«НИКОГДА ЕЩЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ЖИЛО ТАК ХОРОШО, КАК СЕЙЧАС»

Мусорная корзина идей пополняется в истории не так быстро, как того требуют бурно меняющиеся потребности общества. Одна из таких идей-сорняков, которая прочно пустила корни под чалмами и каляпушами наших религиозных деятелей, заключается в идеализации прошлого, вере в своего рода «золотой век» ислама. Суть данной веры состоит в том, что все лучшее, что могло быть с нами, уже случилось, дальше нас ждет только деградация. В рамках данной мифологемы наши ретрограды полагают, что самая прекрасная эпоха — время Пророка, за которой по нисходящей следует нескончаемый отпад от идеала. Так ли это на самом деле? И самое главное: так ли уж безобидна эта идея, активно внедряемая в сознание верующих мусульман сегодня в Татарстане?

Идея ушедшего «прекрасного века» ложна, ибо противоречит очевидным фактам. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять, насколько далеки от реальности взгляды наших религиозных мужей, ведь очевидно, что мироустройство людей из года в год становится несоизмеримо лучше. Самым верным признаком этого является средняя продолжительность жизни. Данный показатель — сухой остаток суммы достижений во всех сферах жизни.

Из-за высокой детской смертности и целого ряда других причин в Средние века средняя же продолжительность жизни колебалась в районе 30 лет. В Новое время с появлением науки и зачатков современной медицины данный показатель увеличился, но даже к середине XIX века он во многих странах не превосходил 40 лет. В России, например, к концу позапрошлого столетия средняя продолжительность жизни равнялась всего лишь 32 годам. Стоит ли удивляться, что те, кто перешагивал данный рубеж, считались людьми почтенного возраста. Архетипическим символом здесь может послужить старуха-процентщица из известного романа Достоевского, которой на момент гибели было по нашим меркам не так уж и много — 42 года. У кого сегодня повернется язык назвать 40-летнюю женщину старухой? А тогда это было в порядке вещей.

В контексте данной темы нередко вспоминают слова, возводимые к Пророку Мухаммаду: «Продолжительность жизни моей уммы насчитывает от 60 до 70 лет и мало кто проживает дольше этого».

Данные слова, даже если они и были произнесены, не являлись констатацией факта и потому к понятию средней продолжительности жизни не имеют никакого отношения. Судите сами. У самого Пророка было семеро детей: четыре дочери и три сына. Все его мальчики умерли в младенчестве. А из дочерей никто, кроме Фатимы, не пережил отца. Да и она покинула наш бренный мир всего через несколько месяцев после смерти Пророка. Другими словами, все его дочери умерли, будучи молодыми. На этом примере, весьма типичном для тех времен, легко понять, что средняя продолжительность жизни в стародавние времена была катастрофически малой.

Поэтому, скорее всего, данный хадис в действительности звучал как предсказание о том, что, мол, наступят такие благостные времена, когда люди будут жить аж по 60–70 лет. Тогда это действительно казалось чем-то удивительным. Так вот, такие времена давно уже наступили. А если быть совсем точным: мы уже шагнули дальше. Более  половины стран современного мира имеют среднюю продолжительность жизни свыше 70 лет. В десятках стран она составляет свыше 80. И это не предел. По данным геронтологов, каждый год средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличивается на 3 месяца. И что самое приятное: увеличивается не только продолжительность жизни, но и ее качество, то есть активное долголетие.

