Марат Магадеев – президент ФК «Уфа» Марат Магадеев – президент ФК «Уфа» Фото: Максим Никерин

«НЕ ПОДАВАТЬ ПРОТЕСТЫ – ПОЗИЦИЯ «УФЫ»

– Марат Шарифович, давайте начнем с последней игры перед зимним перерывом, которая вызвала столько споров. За все время, что прошло с матча в Ростове, вас кто-нибудь пытался убедить в том, что там не было судейских ошибок?

– Нет. Мы предполагали, что матч будет тяжелым, вязким. К сожалению, «Ростов» – одна из немногих трудных для нас команд. Вы помните домашнюю игру, когда после забитого мяча мы рассыпались, нас за несколько минут растерзали и игру развернули. Мы ждали, что на мажорной ноте закончим календарный год, но, когда субъективные факторы вмешиваются в объективный ход игры, конечно, это грустно. Мы же видели, что гол был. Все, кто мне звонил, – из Башкирии или из других регионов – видели эти моменты, все поддержали, выражали сочувствие в результате матча. Что поделать, будем считать это несчастным случаем.

– Шамиль Газизов в интервью БСТ сказал, что никаких протестов «Уфа» не подает. Почему?

– Если вы обратили внимание, это наша позиция. Наказания без вины не бывает. Первый тайм был невразумительным, как играли мы с «Амкаром», горели, были эмоции, а здесь... То ли испугались, то ли кто-то уже мысленно грелся на солнце. Видимо, дело в психологии. Пропустили нелепый гол. Красивый, но нелепый для защитников нашей команды. Не наша позиция – подавать жалобы, апелляции. Надо быть выше и сильнее этого.

– Не думаете, что будут и дальше обижать?

– Я по этому поводу никогда оптимизма и не питал.

– Захотят – обидят?

– Захотят – обидят, и это происходит. Мы единственная команда, которой в этом сезоне ни разу не ставили пенальти, хотя основания были, мы об этом помним. Были игры и в других сезонах, когда нам из пальца пенальти выдумывали, и так далее. В футболе и в спорте дедовщину никто не отменял.

– Может, стоит показать зубы?

– Наш принцип – показывать зубы на поле. Считаю, что в текущем году мы это делаем регулярно. Очки отнимали и у нынешнего чемпиона, и у лидера сезона.

– Это ваша личная позиция? 

– Это коллективная позиция.

«АХМАТ» И «РУБИН» АПРИОРИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ТАБЛИЦЫ

– Несмотря на поражение от «Ростова», «Уфа» завершила две трети чемпионата на шестом месте. Ожидали, что будете так высоко?

– Формулировка «ожидали» – это формулировка... как бы сказать помягче, для непосвященных. Мой жизненный принцип таков: нужно всегда ставить перед собойповышенные задачи и цели. Когда начинаешь думать, что ты достиг совершенства, – это начало конца. То, что мы закончили шестыми, – это очень хороший результат. По нашим возможностям, экономическому состоянию, бюджету это показатель того, что коллектив, что тренерский состав качественные, что правильно поставлена работа, что психологический климат хороший, в совокупности это дает такой результат. Мы на лаврах не почиваем, не обольщаемся. Спорт есть спорт, мяч круглый, еще 10 игр, как дальше пойдет, неизвестно. Удержимся на этой позиции – хорошо, сумеем подняться – это выше мечтаний всех наших болельщиков. Но мы объективно оцениваем свои возможности.

– Из тех команд, которые вы на данный момент обходите, чья позиция вызывает удивление?

– Я не имею права оценивать другие команды, все хорошие. Посмотрите, как «Арсенал» стрельнул. Сегодня волею спортивных судеб 15–16-е места занимают «Анжи» и «СКА-Хабаровск», но и это замечательные команды, бойцы. Тот же СКА нас волтузил будь здоров, мы отскочили на ничью на морально-волевых. Вообще, состав очень ровный, но, например, «Ахмат» и «Рубин» априори должны быть в первой половине турнирной таблицы. Что-то пока не получается, видимо. Везде работа идет. Главное, что чемпионат интересный.

– Недавно много шума наделало интервью Леонида Федуна, который предложил инновации в чемпионате России и в Кубке. Вам они тоже не понравились?

