Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» впервые в России подготовила комплексное исследование интернет-магазинов клубов КХЛ, в некотором роде продолжение расчета индекса расходов фанатов (FCI). Продажа атрибутики — это одно из важнейших направлений в развитии маркетинга, которое в западных клубах порой приносит большую прибыль, чем трансферы. В среднем процент продаж атрибутики в интернете составляет от 5% до 15%.
Онлайн-магазины российских клубов намного превосходят иностранные
ХОРОШИЙ ОНЛАЙН-МАГАЗИН – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УСПЕШНОГО МАРКЕТИНГА
В КХЛ есть два вида интернет фан-шопов. Первым занимается сама лига: на сайте KHL.ru можно приобрести некоторые товары с атрибутикой каждой команды, как правило, базовый набор. У каждого клуба с лигой индивидуальное лицензионное соглашение, в основном клуб получает небольшое роялти от КХЛ, серьезных прибылей таким способом получить невозможно. Второе направление – непосредственно клубные разработки. Изучив их, можно уверенно сказать о том, какие клубы могут «продать» себя лучше, а у кого с маркетингом большущие проблемы. Из 27 команд лиги у 10 даже нет онлайн-магазинов, у двух они представлены лишь в социальных сетях, а еще одна реализует продукцию на сайте производителя атрибутики. И, что удивительно, онлайн-магазины российских клубов намного превосходят иностранные.
МЕТОДОЛОГИЯ
Сравнивались все клубы КХЛ, их магазины и цены. Простота в поиске – важнейший фактор. Мы вбивали в поисковике две фразы: «[название клуба] онлайн-магазин» или просто «магазин атрибутики [название клуба]». Также мы заходили на сайты клубов и искали соответствующую ссылку. Обязательным условием поиска была возможность перехода с магазина на клубный сайт, в противном случае такой магазин можно назвать фанатским, а не официальным. По этой причине в таблице у «Витязя» прочерк.
У двух клубов КХЛ, рижского «Динамо» и «Салавата Юлаева», официальный магазин представлен в социальных сетях: у латвийской команды он в «Фейсбуке», у российской – во «ВКонтакте». Причем онлайн-магазин уфимского клуба невозможно найти на официальном сайте команды, да и представлено в сети всего 15 товаров, потому башкирский клуб не учитывался в таблице, и, по нашей методологии, онлайн-магазина у «Салавата» нет. По информации «БИЗНЕС Online», онлайн-магазин «Динамо» будет введен в строй до конца сезона, сейчас он представлен лишь в «Фейсбуке». ХК «Сочи» также обещает запустить фан-шоп в ближайшее время. Все цены указаны на период с 20 по 23 января.
Для удобства общая таблица разделена на две части: на Западную и Восточную конференции. Они, в свою очередь, разбиты на два дивизиона. Если же нет никаких сайтов-магазинов, то, соответственно, приписано, что они отсутствуют. Полученная таблица схожа по построению с той, что мы делали во время разработки индекса расходов фанатов в КХЛ.
Курсы валют расчета: евро – 69 рублей 11 копеек, тенге – 17 копеек, белорусский рубль – 29 рублей 8 копеек, юань – 8 рублей 88 копеек.
7 САМЫХ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ
Мы выбрали 7 основных позиций. Безусловно, ассортимент у некоторых клубов намного шире. Например, СКА предлагает клиенту приобрести свыше 100 наименований продукции.
● Джерси (свитер) команды. Именно фуфайка считается неотъемлемым атрибутом любого хоккейного болельщика. Кроме того, джерси позволяет клиентам, например, играть в любительский хоккей. В онлайн-магазинах команд мы выбрали две продукции: реплика, которая значительно дешевле и проще по исполнению, и оригинальный игровой свитер с вышивкой, в котором хоккеисты выходят на лед в матчах КХЛ.
● Кепка (бейсболка). Еще один важный атрибут хоккейного болельщика. Мы предпочли именно кепки с логотипами обычным зимним шапкам, также популярным у хоккейной публики. Кепки подходят для нескольких времен года, да и по традиции после хет-трика на лед кидают именно их, а не вязаные шапки. В общей таблице указаны расценки самой дешевой и самой дорогой модели, которую можно купить в интернете.
● Шарф. Если в нашей стране пока еще кепка не совсем популярна, то шарфы можно увидеть практически на каждом болельщике. Эта мода пришла из европейского футбола, в то время как головные уборы – чисто американское решение. Как и со вторым пунктом, мы рассмотрели самые дорогие и дешевые модели в онлайн-магазинах.
