«Я ни к кому претензий не имею» .По итогам опроса почти четверти потерпевших, только 10 из них оставили в силе свои требования в части удовлетворения моральных страданий «Я ни к кому претензий не имею»: по итогам опроса почти четверти потерпевших только 10 из них оставили в силе свои требования в части удовлетворения моральных страданий

ЗА МОРАЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ 10 ПОГОРЕЛЬЦЕВ ТРЕБУЮТ 296 МИЛЛИОНОВ

Было ощущение, что самый резонансный процесс Татарстана начал стремительно набирать обороты — на заседания стали приходить по 10 потерпевших, однако теперь ясно, что темпы рассмотрения дела вновь упали — потерпевшие игнорируют заседания и не являются на допросы. Впрочем, оказалось, многие потерпевшие не знают, что после 10:00 двери суда закрываются. В этом случае судебные приставы предлагают потерпевшим подойти после обеденного перерыва, к 13:30. «Мне сказали, если к 10:00 не успею, то к 11:00 можно», — возмущалась пришедшая 27 ноября потерпевшая. На процесс она приехала из поселка Борисково. В итоге женщина ушла, не дожидаясь начала заседания. 

Между тем вместительный концертный зал ДК «Юность» с каждым процессом «мрачнеет»: из 9 ламп теперь горит лишь 3, заседание проходит в полумраке, более благотворном для утреннего сна, чем для рассмотрения громкого уголовного дела. 

На одном из заседаний экс-пристав Минзиля Сафина упала в сонные объятия полумрака, положив голову на плечо сидящего рядом с ней рабочего Нияза Габдулхаева, и задремала. И она такая не одна. Впрочем, Сафина — самая юная подсудимая — на каждом заседании умудряется выглядеть эффектно. Мальвина — так прозвали ее участники процесса. Минзиля приходит в «Юность» всегда в полном параде: высокие сапоги на шпильках, пышные наклеенные ресницы, макияж и объемная прическа. Говорят, будучи на службе в УФССП по РТ, Сафина каждый день выглядела так же. 

Минзиля Сафина — самая юная подсудимая — на каждом заседании умудряется выглядеть эффектно Минзиля Сафина — самая юная подсудимая — на каждом заседании умудряется выглядеть эффектно

За 9 месяцев судебных допросов показания дали 168 из 703 человек. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», от исковых претензий в суде отказались 100 потерпевших, только 68 поддержали свои претензии. Напомним, изначально сумма материальных претензий составляла 1,4 млрд рублей, а сумма требований по компенсации морального вреда достигала космических 11,2 миллиарда. Теперь можно подвести промежуточные итоги. По итогам опроса почти четверти потерпевших только 10 из них оставили в силе свои требования в части удовлетворения моральных страданий — они потянули на 296 млн рублей. Требования 68 потерпевших о возмещении материального ущерба за сгоревший товар не превысили 187,9 миллиона. Любопытная деталь — предоставить накладные и чеки о товаре смогли лишь несколько допрошенных, остальные ссылаются на то, что чеки находились на торговой точке и сгорели.

27 ноября суд выслушал показания пятерых потерпевших, все из них от заявленных ранее материальных требований отказались 27 ноября суд выслушал показания пятерых потерпевших, все из них от заявленных ранее материальных требований отказались

«ЭТО НЕ РЫНОК!»

27 ноября суд выслушал показания пятерых потерпевших: все из них от заявленных ранее материальных требований отказались. 39-летний уроженец Азербайджана Джабир Сафаров говорил очень невнятно — мужчина плохо владеет русским языком. Особого удивления у присутствующих это не вызвало: участники процесса привыкли к допросам уроженцев Закавказья. Компромисс не раз предлагала гособвинитель Ольга Зарипова — огласить показания не явившихся в суд потерпевших. Однако подсудимые и их защитники это ходатайство не поддерживают, что непомерно затягивает процесс. Любопытный факт: адвокаты по назначению за участие в одном судебном заседании получают от коллегии не менее 1,5 тыс. рублей, вероятно, гонорар защитников по договоренности значительно выше... Сафаров с трудом рассказал о пожаре. По его словам, на рынке он арендовал четыре места и торговал сезонным товаром. В результате пожара потерпевший потерял 1,7 млн рублей, но поддерживать свой иск отказался. 

Также в суде поочередно свои показания дали еще три уроженца Азербайджана. Судя по одинаковой фамилии, мужчины приходятся друг другу братьями. Бабасан Бабаев, торговавший тапочками, коротко сказал, что ущерб составил около 500 тыс. рублей, но претензий он ни к кому не имеет. Канан Бабаев растерялся и на каждый вопрос Зариповой отвечал, что ничего не помнит. Сперва 23-летний молодой человек поддержал свой иск о материальном ущербе, но уточнить требования не успел, поскольку из зала суда кто-то крикнул на азербайджанском. Канан Бабаев тут же изменил свое мнение об иске. «Брат сидит и молчит — это не рынок», — отрезал судья Феликс Сабитов. Третий брат, Руслан Бабаев, арендовавший одно торговое место, говорил на русском внятно и четко. «Я ни к кому претензий не имею», — быстрее хотел отделаться от допроса мужчина.

«А кто будет возвращать то деньги, откуда?» «А кто будет деньги-то возвращать, откуда?»

«ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ» — ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

На втором заседании, прошедшем накануне, 36-летний Дмитрий Аниканов рассказал суду, что погорел на 5 млн рублей. Он попытался спасти товар, но не сумел: «Я позвонил друзьям, начали собирать товар и перенесли его в четвертый зал. Вынести товар не смогли — была давка». Аниканов подчеркнул, что оповещения и сигнала тревоги в здании рынка не было и пожарных он не видел. По словам потерпевшего, замдиректора ООО «Заря» Гюльгусейн Наджафов отказал ему в аренде торгового места. «Места тебе не будет», — зачитала гособвинитель из показаний. Чтобы зайти на рынок, потерпевший перекупил права аренды у некоего мужчины и заплатил за «вход» в администрацию рынка за две точки 150 тыс. рублей.

— Вступительный взнос? — уточнил судья.

— Неофициально... Чтобы разрешили торговать, — пояснил потерпевший.

Гюльгусейн Наджафов: «Места тебе не будет» Гюльгусейн Наджафов: «Места тебе не будет»

Как выяснилось в ходе допроса, ранее Аниканов заявлял материальный иск на 2,5 млн рублей, а в зале суда поддержал сумму в 5 миллионов. «С учетом инфляции», — объяснил мужчина. Но в итоге потерпевший вернулся к иску в 2,5 млн рублей.

Бывшая предпринимательница 56-летняя Гулиса Багавеева торговала в «Адмирале» женской одеждой. За два торговых места она платила 50 тыс. рублей. Свой иск в 1 млн рублей экс-предпринимательница поддерживать не стала. «А кто будет деньги-то возвращать, откуда?» — с досадой обратилась она к суду.

Следующее судебное заседание состоится 11 декабря.