Первичные исследования, проведенные Нафисой Мингазовой и ее коллегами, показали, что территория  между КАЗ им. Горбунова и железной дорогой в Ново-Савиновском районе представляет собой настоящее природное богатство Фото: Лилиана Набиуллина

«ЗДЕСЬ ОКОЛО СОТНИ ОЗЕР — ВСЕ ОНИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ИМЕЮТ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА»

Своим беспокойством о судьбе природной территории между КАЗ им. Горбунова и железной дорогой в Ново-Савиновском районе с «БИЗНЕС Online» поделилась известный эколог и профессор КФУ Нафиса Мингазова. Первичные исследования, проведенные Мингазовой и ее коллегами, показали, что эта территория представляет собой настоящее природное богатство. Это долина пяти рек и погребенных русел, на базе которых образовалось около сотни старичных озер. Территорию нужно сохранять и выделять в качестве заказника или природного парка, убеждены ученые, но беспокойство внушает предусмотренная новым генпланом дорога и планы собственников, в руках которых каким-то образом оказалась эта земля.

Провести первичные исследования территории, общая площадь которой достигает 800 га, экологов попросила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Часть этой территории находится в собственности КАЗа — и сейчас у завода, по словам главного архитектора, имеется желание развивать эти территории именно как рекреационные зоны. Но в первичном варианте генплана, разработанного для Казани НииПи генплана Москвы в 2016 году, в планах значится «реорганизация свободных земель КАЗа». Одна из целей — размещение новых производственных объектов и жилого сектора на 450 тыс. кв. метров. Вдобавок генпланом здесь предусмотрено строительство дорог, что, по мнению Мингазовой, неизбежно внесет разлад в сложившуюся экосистему места.

«Из-за того что сейчас по генплану очень много новых предложений, нас пригласили в ГлавАПУ — обсудить судьбу этой территории. После этого мы вместе с Сергеем Мухачевым (член президиума татарстанского республиканского совета всероссийского общества охраны природыприм. ред.) выехали на место, поездили по этой территории, побывали на ключевых точках. И то, что мы увидели, привело нас к глубочайшему убеждению, что эта долина представляет собой величайшую ценность», — рассказала профессор КФУ. Территория представляет собой долину четырех современных рек: Казанки, Киндерки, Ноксы и Сухой реки, а также долину погребенных русел древних рек. Условно назовем ее пятой рекой. Эти реки когда-то текли другими рукавами, у них были другие пути. Все они оставили здесь свои следы: в виде понижения рельефа местности, оврагов и водных объектов. На месте долин образовалось около сотни старичных озер. Некоторые из них сегодня даже не обозначены на карте. «Эта территория не была у нас в муниципальном контракте, поскольку относилась к землям авиационного завода. И вот сейчас она выявлена. Это чудом сохранившееся в условиях завода природное наследие. Это сокровище, которое надо беречь», — убеждена Мингазова.

Воды озер на разных стадиях солености: есть почти пресные, со слабой минерализацией. Есть солоноватые озера. «Это долина с сульфатными выходами вод, сульфатными отложениями — соответственно, все они могут потенциально иметь лечебные свойства. В илы ноги опустить — они лечить будут», — объясняет эколог. Сульфатные илы используются в медицинской промышленности и имеют высокую стоимость.

Территорию нужно сохранять и выделять в качестве заказника или природного парка, убеждены ученые, но беспокойство внушает предусмотренная новым генпланом дорога и планы собственников, в руках которых каким-то образом оказалась эта земля Фото предоставлено Нафисой Мингазовой

«РЕКОМЕНДУЕМ СДЕЛАТЬ ТАМ ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК «ДРЕВНИЕ РЕКИ»

Кроме того, активисты обнаружили на этой территории множество пойменных лесов (среди них — и старовозрастные), суходольные и низинные луга. «Вот здесь есть искусственный водоем, а на самом деле это карьер, в который зашла река Казанка, — показывает карты и фотографии Мингазова. — Там образовался потрясающе красивый водный объект, на котором мы видели пару лебедей-краснокнижников. Вероятно, они здесь гнездились. Хищных птиц очень много поднималось, пока ездили. Буквально из-под колес взлетела стоя куропаток». Все это привело экспертов к пониманию того, что на этой территории возможно лишь рекреационное вмешательство, да и то не везде.

«В искусственном карьере и так все купаются. Там уже стихийно возник пляж, куда приходят с садов (на левом берегу располагаются садоводческие товарищества прим. ред.). — На обычной машине там проехать весьма сложно, и именно это данную территорию спасало. А проектировщики генплана нас очень уверенно убеждают, что „надо связать вот этот район с этим районом, этот — с этим“. Никто особо не берет в голову, что это потрясающее природное наследие, которое должно быть заповедано, по сути. Просто заповедано целиком и полностью — со всеми его низинами, лугами», — убеждена Мингазова.

