«РАНЬШЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЕСЛИ В ДАГЕСТАН КОГО-ТО ПРИШЛЮТ, ТО ВСЕ ВЫЙДУТ НА ПЛОЩАДЬ. ВЫШЕЛ ЛИШЬ ОДИН»

Площадь перед зданием главы и правительства Дагестана в Махачкале вчерашним утром была пуста. Прохожие буднично спешили мимо «вежливых людей» с автоматами, которые лениво бродили тут и там. Обычный пейзаж для республики, где вот уже несколько дней идет зачистка местных элит. Вчера, 7 февраля, силовики проводили выемку документов почти во всех ведомствах республики, среди них — министерства финансов и здравоохранения, а также органы образования и правоохранительные структуры. Также в Дагестане в одночасье полностью заменили личный состав на постах ДПС — вместо местных полицейских на дежурство прибыли сотрудники полиции и Нацгвардии других регионов. Ранее были задержаны врио председателя правительства республики Абдусамад Гамидов и его заместители Шамиль Исаев и Раюдин Юсуфов. Вчера же стало известно о том, что высокопоставленным чиновникам Дагестана запретили выезд из страны. По словам источника «Интерфакса», запрет будет действовать до «окончания работы федеральной межведомственной комиссии по декриминализации региона».

Никто в республике публично не выражает ни тени несогласия с происходящим. Исключение — лишь одинокий пикетчик, стоящий на ступеньках, ведущих в здание парламента. Его плакат на груди призывал местных депутатов не голосовать за назначение Артема Здунова на пост премьер-министра Дагестана. Впрочем, простые зеваки если и решали вступить в спор с мужчиной, то получали яростный отпор, приправленный бранью.


— Вы можете идти спокойно чай пить. Вас, по-моему, достоинство дагестанцев не очень волнует, — обиженно твердил пикетчик подошедшему мужчине.

— Почему вы считаете, что можете отвечать за всех дагестанцев? — поинтересовался прохожий.

— Я вижу одобрительные кивки. Спасителя Отечества сюда привезли! Я против того, что сюда приехали, будь то даже ангелы на крыльях! У нас три миллиона дагестанцев! Любого назначь сюда,  — кричал пикетчик на всю площадь. — Нечего привозить сюда всякую шушеру! Я против Васильева и Здунова!

Кто-то даже пытался ему возразить, но тот, кажется, даже не хотел слушать иного мнения и продолжал вопить:

— Человек восемь лет был профкомом какого-то института! Что он из себя представляет? Что он сделал? Что он может делать здесь? Тут нет нефтехимии, как в Татарстане, тут нет особого договора с Россией! Что он там делал и что он тут может делать? Что Васильев может тут делать? Он тут ошибки федеральной власти исправляет! Завтра он уйдет, и что? Чем это все кончится? Демагогия!

Его оппонент был повергнут и, не дослушав жаркую отповедь, махнул рукой и ушел. Но тут распалять протестующего пришла худощавая женщина:

— Вы меня извините, а наши почему из дома меня выставляют? Я полтора года хожу на эту площадь. Что наши сделали? Вы возмущаетесь, что русские пришли?

— Да! Меня не приглашают нигде! — возмущался мужчина. — Мне, наоборот, говорят: Кавказ, Дагестан — не принимаем на работу! Мне не плевать на Дагестан. Мне не нравится, когда приходят и унижают мое достоинство. 

— Вы сами довели до этого. Поэтому они сюда и пришли. Если вы не могли решить, ему придется решить, — бросила ему в ответ женщина и тоже удалилась.

Зато громкоголосый пикетчик привлек внимание правоохранителей, которые вроде даже и не пытались скрутить его и увезти с площади, а лишь наставительно рекомендовали не браниться и сбавить громкость, чтобы не нарушать правопорядок. Чем закончилась история с несогласным, нам неизвестно, но спустя два часа на площади его уже не было.

«Раньше считалось, что если в Дагестан кого-то пришлют, то все выйдут на площадь. Данный случай наглядно показывает отношение дагестанцев к ситуации. Вышел лишь один», — отметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» местная писатель и журналист Лейла Бахадори.


«В ДАГЕСТАН ПРИШЛА РОССИЯ»

Ближе к полудню в здание правительства потянулись депутаты и приглашенные. В ожидании заседания парламента, где в повестке был обозначен лишь один вопрос — утверждение премьер-министра, охотно готовы были общаться не только друг с другом, но и прессой. В целом складывалось ощущение, что все они все-таки ждали перемен или, по крайней мере, были к ним готовы. «Я думаю, что у всех простых людей, которые понимают суть того, что происходит, настроение и ожидания нормальные, есть надежды, — заявила нашему изданию директор ГТРК „Дагестан“ Луиза Алиханова. — Закон для всех, его надо соблюдать. Судя по разговорам на кухне, люди спокойно ко всему относятся, ждут, что будет улучшение, закон, порядок, что действительно придут люди, которые будут работать на благо».

