В ночь с субботы на воскресенье по Москве завершится «Дакар-2018», проходивший в этом году по территории трех южноамериканских стран — Перу, Боливии и Аргентины. Еще до вчерашнего вечера не было уверенности, что среди грузовиков свой класс подтвердит победитель-2017 — Эдуард Николаев из «КАМАЗ-Мастера», опережавший на секунду машину Федерико Виллагры. Но аргентинец сошел на предпоследнем этапе, и теперь команда челнинского автогиганта в полушаге от яркой и даже политически значимой победы.
ИНТРИГА БЫЛА ТАК БЛИЗКА, ТАК ВОЗМОЖНА
Сегодня поздним вечером в аргентинской Кордобе завершится «Дакар-2018», на последнем этапе спортсменам предстоит преодолеть 120 км спецучастка. Постучим по дереву, но у «КАМАЗ-Мастера» превосходные шансы в очередной раз завоевать «Золотого бедуина», а заодно взять и третье место в классе грузовиков. Преимущество челнинца Эдуарда Николаева, лидирующего в генеральной классификации, перед идущим вторым Сергеем Вязовичем на «МАЗе» составляет почти четыре часа. Айрат Мардеев, также камазовец, замыкает тройку лидеров. Его отставание от партнера по команде — 5 часов 21 минута.
Причем еще накануне расклад выглядел не столь радужным. Аргентинец Федерико Виллагра (еще раз напомним, что «Дакар-2018» финиширует у него на родине) на Iveсo отставал от Николаева лишь на 1 секунду. Уникальный случай, ведь общий маршрут трассы — 9 тыс. км, при этом насколько плотно шли экипажи! Но 13-й, предпоследний этап для аргентинца стал настоящей спортивной трагедией. Информация о проблемах Виллагры пришла практически сразу после старта. На 79-м километре трассы аргентинец потерял около 40 минут — проблемы с коробкой передач. Почти одновременно поступила информация, что и на машине Николаева не все гладко — вышло из строя сцепление, пилот с трудом переключал передачи, а ремонт на точке сервиса в силу сложности и трудоемкости невозможен. Стало понятно, что экипаж Николаева должен будет продолжить движение, стараясь как можно меньше переключать передачи. У Мардеева тоже не обошлось без приключений — был пробит патрубок радиатора. Но механики «КАМАЗ-Мастера» — на высоте. «Очень тяжелый доп, — прокомментировал этап Николаев. — В первой части маршрута у нас вышло из строя сцепление, передачи переключались только с помощью перегазовки. А вторая часть была извилистой и требовала множества переключений. Это было нечто! Очень устали. Практически 14 часов в автомобиле провели, приехали очень поздно. Последние 30 километров завели в какие-то ущелья, горы, камни, триал... Мы сегодня выжали все, что можно, и из экипажа, и из автомобиля».
Интересно, что, судя по всему, борьба за первое место в классе грузовиков шла не только на спецучастках ралли. Сегодня на YouTube-канале «Вести КАМАЗа» появился ролик, на котором сотрудники челнинской команды якобы уличают оппонентов из Iveco в том, что те заправляют машину Виллагра с нарушением регламента. Видимо, если бы последние этапы южноамериканского «Дакара» сложились не в пользу экипажа Николаева, серьезных разборок постфактум было бы не избежать. А так на сегодня расклад такой: если тройка лидеров проедет без серьезных поломок, скорее всего, все они удержат свои позиции: Николаев — первый, Вязович — второй, Мардеев — третий.
«ВНИМАНИЕ К «КАМАЗ-МАСТЕРУ» ВСЕГДА ОСОБОЕ, А НЕПРОСТАЯ СИТУАЦИЯ ВОКРУГ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ТОЛЬКО ДОБАВЛЯЕТ ОСТРОТЫ»
Вообще, 13-й этап, сложившийся вполне себе счастливо для «КАМАЗ-Мастера», очевидно, заставил глубоко вздохнуть многих ответственных за результат гонки, а не только победителя «Дакара» в 2013-м и 2017-м Николаева. «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что в этом году в России к известному ралли гораздо более пристальное внимание. Многие победы наших атлетов в мире поставлены под сомнение по известным причинам, в связи с чем вроде бы ставшие рутинными триумфы челнинской гоночной команды приобрели особый смысл. Добавим к этому еще и тот факт, что на «Дакаре» наша страна демонстрирует не только мужество своих пилотов, но и достижения отечественной техники. И действительно, в этом году «Дакара» несколько больше в СМИ, чем обычно, кроме того, явно не случайным выглядит появление в составе «КАМАЗ-Мастера» одной из самых узнаваемых спортивных журналисток страны, Марии Командной.
«Внимание к „КАМАЗ-Мастеру“ всегда особое, а непростая ситуация вокруг российских спортсменов только добавляет остроты, и я не помню, чтобы за два этапа до конца ралли „Дакар“ двух лидеров разделяла секунда, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ депутат Госдумы РФ, бывший министр спорта Татарстана Марат Бариев. — Это говорит об острейшей конкуренции, о том, что просто так там не выиграть, — это ежедневная борьба, спортивная борьба, интеллектуальная борьба, техническая борьба. Выигрывает тот, кто в комплексе по всем компонентам готов лучше других».
Победа «КАМАЗ-Мастера», до которой рукой подать, выглядит очень важной и в контексте всей республики. И дело не только в том, что Рустам Минниханов — профессиональный гонщик, сам садившийся за руль боевого грузовика из Татарстана. Автогиганту с берегов Камы отведена серьезная роль в предвыборной кампании Владимира Путина: гендиректор предприятия Сергей Когогин стал одним из сопредседателей предвыборного штаба действующего главы государства, а шеф «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин вошел в число доверенных лиц Путина. Очевидно, что если мартовские выборы пройдут так, как задумали власти, то серьезные преференции в адрес КАМАЗа и Татарстана вполне возможны. Что ж, профессиональные спортсмены близки к тому, чтобы выполнить свою часть задачи.