Территория представляет собой долину четырех современных рек: Казанки, Киндерки, Ноксы и Сухой реки, а также долину погребенных русел древних рек (нажмите, чтобы увеличить)Фото: Лилиана Набиуллина

Свое заключение по этой территории экологи отправили в ГлавАПУ Казани, указав, что рекомендуют придать этому месту статус особо охраняемой природной территории с сохранением ландшафта. «Мы написали, что рекомендуем сделать там ландшафтный заказник „Древние реки“. Рядом уже есть заказник „Голубые озера“, и мы рекомендуем, чтобы вся эта долина тоже была заказником. И будет большая беда, если нас не услышат. Если будут говорить „давайте найдем ценные территории и неценные — ценные „обведем“, а неценные пустим под застройку“. Потому что строительство многоэтажного дома поблизости от природного объекта всегда выливается в то, что дальше появляются стоянки, зоны отдыха... А здесь у нас не река Волга с ее просторами — это долина малых рек. Большой водоем после засыпок и застройки еще может как-то реабилитироваться, а маленький просто исчезает, и все», — делится тревогой эколог. 

По мнению Мингазовой, долина древних рек может стать зоной спокойного отдыха: здесь можно купаться, ходить за грибами, отдыхать. Можно продумать велосипедные дорожки. Главное — не закатывать их в бетон. И уж если придется делать дорогу, то строить ее на эстакадах, дабы не нарушать ландшафтного разнообразия этой земли. «У  нас столько идет программ — порой рекреационные территории на пустом месте создаем, а здесь ничего придумывать не надо. Бери территорию под рекреацию, только умеренную — не надо ее „залюбливать“ до смерти, насыщать точками проката спортинвентаря, запускать все виды воздушных сообщений», — просит Мингазова.

Один из владельцев хорошо представляет себе природную ценность этой территории и уже готов рассматривать вопрос строительства на ней экопоселения Фото предоставлено Нафисой Мингазовой

«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ, ДОРОГИ НЕИЗБЕЖНЫ»

Прокомментировать ситуацию мы попросили главного архитектора Казани Прокофьеву. Она согласна, что это действительно ценная территория. «Значительная часть земель КАЗа лежит в зоне моего личного профессионального интереса. Я всегда, еще со студенческих лет, считала, что вся эта территория Казанки — это и наш потенциал, и наше богатство», — пояснила главный архитектор. По ее словам, у завода сегодня есть желание развивать эту территорию именно как рекреационную, но мешают многочисленные ограничения. Практически вся свободная земля по нормам является санитарно-защитной зоной, что автоматически ставит под запрет любые строительные планы. «Мы инициировали разработку концепции развития этой территории, но на сегодняшний день нет окончательного решения по санзонам. Они [завод] говорят, что до сих пор продолжают что-то делать с этими зонами — то ли расширять, то ли сужать их. Но однозначно при любом раскладе мы будем добиваться того, чтобы эта территория была открытой для всех», — рассказала Прокофьева.

Проекта дороги на эту территорию пока нет, но обойтись без нее действительно не удастся, отметила главный архитектор. По ее словам, дорога в генплан заложена именно для обеспечения доступности ее территории, ее функционирования. «Любая природная территория в рамках города должна принадлежать людям, и если мы хотим иметь возможность пользоваться этой территорией, то дороги неизбежны. И все остальные вещи, которые нужны для функционирования этой территории, тоже неизбежны. Мы хотим, чтобы там возникали какие-то точки притяжения. Пусть это будет природный парк», — резюмировала Прокофьева.

К этой обширной территории прилегают еще два участка, о судьбе которых наша газета писала несколько месяцев назад. Больший по площади участок (кадастровый номер 16:16:212204:31) — почти 167 га, — согласно публичной кадастровой карте, расположен восточнее поселка Кадышево. Он относится к землям населенных пунктов, разрешенный вид использования — для сельскохозяйственного производства, имеет кадастровую стоимость 859 млн рублей. Из открытых источников можно выяснить, что участок площадью в 167 га не что иное, как «наследство» рухнувшей империи Маннафа Сагдиева. Второй участок площадью почти 50 га расположен на территории Казани и находится в собственности публично-правовых образований (т. е. государства). Его кадастровая стоимость — 258 млн рублей, разрешенный вид использования — также для сельскохозяйственного производства. Его освоением планирует заняться ООО с говорящим названием «Зеленые технологии».

«Не знаю, как это произошло, но эти две территории с водными объектами уже в частной собственности», — отмечает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мингазова. Один из владельцев, по словам эколога, хорошо представляет себе природную ценность этой территории и уже готов рассматривать вопрос строительства на ней экопоселения. Если и строить что-то на этой территории, то дома из естественных материалов, способствующие сохранению естественной среды, утверждает эколог.