– Почему «тоже»? Мой принцип: Белинских много, Гоголь один, критикуя – предлагай. У него свое мнение, давайте его обсуждать, там есть рациональные предложения. С чем-то я не согласен, в частности, по сокращению команд. Россия большая, футбол хотят все смотреть, развивать хотят. Чемпионат России предполагает всю страну: Урал, Пермь, Тюмень, Хабаровск и так далее. Не только Москву и города, где несколько клубов. Если будем сокращать, то дойдем до уровня чемпионата Москвы с приглашением одной-двух команд. Нужно понимать, для чего провинциальные клубы рвутся в премьер-лигу.

– Для чего?

– Потому что это локомотив. Команда за собой тащит многое, создает общественный резонанс. В Уфе футбол на большом уровне появился в 2010 году. Последние три сезона играем в премьер-лиге, ощущаем, насколько раскрылась общественность, появились свои болельщики. Футбол воспринимается не как чуждый организм в республике, а как серьезный клуб с серьезными амбициями. Многие дети идут в секции, развивается материально-техническая база. Сегодня в ряде городов и районов идет реконструкция стадионов, это потащит за собой развитие чемпионата республики. Там еще есть темы для разговоров, потому что для такой большой республики, где 63 муниципальных образования, 12 команд в чемпионате – это очень мало. Нельзя считать, что футбольный клуб нужен ради футбольного клуба, это пример для развития всей футбольной среды. Рациональность должна быть во всех революционных решениях.

– А как вам идея разделения на семерки?

– Здесь что-то есть, но есть и элемент случайности. Тот же «Спартак» не попадает в семерку – и всё, больше не может бороться ни за медали, ни за еврокубки. Футбол хорош тем, что заставляет все клубы работать. Есть команды вылетающие, есть те, кто может побороться в стыках, как мы в свое время. А тут команда обеспечит себе невылет – и ходи кури... Надо обсуждать.

Нажмите, чтобы увеличить

«А КАК ЖЕ НЕ ЕХАТЬ НА БАГАЖЕ ГОНЧАРЕНКО, ЕСЛИ ОН ЕСТЬ?»

– «Уфу» в последние пару лет потряхивало сменами тренеров, ротацией состава. За счет чего пришла стабильность?

– Не потряхивало, нет. С Игорем Владимировичем [Колывановым] мы выполнили задачи, которые ставили перед собой, – мы вышли в РФПЛ, закрепились. В любой отрасли возникает необходимость смены, обновлений. Методика одного специалиста выработалась, нужны новые подходы. Мы пригласили Перевертайло, он тоже внес свой вклад в развитие клуба. Сравнивая два подхода, мы для себя сделали выводы. Отрицательный результат – это тоже результат, надо правильно его оценивать. Потом была другая ситуация. При Викторе Михайловиче [Гончаренко] я увидел то, как должен работать большой мастер. Он построил процесс, методику работы с игроками так, как мы и хотели. Первое, что мне понравилось, – это то, что он перевернул психологию игроков. Он им объяснял, что в первую очередь надо менять голову, отходить от психологии команды, которая бьется за выживание, к психологии команды-бойца, победителя. Вспомните прошлый сезон, когда мы на морально-волевых выигрывали у топ-клубов. Как нас только не критиковали – и что автобус поставили, и что, «не сделав ни одного удара, выиграли». Я не буду принципиально называть эти команды. Но, извините меня, ребята бились и сделали результат. Ну сделали 21 фол. Счет-то на табло. Постепенно команда стала другой, и это заметили все. Не суета и игра по настроению, а осмысленность появилась. 

– Ожидали, что Гончаренко уведут?

– Было очень внезапно, но мы были готовы к этой ситуации – Виктор Михайлович перешел в топ-клуб. Предваряя следующий вопрос, скажу, что мы не секунды не сомневались в Сергее Богдановиче [Семаке]. Мы знали его как игрока, как специалиста, который работал с лучшими тренерами Европы, я был убежден, что он многому научился. Придя сюда, он развил то, что заложил Гончаренко. 

– Про Семака говорят: «Едет на багаже Гончаренко».

