Три месяца назад джалильцам стало известно из соцсетей, что у родника «Тырыш» начались строительные работы, а саму родниковую воду хотят пустить на нужды Джалиля
Фото: Олег Спиридонов

«ДЛЯ НАС, ДЖАЛИЛЬЦЕВ, ЭТО НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД»

Поселок городского типа Джалиль Сармановского района в последние дни жужжит как улей — пока преимущественно в соцсетях. Катализатором стал первый в истории поселка референдум по самообложению, а началось возмущение джалильцев с истории с родником «Тырыш». Раньше он имел форму естественного водопада и был неким талисманом и достопримечательностью для жителей поселка. «Туда и жители поселка всегда ходили, и те, кто в наш санаторий приезжал. Мне вот 50 лет, а он был еще до меня, являлся красивым природным водопадом, выходил из земли и лился как бы с горки. К нам даже Сенкевич (Юрий Сенкевич — ведущий телепередачи „Клуб путешественников“ на советском и российском  телевиденииприм. ред.) приезжал любоваться на него», — с горечью рассказала «БИЗНЕС Online» старожил поселка Людмила Сидорова. Потом водопад облагородило НГДУ «Джалильнефть»: обложили камнями, поставили скамейки, мангалы и столы — в общем, все для пикников на природе.

Но буквально месяца три назад из тех же соцсетей джалильцам стало известно, что у родника начались строительные работы, а саму родниковую воду хотят пустить на нужды Джалиля. Казалось бы, дело это благое, так как тариф на холодную воду в Джалиле один из самых высоких в России. Сейчас местные жители используют воду, которую им поставляет ЗАО «Челныводоканал». Из-за удаленности транспортировки (водовод тянется на 100 км) она обходится в 50,2 рубля за кубометр (для сравнения, в Челнах «куб» холодной воды стоит 20 рублей, в соседнем Азнакаево — 28 рублей).

«Вода камская у нас, ее оттуда аж тянут, поэтому она такая дорогая. И таких квартплат огромных, как у нас, больше нигде нет. Неужели какие-то артезианские скважины нельзя было пробурить? Это даже в самых отсталых деревнях делается», — возмущается наша собеседница. Однако она же говорит, что убитый родник не спасет Джалиль от дорогой воды. «Во-первых, это вода с поверхностных пластов, она очень известковая, непригодная для питья — сантехнику сразу всю выкинешь, а тратиться на фильтры не каждый сможет. Во-вторых, ее даже на четверть поселка не хватит. Нам сказали, что 6 миллионов рублей было выделено на это. Начальство Сарманово по телевидению выступало и говорило, что эти деньги пойдут на то, чтобы пустить воду в Джалиль», — проинформировала жительница поселка.

Тема разрушения достопримечательности бурно обсуждалась в двух пабликах Джалиля — «Типичный Джалиль» и «Джалиль news». Причем в споре приняли участие даже те пользователи, которые уже переехали из Джалиля. В частности, уроженка поселка, живущая в Подмосковье, Ирина Горина, после того как увидела в новостной ленте, что осталось от родника, позвонила на республиканское телевидение. «Они приехали и сняли ролик, но сами так выкрутили ситуацию... Или это было с подачи Сармановской администрации, которая стоит во главе поселка. Сюжет гласил, что все во благо Джалиля, на нужды населения, в ролике не показали, какая красота была и что стало с водопадом... Татарстан всегда славился множеством программ по сохранению родников и их благоустройству, но все замяли», — обиженно заявила женщина.

«Это и есть вандализм — рушить то, что создавала природа веками, — пишет в комментариях джалилец Вячеслав Шапкин, который, к слову, теперь живет в Челнах. — Ценность этого родника не в воде, хотя и она благо, родников в округе пруд пруди, а именно водопад, пусть он и маленький и не такой высокий, но для нас, джалильцев, это Ниагарский водопад, он свой и родной, на который не надо ехать, можно просто сходить и прогуляться и заодно по пути набрать воды... А посидеть на скамейке или в беседке я могу и во дворе в поселке.... Можно ведь было сделать водозабор и на любом другом роднике. Или если уж надо было взять воду именно на «Тырыше», то хотя-бы ниже по руслу ручья, где воды, естественно, больше...»

