«Старый новый» глава комитета по экономике Марат Галеев (в центре) сменил на посту ушедшего в минобразования Рафиса Бурганова

ХАЗИАХМЕТОВ ВМЕСТО ЗДУНОВА

На заседание комитета по экономике Госсовета РТ сегодня депутаты спешили и организованно пришли задолго до начала. Конечно же, всем хотелось обсудить назначение новых министров, к тому же депутаты не хотели подвести «старого нового» главу комитета — Марата Галеева, который сменил на этом посту ушедшего в минобразования Рафиса Бурганова. «Первое заседание с новым шефом», — перешептывались народные избранники до начала встречи. Открывая собрание, Галеев поздравил коллег с Новым годом. Слышать такое в феврале было немного странно, но депутат пояснил, что это ведь первое заседание в новом году.

Интригой было то, кто же придет с главным докладом от минэкономики РТ — в официальной повестке до последнего стояло выступление Артема Здунова. Но, как известно, два дня назад министерство было неожиданно «обезглавлено» — теперь уже бывший министр экономики РТ встал у руля правительства Дагестана.

«Артем Алексеевич Здунов  готовился к этому докладу, мы с ним плотно работали до предпоследних дней, но всё вы понимаете, что обстоятельства такие... То, что он будет стараться, сомнений нет, но еще удачи ему хотелось бы пожелать», — передал привет в Дагестан Галеев. Разумеется, новый шеф минэкономики Фарид Абдулганиев на комитет не пришел. В итоге зачитывать здуновский доклад пришлось замминистру Булату Хазиахметову.

Начал он с рассказа о реализации закона «Об инвестиционной деятельности в РТ», принятого в 1998 году. Известный факт, что Татарстан в последние годы входит в число наиболее привлекательных регионов для вложения инвестиций, республика третий год подряд становится лидером национального рейтинга 2017 года как регион, обеспечивший наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса. За 9 месяцев 2017 года объем инвестиций в основной капитал составил 367 млрд рублей. Вложиться в Татарстан спешат бизнесмены даже из таких «санкционных» стран, как Америка и Германия. В инвестиционный меморандум, в который включены приоритетные инвестиционные проекты, вошли более 200 инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 1 трлн рублей.

Булат Хазиахметов Интригой было то, кто придет с докладом от минэкономики РТ — Здунов в Дагестане, новый шеф Абдулганиев не пришел. В итоге зачитывать доклад пришлось замминистру Булату Хазиахметову

1 РУБЛЬ ЛЬГОТ = 1,5 РУБЛЯ В ВИДЕ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ

Принятый 20 лет назад закон «Об инвестиционной деятельности в РТ» дает право предоставлять предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты, налоговые льготы и преференции, напомнил Хазиахметов. «Льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, но не более 7 лет, а для отрасли машиностроения и автомобилестроения — до 13 лет», — сообщил замминистра. На данный момент в Татарстане заключено 92 договора о реализации инвестиционных проектов. Все вместе они получили налоговых послаблений на 10,5 млрд рублей. «Хотелось бы отметить про бюджетный эффект, который позволил за счет реализации указанных инвестиционных проектов привлечь 16 миллиардов рублей налоговых платежей, это в 1,5 раза больше предоставленных льгот», — особо подчеркнул Хазиахметов.

Реализация «льготных» инвестпроектов позволили привлечь в экономику РТ 630 млрд рублей в виде инвестиций в основной капитал, а также создать дополнительно почти 17 тыс. новых рабочих мест. В числе главных получателей налоговых льгот — предприятия химической и нефтехимической отрасли (62,9%), машиностроения (12,2%), переработки сельскохозяйственной продукции (10,2%), производства строительных материалов (3,3%), нефтедобывающей отрасли (2,1%). Значительная часть «налоговых льготников» сконцентрирована в разного рода ОЭЗ и ТОСЭРах, коими богата земля татарстанская.

Вместе с тем прорабатываются и новые инструменты поддержки бизнеса. «У нас были внедрены механизмы специального инвестиционного контракта (СПИК), первый проект уже есть — готовится соглашение с КАМАЗом. Призываю наши предприятия активно использовать данный инструментарий», — сказал замминистра.

Отметим, что механизм СПИКа был введен в 2015 года законом «О промышленной политике». Контракты заключаются между инвесторами и федеральным правительством или субъектами РФ на срок не более 10 лет. Инвестор должен подтвердить обязательства вложить в проект не менее 750 млн рублей, а государство гарантирует ему неизменность налогов и льгот до конца контракта. Для участников СПИКов в Татарстане до 13,5% снижается ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в республиканский бюджет. А для участников СПИКов, которые производят грузовой автотранспорт, ставка по налогу на прибыль полностью обнуляется и только с 2026 года будет составлять 13,5%.

Хазиахметов также напомнил депутатам Госсовета, что сейчас прорабатывается новый инструмент — так называемый СПИК 2.0. Предполагается, что минимальный «входной порог» для инвестора будет увеличен с 750 млн рублей до 1 млрд рублей собственных средств инвестора. Зато счастливчик-инвестор получит не только списание налога на прибыль, но также сможет рассчитывать на частичный возврат ранее уплаченных налогов. Ожидается, что СПИК 2.0 будет одобрен на весенней сессии Госдумы России.

Мунир Гайнуллов Мунир Гайнуллов: «Покупка земли, проект, освоение, запуск в эксплуатации, действительно проходит много времени. А что там остается? 2–3 года»

ПРОДЛИТЬ ЛЬГОТНЫЙ ПЕРИОД ДО 13 ЛЕТ?