– У нас же полстраны умеет играть в футбол, а другая половина – тренировать. Вот и началось: «Семак едет на багаже Гончаренко». А как же не ехать, если он есть? Просто умный этот багаж развивает – у нас как раз тот случай. Я доволен отношением Сергея Богдановича к городу, к республике. Его вся страна любит и уважает как игрока, а сейчас он открывается для общества, для футбольного сообщества как тренер. С одной стороны, мы будем жалеть, если он быстро вырастет и его пригласит какой-то гранд, с другой – будем гордиться.

«БЫЛИ ДОГОВОРЕННОСТИ С «МАНЧЕСТЕР СИТИ» ОБ ОБМЕНЕ ОПЫТОМ ДЛЯ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА»

– Мы с вами общались три года назад. Тогда, говоря об амбициях, вы сказали, что ваша сверхзадача – сохранить футбол для республики. Сейчас она поменялась?

– Теперь – развивать в футбол в республике.

– О еврокубках уже думаете?

– Плох тот спортсмен, который не думает о чемпионстве. Конечно, думаем. Помните «Берегись автомобиля»? «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Здесь то же самое. Но надо объективно соизмерять возможности и желания. Думаю, что когда-то это произойдет, а мы будем работать на то, чтобы это случилось как можно быстрее. Делаем для этого определенные шаги, я не скрываю. Это будут и трансферные действия. Если взглянуть на пять команд, которые выше «Уфы» прямо сейчас, то становится понятно, что задача очень сложная. Тем не менее она решаемая при определенных условиях. После окончания 20-го тура каждый день открываю турнирную таблицу и смотрю: «Локомотив», Зенит», «Спартак», ЦСКА, «Краснодар», ух – «Уфа»! Приятно.

– Чего не хватает клубу для того, чтобы перед сезоном ставить задачу попасть в еврокубки?

– Мы знаем, чего нам не хватает. Буквально недавно встречались с главой республики Рустэмом Закиевичем Хамитовым, обсуждали спортивные результаты, горды тем, что нам удалось сделать, в том числе и в футболе. Обсуждали итоги и задачи – к чему и как мы пойдем. Он и по духу, и по биографии спортивный человек, отслеживает всё. Мы обсудили, что при выполнении определенных условий вполне реально в ближайшие годы сыграть и в еврокубках. Почему бы и нет?! Тем более что республика не избалована такими спортивными событиями.

– Пару лет назад «Уфа» заявляла о сотрудничестве с «Манчестер Сити», но с тех пор ничего больше не слышно. Что-то пошло не так? 

– Контакты поддерживаем. Когда появятся конкретные предложения о стажировках или обмене специалистами, тогда можно будет говорить.

– То есть разговоров таких нет?

– Был разговор о поездке для обмена опытом главного тренера, но сейчас ситуация изменилась. Тренерский штаб обучается в другой стране, с другими специалистами, готовится к учебно-тренировочным сборам.

– Где?

– В Италии.

– За игрой Зинченко следите?

– По особым датам созваниваемся или списываемся.

– Недавно была такая...

– Да, порадовал, вышел на замену в матче с «МЮ», игру не испортил. Недавно смотрел его интервью, в котором он хорошо отозвался о клубе. Приятно, что этот молодой, очень симпатичный парень поиграл у нас. Он оставил след в Уфе, в том числе в болельщицкой среде. Он умничка. Видно, что человек поставил перед собой большую цель. Ведь для того, чтобы достичь большой цели, нужно делать чуть больше, чем «сосед». Помню, все падают после тренировок, отдыхают, а он всё по воротам стучит. Это показатель. Он не просто стучит, у него свои установки, он их отрабатывает. 

«Плох тот спортсмен, который не думает о чемпионстве» «Плох тот спортсмен, который не думает о чемпионстве» Фото: Максим Никерин

«УФУ В КАЧЕСТВЕ БАЗЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЧМ РАССМАТРИВАЮТ ЕГИПЕТ, ИРАН И ДАНИЯ»

– В свое время Уфа претендовала на то, чтобы стать одним из городов, принимающих матчи чемпионата мира. Предыдущее руководство республики не приняло эту идею. Сейчас, глядя на успехи клуба, не обидно?

