«В республиках будет два часа государственного языка как факультатив. А родной язык не может быть факультативом, в федеральных образовательных стандартах написано, что родной язык преподается в обязательной части образовательной программы»

«ГОВОРЯ О ДВУХЧАСОВОМ ОБУЧЕНИИ, НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ДАЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБУЧАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»

Василь Шайхразиев — вице-премьер РТ, глава совета «Милли шура»:

— После того как наш полпред заявил о решении вопроса, а наш президент Рустам Нургалиевич дал комментарий, для нас есть несколько моментов, которые нужно привести в соответствие с законами и начать по нему решать. Первое — два часа, которые у нас определены под татарский язык, надо это привести в соответствие. Во-вторых, преподаватели, которые, возможно, будут освобождаться, должны быть переобучены и оставаться работать в школах. Если кто-то из них все-таки по тем или иным причинам не захочет остаться, все равно должен быть под особой опекой. Пока учитель не будет трудоустроен и в дальнейшем не найдет себя в этой профессии, он все равно должен быть во внимании. И самое главное — школьники и родители. Говоря о двухчасовом обучении, никто не запрещает дальше самостоятельно обучаться через интернет, получая факультатив, переходя на воскресные школы. Этого никто не запрещает, это желание родителей.

Марат Лотфуллин — старший научный сотрудник Института истории АН РТ:

— Заявление Бабича нужно трактовать однозначно: в республиках будет два часа государственного языка как факультатив. Это вариативная часть школьной программы, то есть факультатив. А родной язык не может быть факультативом, в федеральных образовательных стандартах написано, что родной язык преподается в обязательной части образовательной программы. 

Ольга Артеменко — руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования:

— Я, к сожалению, методические рекомендации, которые разработаны министерством образования и науки РФ, пока не видела. Наш центр, которым я руковожу, уже в 2013 году, как только вышел новый закон «Об образовании в РФ», разработал модели учебных планов для общеобразовательных организаций с учетом конституционного статуса языков, из числа языков народов России. Нужно отметить, что эти разработки были выполнены в рамках государственного задания минобрнауки России. Мы практически с 2008 года отмечаем в ряде субъектов РФ нарушения федерального образовательного законодательства в части изучения языков и делаем предложения о внесении изменений и в федеральный закон, и в федеральный государственный образовательный стандарт. Действительно, как отмечает Михаил Викторович Бабич, в ряде республик нарушались права граждан в решении вопросов изучения русского языка в объемах, допустимых для его изучения в других субъектах РФ.

Михаил Бабич впервые на федеральном уровне признал разницу между понятиями «родной язык» и «государственный язык», заявив о разработке образовательных стандартов в изучении последнего

Русский язык — базовый предмет, особенно в начальной школе. От уровня владения им зависит степень овладения другими школьными предметами. На практике родители и законные представители детей испытывали давление при решении вопросов изучения родного языка. Детей заставляли в обязательном порядке изучать язык, который для них не был родным. При этом заставляли изучать в обязательном порядке, прикрываясь понятием государственного языка республики. Конституция РФ в 1993 году определила статус языков и совершенно понятно, что государственный язык республики и родной язык — это совсем не одно и то же. Нужно также понять, что государственный язык РФ и русский язык в статусе родного школой — это тоже не одно и то же. Русский язык, как любой другой язык, вправе существовать в системе образования наряду со всеми языками народов России в статусе родного для всех, кто его таковым считает.

К сожалению, не только в ряде регионов, но и в министерстве образования и науки РФ очень произвольно толковались нормы российского законодательства. При решении вопроса изучения языков из числа языков народов России с учетом их конституционного статуса уместно вспомнить основной законодательно установленных принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, который предусматривает свободу выбора получения образования, согласно потребностям человека. Мы давно предлагали предусмотреть изучение государственного языка РФ (так должен называться учебный предмет) в обязательной части основной образовательной программы и заложить 5 часов на его изучение во всех школах. Изучение государственного языка республики или языка по выбору (это язык в статусе родного) предусмотреть в части, формируемой участниками образовательных отношений с выделением двух часов на изучение. Собственно, коллегиальный орган управления школой требует от руководства школы создания условий для изучения этих языков на основании заявлений родителей. Предмет «Государственный язык республики» и предмет «Язык по выбору» в учебном плане должны стоять через дробь. Здесь я бы хотела отметить, что федеральный закон устанавливает требования к результатам освоения основных образовательных программ, а это означает необходимость разработки федеральных государственных образовательных стандартов для всех предметов, которые изучаются в школе, независимо от того, в какую часть основных образовательных программ они включены.