«В Дагестан пришла Россия», — так, по словам депутата Народного Собрания Дагестана Муслима Исмаилова, вчера глава Дагестана Владимир Васильев на встрече с «Единой Россией» описал ситуацию. Сам депутат в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также соглашался, что раньше республика жила по каким-то внутренним правилам. «Дагестан — это же российский регион, но жить по феодальным законам и адатам нельзя в условиях бурно развивающейся экономики и общества. Те процессы, которые происходят, демонстрируют дагестанскому обществу, что мы не так оперативно решали наши проблемы. Не такими методами, не так эффективно», — считает Исмаилов.

Так что теперь, по его мнению, новое руководство должно вывести Дагестан на новый уровень, если и не регионов-доноров, хотя бы сделать субъект самодостаточным. И тут уже все с надеждой смотрят в сторону ценного кадра из Татарстана — Здунова. «Это будет новый импульс, толчок. Есть уверенность и у главы региона, и у главы парламента. Приятно, что эта уверенность передалась и тем депутатам, которые сомневались. Такие были, которые, может, поддавались обсуждению в соцсетях, где критика нездоровая. Но это немножко застарелый феодальный подход. На мой взгляд, он непродуктивный. Мы нацелены на развитие и будем поддерживать нашего главу», — заявил депутат.

«ОН РУССКИЙ ТАТАРИН»

Все так и случилось — 68 депутатов проголосовали за назначение Здунова премьер-министром Дагестана. Любопытно, что сбылся и еще один прогноз, который корреспонденты нашего издания услышали в разговорах с коллегами. «Для приличия пять человек должны проголосовать против», — сказал один из журналистов. Ровно так и произошло. Плюс еще двое воздержались. Так что никакой интриги с утверждением Здунова вчера не было. Лишь его фамилия значилась в списке претендентов. Но так как закон обязывает все делать в соответствии с процедурой, все согласно ей и следовали.

Глава Дагестана Владимир Васильев еще раз подробно пояснил собравшимся, почему остановил свой выбор именно на министре экономики Татарстана. «Неужели не нашлось ни одного достойного управленца в трехмиллионной республике?» — этот вопрос задавал себе и окружающим не только одинокий пикетчик, но и другие жители Дагестана. Так что Васильеву все-таки пришлось ответить на эти прямые вопросы общества уже и в здании парламента.

«Мы наметили конкретные меры, но чтобы реализовывать эти меры, нужно, чтобы правительство — тем более в этой ситуации, когда мы остались без и. о. председателя правительства, без двух заместителей, без министра, без мэра города, без архитектора, — я бы хотел, чтобы список на этом был закончен. В этих условиях нам, как никогда, нужно оперативно решить вопрос по руководителю правительства», — заявил глава Дагестана. А для обоснования спешки добавил, что у республики теневой сектор составляет порядка 60%, плюс огромные долги перед «Газпромом». Наконец, нужен бюджет, чтобы реализовывать обещанное людям. 

Но почему всё-таки Здунов? «Когда я решал, кого вынести на ваш суд, работал на высоком уровне. В резерве администрации президента одной из первых обнаружил фамилию Здунова, — рассказал Васильев. — Я ознакомился с биографией, попросил переговорить на эту тему с ним. Первое обращение к президенту Татарстана — было отказано. Человек, который работает, подчеркиваю, русский в Татарстане, эффективно работает». Потом, по словам главы Дагестана, он и сам побывал в Татарстане, а потом и делегация из республики приехала в Махачкалу. 

«Татарстан собирает в день миллиард налогов. Два миллиона долларов поступают инвестиции в республику. Татарстан — лидер по целому ряду показателей», — хвалил Васильев.

Но, по его словам, есть и то, в чем даже Дагестан опередил Татарстан — как оказалось, в работе МФЦ, который во время своего недавнего визита посетил Рустам Минниханов. «Президент Татарстана отметил, что мы ушли намного дальше, чем они. Кстати говоря, он тут же предложил забрать нашего руководителя в Татарстан. Понимаете, да? Замена», — вспоминал глава Дагестана. Но, по его словам, отдавать руководителя МФЦ Минниханову все же не хотел. Вместо этого устроил ему экскурсию по Дагестану, от которой Минниханов, как утверждает Васильев, остался в восторге. «Когда мы с ним расставались, он сказал: „Я не ожидал, что такой огромный потенциал“. И еще одна деталь. После обеда в Дербенте он попросил направить ему на неделю повара, чтобы тот мог научить готовить его поваров. Мы договорились об этом. Так что мы отдаем повара и получаем премьера, при этом сохраняем руководителя МФЦ», — как мог, пытался разрядить обстановку Васильев.

