.. Владельцы одного из старейших городских универмагов хотят, чтобы крышные и настенные конструкции с надписями «ЦУМ» признали «элементами экспозиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания»

«ЛОГИКА ПРАВИЛЬНАЯ, НО СПОСОБ ЗАЩИТЫ НЕВЕРНЫЙ»

Сегодня Арбитражный суд РТ начал разбирать дело по иску АО «Торговый Дом Казанский ЦУМ». Владельцы одного из старейших городских универмагов на улице Московской, 2 хотят, чтобы крышные и настенные конструкции с надписями «ЦУМ» признали «элементами экспозиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания». В описании дела на сайте суда сообщается, что истец просит освободить его от обязанности получать разрешения у городских властей для размещения конструкций на крыше. В суд вызвали управление Росреестра по РТ, управление наружной рекламы, а также управление архитектуры и градостроительства казанского исполкома. 

В ходе заседания представитель управления наружной рекламы сразу согласился с доводом истца о том, что конструкции ЦУМа не являются рекламными. На вопрос судьи, зачем торговому дому вообще нужно рассмотрение дела, представитель ТЦ ответила: другого пути согласовать знаменитые три буквы на фасаде просто нет. «ЦУМ всегда был, это не какой-то новый появившийся торговый комплекс. В противном случае в центре города останется безликое двухэтажное здание», — с болью в голосе отметила она. Действительно, ЦУМ появился в Казани в 1977 году, здание было реконструировано в 2007-м, и кубик с названием храма торговли был с самого начала.

Судья Андрей Юшков удалился на совещание. Вернувшись через несколько минут, он заявил, что истец неверно подал заявление в суд: надо было подавать в исковом порядке, а не в особом. Вместе с тем он дал ЦУМу некоторую надежду на положительный исход. «Логика у вас правильная, но способ защиты неверный», — резюмировал он. Так что ЦУМу придется подавать в суд новый иск.

.  Арбитражный суд РТ дал ЦУМу некоторую надежду на положительный исход дела

БИТВА ЦУМА С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ

Свинью некогда крупнейшему казанскому магазину подложил приказ минкульта РФ от 8 сентября 2015 года. Речь в нем идет «об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения „Ансамбль Казанского кремля, XVI–XVIII вв.“, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО». ЦУМ же входит в границы зон охраны (ПЗО) ансамбля Казанского кремля, а режим использования земельного участка находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ(Б)-3.

Переводя это на человеческий язык, обнаружилось, что в зоне, в которую входит ЦУМ, разрешена установка вывески высотой не более 1 м, при этом она должна находиться не выше нижнего края оконных проемов второго этажа здания, то есть между первым и вторым этажом.

В апреле 2016 года ЦУМ обратился в управление архитектуры и градостроительства Казани (УАиГ) с просьбой о продлении разрешений на существующие информационные конструкции, однако чиновники отказали, сославшись на то, что конструкции перестали соответствовать требованиям закона.

ЦУМ вступил в переписку с УАиГ, разъясняя, что вывеска имеет право на существование, поскольку не оказывает влияние на восприятие Кремля и существовала с самого начала, еще до вступления в силу приказа минкульта РФ. Вчера в беседе с газетой «БИЗНЕС Online» заместитель начальника УАиГ Казани — начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая сообщила, что у управления не было разногласий с ЦУМом.

«Они начали заранее готовиться к тому, чтобы пересогласовать свою вывеску. Они приносили нам старые, пожелтевшие чертежи, чтобы показать, что конструкция была еще даже в составе первого проекта, когда здание только строилось. Потом нам представили чертежи, когда здание проходило реконструкцию. Автором был Михаил Борщевский. На здании нет никаких вывесок, кроме обозначения „ЦУМ“, что тоже является положительным моментом. Есть отдельно стоящие конструкции, не противоречащие требованиям ПЗО Кремля», — рассказала она.

Аргументы приняли и вынесли на коллегиальное обсуждение. Градсовет рассмотрел ситуацию в сентябре 2017 года. И единогласно было принято решение — признать существующие крышные и настенные конструкции торгового дома элементами композиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания.

Беда в том, что решение градсовета в данном случае не является основанием для согласования вывесок, поэтому ЦУМу и пришлось идти в суд за формальным подтверждением.

Жанна Белицкая Жанна Белицкая: «Принцип размещения один — это выявление исторического центра, архитектуры. В приоритете — историческая среда»

ТЕ, КТО СОГЛАШАЕТСЯ, И ТЕ, КТО СПОРИТ

Однако ЦУМ не единственное предприятие, угодившее в жернова кремлевских зон охраны. «Таких немного, — говорит Белицкая. — Есть те, кто успел согласовать вывеску до введения ограничений ПЗО Кремля (Татсоцбанк на Булаке), есть те, кто соглашается с правилами (отель „Мираж“, „Рамада“), а есть те, кто борется („Ривьера“, ЦУМ) и все-таки хочет согласовать существующую вывеску».

