Выставка «Шигабутдин Марджани и его наследие» официально открыла череду мероприятий, посвященных 200-летию великого татарского ученого

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?

Стартовавшая вчера в Национальном музее Татарстана выставка «Шигабутдин Марджани и его наследие» официально открыла череду мероприятий, посвященных 200-летию великого татарского ученого — наиболее яркой фигуры реформаторского движения XIX столетия. Современники считали его «самым крупным ученым булгарской земли», «Платоном своей эпохи», «татарским Геродотом». Сегодня бесспорно мнение, что Марджани — фактически отец современной политической нации татар. Тем страннее и печальнее выглядело вчерашнее мероприятие, посвященное такому гиганту, — видимо, что- то не то происходит с нами, если мы не можем отдать должное такой фигуре и превращаем подобные юбилеи в местечковые формальные мероприятия...

Экспозицию открыли с опозданием на два часа — решили сначала провести круглый стол. В итоге около сотни желающих проникнуться наследием Марджани в ожидании открытия активно общались друг с другом, не обращая внимания на выступающих. Поэтому в холле, где и проходил так называемый круглый стол, временами ничего не было слышно. Директор музея Гульчачак Назипова попыталась оправдаться, отметив, что у музея нет конференц-зала, но строится новое здание, где у музейщиков будут более комфортные условия. 


Впрочем, и сам круглый стол прошел скромно. Были заявлены первые лица республики, но на мероприятии их не оказалось. Видимо, их «подстраховали» ритуальные фигуры на любых подобных мероприятиях — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, председатель союза писателей РТ Данил Салихов, директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов и другие общественные деятели и ученые. Отметим, что утром того же дня татарстанская умма во главе с муфтием РТ почтила память Марджани у его могилы на Татарском кладбище. В музей Камиль Самигуллин уже не пришел (зачем, если, видимо, первых фигур республики нет), отправив на торжества своего заместителя Мансура Джалялетдина.

Татарстанская умма во главе с муфтием РТ Камилем Самигуллиным почтила память Марджани у его могилы на Татарском кладбище
Фото: dumrt.ru

«О Марджани я впервые услышал, только когда поступил в Казанский университет — видите, как нас лишили нашей истории! — поприветствовал собравшихся Валеев. — Надо рассказывать о Марджани начиная с детского возраста. Мы начинаем изучение татарского народа с Тукая, а нужно начинать с Марджани». По мнению председателя комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, лучшая популяризация же наследия мыслителя — издание его трудов. К слову, по словам старшего научного сотрудника музея Алсу Хайруллиной, на современный татарский язык переведено только одно произведение Марджани, а на русском и вовсе ничего нет. 

Мансур Джалялетдин Мансур Джалялетдин: «Ни во время репрессий, ни при коммунистах мечеть Марджани не закрывалась ни на час»

«В Бухаре мы учились по его учебникам. Какая гордость! Нет пророка в своем отечестве, — грустно заметил Джалялетдин и продолжил. — Марджани — наше все! Он основоположник татарской истории, татарской философии, помимо того, что был имамом, еще и блестящий педагог. Он первый историк татарского народа, мы писали, что Марджани — просветитель, но в первую очередь он был имамом. Главное для него было образование, он открывал школы... Планируется поставить памятник около мечети Марджани. Некоторые будут против. Ну и пусть! Это не запрещено. Мы ставим ему памятник не как имаму, а как просветителю, историку. Обязательно откроем! Он любил заниматься спортом, был батыром, соревновался в борьбе, поэтому в эти мероприятия мы включили и спортивные состязания — международные научные конференции и всероссийские соревнования по борьбе на Кубок Марджани». Остановился Джалялетдин и на истории одноименной мечети, в которой служил имамом Марджани, а также и сам Мансур хазрат: «Ни во время репрессий, ни при коммунистах мечеть Марджани не закрывалась ни на час. Первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, еще один муфтий — Гусман Исхаков, нынешний муфтий Камиль Самигуллин, Равиль Гайнутдин, Габдулхак Саматов в свое время служили имамами в мечети Марджани. Смотрите, сколько муфтиев мы воспитали!».