– Не приемлю такую постановку вопроса, потому что 10 лет тому назад была другая ситуация. Очень жаль, что мы не попали в число городов, принимающих чемпионат мира. По географическому расположению, по логистике, по развитию инфраструктуры республика и город Уфа полностью соответствуют требованиям ФИФА. Конечно, мы бы с большим успехом поучаствовали бы в проведении чемпионата мира. Плюс город бы получил серьезную спортивную инфраструктуру, большой стадион и все прочие атрибуты. Но мы живем в 17-м году, мы оцениваем сегодняшнюю ситуацию.

– По нашей информации, в Уфе может базироваться соперник сборной России – Саудовская Аравия. 

– Я не знаю насчет Саудовской Аравии. Уфа действительно попала в перечень городов, которые могут принимать команду – участницу чемпионата мира. Это возможно благодаря тому, что Уфа полностью соответствует требованиям ФИФА: часовой подлет к городу, где будет игра (это Самара, Казань, Саранск, Екатеринбург – 16 команд могут у нас базироваться), не более часа езды от аэропорта до места проживания, после саммитов стран ШОС и БРИКС у нас в городе представлены гостиницы всех мировых брендов, состояние дорожной инфраструктуры хорошее. Даже по резервному маршруту дорога от места тренировки до гостиницы занимает 37 минут, а прямая – 20. База, которая сегодня фактически завершена, полностью удовлетворила те команды, которые приезжали.

– Кто приезжал?

– Официально приезжали Египет, Иран и Дания. Представители Саудовской Аравии вроде приезжали первыми, но неофициально, поэтому данных у меня нет. 

– Известно, когда команды определятся с базами для подготовки к чемпионату мира? 

– До середины января, если не ошибаюсь.

– Когда будет сдана база?

– В декабре. Там уже идут внутренние отделочные работы в административно-бытовом здании. Поле засеяно, там естественный газон. Благоустройство сделано, освещение есть. Требования полива тоже соблюдены.

– Как планируете ее использовать после чемпионата мира?

– Это наследие чемпионата мира. База будет активно эксплуатироваться. Мы хотим ориентировать ее на детский спорт. В летний период она сможет принимать до 140 детей, в зимний – до 80. Там есть хорошая столовая, мы туда «подтянем» медицину. У нас создается детская оздоровительная спортивная база, которая как раз будет организована на этой строящейся базе. Она будет в состоянии принимать республиканские детские соревнования. Речь идет не только о футболе, там есть площадки для баскетбола, тенниса, волейбола. Есть замысел развивать там материальную базу, чтобы был бассейн. Это будет хорошее подспорье для детского спорта. Для тренировочных сборов можно принимать и взрослые команды.

Стадион «Нефтяник» Стадион «Нефтяник» Фото: Максим Никерин

«У НАС ЕСТЬ ЦЕЛЬ – ЧТОБЫ СВОИ ВОСПИТАННИКИ ИГРАЛИ В КОМАНДЕ МАСТЕРОВ»

– У республики несколько лет назад были проекты стадионов в Кумертау, Мелеузе, Нефтекамске, Стерлитамаке, даже Баймаке. Какие-то из них близки к реализации?

– За последние несколько лет у нас построено около 50 спортивных объектов – это ФОКи, бассейны, ледовые дворцы. Это замечательный рывок в развитии инфраструктуры физической культуры и спорта. К столетию республики у нас есть проект «100 объектов», в нем еще 19 спортивных объектов. Там же центр спортивной подготовки на улице Камышлинской, Ледовый дворец в Орджоникидзевском районе. Если говорить о стадионах, то Баймак завершен, завершается Белорецк, начали работы в Мелеузе, есть проект по Нефтекамску и Кумертау. Правда, в Кумертау близко к завершению строительство Ледового дворца, поэтому стадион там пойдет второй очередью. У нас есть четкое понимание, что во всех городах должен быть стадион — не просто футбольный, а центр физкультурного развития с подтрибунными помещениями. Сейчас завершается работа по возвращению стадиона и бассейна в Стерлитамаке в муниципальную собственность, с возвращением спортивной составляющей.

– Команду будут возрождать?