На месте основного русла установлен комплекс инженерно-технических сооружений для вывода подземных вод на поверхность, которые уже подключены к сетям водоснабжения поселка Фото: Олег Спиридонов

Правда, были и комментарии менее эмоциональные и более взвешенные. В частности, жительница Джалиля Эльмира Безродная написала, что после услышанного в паблике решила посмотреть на родник «Тырыш» собственными глазами. «Ничего ужасающего там я не увидела, — делится впечатлениями Эльмира. — Разве что на месте водопада размещены цистерны, которые аккуратно обнесены сеточным забором. А остальное все на своих местах: беседки, скамейки, детская площадка — абсолютно все. И родник не сравняли с землей, так же приходят люди за водой, в беседках народ отдыхает. Не спорю, требуется ремонт: покраска малых архитектурных форм, ремонт кровли беседок и т. п. Непонятно: из-за чего раздули из мухи слона? Ищем сенсации, хотим привлечь внимание?»

Кроме того, настойчивая женщина не ограничилась только личными наблюдениями и обратилась в поселковый совет. «Мне объяснили, что все работы, производившиеся на территории родника, согласованы. На месте основного русла установлен комплекс инженерно-технических сооружений для вывода подземных вод на поверхность, которые уже подключены к инженерным сетям водоснабжения поселка. В данный момент ведутся электромонтажные работы, установка и обустройство лаборатории. Таким образом, удастся избежать ежегодного роста цен за потребляемую воду. По завершении работ планируется облагораживание территории родника „Тырыш“. Также в весенне-летний период планируют возобновить уборку  родника по утвержденному графику. Это не вандализм, а забота о населении поселка. Пусть маленькая, но все равно забота. Как говорил римский ритор Квинтилиан: „Осуждают то, чего не понимают“», — на удивление грамотно для обычного пользователя написала Эльмира.

«Ничего ужасающего там я не увидела. Разве что на месте водопада размещены цистерны, которые аккуратно обнесены сеточным забором. А остальное все на своих местах: беседки, скамейки, детская площадка — абсолютно все» Фото: Олег Спиридонов

«НЕУЖЕЛИ САРМАНОВО ДОЛЖНО БЫТЬ НАМ РАЙЦЕНТРОМ?»

Однако возмущение джалильцев не удалось потушить, так как родник — только последняя капля накопившегося напряжения. В пабликах стали появляться недовольные отзывы жителей поселка о том, что Джалиль вымирает, рабочих мест не хватает, в больнице нет специалистов, дороги не строятся, благоустройство дворов не ведется, не выделяются средства... «Почти нигде нет нормального асфальтового покрытия, — рассказала «БИЗНЕС Online» жительница Джалиля, не пожелавшая назваться. — Во дворах везде разбитый асфальт. Сармановский район нам ничего не дает — чуть что, сразу прошение нефтяникам пишет. Все, что сделано у нас, это «Татнефть» выделила. В Сарманово, где живут 6 - 8 тысяч человек, идут все наши налоги, а из Джалиля, где проживают 14 тысяч, делают село, а народ терпит и ничего не говорит! Неужели Сарманово должно быть нам райцентром?! Поселок с таким героическим названием живет под гнетом села! У нас грязища — в сапогах дети в школу ходят! Школьные автобусы к нам не ездят, потому что по такой грязи не проедешь. Лет пять сельчане просили на улицу Тукая деньги выделить. Уже не выдержали — написали в «Татнефть». И только после этого нам на 120-летие Тукая выделили деньги и положили в этом году асфальт — уже осенью и как попало наляпали. Улица широкая, дорога двусторонняя, так они пол-улицы постелили, а половина осталась без асфальта. Поговаривают, якобы Сарманово асфальт на соседнюю деревню Минзелябаш отдало, и теперь люди снова хотят письмо писать, но их просто не слышат. Народ весь возмущен».

Горина рассказала «БИЗНЕС Online», что изначально поселок входил в состав Альметьевского района, а в перестроечные времена был отдан Сарманово. «Сармановская администрация все важные организации — пенсионный фонд и другие структуры — закрыла, и теперь жителям приходится ездить за печатью за 30 километров... То же самое с больницей и поликлиникой», — жалуется женщина.

После присоединения разрушились громадные подсобные хозяйства, кондитерская фабрика, закрылись общественные бани, дом бытовых услуг для населения. В джалильской больнице закрылся роддом, инфекционное, неврологическое и гинекологическое отделения. Из-за нехватки врачей жители, нуждающиеся в медпомощи, вынуждены ездить в соседние города.

