ЗА ДВА МЕСЯЦА 2011 ГОДА ПОТРЕБИТЕЛИ ОТСУДИЛИ ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ 

Вчера в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям состоялась пресс-конференция с участием представителей органов, контролирующих права потребителей. Поводом для встречи со СМИ стал  Всемирный день защиты прав потребителей. 

Во встрече с журналистами приняли участие Наталья Наумова – замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по РТ, Ангелина Мордвинова – главный специалист - эксперт, отдела прав потребителей этой структуры, Розалия Арсланова – начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ и Валентина Гогулина – начальник испытательной лаборатории пищевой продукции и продовольственного сырья ФГУ «Тест-Татарстан». 

БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖАЛОБ НА «ЖИЛИЩНИКОВ» 

Первой слово взяла  Наумова, которая поздравила собравшихся со Всемирным днем защиты прав потребителей. Она рассказала о том, что в 2010 году количество обращений потребителей в Роспотребнадзор, по сравнению с 2009 годом, увеличилось на 85%. Причиной резкого повышения жалоб стало повышение финансовой грамотности потребителя. 

«Ранее к нам поступали такие сообщения как, например, - «растет задолженность, что делать?». Теперь же к нам приходят практически готовые исковые заявления. Как будто перечитываешь Гражданский кодекс», – отметила  Наумова. 

Статистика показывает, что самыми актуальными темами обращений граждан остаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства и сфера реализации продовольственных и непродовольственных товаров. По словам Наумовой, за 2010 год в Роспотребнадзор поступило на реализацию различных товаров 1425 обращений, - это 50% от всех поступивших в прошлом году жалоб. При этом на реализацию продовольственных товаров было 342 обращения, непродовольственных – 1083. 

По-прежнему много жалоб на ЖКХ, они составили 30% от общего количества обращений. Только за два месяца 2011 года на эту тему поступило 117 обращений от граждан, сообщилаНаумова. 

ВНИМАНИЕ НА ЭТИКЕТКУ 

В свою очередь Мордвинова, обратила внимание журналистов на реализацию продовольственных товаров. Она озвучила перечень действий покупателя, который решил приобрести в какой либо торговой точке тот или иной товар. 

Первое - это информация о продавце, она должна находиться в «уголке покупателя». Если такой информации нет, и если отсутствует книга жалоб, стоит воздержаться от приобретений товаров в таком месте, - оно может работать просто нелегально, и качество товара в нем может оставлять желать лучшего. 

Необходимо также обратить внимание на ценники. Каждый из них должен быть правильно оформлен и нести информацию о том товаре, который представлен на витрине. То есть должно быть указано: 1) наименование товара, 2) цена за единицу товара, 3) подпись материально ответственного лица или печать организации реализующее товар. 

Обязательно нужно обратить внимание и на условия хранения и реализации скоропортящихся продуктов. Например, молочные товары должны храниться при температуре четыре градуса. 

Кроме того, необходимо обратить внимание, чтобы была такая информация, как состав товара, адрес изготовителя, производства, масса нетто, пищевая ценность. 

Температура в холодильниках, в которых хранятся быстрозамороженные продукты, должна составлять от -18 градусов до -24 градусов, на самом продукте не должно быть обледенений. 

Если у покупателя возникли вопросы, необходимо обратиться к администрации магазина, - о предоставлении сертификата качества товара и накладных, которые должны соответствовать той партии товара, которая реализуется. 

Ну а в том случае, если вы уже пробрели некачественный товар, надо обратиться с письменной жалобой к администрации торговой точки. При этом чек на приобретенный товар не нужен, необходимы лишь свидетельские показания. Если вашу жалобу не рассмотрят в течение десяти дней, можно смело идти с ней в Роспотребнадзор. 

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВЕРНУЛИ ПОЛМИЛЛИОНА 

Следующей слово взяла представитель Госалкогольинспекции  Арсланова. Она рассказала, что сегодня в каждом районе республики действуют специалисты из ведомства по правам потребителей. За два месяца 2011 года проведено более двухсот проверок. Однако приоритетным направлением инспекция считает просветительную работу по потребительской грамотности среди населения. 

По словам Арслановой за 2010 год в организацию поступило более 22 тыс. обращений на нарушение прав потребителей, однако в 2011 году наблюдается некоторое снижение жалоб. Это говорит о повышении потребительской грамотности жителей республики. 

Лидером по жалобам вновь стала сфера жилищно-коммунальных услуг. Как отметила Арсланова, за два месяца сотрудниками инспекции было принято участие в 59 судебных заседаниях. По их итогам потребителям были возвращены около 500 тыс. рублей. 

Арсланова также рассказала об итогах акции «Срок негодности». По всей республике было проведено около 4 тыс. проверок. По их итогам в группу продуктов риска попали молочные продукты, а так же кондитерские изделия. Был выявлен такой факт, что в одном из магазинов Арского района более 90%(!) кондитерских изделий были просрочены на год. Мало того, в торговой точке были выявлены нарушения по профилактике от вредных грызунов и насекомых. 

 Гогулина порадовала тем, что татарстанские производители, в основном, выпускают качественную продукцию, которая соответствует требованиям санитарных норм и правил. Однако, по её словам, несмотря на то, что в татарстанской продукции нет тяжелых металлов и токсичных веществ, определенные проблемы все-таки существуют. В частности, копченые колбасы страдают повышенным содержанием влажности (чем больше влажность, тем больше вес! – ред.), в мясных изделиях попадаются нитриты, в хлебобулочных и кондитерских изделиях порой не хватает сахара и жира. 

Тимур Гайнутдинов