методы инвестирования KGAL позволят привлекать в татарстанские проекты и капитал других инвесторов.

. Методы инвестирования KGAL позволят привлекать в татарстанские проекты и капитал других инвесторов Фото: president.tatar.ru

Завкафедрой градостроительства КГАСУ, член президиума правления союза архитекторов РТ Александр Дембич, комментируя «БИЗНЕС Online» приход европейского инвестора в казанскую недвижимость, сказал, что Татарстан давно считается одним из наиболее стабильных регионов страны, что влияет на политику привлечения внешних инвесторов. «Многие хотят что-то делать в России, но они боятся нестабильности, проблем, с которыми они могут столкнуться, обычная их география — Москва, Санкт-Петербург. Видимо, и Казань начинает позиционироваться как привлекательный регион с высоким уровнем стабильности», — считает Дембич. Архитектор отмечает, что цены на недвижимость в Казани намного ниже, чем в Германии, поэтому он не уверен, что иностранный инвестор сможет у нас получить аналогичный экономический эффект от вложений. С другой стороны, если проект выйдет удачным и будет пользоваться спросом у потребителей, особенно учитывая удачное месторасположение, то процент доходности может быть даже выше, чем в Европе, где «привыкли работать на низком проценте». «В Татарстане идет рост спроса на ипотечные кредиты, в 2017 году он был значительно выше, чем был в 2016 году, это значит, что население занимается приобретением недвижимости», — добавил Дембич.

Председатель правления ООО «Юникэм» Айдар Якупов презентовал проект завода по производству синтетических смол мощностью 200 тыс. т в год, в том числе карбамидоформальдегидного концентрата КФК-85 и формалина мощностью 60 000 т в год. Якупов — предприниматель, имеющий активы как в Москве, так и в Казани, например ЗАО «ТХМ-Инвест», зарегистрированное в Левченко, и ООО «Каргофон». Видимо, проект вполне годится для второй очереди особой зоны «Алабуга-2» в Нижнекамске, которая будет специализироваться на инновационных проектах нефтехимии.

Правда, пока неясно, не будут ли пересекаться интересы Якупова и «Нижнекамскнефтехима», где тоже производят смолы. Гендиректор завода «КЗСК-Силикон» Владислав Клиенков в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что синтетические смолы, включая КФК-85, применяют при производстве мебельных плит — ДСП, фанеры и прочих видов. По его словам, аналогичные производства есть в России. Он не смог дать оценку окупаемости проекта в Татарстане. Вторым способом применения КФК, как выяснил «БИЗНЕС Online», является обработка карбамида против слеживаемости. Как известно, крупнейшим производителем карбамида является завод «Аммоний» в Менделеевске — в год там производят 717,5 тыс. т удобрения. Так что, вероятно, нового инвестора заинтересует и промплощадка в Менделеевске, где как раз создается новая промзона для переработчиков газохимии.

Согласно проекту, ООО «Волгадорстрой» на свои средства закупит паромы и построит причальную стенку, а республика поможет решить вопрос с дорогой к этой причальной стенкеФото: «БИЗНЕС Online»

ПАРОМ В БОЛГАР: СОКРАТИТЬ ПУТЬ И ЗАВЕСТИ ТУРИСТОВ В КАМСКОЕ УСТЬЕ

Весьма любопытен проект ООО «Волгадорстрой», который презентовал президенту его замгендиректора Айрат Миннуллин. Он предложил в рамках государственно-частного партнерства организовать паромную переправу из Сюкеево в Болгар. Согласно проекту, ООО «Волгадорстрой» на свои средства закупит паромы и построит причальную стенку, а республика поможет решить вопрос с дорогой к этой причальной стенке. Общий бюджет проекта составит порядка 620 млн рублей, из них 400 млн рублей — на строительство автодороги длиной 3,5 километра. Причем работы по строительству автодороги уже начаты, ООО «Волгадорстрой» вложил в нее порядка 100 млн рублей. Кроме того, 100 млн рублей будет потрачено на берегоукрепление и строительство причальной стенки (80 пм), еще 120 млн рублей запланировано на покупку четырех паромов (также за счет ООО «Волгадорстрой»). Президент поддержал проект строительства паромной переправы, детали и суммы проекта будут уточнены в течение месяца.

В Татарстане зарегистрированы два ООО «Волгадорстрой» с разными ИНН: одно зарегистрировано в Казани, другое — в Тюлячах. Впрочем, оба принадлежат одним и тем же бизнесменам — Айрату Миннуллину и Олегу Иванову. Казанская в 2016 году выручила 1,8 млрд рублей, тюлячинская — 1,1 млрд рублей. Тандем компаний регулярно становится участником рейтингов «БИЗНЕС Online» в рубрике «Короли госзаказа». 

Как пояснил «БИЗНЕС Online» глава Камско-Устьинского района Павел Лоханов, присутствовавший на совете, проект строительства паромной переправы в районе поддерживают и всячески стараются ускорить начало его реализации. Если он состоится, то позволит провезти через Камское устье поток туристов, движущихся в Болгар. Туристы смогут попутно любоваться достопримечательностями района и, как следствие, помогут развивать малый и средний бизнес района. С точки зрения транспортной инфраструктуры, постройка паромной (а в зимнее время — ледовой) переправы позволит решить вопрос  с транспортной логистикой. К примеру, расстояние от Буинской зоны до Альметьевской сократится примерно на 130–140 км, это сэкономит примерно 50 минут пути. Сегодня среднее время поездки туристов из Казани в Болгар автобусом через мост в Сорочьих горах составляет примерно 3 часа 40 минут. Для сравнения: время поездки из Казани до Сюкеевского взвоза — примерно 2 часа 15 минут, а с учетом переправы на пароме (примерно 25–30 минут) время в пути составит менее трех часов.

По данным госкомитета по туризму РТ, в 2017 году Болгары посетили 546 тыс. туристов, а Камское Устье — 12,5 тыс. туристов. «Таким образом, даже если половина из посещающих ежегодно Болгар туристов предпочтет приехать или вернуться из Болгара через паромную переправу, осмотрев при этом известные достопримечательности Камско-Устьинского района (Юрьевскую пещеру, гору Лобач, камско-устьинский рудник, Императорский питомник хвойных растений), то туристический поток в район вырастет кратно», — говорит Лоханов.  

Познакомиться с новыми инвесторами РТ пришли глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Миннуллина, министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, глава комитета по туризму Сергей Иванов, глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и другие Познакомиться с новыми инвесторами РТ пришли Талия Минуллина, Тимур Нагуманов, Ирек Файзуллин и другие Фото: president.tatar.ru

Он добавляет, что положительным результатом реализации проекта станет развитие торговли, сферы услуг и придорожного хозяйства. Возле переправы появится ярмарочная зона с продуктами питания из личных подворий района, а также сувенирной продукцией, а значит, появятся новые рабочие места. «Для паромов необходимо проходить техобслуживание и ремонт, данные услуги может предложить ремонтная база флота имени Куйбышева, которая находится в ПГТ „Затон“  Камско-Устьинского района, что положительно повлияет на предприятие», — считает глава района.

Советник гендиректора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров сообщил «БИЗНЕС Online», что паромная переправа предполагает покупку самоходной баржи, а пристани в Сюкеево и Болгаре уже существуют. «Это затраты инвестора на плавсредство. Любое деяние инвестора нужно приветствовать, предоставлять ему возможности и льготы, чтобы он работал. Во-первых, решается социальный вопрос, это делается для людей, улучшаются условия проживания. Во-вторых, происходит движение людей. Любое движений людей — затраты, развитие экономики и доходная часть бюджета», — говорит Комаров. По его словам, проект может быть неприбыльным, но ничего странного в этом нет. «Ошибочно думать, что бизнесмены занимаются проектами только ради прибыли. Не всегда проект бывает прибыльным. Заняться им для них — чувствовать себя человеком, гордиться тем, что ты homo sapiens», — заявил Комаров.