«Речь Бабича трактуют иначе, что два часа татарского останутся обязательными для изучения... Но Бабич ничего не сказал об обязательном, правда, и слово «добровольность» он не упомянул...»

«С ПОПКОРНОМ ПОСМОТРИМ, ЧТО БУДЕТ 29 НОЯБРЯ НА ГОССОВЕТЕ РТ»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Марджани:

— Если статус татарского языка в качестве государственного фиксируется, таким образом, это только частичный проигрыш Татарстана, потому что в русских школах все-таки преподавание татарского языка останется, пусть и в небольшом количестве часов. Но до сказанного Бабичем, мы слышали и Пескова, который заявил, что будет так, как сказано Путиным. Поэтому, я думаю, окончательного решения еще нет. Я слышал, что сейчас Бабич поедет в Москву и там проведет еще переговоры. Наши власти очень надеются на положительное решение вопроса, то есть на двухчасовой вариант для русских школ, но у меня большие сомнения, что это случится. Если это не произойдет, татарстанские власти во время парламентской сессии, назначенной на 29 ноября, будут стоять перед очень непростой ситуацией.  

Ирек Шарипов — депутат Госсовета РТ, директор Дома дружбы народов Татарстана:

— Во-первых, нужно дождаться документа из министерства образования России, в котором все четко прописано. Заявление Бабича говорит о том, что лед тронулся. Москва свое слово сказала после того, как Татарстан и другие национальные республики выразили свою позицию. У федерального центра до этого не было ответа, но, как видно из заявления Бабича, наши обращения дошли до адресата и, соответственно, было принято какое-то решение. Есть основание считать, что решение было принято с учетом наших предложений. А какое решение принято, точно можно будет узнать, когда придет документ. Пока все строится на устном заявлении Бабича. Сейчас нужна точность, но в любом случае есть компромисс, но в каких шагах он отражается и удовлетворяет ли он все стороны, станет известно после изучения документа. 

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— Бабич сказал, что проблема была с государственными языками республик, но ведь Путин и об этом написал четко и конкретно в своем поручении генпрокуратуре. Решение было таким, что государственные языки регионов, неродные, должны изучаться добровольно, а русский язык — в полном объеме. Дальше пошли слабые трактовки журналистов, наших региональных руководителей, стали говорить про какие-то компромиссы. Вчерашнюю речь Бабича тоже трактуют иначе, что два часа татарского останутся обязательными для изучения... Но Бабич ничего не сказал об обязательном, правда, и слово «добровольность» он не упомянул, но это прерогатива Путина, который уже все сказал.     

«Сыграли на этой карте, о которой давно говорили, что государственный язык и родной язык — это немножко разные понятия. То есть признали в каком-то смысле государственность Татарстана»

Бабич также высказался по поводу новой методики преподавания языков, что до двух часов можно будет изучать региональные языки в статусе государственных. А больше он ничего не сказал, все остальное — трактовки тех, кто что-то иное хотел услышать. Я думаю, Бабич двигается по той федеральной линии, которая была намечена. Мы послушаем, что еще скажет министр Васильева, наверняка она выскажется до часа икс — до 1 декабря. И с попкорном посмотрим, что будет 29 ноября на Госсовете РТ.

Павел Шмаков — директор школа-интерната «СОлНЦе»:

— Ясно, что начинается дорога к компромиссу, хотя не думаю, что все уже решено. При этом понятно, что официальный представитель не может целиком говорить неправду. Совершенно ясно, что об этом вопросе думают, так скажем, торгуются, договариваются. И это первый ясный знак из московского Кремля. До сих пор были интерпретации с нашей стороны, со стороны Татарстана, говорили, что «мы внесли предложение», «нам обещали», «обещали две недели назад через неделю какие-то результаты», но их не было.

Обратите внимание, в словах Бабича есть очень интересный оборот: до двух часов татарского языка. Не два часа, а до двух часов. Это означает, что может оказаться час, могут оказаться какие-то иные варианты, переговоры еще не закончены. Повторю, я не думаю, что это и есть решение. Единственное, что ясно в этой ситуации: переговоры идут и промежуточные результаты есть. Мы все помним, что противоборствующие или имеющие разные мнения стороны желали очень далекого от этого результата: одни хотели столько же часов татарского языка, сколько русского, то есть пять часов, другие — полной факультативности, то есть полной отмены обязательного татарского. И Москва все-таки нашла компромисс — сыграли на этой карте, о которой давно говорили, что государственный язык и родной язык — это немножко разные понятия, то есть признали в каком-то смысле государственность Татарстана. Для меня вот это самое главное: понятие государственный язык» прозвучало из уст федерального центра.