Социологи прогнозируют рекордно низкую явку на выборах президента 18 марта 2018 года. Согласно декабрьскому опросу «Левада-Центра», лишь 58% россиян заявили о желании пойти на избирательные участки.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор «Левада-Центра» Лев Гудков отмечает, что реальная явка, как правило, ниже декларируемой и может составить 52−54%, пишет газета «Ведомости». На выборах 2012 года явка составила 65,34%. Самой высокой явка на президентских выборах в России была в 1991 году (76,66%), самой низкой — в 2004-м (64,38%).

Обычно прогноз делается ближе к концу кампании, но пока можно ожидать самую низкую явку за все время наблюдений, подчеркнул Гудков. «Крымский синдром заканчивается, нарастает ощущение неопределенности, снижается материальный уровень, сама кампания вялая. Все это снижает готовность идти на выборы», — сказал эксперт, отметив, что нет никаких предпосылок для того, чтобы явка вышла за 60%.

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров однако считает, что явка будет между 60 и 70%. По мартовским данным ВЦИОМ, на президентские выборы были готовы прийти почти 70% россиян (52% — «точно» и 17% — «скорее всего»). На явку может повлиять актуальный проблемный фон — например, итоги зимней Олимпиады или новые санкции против России, полагает Федоров. «Теоретически явка будет ниже, чем на предыдущих выборах, потому что электорат молодеет, а молодые на выборы ходить особо не любят», — считает глава ВЦИОМ.

Исходя из декларируемой явки по версии «Левада-Центра», из 110 млн избирателей на участки придет 64 млн, но четверть из них — это люди, которые дают социально одобряемый ответ, но на выборы не пойдут, говорит политолог Дмитрий Орешкин.

От политтехнологов давно собирают предложения по повышению явки, говорит человек, близкий к администрации президента. Беспокойство Кремля связано и с тем, что из-за низкой явки кое-где может быть слишком высокий процент голосования за президента Владимира Путина, добавляет он: «Большинство считают, что Путина и без них выберут, и на участки не придут». При этом стоит задача провести честные выборы, а мобилизацию осуществить законными методами, уверяет собеседник.

Задача провести абсолютно легитимную кампанию ставится очень жестко, и к явке это тоже относится, говорит источник в Центризбиркоме. По его словам, ЦИК будет поднимать явку за счет информационно-разъяснительной работы: уже есть хороший информационный продукт, а участковые комиссии будут работать не 10 дней, как раньше, а 30, что даст им больше времени, например, на рассылку приглашений избирателям.