– Мы с городом обсуждаем. Стадион за годы простоя, если брать футбольную составляющую, подустал. Но мы его восстановим. С определенной долей уверенности могу сказать, что в Стерлитамаке футбол возродится. Там есть желающие организовать, есть энтузиасты, которые готовы поддержать в материальном плане. И самое главное, что там есть очень преданные болельщики. Они нас как-то даже критиковали, когда мы играли финал Кубка республики «Уфа-2» с их командой.

– За что критиковали?

– Говорили, что в Стерлитамаке футбол умер, потому что появилась «Уфа», хотя это, конечно, не соответствует действительности.

– У вас есть план по увеличению количества своих воспитанников в «Уфе»?

– Самый главный результат нашей работы за этот период – то, что наши воспитанники есть в сборных России по всем возрастам. Дивеев сейчас привлекается, Журавлев. У нас был один Безденежных, а сейчас появились свои ребята, которых мы повезем на сборы с основной командой. Есть возможность их подтаскивать из молодежки в основу. У нас есть цель – чтобы свои воспитанники играли в команде мастеров, это наше обязательное условие. Если они будут востребованы в других клубах – это хорошо. Лунев сделал качественный и карьерный скачок в Уфе. Хотя он воспитанник другого клуба, но, когда мы смотрим на его игры за «Зенит» и за сборную, испытываем ощущение гордости, что он прошел наш клуб. Важно не останавливаться в развитии – мы постоянно говорим об этом ребятам. Есть много примеров, когда ребята выступали за молодежную сборную, даже привлекались в основную команду, а потом останавливались в развитии. Сейчас у них футбольный возраст заканчивается, а где они?

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕРБИ С КАЗАНЬЮ, МНЕ НРАВИТСЯ УРАЛЬСКОЕ ДЕРБИ»

– В 2014 году вы говорили: «„Рубин“ для нас пока не лучший раздражитель», – имея в виду, что задачи у команд разные. Сейчас они похожие, у противостояния появляется история. Ощущение дерби не появилось?

– Мне знаете, какое дерби больше нравится?

– Какое?

– Уральское. Уфа – Пермь. Когда болельщики обеих команд делают перформанс: «Уфа и Пермь – друзья», проводят игры между собой. Объединение должно быть, а не противостояние. Дерби подразумевает собой борьбу. На поле – да, бескомпромиссная борьба, а за полем – дружба. А когда начинают кричать оскорбления – это плохо. Когда мы вышли в премьер-лигу, правоохранительные органы боялись – «Спартак», ЦСКА, «Зенит». Мы сделали все для того, чтобы они приехали и попали в дружескую атмосферу. Помните в позапрошлом году последний матч сезона? 

– «Уфа» выиграла у «Спартака» со счетом 3:1...

– 7 тысяч спартачей было, из них 4 тысячи – московские, 3 тысячи – с округи. Погода была замечательная, красивейшие трибуны. Ни одного эксцесса, потому что они видят доброжелательность. Все улыбаются. Шамиль Камилович (Газизов – генеральный директор «Уфы»прим. ред.) рассказывал в своем интервью о том, как вели себя болельщики «Ростова» в последней игре. Ну это недостойно, неспортивно. Если бы матч состоялся в Уфе (у нас в этот день было 12 градусов мороза), мы бы их обогрели, напоили бы чаем, накормили бы солдатской кашей. Дали бы автобус, провели бы экскурсии. У нас такая задача – чтобы матч был не бойней, а футбольным праздником. С большим удовольствием наблюдаю, что к нам очень много зрителей приходит с детьми, что у нас много девушек на трибунах, есть даже женский фан-сектор. Люди приходят без боязни.

– Про «Амкар» появилась новость, что команда не может найти деньги и рискует завершить свое существование...

– Очень жаль, если эти слухи подтвердятся. Но я уверен, что традиции пермского футбола будут продолжаться. Думаю, что нужно изыскивать все возможности, чтобы «Амкар» играл. Я с глубоким уважением отношусь к таким командам, как «Урал», «Амкар», «Крылья Советов». Это команды-трудяги, которые при небольших бюджетах делают максимум. Нельзя, чтобы на футбольной карте России клубы исчезали.