Назир Киреев (на фото справа): «Мы конечно с нетерпением  ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать» Назир Киреев (на фото справа): «Мы, конечно, с нетерпением ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать»

«ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ КАК «НУЖНЫЙ»

— Назир Талипович, увы, за последние годы мы так привыкли к тяжелому положению Казанского авиазавода, что возникают сомнения: а есть ли чем хвалиться сегодня перед Владимиром Путиным?

— Мы, конечно, с нетерпением ждем приезда президента России, потому что уже есть что показать. Например, восстановлены сложнейшие установки, обеспечивающие сварку титанового центроплана — основы конструкции Ту-160. Успели спроектировать и построить новые корпуса. Заводчане планируют продемонстрировать полет нового ракетоносца, построенного на основе одного из четырех заделов, отстоять которые смогла республика.

— Надо было именно отстаивать?

— Дело в том, что в некоторых департаментах правительства, где мне пришлось визировать постановление о мерах оперативной помощи заводу, оставшемуся после принятия Борисом Николаевичем Ельциным решения о прекращении закупок Ту-22М3 и Ту-160 почти без большей части товарной продукции, требовали исключить пункт о сохранении заделов по Ту-160. Обосновывали тем, что ни одно министерство или ведомство не ставит этот вопрос, а также тем, что президент страны тему Ту-160 своим указом совсем недавно закрыл. «А ты ведешь дело к тому, чтобы в документе правительства она сохранялась», — говорили мне. Пункт удалось отстоять, помогли специалисты в департаменте оборонной промышленности. Впоследствии, сотрудничая с минобороны и получая от него финансирование, один задел построили и передали в Дальнюю авиацию в 2000 году, второй — в 2008-м. Сейчас должен взлететь третий ракетоносец.

— Насколько понимаю, с визитом Путина КАЗ связывает надежды и по гражданскому авиастроению...

— Надеемся, что во время визита Владимира Владимировича удастся найти решение по ближнемагистральному самолету Ту-334. Он очень нужен государственным авиакомпаниям для замены почти исчерпавших установленный ресурс самолетов советской постройки (всего около 50 машин), ждут его и коммерческие авиакомпании.

Кроме того, в прошлом году Рустам Нургалиевич по согласованию с министром промышленности России Денисом Валентиновичем Мантуровым обратился к Владимиру Владимировичу с письмом о необходимости завершения подготовки производства и начала выпуска регионального самолета Ту-324, разработанного на средства республики. Президент России оценил проект как «нужный» и попросил представить соответствующие предложения.

Ту-324 необходим для восстановления авиасообщения между регионами, а также для того, чтобы подготовить кадры для выполнения важнейшего задания — восстановления выпуска Ту-160. Людей сегодня не хватает, а принятые с улицы работники не могут быть сразу допущены к ответственным работам на Ту-160. Они могут пройти практику и набрать опыт при освоении и выпуске самолета Ту-324.

«...ПРЕДСТАВИВ ИСКАЖЕННУЮ И БЕЗГРАМОТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»

— В свете информации об обращении президента Татарстана к Путину интересно выглядит летний «слив» в одно из федеральных изданий о том, что Мантуров докладной запиской уведомил президента России о нецелесообразности  продолжения работ над Ту-324. Аргументы следующие: документация по проекту готова лишь на 40 процентов, двигатель Аи-22 не подходит для гражданского самолета, конструкторские решения не соответствуют новым сертификационным требованиям, на завершение освоения самолета потребуется более 40 миллиардов рублей, а спрос до 2034 года — всего 56 самолетов.

— С недоумением прочитал то сообщение... Напомню, 12 мая 2016 года на совещании у президента России (ставившего задачу о создании самолета на 50 - 60 мест ввиду того, что «людям часто приходится летать в соседний регион через Москву») Денис Валентинович сам назвал Ту-324 в качестве самолета для решения проблемы восстановления регионального авиасообщения и пояснил, что «до сих пор не запускали его ввиду того, что отдали все ресурсы на «МС-21». А в целом, если изложенное в печати соответствует содержанию записки министра, то Дениса Валентиновича сильно подставили, представив ему искаженную и... безграмотную информацию.

Начнем с того, что порядок проектирования авиационной техники строго регламентирован, начиная от формирования технического задания на планер, его агрегаты, бортовое оборудование и на сам порядок их изготовления. Эскизный проект утверждается государственной комиссией, и только после этого конструкторы приступают к рабочему проектированию. На таких документах по Ту-324 стоят подписи руководителей авиационного департамента министерства, Государственного НИИ гражданской авиации, заказчиков и разработчиков. Само техническое задание на Ту-324 утверждено руководителем федерального агентства воздушного транспорта.

И, конечно, у Ту-324 не мог появиться двигатель, параметры которого не соответствовали бы требованиям применения на гражданских самолетах. Специалисты «Туполева» ответственно отнеслись к выбору. К тому же двигатель разрабатывался на собственные (и немалые) средства КМПО и запорожских предприятий. Они  не могли вкладываться в проект, который заведомо не имел перспективы по использованию на Ту-324.

Для сведения, Аи-22 обеспечивает Ту-324 высокую топливную экономичность (23,6 грамма на пассажирокилометр), и по этому показателю он на 30 процентов лучше, чем у заявлявшейся гораздо позже модификации «Суперджета» на 60 пассажиров. Похоже, составители информации для министра спутали его с двигателем (тоже имеющим обозначение «Аи») для истребителя Як-130, который действительно нельзя использовать на гражданском самолете.