«Наш институт не случайно носит имя Марджани, поскольку он был первым, кто научно описал историю татар, до него были только легенды, — отметил Хакимов. — Марджани знаком всему исламскому миру. Мы считаем и говорим, что систему национальных школ ввел Исмаил Гаспринский, на самом же деле, эту модель ввел Марджани, Гаспринский только распространил ее. Он очень много работал с татарскими купцами, они давали ему много денег. Сегодня богатых много, искренних нет. Байлар куп, ак байлар юк (дословный перевод с татарского: „Богатых много, белых богатых нет“прим. ред.), каждый думает только о собственном обогащении. А купцы тех лет больше думали о народе, полностью взяли на себя содержание школ, медресе и мечетей», — намекнул на сегодняшнее плачевное состояние татарских школ Хакимов. Впрочем, критика наших жадных современных купцов — это тоже ритуальная фраза Рафаэля Сибгатовича практически во всех его речах, когда вспоминается эпоха джадидов и идет сравнение с днем сегодняшним...

Разиль Валеев (в центре) Разиль Валеев (в центре): «Если бы Марджани жил сегодня, это был бы совершенно другой человек,потому что есть требования времени. Тогда люди были более религиозными, в то время уделялось большое внимание истории»

«УЧЕНЫЙ, ПОХОЖИЙ НА МАРДЖАНИ, — ЗНАЧИТ СМЕЛЫЙ УЧЕНЫЙ, ВСЕГДА ГОТОВЫЙ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ»

О том, что сегодня личностей масштаба Марджани у татар нет, отметил и Валеев, но в несколько ином ключе: «Ученые есть, выдающиеся личности есть, но у каждого времени свои великие. Если бы Марджани жил сегодня, это был бы совершенно другой человек,потому что есть требования времени. Тогда люди были более религиозными, в то время уделялось большое внимание истории». Затем депутат Госсовета РТ добавил еще «одну интересную деталь». «Тукай был остер на язык, из сотни выдающихся личностей он только про двоих положительно отзывался — о Марджани и Хусаине Ямашеве... Если уж Тукай его похвалил... Он очень редко это делал».

После официальных речей очередь наконец дошла и непосредственно до самого круглого стола, где слово было передано ученым. «Чтобы в Булгарской исламской академии выросли будущие Марджани», — пожелал модератор круглого стола, руководитель центра истории и теории национального образования Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов, представляя проректора по науке БИА Дамира Шагавиева. К слову, Шагавиев в 2010 году защитил диссертацию на тему «Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века». Тогда ученые отметили, что Шагавиев одним из первых начал рассматривать историческое значение богословского наследия Марджани, до этого его рассматривался прежде всего в роли просветителя, ученого, историка, педагога, общественно-политического деятеля. «Есть ребята, которые защитили магистерские работы по Марджани, — в Марроко и в Турции. Мухаммет Али защитил докторскую на турецком языке, в Америке один турок защитился по Марджани», — рассказал о росте интереса к личности ученого корреспонденту «БИЗНЕС Online» проректор по науке БИА.

Рафаэль Хакимов Рафаэль Хакимов: «Марджани был первым, кто научно описал историю татар, до него были только легенды»

На вопрос, есть ли сегодня у татар деятели уровня Марджани, Шагавиев затруднился ответить: «Вообще в мире или у татар? Нет, у татар нет. Он своеобразный ученый, трудно кого-либо назвать. Ученый, похожий на Марджани, — значит смелый ученый, всегда готовый высказать свою позицию. Это ученый, который не боится критиковать авторитеты, который если считает, что это правильно, что это истина, доводит до конца. Тогда были совершенно другие условия, мы даже удивляемся, как в таких условиях здесь мог появиться такой ученый. Да, понятно, что он прошел среднеазиатскую школу, в его жизни были яркие учителя, которые на него повлияли, в первую очередь Курсави, но он почему-то не смог, его звезда так высоко не взошла. Хотя его тоже вспоминали и в Средней Азии, когда Марджани туда приезжал, и в Астрахани, и в других местах, но Марджани удалось стать более известным. То ли так сложилось по времени?.. Но чтобы его с кем-то сравнивать...»