. Александр Тыгин презентовал Рустаму Минниханову новый промышленный парк в Зеленодольске еще в конце прошлого года на отчетной сессии района Фото: president.tatar.ru

СЮРПРИЗЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА: ПРОМПЛОЩАДКА ЗА 500 МЛН РУБЛЕЙ И ЛИФТЫ

Новый промышленный парк в Зеленодольске презентовал генеральный директор ООО «Новая Тура-управление» Руслан Хусаинов. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замруководителя инвестиционного центра Зеленодольска Алексей Соловьев, впервые проект был презентован Минниханову в конце прошлого года на отчетной сессии района. Презентацию проводил лично глава района Александр Тыгин, до которого нам оперативно дозвониться не удалось. Основная идея проекта, по словам Соловьева, заключается в том, что отойти от идеи государственных промышленных площадок, коим считается промпарк «Зеленодольск» с прилегающим технополисом «Новая Тура», к идее государственно-частного партнерства, «чтобы минимизировать участие бюджетных средств». В настоящий момент для проекта ищут финансово самодостаточного инвестора, обязательным условием к которому будет наличие опыта в реализации подобных инициатив. 
Будущая промплощадка расположится в районе распределительного центра «Магнита» — по трассе А-295 на Йошкар-Олу в сторону распределительного центра. «Там порядка 100 гектаров земли, очень хорошая энергетика, по газу и электроэнергии. Мы считаем, что это может быть интересно», — пояснил Соловьев, заверив, что будущие резиденты могут полностью рассчитывать на все блага и льготы от ТОСЭР. Подразумевается, что обустройство территории будет происходить очередями, контактными очередями, не как это было в случае масштабной застройки государственной промплощадки. Ожидается, что на обустройство и проведение всех необходимых коммуникаций потребуется от одного до двух лет, а также не менее 0,5 млрд рублей.

Но для Зеленодольска на этом предложения не закончились. Так, директор екатеринбургской группы компаний «Век» Михаил Молочников выступил с проектом создания в моногороде производства лифтового и траволаторного оборудования. Его компания, основанная в 1989 году на базе бывшего оборонного комплекса «Вектор», продает и производит лифты для России и СНГ. К слову, о создании в Татарстане собственного лифтового производства в последнее время говорят постоянно. Так, недавно об этом же Минниханов договаривался с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Как сообщал на днях «Татар-информ», в Татарстане должен появиться филиал лифтостроительного завода ОАО «Могилевлифтмаш». Проектом занимается «Татнефть». «Мысль о создании нормального лифтостроительного завода в головах наших татарстанских предпринимателей бродит уже давно», — объяснял консультант проекта, директор ООО «Региональный инженерно-консультационный центр „Инжтехсервис“» Ильдар Насыров.

Проект включает в себя строительство здания напротив гендирекции КАМАЗа и благоустройство территории на площади 5 тыс. кв. метровФото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

МУЗЕЙ КАМАЗА С ФУТУРИСТИЧНЫМ ОБЛИКОМ

Корпоративный директор КАМАЗа Жанна Халиуллина презентовала на инвестсовете предварительный проект культурно-исторического центра ПАО «КАМАЗ». Главным объектом здесь станет музей автогиганта площадью 6 тыс. кв. м, который планируется открыть к 50-летию завода перед выставочным комплексом «Экспо-Кама» — отмечать юбилей будут в декабре 2019 года. Кроме него КИЦ включает в себя сквер им. Льва Васильева — гендиректора КАМАЗа в 1969–1981 годах. Собственно, у республики КАМАЗ пока ничего не просит, Халиуллина поехала к президенту с презентацией, чтобы получить моральное одобрение на высоком уровне.

Стоимость проекта, по предварительным прикидкам, оценивается в 500 млн рублей — он включает в себя не только строительство здания, но и благоустройство территории на площади 5 тыс. кв. м, из которых пятно застройки займет только 2,5 тыс. кв. метров. «Мы видим музей не в классическом понимании этого слова, когда экспозиция состоит только из исторических артефактов, — пояснил „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Он будет иметь футуристичный облик и вместит в себя как историческую часть, так и современную — актуальные разработки КАМАЗа и даже перспективные. Историческая часть подразумевает не выставку автомобилей — она будет отражать этапы строительства города, историю людей, какие-то личные вещи легендарных руководителей. Одним словом, она посвящена подвигу народа. Также в музее мы планируем принимать делегации и обучать наших партнеров и дилеров. Мы рассчитываем, что экспозиция будет интересна горожанам, в первую очередь молодежи, потому что в музее будет и интерактивная часть — движущиеся макеты кабин, 5D-аттракцион».

По словам Афанасьева, первые два этажа из трех планируется построить в виде атриума, на третьем же расположатся переговорные комнаты и офисные помещения.

Все шесть представленных проектов были одобрены президентом, для нескольких были созданы рабочие группы, чтобы инвесторам было легче пройти все необходимые бюрократические процедуры.