Напомним, что «Дакар» в этом году проводится в юбилейный, 40-й раз. У команды «КАМАЗ-Мастер», образовавшейся только в 1988 году, на сегодня 14 побед. Нынешняя гонка — это 8,7 тыс. км дистанции, из которых 4,1 тыс. км — скоростные спецучастки. Главной интригой соревнований является то, что одна машина, которую ведет Дмитрий Сотников, оснащена 13-литровым двигателем, разработанным под регламент следующего года. Ранее обновление правил для оборудования грузовиков ставили под сомнение участие «КАМАЗ-Мастера» в нынешнем «Дакаре». Когогин даже заявлял, что введенное ограничение заставит автогигант приостановить выступление команды в гонках в Южной Америке на пару лет, однако худшие опасения не сбылись.
«ЕСТЬ, КОНЕЧНО, И ТИМУР ТИМЕРЗЯНОВ, И ДАНИИЛ КВЯТ, И СЕРГЕЙ СИРОТКИН»
Между тем опрошенные нами эксперты из мира автоспорта разошлись в оценках важности такого состязания, как ралли «Дакар».
«Не вызывает сомнений, что „Дакар“ — это очень значимое мероприятие и соревнование, я могу поспорить с теми, кто считает это наполовину любительскими гонками. Да, состав участников часто складывается из большого количества любителей, которые просто хотят рискнуть, проверить себя, поэтому допускается очень много участников. Но „головка“ — это, конечно, профессиональные спортсмены на правильной технике: они быстро едут, любители от них очень сильно отстают, на третий день у последних уже дефицит сна и так далее», — рассказал нашему корреспонденту мастер спорта СССР по автогонкам, известный журналист Михаил Горбачев. По его словам, на «Дакаре» выиграть не так просто, что показывает и нынешнее соревнование. «Сейчас сдаю в типографию книжку про гонки на грузовиках, гонки в СССР... Там будет очень подробно описано глазами участников, как начинался „Дакар“ для КАМАЗа, как это было практически с чистого листа и как камазовский коллектив очень умело использовал опыт известных гонщиков. Все освоили, сделали отличную технику, теперь пусть другие попробуют проехать лучше», — говорит Горбачев.
А вот автоэксперт «Эха Москвы» Сергей Асланян не уверен, что гонки, подобные «Дакару», имеют спортивную или маркетинговую значимость, при этом он отметил настоящее мужество пилотов. «Это для нас самое главное состязание года, потому что наши конкуренты, как правило, не заводские команды, и мы очень любим преодолевать невиданные трудности, а именно борьбу с природой, сражаясь при очень вялом сопротивлении конкурентам. Об этом мало кто знает, поэтому ребята — молодцы. Для нас это важно по двум причинам. Во-первых, потому что мы сразу продвигаем бренд „КАМАЗ“, который, правда, особо никому не нужен, эти победы никак не всколыхнули продажи наших „КАМАЗов“. Во-вторых, каждый раз, когда побеждаем на „КАМАЗах“, мы совершенно замечательно осваиваем иностранные технологии, потому что в этом гоночном автомобиле нашего нет практически ничего», — считает Асланян.
При этом наш собеседник считает саму работу, проводимую участниками знаменитого ралли, «настоящим подвигом». «Они испытывают себя в совершенно нечеловеческих условиях. Со стороны кажется: красивый шлем, замечательный костюмчик, к нему еще бивак с хорошей кормежкой, гоняешь по экзотическим местам, надолго удрав от жены, а потом тебе еще и медаль дают. Нет, это весьма серьезная и профессиональная работа для людей с очень высокой квалификацией. И то, что этим конкретным ребятам посчастливилось выступать за заводскую команду, то, что их поддерживает техника высоких достижений, то, что на них работает такое огромное количество людей, — это огромное подспорье, но ни в коем случае не умаляющее личного достижения этих людей», — сказал автоэксперт газете «БИЗНЕС Online». При этом он признался, что никогда не освещает сам «Дакар»: «Эта гонка, которая проходит где-то там и, мягко говоря, настолько оторвана от всего актуального, что с таким же успехом может проходить чемпионат по керлингу в Зимбабве и мы можем там что-то выиграть».
О популярности «Дакара» рассказал «БИЗНЕС Online» и ответственный редактор сайта motorsport.com (Россия) Александр Кабановский: «Дело в том, что среди событий мирового автоспорта для болельщиков, конечно, важны гонки „Формулы-1“, но они проходят весной, летом и осенью, а вот зимой гоночные болельщики обычно скучают. И так получилось, что им на помощь приходит ралли „Дакар“, которое уже много лет проходит именно в январе. И самое главное отличие от „Формулы-1“ — тут наши успехи несомненны». Также, по словам Кабановского, есть две причины того, почему автоспорт в России не входит в число самых популярных дисциплин. Во-первых, он находится вдалеке от скандалов вроде допинговых. Во-вторых, российское представительство в гонках мирового класса довольно скромное. Правда, один из топовых пилотов представляет Татарстан. «Есть, конечно, и Тимур Тимерзянов, и Даниил Квят, и Сергей Сироткин — новый пилот „Формулы-1“, но все-таки в масштабах общемирового спорта российская составляющая довольно скромная. Ну и на фоне скандалов в других дисциплинах автоспорт остается такой тихой гаванью, где все в порядке: кто приехал первым, тот всегда и побеждает», — резюмирует ответственный редактор сайта motorsport.com (Россия).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.