Дальше — больше. Сегодня ученые, вооружившись фундаментальными научными знаниями, уже в практическом ключе задаются вопросом: а обязательно ли человеку стареть и вообще умирать? Ведь природа знает  множество примеров нестареющих организмов — тот же голый землекоп, например, феномен  которого наука открыла чуть более десяти лет тому назад. Если целый ряд организмов погибают не в силу старения и как следствие болезней, а исключительно от внешних факторов, то возможно ли, поняв их внутреннее биологическое устройство, применить его к человеку? Касательно механизмов старения существуют десятки научных теорий. Но даже самая пессимистичная из них теломерная, согласно которой внутренний лимит жизни человека обусловлен длинной «колпачков» (теломеров) на конце ДНК, сокращающихся при каждом делении клеток, пока не будет полностью исчерпана данная возможность, оставляет ученым зазор для просвета надежды. Оказывается, теломеры с помощью специальных процедур можно увеличивать и тем самым отодвигать генетический предел жизни организма. Эксперименты на животных увенчались успехом. Эстафету от них уже переняли смельчаки-добровольцы. Кто знает, может быть, старухе-процентщице будущего на момент гибели исполнится 240 лет?

Да, мы живем в далеко не идеальном мире со множеством трудностей и проблем. Но никогда еще в истории человечество не жило так хорошо, как сейчас. Средняя продолжительность жизни — и, как следствие, беспрецедентный демографический взрыв на планете, население которой перевалило за 7 миллиардов человек и продолжает стремительно расти, — тому неоспоримое подтверждение.

«СВОБОДА И ЗНАНИЕ — ДВА ВАЖНЕЙШИХ ФУНДАМЕНТА ПОДЛИННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ»

Прогресс очевиден для всех. И исламские ретрограды это прекрасно понимают. Поэтому последней ширмой, за которой они хотят уберечь идею «благостного века», стало пространство нравственности. Дескать, в научно-техническом плане человечество развивается, а вот в нравственном отношении деградирует. Это тоже не более чем миф.

Данный миф питается тем, что нравственность для многих — понятие аморфное, трудно определимое, туманное. Что это такое? Как ее измерить? В мутной воде такого рода неопределенности ретрограды и пытаются выловить спасение для своей идеализации прошлого. Но как только мы начинаем обращаться к конкретике, идея моральной деградации человечества рассыпается как карточный домик. Давайте обратимся к примерам.

Что самое аморальное в жизни социума? Ответ прост: рабовладение, то есть превращение человека в вещь. Помните золотое правило морали: относись к другом так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Поэтому нет ничего более постыдного, чем рабство. Рабов нещадно эксплуатировали, принуждали к сексу (читай: насиловали) и продавали следующим хозяевам, где они заново проходили все круги ада. Кто все это делал? Многие. Мусульмане, в том числе исламские муфтии и алимы, увы, не исключение. Они не считали чем-то зазорным иметь в личном владении людей, в том числе наложниц, то есть рабынь для внебрачных интимных отношений. Невольничьи рынки в исламских странах процветали. Другими словами, устранили ли средневековые мусульмане рабство, решительно осужденное исламом? Отнюдь. Человечество по историческим меркам лишь недавно избавилось от этого позорного института. Это достижение нашей эпохи. Так с чего вы взяли, что мы морально деградируем?

Да, где-то на периферии социума рабство де-факто все еще остается — в основном это касается подпольной секс-индустрии, иногда и трудовой сферы. Однако подобное явление сегодня решительно осуждается обществом. Правда, не всеми. Например, недавно ДУМ РТ в качестве учебника для республиканских медресе издало книгу средневекового ханафитского автора аль-Кудури. В нем аж целая глава посвящена «исламским» нормам рабовладения. Описываются там нормы и касательно наложниц. Вот она истинная опека над моральными качествами мусульман! Подчеркну: книга аль-Кудури — не учебник по истории исламского права, а учебник актуального для руководства ДУМ РТ средневекового исламского права, которое оно всеми силами пытается сегодня возродить.

Другой пример — образование. Сами исламские ретрограды связывают понятие морали со знанием. И с этим невозможно не согласиться. Но вот что удивительно: всеобщее образование, которое касается всех, а не только элиты, — феномен нашего времени, а отнюдь не исламского Средневековья, когда мусульманская цивилизация переживала свой наивысший расцвет. Более того, подавляющее большинство мусульман прошлого (увы, отчасти и настоящего) не просто осуждали, а запрещали и всячески препятствовали получению образования девочками. И с чего вдруг мы должны считать людей, держащих половину общества в невежестве, и самих в большинстве своем остававшихся темными людьми, высоко моральными?