Сегодня бесспорно мнение, что Марджани — фактически отец современной политической нации татар. Вызывает удивление то, что его 200-летний юбилей отметили местечковым формальным мероприятием

 В ТАТАРСТАНЕ МНОГОВАТО МУЗЕЕВ?

Спустя два часа выставку наконец открыли. Кроме десятка журналистов в музее уже никого не осталось. Для них научные сотрудники музея и провели экскурсию по скромной экспозиции (на всякий случай напомним: это стартовое (!) в череде мероприятий, посвященных 200-летию столпу татарской нации). В ней представлена фотография Марджани — редкое явление для духовенства конца XIX века. Но по просьбе английского ученого Адамса Марджани все-таки снялся в 1874 году для энциклопедического издания в Лондоне. «Марджани снялся, фотографию отправил в Лондон, затем она какими-то путями попала в турецкую газету «Магълумат», в 1897 году была впервые опубликована и уже с этой газеты данная фотография начала тиражироваться в Казани. На базе этого фото появились открытки, уже в начале ХХ века», — рассказала Хайруллина. К слову, также накануне в честь 200-летия Марджани в галерее «Хазинэ» прошла торжественная церемония гашения марки с изображением ученого. Также представлены бюро-секретер и дорожный сундук, с которым ученый совершил паломничество в Мекку, книги из библиотеки Марджани, личная печать из горного хрусталя, изготовленная в Стамбуле в 1864 - 1865 годах. По словам старшего научного сотрудника Национального музея Флеры Даминовой, которая принимала непосредственное участие в формировании экспозиции, Марджани ставил печать на всех своих книгах и документах. Посетители смогут увидеть и предметы быта: настенные часы, диван, стулья и личные вещи богослова.

Личная печать из горного хрусталя, изготовленная в Стамбуле в 1864 - 1865 годах. Марджани ставил печать на всех своих книгах и документах

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не планируется ли открытие полноценного музея Марджани в Казани, Хайруллина ответила, что планируется, но «там очень странное решение». «Изначально же был принят план мероприятий, посвященных 200-летию Марджани, руководить оргкомитетом должен был экс-министр образования Энгель Фаттахов, — рассказала она. — Но потом его сняли, и, похоже, программа повисла, а в ней как раз была обозначена реставрация дома, в котором жил Марджани, но не обозначено создание экспозиции, а это разные вещи. Чтобы создать экспозицию, надо насытить ее экспонатами, их же надо собирать. Когда мы строили музей Толстого, то два года в антикварных салонах Москвы приобретали предметы мебели того периода. Нужно труды собирать, пока не поздно. Министерство культуры Татарстана выступило с инициативой, чтобы министерство культуры России приняло решение о создании музея. Гласно или негласно — я не знаю, но там сказали, что в Татарстане музеев на душу населения больше, чем в других регионах, и вроде бы у нас государственных музеев больше не должно строиться. Может быть, этот музей будет иметь муниципальный статус, трудно сказать».

Рустам Минниханов дал поручение воссоздать внутри дома великого Шигабутдина Марджани тот уровень обустройства, что достоин великого человекаФото: president.tatarstan.ru

К слову, буквально за день до этого Рустама Минниханова провели по дому Марджани. Он отметил, что дом-музей ученого — это своего рода лицо Казани, лицо татарской нации, так как там представлен быт татарской просвещенной элиты XIX века. Как пояснил «БИЗНЕС Online» префект Марат Усманов, в планах — восстановление интерьеров дома. На проектные работы уже выделены деньги, и президент РТ поручил сделать красивый проект.

Открывшаяся вчера выставка продлится всего месяц, после чего экспонаты, по всей вероятности, вновь отправятся в запасники — если вопрос о создании отдельного музея имени ученого так и не решится. В общем, с великим юбилеем вас, соплеменники...