«Мы не строим новый собор, а восстанавливаем его таким, каким он был до взрыва в 1937 году», — объясняет митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как учит татарский язык, готовит соглашение между Казанской духовной семинарией и Болгарской исламской академией и за что «и сто, и двести раз» готов благодарить Рустама Минниханова.
Митрополит Феофан признался, что будет выбран самый дорогой вариант восстановления собора Казанской иконы Божией Матери
«МЫ СТОИМ ПЕРЕД ОПАСНОЙ ПОЗИЦИЕЙ — БОГООТСТУПНИЧЕСТВОМ. И НАМ НЕ ДО ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГ С ДРУГОМ ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ»
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан вчера посетил редакцию «БИЗНЕС Online», где в течение пары часов подробно отвечал на вопросы наших читателей — за скромной чашечкой чая с хлебом, ведь в самом разгаре православный пост. Среди прочего владыка рассказал о важных решениях, которые были приняты на ученом совете 21 декабря в Казанской духовной семинарии, ректором которой он является.
— Мы приняли официальное решение (что называется, под протокол) начать работу по подписанию соглашений между Болгарской исламской академией и нашей семинарией. В связи с этим начнутся обмен между преподавателями, профессурой и знакомство студентов. Мы живем в одном обществе. Зная свою религию, ты будешь уважать религию соседа. А не зная даже своих религиозных устоев и правил, таким же невеждой ты останешься и к другой религии, — объяснил он.
По мнению Феофана, общество сегодня стоит перед опасной позицией богоотступничества. «И нам не до того, чтобы друг с другом выяснять отношения, нужно объединяться, чтобы этому богоотступничеству противостоять, сохранить веру и нравственные ценности наших людей», — отметил он.
Вторым решением ученого совета стало возрождение духовной академии — в нее будет преобразована Казанская семинария.
— Но тут возникает большая сложная проблема с кадрами: сколько профессоров должно быть, сколько докторов, — рассказал митрополит Феофан. — Дальше по помещению нужно решать вопрос: будем ли возвращать историческое здание — клинику КФУ напротив «Корстона» — или будем искать другие возможные варианты. Все очень непросто. Рубить с плеча и декларировать очень легко. Ко всему нужно подходить не будоражив людей, а путем поиска разумного подхода. Нужен диалог.
«ЗАЧЕМ ТОГДА КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БЫЛО ДЕЛАТЬ ТАКИМ КРАСИВЫМ? МОЖНО ЖЕ БЫЛО ПОПРОЩЕ И ПОДЕШЕВЛЕ»
Невозможно было обойти и тему реконструкции собора Казанской иконы Божией Матери. Как оказалось, дела на стройке идут замечательно, строго по графику.
— Я прямо скажу, не стесняясь, и сто, и двести раз могу повторить огромную благодарность Рустаму Минниханову за принятие исторического решения федерального общероссийского масштаба о строительстве Болгарской академии и воссоздании Казанского собора, — искренне произнес митрополит Казанский и Татарстанский. — В этом дальновидность руководителя, это войдет в историю золотыми страницами. Я глубоко в этом убежден, и вы это увидите. Ну и огромная благодарность Минтимеру Шаймиеву. С учетом его огромного опыта, несмотря на возраст, он с таким запалом взялся за это дело. И мы часто проводим совместные планерки. Конечно, основная нагрузка лежит на фонде «Возрождение», который привлекает средства благотворителей, на его вдохновителе — Минтимере Шариповиче Шаймиеве, а также на «моторе» всего процесса — исполнительном директоре фонда Татьяне Петровне Ларионовой. Низкий поклон им и слова безмерной благодарности за то великое дело возрождения, которому они отдают не только время и силы, но и всю душу свою.
Глава Татарстанской митрополии рассказал, что к Новому году или сразу после в помещение дадут тепло, там начнутся внутренние работы. При этом, замечает владыка, храмы никогда не расписывают сразу после строительных работ. Стены отштукатурят, отшпаклюют, после чего храм должен выстояться, иначе по стенам пойдут микротрещины, вся роспись осыплется. Тем не менее сейчас ведутся предварительные работы по иконостасу.
Митрополит Феофан признался, что будет выбран самый дорогой вариант восстановления собора.