В общем, в министерстве более чем довольны результатом таких «налоговых каникул», но хотят больших преференций для новых масштабных проектов. Так, Хазиахметов предложил увеличить сроки предоставления налоговых льгот до 13 лет для новых объектов стоимостью более 50 млрд рублей. Он пояснил, что с учетом длительных сроков строительства производственных площадей, на деле период предоставления налоговых льгот сокращается с максимально возможных 7 лет до 2–3 лет.

«Льготный период остается 2–3 года, максимум 4. Из 7 лет оставшиеся 3  — это не тот эффективный инструмент, который мы видим с точки зрения привлечения новых инвестиционных проектов», — считает чиновник.

«Покупка земли, проект, освоение, запуск в эксплуатации, действительно проходит много времени. А что там остается? 2–3 года», — согласился с ним депутат Мунир Гайнуллов.

Кроме того, Хазиахметов предложил ввести в закон такую поправку, чтобы налоговые льготы предоставлялись только самым отвественным инвесторам, не имеющим долгов по налогам. Также тонкий момент — это определение момента начала инвестиций. Как считают в минэкономики, не стоит включать в зачет прединвестиционный период, когда происходит покупка земельного участка, получение патентов, лицензий и прочее.

«Со стороны нашего ведущего бизнеса мы получаем предложения, что фактическую реализацию инвестиционного проекта все-таки нужно считать с момента инвестиций в сам проект, а не с момента закупки лицензии, права, земельного участка. Земельный участок у предприятия может иметься где-то в закромах и использоваться потом для реализации какого-то инвестиционного проекта», — пояснил ход мыслей Хазиахметов.

Депутатов смутила планка в 50 млрд рублей. Это проекты уровня Kastamonu или «Аммония». Но таких «крупняков» в Татарстане по пальцам пересчитать, а как же остальные? Депутаты призвали представителя минэкономики понизить «минимальный порог», чтобы воспользоваться «налоговым раем» могли инвесторы попроще.

«50-миллиардных инвестиций у нас не так много, это единичные примеры, а огромное  количество среднего бизнеса?» — удивлялся Гайнуллов. Он считает, что это создает неравные условия для бизнесменов, которые готовы инвестировать, например, миллиард рублей. «Неконкурентная среда создается», — возмущался депутат под одобрительные кивки своих коллег.

«Мы хорошо понимает данную проблематику, поэтому сейчас речь идет о крупных инвестпроектах свыше 50 миллиардов рублей, в последующем, я думаю, мы будем рассматривать возможность изменения. Но пока планка 50 миллиардов рублей», — стоял на своем замминистра экономики РТ.

Талгат Абдуллин (справа) Талгат Абдуллин (справа) напомнил, что ГЖФ помогает обзаводиться жильем работникам предприятий, и жилищному фонду следует предоставлять землю без проведения торгов

«БЕЗ СОРНЯКОВ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ТАКОВ МИР»

Здесь к беседе подключился глава ГЖФ Талгат Абдуллин, поинтересовавшись, кто будет компенсировать выпадающие доходы бюджета после введения «налоговых каникул». Здесь Хазиахметов вернулся к началу своего доклада, напомнив, что после предоставления льгот на 10,5 млрд рублей бюджет получил сторицей более 16 млрд допдоходов.

Далее Гайнуллов спросил, каковы итоги выделения земельных участков под приоритетные инвестпроекты — без торгов. «На сегодня заключено 19 соглашений по земельным участкам как в Казани, так и в муниципальных образованиях», — сообщил Хазиахметов. Он дал понять, что распределением земли рулит АИР РТ Талии Минуллиной, но намекнул, что в данном механизме в скором времени могут появиться изменения.

Вопрос крайне заинтересовал Абдуллина. Он напомнил, что ГЖФ помогает обзаводиться жильем работникам новых крупных промышленных предприятий. По его мнению, в этой связи жилищному фонду также следует предоставлять землю без проведения торгов. «Если мы примем закон о том, что мы будем поддерживать работников предприятия, на которых созданы новые рабочие места, то для этих людей земля для строительства жилья будет предоставлена безвозмездно и без торгов. Федеральный закон это позволяет, нам надо самим решить», — лоббировал Абдуллин.

Также глава ГЖФ высказал некий скептицизм по поводу раздачи новой порции налоговых льгот. «Вы сказали о хорошем инвестиционном климате, но мы знаем, что в хорошем климате растут не только хорошие культуры, но и сорняки. Климат есть, поэтому вопрос выбора инвестиционной деятельности очень важен», — заметил и предложил разработать инвестиционную политику, чтобы было понятно, куда нужно идти инвесторам, чтобы не перегружать одни районы и не оставлять без поддержки другие.

«Важно, чтобы сорняков было меньше, чем полезных культур. Но без сорняков, черт возьми, не получается, таков мир», — эмоционально ответил ему Галеев. Вместе с тем он обещал подумать, как решить вопрос с бесплатным выделением земель для ГЖФ.

Подводя черту, Марат Гадыевич заметил, что депутаты будут не против поддержать инициативу минэкономики по части продления льготного налогового периода до 13 лет, но сначала нужно получить добро у главы минфина Радика Гайзатуллина. «У них один аргумент — им нужны деньги сейчас, — в полушутку ввернул Галеев. — Противоречие между минфином и минэкономики  неустранимое, минфин всегда возражал, и на федеральном уровне сначала был подход: никаких льгот, всем одинаковые условия. Но никакого развития при таком варианте не получалось. Поэтому приходится чем-то жертвовать, чтобы что-то получить завтра».

Но он напомнил, что правом законодательной инициативы в любом случае обладает правительство РТ. Но, видимо, убеждать Радика Рауфовича раскошелиться на новые налоговые преференции для бизнеса теперь придется уже новому министру экономики РТ Абдулганиеву.

Фото: gossov.tatarstan.ru