— Но, согласно публикации, в записке министра непригодность Аи-22 удостоверена специалистами Центрального института авиационного двигателестроения...

— У меня есть справка ЦИАМ, на которую ссылаются в записке. Там нет ни слова о непригодности Аи-22 для пассажирских самолетов. Наоборот, утверждается, что он предназначен для Ту-324, что два опытных двигателя наработали на стенде свыше тысячи часов. И далее: «Двигатель находится на этапе доводки, необходимо еще провести требуемый комплекс работ». Затем: «для завершения отработки и сертификации изделия» нужна такая-то сумма. Кстати, в справке приведены ключевые характеристики  самолетов и двигателей, из которых следует, что Ту-324 с двигателем Аи-22 имеет самые лучшие показатели по топливной экономичности.

— А как с вопросом по документации на Ту-324, которой имеется всего 40 процентов от потребной?

— Полный  комплект, согласно регламенту, включает документацию на стенды, испытания, техническое обслуживание, управление самолетом и так далее. Она разрабатывается поэтапно. Сегодня  есть главное для продолжения проекта — полный комплект  рабочей  документации на строительство самого самолета. На заводе  разработано 36 тысяч технологических процессов, передано в производство 11 тысяч, по ним изготовлено около тысячи  единиц деталей планера и оснастки.

40 МЛРД РУБЛЕЙ НА ФОНЕ «СУПЕРДЖЕТА»

— Как насчет требуемых аж 40 миллиардов рублей при сбыте всего лишь в 56 самолетов до 2034 года?

— Цифрой в 40 миллиардов (а мы заявляли много меньше) в условиях напряженного бюджета, конечно, можно напугать многих, в том числе и наверху, что, вероятно, и было целью авторов материалов для министра.

Но, во-первых, речь идет о важнейшей государственной задаче — восстановлении авиационного сообщения, объединяющего регионы России. На ее громадной территории, в значительной части лишенной развитых наземных коммуникаций, авиасообщение — единственный вид передвижения. Его не стало потому, что в стране прекращено серийное производство гражданских самолетов по всему (задумайтесь об этом!) модельному ряду — для  местных, региональных, магистральных и дальних линий. Штучно выпускается ближнемагистральный «Суперджет», который допущен к эксплуатации на менее 5 процентов российских аэропортов, расположенных в своем большинстве лишь в центральных регионах. На его разработку и освоение, по разным источникам, затрачено от 4,5 до 7 миллиардов долларов, а в 2016 году только на покрытие убытков от его производства из бюджета вложено 100 (!) миллиардов рублей. Что такое на этом фоне 40 миллиардов рублей?! Тем более выделять их надо не одномоментно, а на протяжении пяти лет —  в среднем по 8 миллиардов.

Теперь о востребованности Ту-324. В записке министра (согласно информации СМИ) самолет может быть востребован в количестве 56 единиц в течение... 17 лет.  Сообщаю: с начала этого десятилетия российские авиакомпании завезли (купили, взяли в лизинг) около 100 зарубежных аналогов Ту-324. Но ведь семейство Ту-324 состоит из базового самолета на 50 мест и с дальностью 2,5 тысячи километров, модификации на 72 пассажира и с дальностью 3,5 тысячи километров и административного вместимостью до 20 пассажиров и с дальностью 7,8 тысячи километров.

С учетом того, что в России провозглашен  курс на развитие авиационного сообщения, мы прогнозируем только в нашей стране выход на сбыт самолетов семейства до 50 единиц в год. Презентации проекта на МАКСе и за рубежом выявили большую заинтересованность в семействе. Мы связываем это не только с его прекрасными летно-техническими характеристиками и возможностью эксплуатации в любой части мира, но и с тем, что авиакомпаниям выгодно эксплуатировать самолеты разной размерности, имеющие общие систему управления, техническую базу и кадры обслуживания.

— Также утверждается, что на реализацию проекта потребуется 8 лет.

— Если решение о завершении подготовки производства и освоению выпуска Ту-324 примут сейчас, то к 2020 году построим самолеты для заводских и сертификационных испытаний, в 2020-м-2022-м они будут проведены, и с 2023 года машина начнет поставляться авиакомпаниям. В процессе освоения  будут внесены уже запланированные доработки планера и некоторых комплектующих. Претерпит модернизацию двигатель, в котором будут использованы уже выпускаемый в России газогенератор Аи-222-25 и улучшенная ступень вентилятора, что даст Ту-324 дополнительные преимущества по топливной эффективности. Мы уложимся в обозначенные сроки, потому что делаем ставку на профессионалов и вообще работаем быстрее, чем кто-то.

— Из рассказанного вами следует, что президенту России поступила искаженная информация по проекту, который он до этого одобрил. Что делать дальше? 

— Случившееся не изменяет нашего твердого убеждения в том, что Денис Валентинович искренне считал самолет Ту-324, созданный по инициативе и на средства Татарстана, нужным стране. Полагаю, теперь минпромторгу России надо с привлечением  нас, заказчиков проекта, владеющих всей информацией по нему, составить объективную докладную записку и заменить ею ранее поданную президенту России. Результатом станет самолет для решения проблемы авиационного сообщения между регионами страны. Ту-324 — самый продвинутый проект для этого, других просто нет.