«КОМПОЗИТОР – ХУДОЖНИК – ДРАМАТУРГ – РЕЖИССЕР»

Ни для кого не секрет, что возможностей для развития национальной оперы в Татарстане не так много. Вопрос о создании музыкального театра, ориентированного на татарскую классику и произведения современных композиторов, периодически поднимается культурной интеллигенцией, но воз и ныне там. При этом в репертуаре театра им. Джалиля лишь две татарские оперы – «Джалиль» Назиба Жиганова и «Любовь поэта» Резеды Ахияровой, да и те попадают в афишу крайне редко, а премьера «Сююмбике» Ахияровой уже не раз откладывалась. И вот в Казани опробуют новый для себя формат – оперной лаборатории, призванной сдвинуть дело с мертвой точки. Главным застрельщиком выступает фонд Sforzando Данияра Соколова, на счету которого уже есть целый ряд интересных музыкальных проектов, например оперные спектакли под открытым небом.

Амбициозный музыкальный проект стартует уже завтра. Первый его этап носит образовательный характер – участники побывают на лекциях, семинарах и мастер-классах ведущих российских деятелей музыкального искусства и театра. Список педагогов оперной лаборатории – школы искусств KazanOperaLab по-настоящему впечатляет. Здесь и один из самых известных в мире отечественных оперных режиссеров, экс-худрук оперной труппы Михайловского театра Василий Бархатов, и настоящий цвет классических композиторов – Александр Маноцков, Владимир Раннев, Петр Поспелов, Эльмир Низамов, а также известные театральные художники (Зиновий Марголин, Ксения Перетрухина), драматурги (Михаил Дурненков, Евгений Казачков), критики (тот же Поспелов, Лариса Барыкина, Дмитрий Ренанский).

Отметим, что финансирует проект фонда развития исполнительского искусства РТ Sforzando министерство культуры РТ, а в партнерах значатся союз театральных деятелей России и Татарстана, союз композиторов РФ, фонд «Живой город» и др.

Это долгосрочный проект, рассчитанный на период с декабря 2017-го по ноябрь 2018 года и состоящий из нескольких этапов. Участники KazanOperaLab – это три композитора, три художника-сценографа, три драматурга и три режиссера. Все они представляют Татарстан. Среди известных широкой публике имен можно назвать композитора Ляйсан Абдуллину, драматургов Рузиля Мухаметшина и Сюмбель Гаффарову, режиссера Регину Саттарову...

KazanOperaLab разделена сразу на несколько этапов. По итогам первого из них (сроки – 7 - 23 декабря) участники разделятся на группы «композитор – художник – драматург – режиссер». Именно в этих творческих командах они начнут работу над операми на следующем этапе лаборатории. В течение второго этапа команды должны создать черновой вариант текста и утвердить состав исполнителей будущей. Третий этап – композиция. Команды представят либретто и музыкальные наброски. На четвертом этапе необходимо «сдать» финальное музыкальное произведение. Начнутся репетиции и разучивание партий. Затем пройдет показ эскизов спектаклей, так называемых works-in-progress. По итогам показа экспертный совет лаборатории будет рекомендовать лучшие эскизы к постановке.

Финальный пятый этап – это премьера опер, созданных молодыми татарстанскими композиторами, режиссерами, художниками и драматургами в рамках лаборатории – школы искусств KazanOperaLab. Планируется, что презентация музыкальных спектаклей состоится не только в Казани, но и в Москве.


Данияр Соколов

«МЫ ПОСТАРАЛИСЬ СОБРАТЬ ВЫДАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ, НАСТОЯЩИХ ЗВЕЗД»

О заявленных целях и перспективах KazanOperaLab «БИЗНЕС Online» поговорил с директором фонда Sforzando Соколовым.

– Данияр, в музыкальном пространстве Казани и Татарстана действительно отчетливо не хватает современной оперы и современных оперных постановок. Может ли такой проект, как KazanOperaLab, всерьез изменить ситуацию?

– За годы своего творчества мы успели поэкспериментировать как с классическими, так и с современными оперными постановками, и пришли к логичному выводу: в Казани, в Татарстане необходимо воспитать поколение музыкантов, молодых людей, которые будут заниматься именно современным искусством, современной оперой. Естественно, используя и традиции, например, национальной татарской оперы. В Казани достаточно опыта по воплощению постановок как на площадках консерватории, так и на сцене театра оперы и балета. Мы же хотим открыть новых, доселе неизвестных широкой публике талантливых ребят, которые способны удивить новым взглядом на оперное искусство. Поэтому и задумали KazanOperaLab.

– Пока это разовый проект? Или есть желание сделать KazanOperaLab своего рода брендом, инкубатором, из которого будут вырастать местные профессионалы в этой сфере искусства?

