«ЭТИ СТРАШНЫЕ, РАВНОДУШНЫЕ ЗАГОЛОВКИ ЗАСТАВИЛИ МЕНЯ ПРЯМО СРЕДИ НОЧИ ПИСАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ»

Вчера, 28 ноября, загорелось здание по адресу ул. Восстания, 98. Большинство казанских СМИ опубликовало формальные материалы примерно с такими заголовками: «В двухэтажном неэксплуатируемом здании рядом с „Химградом“ произошел крупный пожар».

Наверное, именно эти страшные, равнодушные заголовки заставили меня прямо среди ночи писать этот материал. Мне сейчас очень трудно собраться с мыслями, слишком много эмоций и воспоминаний. Тем более что в последние пару часов постоянно звонит телефон, приходят сообщения. В группе WhatsApp союза кинематографистов продюсер Алина Ризванова ведет прямую трансляцию с места пожара. Я тоже хотел туда ехать, но вместо этого сел писать.

Потому что сгорело не просто «неэксплуатируемое здание» рядом с «Химградом». Сгорела легендарная Казанская студия кинохроники. Сгорело здание, которое 50 лет было центром кинематографии не только Татарстана, но и соседних республик: Чувашии, Мордовии, Марий Эл...


50 лет! Сгорел исторический маркер, элемент культурного наследия республики, кусок нашей исторической памяти. Каждое кресло, каждый квадратный метр этого здания был пропитан духом истории. На нем могли бы красоваться десятки мемориальных досок. Здесь было выпущено более 4 тыс. единиц кинопродукции, которая показывалась на экранах по всему Советскому Союзу. Вся кинолетопись Татарстана с 1961 года велась здесь. В этом здании проводили творческие встречи Андрей Тарковский, Никита Михалков, Лариса Шепитько, Кира Муратова, Станислав Говорухин, Александр Митта и многие другие. Здесь снимала свои первые фильмы Марина Разбежкина, да и само это здание снималось во многих фильмах: например, Рамиль Тухватуллин для картины «Орлы» переоформил здание киностудии в полицейский участок.

Судьба большинства членов союза кинематографистов Татарстана, так или иначе, связана с этим зданием. Да и штаб-квартира самого союза много лет располагалась именно здесь, на Восстания, 98. В период расцвета на Казанской студии кинохроники работало в штате более сотни человек, не считая корпунктов и заштатных работников. А молодые кинематографисты, которые сегодня громко заявляют о себе, проходили здесь практику, участвовали в семинарах, творческих встречах.

Это здание было уникальным и с технологической точки зрения: здесь практически был выстроен полный цикл производства фильмов на кинопленке. На киностудии были настоящие производственные цеха: большие залы с многометровыми проявочными машинами, где сотни метров кинопленки вымачивались в химикатах, сушились. Для работы этих машин требовалась особая очищенная вода, которая поступала из специальной скважины, а на втором этаже располагался единственный в Поволжье зал, где можно было сводить звуковую дорожку для большого экрана.

«СТУДИЯ МУЧИТЕЛЬНО УМИРАЛА ПЯТЬ ЛЕТ, ЕЕ УБИВАЛИ, ОНА ПЫТАЛАСЬ ВЫЖИТЬ, НО НЕ СМОГЛА»

Я стал художественным руководителем Казанской киностудии в 2008 году, и на моих глазах разворачивались очень печальные события. Студия мучительно умирала пять лет, ее убивали, она пыталась выжить, но не смогла. В 2009 году финансирование кино резко сократилось – сказался финансовый кризис. Минкульт России практически перестал выделять деньги, а Республика Татарстан не смогла помочь киностудии, поскольку та находилась в федеральном ведении. Ситуация осложнялась тем, что пленочная технология постепенно отмирала и производственные мощности студии оказались не востребованы. Это было неправильно, поскольку хорошего цифрового кино, «Редов» и «Алекс», тогда еще тоже не было: фильмы просто снимались на дрянные видеокамеры, пока кинооборудование, дававшее великолепное изображение, простаивало.

Когда директор студии Михаил Михайлов пригласил меня на должность в 2008-м, у нас в редакции в штате работало на полную ставку четыре человека. А уже через полгода осталось только двое, включая меня, и официально мы были переведены на двухдневку. Зарплата была крошечная, но и ее вскоре перестали платить. Потом стали отключать отопление. Зимой на киностудии мы работали в куртках и шапках, печатали по клавишам в перчатках, а в особо холодные дни изо рта шел пар. Большая часть здания была обесточена, свет оставался только в нескольких комнатах, и мы бегали греться в бухгалтерию, которая оказалась самой теплой комнатой в здании. А работы было столько, что я ночевал на киностудии, на старом диванчике, десятки, если не сотни раз, потому что все это время мы продолжали выпускать по 5 - 6 документальных фильмов в год, да еще и получали за них фестивальные призы.

И все это время предпринимались попытки сохранить киностудию. Одна из идей директора Михайлова заключалась в том, чтобы передать это здание в качестве учебной базы для факультета кино и телевидения Казанского института культуры. В этом была определенная логика: ведь обе организации находятся в федеральном ведении и их учредителем являлось министерство культуры РФ. К сожалению, задумка не удалась.

«Да, здание было уже мертвым, но все-таки это был некий символ, памятник истории» «Да, здание было уже мертвым, но все-таки это был некий символ, памятник истории»

«МНЕ ВЫПАЛА СОМНИТЕЛЬНАЯ ЧЕСТЬ СНЯТЬ ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ В ИСТОРИИ СТУДИИ»

В 2011 году мне выпала сомнительная честь снять последний фильм в истории студии. По горькой иронии, этот фильм был посвящен 50-летнему юбилею нашей организации; он так и назывался: «Казанская студия кинохроники». На тот момент студия полностью прекратила свою деятельность, и все здание было обесточено. Режиссером и сценаристом должны были быть совсем другие люди, но уже было известно, что гонорары за эту работу выплачиваться не будут, поэтому творческая группа отказалась работать. В итоге мы с оператором Эмиром Золондиновым решили сделать этот фильм своими силами, бесплатно.

Мы попросили подключить электричество к просмотровому залу, зарядили на проекторе старые пленки и пригласили на интервью ветеранов киностудии: Роберта Копосова, Александра Шадрина, Эдуарда Гущина, Михайлова, Татьяну Давлетшину. Они вспоминали о ранних годах жизни киностудии, первом директоре Анатолии Краеве и втором директоре Игоре Алексееве; об известных творцах Харисе Фахрутдинове, Викторе Беспалове, Наиле Валитове и многих других. Они нарисовали перед нами роскошную картину из воспоминаний, и так хотелось вернуться в прошлое, чтобы увидеть все это самому! У меня было чувство, что мы спели реквием по киностудии, которая когда-то процветала, но теперь ушла и уже не вернется.

Эти съемки проходили в том самом «неиспользуемом двухэтажном здании», которое сгорело вчера. Да, оно было уже мертвым, но все-таки это был некий символ, памятник истории. И теперь этого символа тоже не стало: осталась лишь обугленная коробка под снос.


Я приглашаю читателей «БИЗНЕС Online» посмотреть этот фильм. Он длится всего 26 минут и не займет у вас много времени. Но зато вы своими глазами увидите, что это было за здание; увидите помещения и оборудование, увидите худсоветы и творческие встречи, просмотровые и монтажные – все то, чего больше нет.

Я знаю, что многие люди вчера плакали, когда узнали, что это здание горит.

Алексей Барыкин