● Толстовка. Если три вышеуказанных товара можно назвать «спортивным атрибутом», то толстовка – пример повседневной одежды, которую можно приобрести в интернете. Поэтому, на наш взгляд, эта позиция и должна считаться самой важной в смете любого клуба, так как они дороже и солиднее обычных футболок. Опять же мы привели цены на самые дорогие и самые дешевые модели.
● Магнит. Эта позиция повсеместна, и она, по сути, универсальна. По количеству проданных магнитов можно судить о популярности бренда за пределами региона базирования, так как это самый бюджетный вариант сувенира для туриста.
● Сумка. Эта позиция, как и толстовка, повседневная, так что качество товара должно быть на высоком уровне. Проблема в том, что же считать сумкой – рюкзак или же саму кладь, тем более что на некоторых сайтах можно купить лишь рюкзак. Так что мы нейтрально привели тут лишь самые дорогие и самые дешевые варианты рюкзаков/сумок.
● Детская игрушка. Для среднестатистического клиента это не самый важный товар, но для нашего исследования она является важнейшей составляющей. Во-первых, хоккей позиционируется как семейный вид спорта, а значит, необходимо продвигать свой бренд и среди детей. Во-вторых, на наш взгляд, именно качество игрушек и показывает отношение маркетинговых отделов к своему бренду. Толстовки, футболки или джерси каждая команда может сделать на любом производстве под едиными лекалами, лишь поменяв один логотип на другой, но вот игрушка – это штучный индивидуальный для каждого клуба товар. Так что можно сравнить между собой, например, «Авангард», в котором пока еще никто не задумывался о продаже мимимишных ястребов, и «Северсталь», где работники, судя по магазину, реально беспокоятся о качестве своей «витрины». В Омске нельзя купить себе на память игрушечную птицу, а вот рысенок из Череповца выглядит великолепно, и его хочется подарить своим детям.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА МАГАЗИНОВ И ЦЕН В КХЛ
СКА, «ЛОКОМОТИВ» И «АК БАРС» В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ
Лишь три онлайн-магазина клубов КХЛ позволяют приобрести все необходимые нам товары, при этом лишь в двух из них можно купить оригинальное джерси. Наибольшее число продукции, естественно, можно наблюдать на сайте питерских армейцев. Там даже можно купить часы с символикой клуба за 15 тыс. рублей, остальные команды пока не ведут столь масштабную кампанию.
Видеть в числе лидеров СКА и «Локомотив» ожидаемо, но «Северсталь» приятно удивляет. Во-первых, у них широкий ассортимент, плюс удобный сайт. Для него в клубе даже разработали собственный логотип, который, судя по всему, уже скоро может занять место официального в клубе. Также в Череповце не чураются работать с альтернативными эмблемами, правда, общий дизайн продукции пока не сводит с ума своими изысками. Это эталон для небогатых клубов лиги, к нему должны стремиться маленькие, но гордые команды.
Магазин «Ак Барса» почти был бы идеальным, если бы болельщик смог бы купить там детскую игрушку, тем более талисман Барсик давно ассоциируется с командой. На сайте можно купить не только обычную хоккейную реплику, но и оригинальное джерси – не все клубы КХЛ предоставляют такую возможность. Дизайн сайта удобен и приятен глазу, и он все время норовит оставить клиенту свой номер телефона для обратной связи с магазином, к тому же есть онлайн-консультант, позволяющий задавать вопросы в любое время. Это хорошее предложение, оно автоматически втирает магазин в доверие покупателю, клиент же знает, что ему всегда подскажут и помогут. Но все равно можно признать, что потенциал клуба ограничен качеством основного логотипа, который многие считают одним из худших в лиге. Чего еще ждать от эмблемы, которой больше 20 лет?
Из всех изученных магазинов худший для клуба однозначно находится в Братиславе – с одним огромным но. Во-первых, ссылка на официальном сайте команды ведет к чему-то сверхъестественному, главная страница которого выглядит вот так. Но если поискать, то можно найти еще одну ссылку, которая ведет на этот раз уже на сайт Kappa, известного производителя спортивных товаров. И, без преувеличения, продукция Kappa для «Слована» имеет восхитительный дизайн. Итальянцы знают толк в моде, за такие толстовки, что на сайте, действительно хочется заплатить сотню евро. И удивительно, что клуб не сделал отличный собственный сайт для отличной продукции.
Так как же должен выглядеть хороший клубный магазин? Что ж, для этого нужно внимание к своему бренду, как в «Северстали», ассортимент товаров, как у СКА, отношение к болельщику, как у «Ак Барса», и сочная «обертка для конфеты», как в Братиславе.
Виктор Майоров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.