– Мы надеемся, что это только начало и проект станет ежегодным, и мы будем воспитывать новое поколение, ставить эксперименты, воплощать новые проекты. Это очень важно, потому что сама суть искусства – это развитие, непрерывное действие. Для первого этапа мы постарались собрать выдающихся современных деятелей театрального, музыкального искусства России, настоящих звезд. Я думаю, что участники получат неоценимый опыт, который запомнят на всю жизнь. В течение всей лаборатории, в течение предстоящего года мы будем привозить и вокальных мастеров, и инструменталистов, которые владеют современными технологиями в исполнительском искусстве, потому что это тоже большая проблема.

Александр Маноцков

Когда этим летом мы работали над операми Александра Маноцкова «Страшно место» и «Аркаим» Николая Попова, выявился целый пласт проблем, с которыми здесь, в Казани, никто никогда не сталкивался. Я имею в виду прочтение современного материала, трактовки, исполнения. Этот проект – начало долгого пути, ведь развиваться можно до бесконечности. И для всей татарской, казанской культуры это будет огромный шаг вперед.

– Нет ли опасений, что работы, которые будут сделаны по итогам лаборатории, окажутся банально «в столе»?

– Цели лаборатории – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества, воспитание новых профессионалов. И, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не в стол, а прозвучали на сцене, чтобы критики высоко оценили наши первые шаги к цели.

«СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ В КАЗАНИ»

Будущие педагоги KazanOperaLab, опрошенные «БИЗНЕС Online», подчеркивают важность и своевременность этого проекта. По мнению Маноцкова, «современная опера становится частью жизни» в Казани. «Я сам недавно написал и поставил здесь первую оперу из задуманной трилогии, посвященной Свияжску, мне очень понравилось работать с казанскими певцами и инструменталистами, мне очень понравилась казанская публика, как я думаю, полностью готовая к восприятию современного музыкального театра в любых формах. И замечательно, что в Казани есть люди, занимающиеся новым искусством, организующие фестивали, концерты и лаборатории», — говорит композитор, чьи оперные произведения идут в московских «Геликон-опере» и театре им. Покровского. «Практики такого рода работают в две стороны: зрители получают новые впечатления и расширяют свои горизонты, а авторы получают возможность „в безопасных условиях“ сделать работы, в которых будет проявляться и осознаваться их индивидуальность, ведь композиторы, режиссеры, драматурги что-то могут по-настоящему понять о своей работе только тогда, когда они могут ее оценить из зрительного зала, вместе с публикой. В сегодняшнем мире даже дикие животные иногда нуждаются в том, чтобы провести какое-то время не в естественной среде, а в заповеднике, – что уж говорить о таких трепетных существах, как оперные авторы», – констатирует Маноцков. «Я надеюсь, что в обозримом будущем возникнет естественная среда, в которой в каждом городе будут выходить десятки оперных премьер каждый сезон и залы будут ломиться от любопытной, требовательной и доброжелательной публики. Всегда рад поучаствовать в затеях, приближающих это прекрасное будущее», – говорит композитор, писавший музыку для спектаклей таких корифеев театральной режиссуры, как Кирилл Серебренников и Андрей Могучий.

Эльмир Низамов

«Музыкальный театр – достаточно консервативная институция, особенно в нашей стране. Количество премьер, новых сочинений, партитур в течение сезона можно пересчитать по пальцам. Тем более премьер, написанных относительно молодыми авторами. Такие постановки концентрируются в основном в Москве, в региональных театрах это вообще очень редкое явление», – заявляет проблему казанский педагог KazanOperaLab композитор Эльмир Низамов, который сам недавно участвовал в подобной лаборатории в столичном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Задачи таких проектов Низамов формулирует так: «Во-первых, это возможность продемонстрировать, что молодые авторы есть, что они пишут, работают по-разному, в разных стилях, в разных жанрах, что они могут это делать. Во-вторых, элементарно добиться того, чтобы все друг друга знали. Композиторы – драматургов, драматурги – композиторов, режиссеров, художников... Чтобы это было одно дружное сообщество, которое в дальнейшем сможет развернуть репертуарную политику музыкальных театров к современным авторам тоже».

«KazanOperaLab – невероятно важный и очень нужный инновационный проект, стимулирующий творчество драматургов, режиссеров и композиторов на создание нового оперного искусства, которого сегодня очень не хватает», – соглашается композитор Николай Попов. Наконец известный музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский констатирует: «Отечественный оперный театр безбожно застрял в прошлом – даже не в ХХ веке, а в XIX-м. Ключевая задача KazanOperaLab – подтолкнуть молодое поколение композиторов, режиссеров, драматургов, художников к поиску, к тому, чтобы стряхнуть с оперного жанра пыль, взглянуть на него по-новому». Результаты оперного «Ветра перемен» в виде готовых спектаклей его организаторы рассчитывают представить публике осенью 2018 года.