Но и эти слова, видимо, он счел недостаточными, чтобы убедить всех скептиков, почему же горной республике так нужен именно Здунов. «Я скажу, что как полукровка (отец у меня казах, а мать русская), я хорошо чувствую эту тему всегда. Понимаю, что это такое национальное чувство достоинства. Затронуть его всегда очень больно», — отметил он. Так что для успокоения взволнованных дагестанцев рассказал, что Здунов женат на татарке. «Он русский татарин», — определил Васильев и заодно заверил, что его уважают в Татарстане и знают в правительстве России. А с республикой, как известно, Дагестан собирается выстраивать стратегические отношения. «Ему доверяют, потому что те проекты, которые он защищал от Татарстана, были успешны. Это очень важно в нашей ситуации. Поэтому я с чистой совестью предлагаю вам эту кандидатуру, я за нее несу ответственность», — уверенно объявил Васильев. Ни у кого из депутатов не возникло ни одного вопроса.

«ДРУГИЕ РЕГИОНЫ ПРОСТО МЕЧТАЮТ О ТАКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ»

На трибуну с докладом вышел сам Здунов, который кратко рассказал о своих ближайших целях в Дагестане. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки», — он начал речь с цитаты Расула Гамзатова — значимого для Дагестана мыслителя и поэта, в честь которого названа одна из главных улиц Махачкалы. Этим, видимо, Здунов хотел продемонстрировать собравшимся свое уважение к местной культуре. «Я говорю это не случайно. В своей работе мы будем опираться на базис и все самое лучшее, что уже наработано многонациональным народом Дагестана. Это и деловая активность, и предпринимательская смекалка проживающих в республике людей», — отметил Здунов.

При этом первоначально он намерен на своем посту сделать хотя бы то, что уже утверждено депутатами. Например, по каждому отраслевому направлению будет сформирован отдельный план и выработаны общие принципы в работе. «Я говорю прежде всего о развитии рыночных, общественных институтов, которые понятны жителям республики, гостям и инвесторам. Все хотят видеть безопасный, сильный, надежный, комфортный регион, регион-партнер, который находится в едином правовом и финансовом пространстве РФ и выполняет взятые на себя обязательства», — уверенно объявил Здунов. И в первую очередь таким Дагестан будет делать, по его словам, открытая работа правительства, новый образ госслужащего, которому вновь поверят люди.


Кроме того, Здунов намерен включить Дагестан во все федеральные программы и самое главное — нарастить доходную базу региона, которая и будет основой для его развития. А заодно новый премьер будет пытаться вывести бизнес из тени и надеется, что и сами предприниматели пойдут навстречу. «Надо, чтобы бизнесы, которые существуют, вошли в правовое поле взаимоотношений с государством, начиная от землеустройства, имущественных прав, заканчивая правильностью исчисления и уплаты налогов», — добавил он. Здунов даже предвосхитил закономерный вопрос бизнеса: а зачем? Затем, что всеми госпрограммами поддержки бизнеса могут воспользоваться только те, кто работает в правовом поле. «Таких немного в настоящий момент в республике», — отметил Здунов.

«Мы будем работать над привлечением частных инвестиций, для этого нужно сформировать единое инвестиционное окно. Будем работать над возрождением имиджа Дагестана как надежного и безопасного региона, комфортного для ведения бизнеса», — обозначил он глобальную и очень амбиционную цель. И все это вполне возможно, тем более в условиях Дагестана, который имеет порт и граничит с несколькими зарубежными государствами. «Другие регионы просто мечтают о таких географических преимуществах», — добавил он.

Также Здунов пообещал думать не только про бизнес, но и про народ, чье благосостояние определил как первостепенную задачу и для кого необходимо развивать здравоохранение, спорт и даже социальные лифты для молодежи. 


Уже после заседания Васильев пообещал вскоре сформировать новое правительство на основе местных кадров. «Правительство формируется, в ближайшее время вы об этом узнаете. Уже сегодня (7 февраля прим. ред.) кое-какие будут назначения», — заявил глава Дагестана. Так что взволнованным дагестанцам дали сигнал: варягов больше не будет. «В Дагестане много умных, предприимчивых, интересных и талантливых людей. Поэтому будем работать вместе с теми, кто хочет, чтобы земля процветала. Кто будет проситься в Татарстане, наверное, об этом узнаем. Я тут посоветуюсь с коллегами, прежде чем что-то сделать», — пообещал Здунов нашему корреспонденту. В свою очередь, Васильев также отметил, что кадры Татарстана не будут привлекаться и при выборе мэра Махачкалы. «Будем работать с нашими», — добавил он.