«Бани не закрывались даже во время войны! — вторит другая жительница села Вероника. — Нет благоустроенного водоема для отдыха жителей, для этого люди были готовы сами собрать деньги на самофинансирование, но Сарманово решило за нас. Деньги самообложения пустят на кладбище, это словно намек, что хватит нам жить и никаких других желаний быть не может. Кладбище можно благоустраивать на эти деньги, но никак не строить новое. И как намек Сарманово хочет строить новое кладбище рядом с многолетней мусоркой. Помогите, пожалуйста, народ задавлен администрацией района, нас просто уничтожают, с ним вместе уничтожают память о великом поэте и герое войны Мусе Джалиле!»

«СНАЧАЛА 200 РУБЛЕЙ, ПОТОМ 500, А ПОТОМ И ТЫСЯЧУ ЗАПРОСЯТ»

На самом деле деньги, собранные с населения, пойдут в первую очередь не на новое кладбище, а на благоустройство и ремонт подъездных дорог к действующим — в Джалиле и Кызыл Бакча. В остальном же деньги потратят на прилегающие поселки: в деревнях Бистә и Кызыл Бакча, Абдрахман, Новый Минзелябаш подпилят высокие деревья. Для Нового Минзелябаша выделят средства на обслуживание детских площадок и установку табличек с названием улиц. В Джалиле планируются установка пожарных гидрантов и очистка дорог от снега.

Сам референдум не обошелся без эксцессов. По заверению жителей, просьбы к руководству поселка в социальных сетях собрать всех в ДК и пообщаться на волнующие жителей темы администрация проигнорировала. Вместо этого за несколько дней до референдума в Доме культуры собрали руководителей организаций поселка, чтобы те донесли до своих работников, что явка на референдум строго обязательна. При этом большая часть поселка (особенно пенсионеры) вообще не в курсе, что это за самообложение такое: люди думают, что это какие-то очередные поборы. Жительница Марина Хамитова, например, заявила «БИЗНЕС Online», что на референдум не пойдет, более того, если ее односельчане решат самооблагаться, она платить не намерена. «Я одна воспитываю двоих детей, один из которых инвалид с ДЦП. Соответственно, у нас одна пенсия на троих. Самим на жизнь не хватает. Сначала 200 рублей, потом 500, а потом и тысячу запросят», — возмущается женщина.

. Референдум был признан состоявшимся: за самообложение отдали свои голоса 4995 человек, что составило 73,64%
Фото: sarmanovo.tatarstan.ru

Правда, не все джалильцы такого мнения. Жительница Эльмира в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщила, что ходила на референдум, и считает, что 200 рублей — небольшая сумма, заплатив которую никто не обеднеет. «У каждого по несколько транспортных средств, дорогие гаджеты. 200 рублей — это только за хлебом и можно сходить. Вот и судите сами. Думаю, вполне реально ввести самообложение. Проблемы у нас, как и во всех поселениях республики. Отдельно выделить глобальную, думаю, невозможно. Все важно, что делается во благо населения: и дороги, и благоустройство, и обустройство, и содержание детских площадок, проведение общепоселковых мероприятий. Просто, как всегда, все новое воспринимается народом в штыки», — отмечает она.

Свое мнение по поводу референдума, а также недовольство политикой Сарманово люди опять стали открыто выражать в джалильских пабликах, однако не все комментарии пропускали. Кого-то стали отправлять в бан за «сепаратистские» настроения, а кому-то пришлось лично побеседовать с заместителем прокурора. «Я начала писать в соцсетях много, так мне прокурор сразу позвонил, — делится одна из наших собеседниц. — Он еще так ласково говорит: вы приходите ко мне насчет проблем, жалуйтесь. А сам потом, наверное, в Сарманово доложит. У нас здесь много нельзя разговаривать. Были случаи, что целыми семьями выгоняли из поселка».

Тем не менее референдум был признан состоявшимся. Из 11190 избирателей до участков, по официальным данным, дошли 6736 человек, то есть явка составила 60%, при этом 26 человек проголосовали досрочно. Число действительных бюллетеней составило 6685 штук. В итоге за самообложение отдали свои голоса 4995 человек, что составило 73,64%. Голоса против составили 1690 (24.92%). Любопытно, но анонимное голосование в соцсетях, которое после референдума устроил паблик «Типичный Джалиль», совсем не соответствует официальным итогам. Так, из более 670 опрошенных не ходили на референдум 335 человек, то есть половина. Из числа посетивших референдум за самообложение проголосовал лишь 121 человек (18%), против — 218 (32%).

Родник действительно находится в неприглядном состоянии. Беседки, скамейки, лестницы, МАФы — все нуждается в обновлении Фото: Олег Спиридонов

ЗЛУЮ ШУТКУ С РОДНИКОМ СЫГРАЛО ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в Джалиле, чтобы увидеть своими глазами, из-за чего разгорелся весь сыр-бор. Первым делом, естественно, отправились на родник. «Тырыш» расположен в самом деле в живописном месте. Жители даже говорят, что место это намоленное — в православные праздники и стар и млад приходят сюда, чтобы набрать чистой воды. В последний раз родник благоустраивали, судя по табличке на входе, в 2009 году силами «Татнефти». Сейчас он действительно находится в неприглядном состоянии. Беседки, скамейки, лестницы, МАФы — все нуждается в обновлении. Причина такого состояния лежит на поверхности. Дело в том, что родник находится практически в 300 метрах от границы Джалиля, а административно-территориально относится к Азнакаевскому району. После того как «Татнефть» по своей программе провела благоустройство родников в округе, они были переданы на баланс муниципалитетов. «Тырыш» азнакаевцами не востребован, потому им и дела до его состояния нет, а администрация Джалиля вкладываться в чужие территории не имеет права.

В последний раз родник благоустраивали, судя по табличке на входе, в 2009 году силами «Татнефти» Фото: Олег Спиридонов

«Поэтому когда живописного водопада, к которому все привыкли, вдруг не стало, а на его месте появился каптаж (водозаборное инженерно-техническое сооружение по выводу подземных вод на поверхность и обеспечению их дальнейшей обработки прим. ред.), конечно, был резонанс! — говорит администратор паблика в соцсети „ВКонтакте“ „Джалиль News“ Артур Кашапов. — Многим джалильцам это не понравилось, они начали обвинять власть в том, что та опять делает что-то, не спросив народ. Но делается-то это во благо! Я всю жизнь живу в Джалиле и сколько себя помню, такая пропаганда ведется практически все время. Самые оголтелые кричат, что Сарманово — это клещ, который сидит на нашем бюджете, все деньги, мол, которые идут в местный бюджет от НГДУ „Джалильнефть“, уходят в итоге Сарманово, а 14-тысячный поселок остается у 8-тысячного села в роли нелюбимой падчерицы, но при этом какого-то конструктива не предлагают. Я считаю, что наш зампрокурора правильно сказал: „Такие информационные вбросы в социальных сетях появляются и будут еще появляться в преддверии объявления кампании по выборам президента страны. Делается это просто для того, чтобы дискредитировать власть. И чем ближе выборы, тем таких вбросов осуществляться будет больше и больше».

Что же касается информационного повода для «вброса», то позицию местных властей нам пояснил руководитель исполкома Джалиля Рафик Каримов. По его словам, строительство каптажа должно обеспечить до четверти потребности поселка в питьевой воде. «Все эти работы на роднике вызваны как раз тем, чтобы не было повышения этого тарифа, — объясняет Каримов. — Кроме того, чтобы избежать дальнейшего роста тарифа, работы ведутся в трех направлениях, идут изыскательские работы по другим источникам, которые помогут поселку снизить зависимость от дорогой воды. Речь с президентом Татарстана шла также и о том, чтобы наш тариф субсидировался из республиканского бюджета». Каримов однозначно заявил, что тариф на холодную воду подниматься в Джалиле в ближайшее время точно не будет, но власти района целенаправленно ведут работу над тем, чтобы его можно было снизить.

Рафик Каримов По словам Рафика Каримова, строительство каптажа должно обеспечить до четверти потребности поселка в питьевой воде Фото: Олег Спиридонов

Немного ясности «об изыскательских работах по другим источникам» внес Кашапов. Он заявил, что возле деревни Масягутово планируется пробурить скважины для обеспечения поселка питьевой водой надлежащего качества, но для реализации проекта требуется около 600 млн рублей, так как помимо самих скважин требуется протянуть водовод протяженностью около 23 километров. Понятно, что самообложение здесь не поможет, поэтому глава администрации надеется на помощь республики.

При этом Каримов объяснил разыгравшиеся в соцсетях сепаратистские настроения пользователей их недостаточной информированностью. «То, что в социальных сетях стала обсуждаться сама возможность выхода Джалиля из Сармановского района, я объясняю тем, что люди просто не в достаточной степени информированы о том, что происходит у нас в поселке, да и в районе в целом. Это мы не довели, это есть. Я недавно, с сентября только, исполняю обязанности главы исполкома поселка. В дальнейшем мы, конечно, будем доводить до людей все, что у нас происходит. Хорошего сделано очень много», — рассказал глава поселка.