— Наш собор построен архитектором Иваном Старовым, который позже нашего возвел лавру Александра Невского в Питере. Тут был такой же иконостас, но из мрамора. А украшения (резьба) не деревянные, что гораздо легче в отделке, а бронзовые. Мы все анонсировали, что не строим новый собор, а восстанавливаем его таким, каким он был до взрыва в 1937 году... А он был величественным. Мы его воссоздаем, это не новодел.
Главу Татарстанской митрополии не смущает дороговизна стройки. Так, для иконостаса будет использоваться мрамор, которого в нашей стране не отыскать, — огромные глыбы были доставлены в Казань из Греции и Италии.
— Если уж идут такие разговоры, зачем тогда кукольный театр было делать таким красивым? Можно же было попроще и подешевле... А затем, что красота спасет мир. Она должна присутствовать всегда. Тем более что Россия была лапотной, а строила храмы и мечети.
Владыка не стал раскрывать, кто будет воссоздавать иконостас, однако признал, что в России такого уровня мастеров нет. Тем не менее он надеется, что все работы по нему к концу 2018 году будут выполнены.
— Я бы хотел, чтобы к концу следующего года мы подумали об открытии собора. И многие работы будут доделывать уже после того, как храм распахнет свои двери. Есть вещи, которые при желании сделать быстрее не получится из-за технологических особенностей.
«СВОБОДА БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОИЗВОЛ»
Митрополит успел рассказать не только о татарстанских делах, но и про итоги архиерейского собора РПЦ, который проходил в Москве с 29 ноября по 2 декабря. Именно там принимаются главные решения для жизни церкви.
— Собор принял четкое определение, что церковь признает брак только между мужчиной и женщиной как богоданное благословленное действие, — отметил глава Татарстанской митрополии один из важнейших тезисов архиерейского собора. — И даже если светская власть признает законными однополые браки, церковь оставляет за собой право не признавать этого. Назовите мне хоть одну институцию в России, которая позволила бы так четко сформулировать на таком высоком уровне и с такой ответственностью свою позицию! Все боятся прямо об этом говорить.
Митрополит Феофан признался: когда спрашивают его мнение по данному вопросу, он отвечает, что ответ на это уже дал Бог — сжег Содом и Гоморру.
— Есть явления, которые искажают природу, законодательство, являются противоестественными. А некоторые беззакония возводят в рамки закона, как это делается на Западе. Во Франции больше 80 процентов против законодательного признания однополых браков, однако разрешающий закон принимается. Какая это демократия?!
Коснулись на архиерейском соборе и вопроса образования и признали, что в стране остро стоит проблема с православными детскими садами.
— Я поставил для себя задачу, чтобы в каждом крупном городе Татарстана была полноценная гимназия, и привел в пример ту, которая функционирует в Святодуховском храме, бывшем театре кукол. Пока, правда, до 4-го класса. Но рядом строится здание для полноценной гимназии, — рассказал митрополит.
Он считает: чтобы дети в школах прилежнее учились, нужно, чтобы они оставляли свои сотовые телефоны при входе в класс. По его мнению, должен быть разумный подход к использованию новых средств коммуникации. Над этим вопросом должны работать и серьезные исследовательские программы, чтобы определить, что вредно, а что действительно полезно, уверен владыка.
— Вся проблема в том, что мы перепутали понимание свободы с ответственностью и вседозволенностью. Свобода без ограничения ответственности обращается в произвол, — говорит священнослужитель. — Так свобода приводит к рабству.
Сам он пользуется интернетом исключительно для того, чтобы получать новости и другую информацию. Переписку ни в мессенджерах, ни в социальных сетях не ведет: «Следы нигде не оставляю».
Митрополит Феофан признался, что, несмотря на данное в 2015 году обещание выучить татарский, пока не выполнил его.
— Я оказался плохим учеником, но я стараюсь. Оказалось, что в 70 лет языки учить не так-то просто, — признается он. — По крайней мере, по-татарски меня ругать уже нельзя — я понимаю!
Между тем глава Татарстанской митрополии говорит на английском и испанском, понимает арабский, иврит и греческий.
Полную стенограмму онлайн-конференции с митрополитом читайте в ближайшее время на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.