Первые изменения по вывескам начались в столице РТ в 2014 году, когда разделились понятия рекламы и информации, напомнила нам заместитель начальника УАиГ Казани. До 2014 года все конструкции признавались рекламными. Но с учетом судебной практики именно с этого года во многих городах России понятия «реклама» и «информация» разделены.

«Правила были переработаны, причем не только в Казани, но и в Москве, Санкт-Петербурге, а в дальнейшем практически по всей России. Мы разрабатывали нормативы сами, с учетом практического опыта, не везде придерживались опыта крупных городов. Во внимание принимались местные особенности. Тем не менее принцип размещения один — это выявление исторического центра, архитектуры. В приоритете — историческая среда», — говорит Белицкая.

При рассмотрении конструкций на зданиях и территориях исполком руководствуется нормативно-правовыми актами. Если конструкция размещена в месте осуществления деятельности, то она является информационной, на нее распространяются требования правил благоустройства Казани. На такой конструкции возможно размещать информацию лишь о собственной деятельности. А если конструкция размещена на объекте муниципальной собственности или является рекламной, то на нее распространяются требования федерального закона «О рекламе» и решения Казгордумы «О размещении рекламных конструкций в городе Казани». Информационное поле такой конструкции можно использовать в коммерческих целях, предоставляя его для размещения любой правомерной рекламы.

Изменениями оказались довольны не все. «В основном крупные торговые сети, которые хотели пересогласовать вывеску или разместить новую в том месте фасада, который лучше всего просматривается, несмотря на архитектуру. Но на самом деле жизнь вывески — в среднем пять лет», — говорит Белицкая.

Казанская Ривьера «Ривьера» не смогла продлить срок действия паспортов на свои вывески

«МИНКУЛЬТ РФ СЧИТАЕТ, ЧТО, ПОГРУЗИВ ВО ТЬМУ СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ, НАШЕ ГОСУДАРСТВО СМОЖЕТ ВОЗРОДИТЬ ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ»

Проблема сохранения вывесок, в частности, поднималась казанскими отельерами в прошлом году. Паспорта на вывески выдаются на определенный, ограниченный срок, по окончании которого их необходимо продлевать. В частности, не смогла продлить срок «Ривьера». Коммерческий директор ООО «УК „Казанская Ривьера“» Елена Войтко поднимала проблему на расширенном заседании совета по предпринимательству и говорила об «абсурдности запрета на вывески поблизости от Кремля». На это президент РТ Рустам Минниханов заметил, что ему тоже «не нравится реклама на крышах в исторической части города», но все же предложил найти решение, которое устроило бы всех.

Елена Войтко Елена Войтко: «Один из главных туристических драйверов города должен остаться фактически без своего лица»

Однако такое решение найдено не было, по крайней мере, не с «Ривьерой». «К сожалению, мы вынуждены будем менять положение вывесок. Существующие вывески уберем, новые, мизерные, разместим ниже, — рассказала нашей газете Войтко. — Мы неоднократно отстаивали свои права на сохранение вывесок, выступали с докладами перед городской администрацией, президентом РТ, писали письма, но все оказалось тщетно. Минкульт РФ считает, что, погрузив во тьму современную архитектуру, наше государство сможет возродить памятники старины. Вот такая интересная взаимосвязь была установлена в минкульте, поэтому один из главных туристических драйверов города должен остаться фактически без своего лица».

По словам собеседницы газеты, в этом году было много возмущений туристов относительно недостаточной новогодней подсветки улиц. «В следующем году на многих зданиях, в том числе наших, не будет даже ярких красивых вывесок, поэтому будет еще романтичнее. Возможно, в дальнейшем нам также предпишут не включать в окнах свет, ведь на фоне абсолютной темноты объекты культурного наследия будут смотреться еще более выразительно. Мы к этому готовы», — иронически говорит Войтко.

Елена Войтко «Корстон» отказался демонтировать свою вывеску, и она все еще на месте

Боролся в прошлом году за свою вывеску и комплекс «Корстон». У отеля срок согласования надписи на кровле истек в 2016 году, а новое разрешение власти не выдали. «Корстон» при этом отказался демонтировать свою вывеску, и она все еще на месте. Получить комментарий торгового центра о том, что он собирается делать с оказавшейся вне закона вывеской, сегодня не удалось.