Свобода и знание — два важнейших фундамента подлинной нравственности. И по этим критериям наше общество, несомненно, выигрывает перед прежними временами.

Сам Пророк прекрасно осознавал, что дело по самоулучшению людей, которое он начал в своей жизни, будет, словно снежный ком, разрастаться от поколения к поколению. Однажды одному из своих сподвижников он сказал, что в будущем наступят такие дивные времена, когда даже девственница (читай: беззащитная девушка)  сможет путешествовать одна в полной безопасности. Людям в это верилось с трудом. Неужели можно отправиться в дальний путь в одиночестве, без оружия и угрозы нападения? Да, оказывается, можно. Сегодня мы покупаем билет и летим хоть в Австралию, хоть в Китай, хоть в Америку. И никто на нас не нападает. Почему? Да потому что общество стало несоизмеримо нравственнее своих предшественников.

«СОГЛАСНО ТРАДИЦИОННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ИНСТИТУТ ПРОРОЧЕСТВА — НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК МЕХАНИЗМ ПОЧИНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Идеализация прошлого не просто ошибочна, но и антирелигиозна по своей сути. Она обесценивает приход в этот мир нашего Пророка, равно как и всех предыдущих Божьих посланников, великих праведников и подвижников, которых человечество было сподоблено на протяжении своей истории. В самом деле, если Пророк не смог изменить этот мир к лучшему, если люди от поколения к поколению только деградируют, то получается, что он приходил напрасно. Это, пожалуй, высшая хула, которую только можно возвести на нашего любимого Пророка.

Косвенно данная идея бросает тень и на Самого Бога. Ведь согласно традиционным представлениям институт пророчества — не что иное, как механизм починки человечества, который Господь периодически использует во благо людям. Но выходит, что данный механизм в долгосрочной перспективе дает сбой, ибо не приносит никаких существенных результатов. Это также самое настоящее богохульство, которое, что удивительно, принято за официальную доктрину средневекового суннизма и по инерции — исламского истеблишмента Татарстана.

Мусульманские теологи понимали, что концепт «благостного века», противоречит идее Всемогущего и Милосердного Бога, поэтому в исламской догматике родилась идея махди. 

Махди — человек, который должен в преддверии Конца Света исправить системный сбой якобы упорно неисправимого человечества. О Махди в Коране не сказано ни слова. И это повод задуматься об аутентичности данной идеи. При этом идея махди фундаментально не снимает хулу на Бога. Ведь получается, что проект «Человек» не состоялся, поэтому Богу нужно постоянно вмешиваться в процесс, в данном  случае — через махди, чтобы выправить ситуацию. Пророка оказалось недостаточно. Стало быть, Бог не способен создать Своего наместника на земле, который бы здесь смог утвердить Его идеалы жизнеустройства. То есть проблема по существу остается. К слову, однажды я спросил о данном противоречии Гейдара Джемаля, и этот вопрос, как мне показалось, поставил его в тупик — по крайней мере, ответить он на него толком не смог.

Не всякая ложная идея безобидна. К идеализации прошлого это не относится, ибо она наносит очевидный вред всем нам. Пропагандируя подобный взгляд на мир, ретрограды порождают апатию и безынициативность среди мусульман. Если мы живем в юдоли бесперспективности, то зачем к чему-то стремиться? Если все неумолимо катится вниз, то с чего нам не опускать руки? Это, к слову, одна из причин, почему современный исламский мир превратился в интеллектуальные задворки человечества. Исподтишка данную идею впрыскивают в сознание мусульман Татарстана — республики, которая стремится стать инновационным регионом, устремленным в будущее. Но получится ли это у нее с подобными ржавыми гирями на ногах?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции