МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ РАШИД НУРГАЛИЕВ, ПРОЧИТАВ «БИЗНЕС ONLINE», ДАЛ КОМАНДУ АСГАТУ САФАРОВУ РАЗОБРАТЬСЯ С БЕТОННОЙ АКЦИЕЙ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ

Темой для настоящего журналистского расследования газеты «Известия» стала публикация «БИЗНЕС Online» о необычной акции «бетонирования» игровых салонов в Набережных Челнах. Журналист федерального издания, побыв в автограде, пообщался с челнинским Ассанджем, познакомился с мэром Василем Шайхразиевым и безуспешно пытался подключиться к всемирной сети в скандальных интернет-салонах. Предлагаем вниманию наших читателей материал «Известий» с незначительными сокращениями.

«ЗАМУРОВАННЫЕ»

В Набережных Челнах борьба с подпольными казино перешла в железобетонную стадию. Всего было заблокировано не менее 40 человек в восьми игорных заведениях. Блокада длилась от 10 до 12 часов. Ответственность за акцию никто на себя брать не хочет. А между тем акцию поддержало большинство населения полумиллионного города.

Проблема игромании в Набережных Челнах настолько обострилась, что самое распространенное мнение челнинцев - "надо было не блокировать, а плитами давить!" Мэрия объявила беспощадную войну игровым клубам и выигрывает иски в Арбитражном суде РТ. Но это путь долгий и извилистый. А на месте одного закрытого клуба появляются сразу два.

Хроника борьбы с незаконным игорным бизнесом в автограде напоминает историю болезни хроническим туберкулезом: все понимают, что конец близок, но больной все кашляет да заражает... Прошло уже полтора года, как "однорукие бандиты" и прочие рулетки в России, за исключением четырех игровых зон, вне закона. Но игровая индустрия не сдалась. Она мимикрировала. Вместо игровых автоматов появились игровые компьютеры. Игорные залы превратились в интернет-клубы, где якобы играют в лотерею через интернет. На первый взгляд все законно. Но полупьяные мужички как просаживали зарплату в полутемных прокуренных подвалах, так и просаживают.

В феврале усилиями властей в Набережных Челнах закрыли 117 игорных заведений. Словно в насмешку, на следующий день после рейда открылось 17 новых клубов. А листовки-анонсы раздавали прямо под окнами мэрии.

- Практически каждый третий посетитель, который приходит ко мне на прием, задает единственный вопрос: "Когда мы покончим с игорным бизнесом?" - рассказывает мэр города Набережные Челны Василь Шайхразиев. - От этого зла страдают люди. Многие семьи обнищали, многие семьи разрушены. Мы обратились в арбитражный суд о прекращении договора аренды земли у 43 организаций, которые занимаются игорным бизнесом. Вчера суд вынес решение по одному такому делу в нашу пользу. 22 февраля начинаются слушания по остальным 42 делам.

- Некоторые бизнесмены начали обращаться к нам: "Мы раскаиваемся в совершении своего противоправного действия, мы поняли ответственность и просим нас простить и дать возможность организовать законный бизнес. Аптеки открыть или там магазинчики", - говорит Шайхразиев. - И я распорядился, чтобы управление торговли протянуло им руку помощи, помогло организовать там работу.

Между тем мэр категорически отверг предположение, что бетонные блоки у входов в игровые залы были установлены по его распоряжению. Мол, зачем огород городить, если через суд и так всех позакрываем? Ноги, скорее всего, растут из другого места: классическая провокация самих мнимых "жертв" против городских властей.

ХРОНИКА БЕТОННОЙ ОСАДЫ

Игровой зал на остановке "Глобус" не имеет ни вывески, ни рекламы. Обычный павильон возле остановки. Мэрия в свое время охотно раздавала земли для таких вот павильончиков, соединенных с остановкой общественного транспорта. Ведь по договору арендатор должен содержать и остановку, и все, что примыкает к ней в радиусе 50 метров, в идеальной чистоте. Но несмотря на отсутствие опознавательных знаков, сюда идут и идут молчаливые мужички в поисках своей фортуны. Особенно их много в дни зарплаты.

Захожу в прокуренный полумрак. Две девушки за стойкой. Молчаливый охранник. Мерцание мониторов с заставками азартных игр. Пара посетителей испытывают судьбу компьютерной мышкой вместо красной кнопки. А так - никаких различий.

- Девушки! Срочно нужен интернет! Почту глянуть, - взываю к девицам. - Ведь вы интернет-клуб?

- Интернета нету!

Скажу сразу, что во всех так называемых интернет-клубах, которые я посетил за два дня, нигде мне так и не предоставили этой, казалось бы, фундаментальной услуги. Пришлось представляться. Девушки позвонили начальству. После долгих согласований и основательной проверки документов девушки, представившиеся как две Кати, и охранник Вадим дали мне интервью.

Мне повезло: передо мной была именно та смена, которую заперли бетонными блоками.

- Все началось в полвторого дня, - рассказывает охранник Вадим. - Подъехали грузовик и трактор. На бортах - эмблема службы городского хозяйства. Выгрузили бетонный блок возле входа и трактором подтащили к входной двери. Второй блок установили у пожарного выхода и для верности завалили снегом. Для общения с внешним миром у нас оставалось узенькое окошко нашего ломбарда. Но туда не пролезешь. Мы сообщили начальству. Оно сказало не поддаваться на провокации и ждать. Хорошо, что посетителей днем не было. А тех, кто подходил, задерживали дежурившие рядом с дверью милиционеры. Якобы для проверки документов. Мы все хорошо видели. Нас освободили только после 11 вечера. Приехали наши ребята, зацепили блок "ГАЗелью" и сдернули. Туалет работал. Вода была. Но мы мучились в непонятках: что это?

- А у меня температура поднялась до 40! - говорит одна из Кать. - На нервной почве. А таблеток не было...

- Вы обращались в милицию? - спрашиваю бывших "заложников".

- Нет. Мы написали объяснительные своему начальству. Пусть оно и решает, что делать дальше.

- В администрации намекают, что это вас свои же и заперли. Посидели несколько часов - зато сколько шума!

- Шум нам не нужен. А машины из автопарка городского хозяйства?

Зал наполняется игроками. Это кончилась смена на КАМАЗе. В одинаковых вязаных шапочках и серых куртках они подходят и суют в окошко мятые сторублевки. Одна из Кать зачисляет их на счет компьютера. Работяги идут выигрывать состояния. Но не выигрывают. Через пять минут картина повторяется. Одна такая точка в месяц приносит никак не меньше миллиона рублей чистой прибыли, как мне потом объяснили в милиции.

- Кати, а вы не замужем?

- Нет.

- Здесь столько женихов ошивается...

- Эти? Да они же люди конченые, не совсем нормальные. Мы с ними даже не разговариваем.

- А чего здесь работаете? Вас ведь скоро закроют. Мэр мне обещал.

- В палатке, что ли, торговать огурцами за семь тысяч в месяц? Нет, лучше здесь, в тепле. Сутки через двое. А насчет закрытия... Сколько проверок было! А мы работаем и работать будем!

ИГОРНЫЕ ИЛИ ИГРОВЫЕ?

Когда я въезжал в город, обратил внимание на милиционеров, снимающих на видеокамеры припаркованные на тротуарах машины.

- Все, попали на штраф в 2,5 тысячи, - посочувствовал автолюбителям таксист. - У нас знаете, какая милиция строгая?

Подъезжаю к УВД. Прямо перед калиткой на тротуаре дымит из двух выхлопных систем "Майбах" с номером К001УМ116. За рулем бритый детина. Что за "КУМ" приезжал в милицию, я так и не выяснил. Зато выяснил, какая напряженная борьба ведется в органах с незаконным игорным бизнесом. В пресс-службе мне показали сводку только за февраль.

- Вот смотрите, клуб "Колизей", - рассказывает оперативник, имя которого я не называю из соображений оперативности. - 4 февраля конфисковано 2 покерных стола, 500 игровых фишек и 10 колод карт. 15 февраля мы опять к ним нагрянули. За игрой застали семерых молодых людей. Они заявили, что играют не на деньги, а просто тренируются в покер. Конфисковали 2 покерных стола, 370 фишек и 6 колод карт. Мы уезжаем, а они опять открываются. И они намеренно подменяют понятие "игорные автоматы" игровыми. Одна буква, а какой смысл! До боли обидно.

Я отправился по адресу из сводки в кафе "Талисман". По данным милиции, игровой клуб был дважды закрыт. С владельца взыскан штраф в целых 500 рублей. Захожу. Пять мониторов призывно мерцают в темноте. Девушка принимает ставки. В другом окошке развернул свою работу тотализатор. И, конечно, нет интернета. А в бывшем общественном туалете обслуживает посетителей интернет- клуб без интернета "Кристалл". Это всего-то в 100 метрах от остановки "Глобус". Здесь тоже и не пахнет тревогой за будущее.

- Знаете, что с соседями приключилось? Кто их бетонными плитами заблокировал?

- Тут далеко ходить не надо. Мэрия объявила нам войну. Но сдаваться мы не намерены. Ведь закона мы не нарушаем.

- Но у вас ведь классический игровой клуб. Закон вы как раз нарушаете.

- Закон у нас такой! Лотереи не запрещены. Компьютерные игры не запрещены. Так что это доказать еще надо.

Глава МВД России Рашид Нургалиев дал поручение министру внутренних дел РТ Асгату Сафарову разобраться с инцидентом, произошедшим с игровыми клубами, - кто, зачем и кого запер в Набережных Челнах. Узнал министр об этом происшествии из интернета. А заметку там разместил скромный журналист интернет-газеты «БИЗНЕС Online» Сергей Афанасьев. Сейчас начальник пресс-службы УВД Рафис Ситдиков пытается встретиться с репортером, который заявил о том, что в акции принимали участие сотрудники мэрии, а милиция им помогала.

- Я разговаривал с Сергеем по телефону, - заявил мне Ситдиков. - Сергей сказал, что распространил эту информацию с чужих слов. Хотелось бы получить от него объяснение. Обвинения-то серьезные. Нужны доказательства. К тому же мы не получали ни одного заявления от запертых людей. У нас появились некоторые сомнения в подлинности той информации, которую распространила интернет-газета.

- Да что уж, прямо скажу, - добавил сидящий рядом оперативник. - Есть такое ощущение, что журналист был ангажирован владельцами игровых клубов.

АССАНДЖ ЧЕЛНИНСКОГО РАЗЛИВА

Челнинский Ассандж проживает в "панельке" на окраине города вместе с родителями. Дверь в квартиру нараспашку. Рядом с компьютером кофейник. Меня встретил щуплый молодой интеллигентный парень в очках. И его ласковый рыжий кот. Пришли со смены родители. С порога посетовали, что за пять тысяч в месяц горбатятся допоздна. На ужин была квашеная капуста и другие домашние соленья. Следов ангажированности  Афанасьева, а равно и его родителей в тесной "двушке" я не обнаружил.

- Сергей, вы были на месте происшествия единственным журналистом. Наверное, интервью раздаете местным телеканалам?

- Звонки были. Даже записали меня. Но в эфир эту историю не поставили. Один продюсер честно предупредил, что сверху получено вето и сюжет не пойдет. И посоветовал поменьше высовываться.

- Как вы думаете, кто стоит за этими бетонными плитами?

- Мне лично совершенно ясно, что это городская администрация. Те свидетели, с которыми я общался, указывают, что видели людей мэра, и милиция косвенно помогала блокировать залы. Я готов сотрудничать со следствием. Только вот комментарий надо дописать. Мое начальство ждет...

Когда я прощался с Сергеем, посоветовал ему хотя бы дверь запирать.

- Я ничего не боюсь, потому что наша газета правду пишет. Они это знают и меня не трогают.

ПОСЛЕДНЕЕ КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Так кто же нагромоздил бетонные плиты у порогов игорных заведений? Весь город взбудоражен и обсуждает это нерядовое событие. Пока это загадка и для милиции, и для мэрии, и для самих "игровых королей". Каждый пытается обвинить другого, а население поддерживает бетонные меры. Но доморощенных Робин Гудов я в Набережных Челнах не обнаружил. И кто из членов семей игроманов сможет найти столько бетонных плит и техники, чтобы провернуть такую организованную акцию? Да и пострадавших, судя по всему, нет и не будет. Единственный, кто написал заявление в прокуратуру, - это независимый депутат горсовета Сергей Еретнов.

- Проведенная бетонная акция - не дело народных мстителей, она явно спланирована по указке власти. Я написал заявление лично на имя прокурора о том, что были нарушены сразу четыре статьи Уголовного кодекса, а милиция бездействовала, пока "неустановленные" люди устанавливали бетонные блоки. Я сам не играю. И другим не советую. Но закон должен соблюдаться. Кстати, если бы закон об игровой деятельности, который лежит уже который год в Госдуме, приняли, то не было бы этой бессмысленной борьбы.

С одной стороны, городская власть, вместо того чтобы тащить бетонные плиты, привлекая внимание правозащитников, могла бы провести молниеносные "маски-шоу" с задержаниями. Но с другой стороны... Вот что сказал пожилой таксист Раис, который вез меня в аэропорт:

- Восток - дело тонкое. Пока до суда дело дойдет да казино прикроют... Каждому челнинцу хорошо известно, что это было последнее китайское предупреждение. В следующий раз ведь и поджечь могут. Это же Восток.

«Известия»

P.S. На сайте БИЗНЕС Online продолжается интерактивное голосование об отношении наших читателей к «бетонной акции». На сегодня проголосовали уже более 1000 человек, 49% высказались в поддержку акции, 47% - против.