... В казанской школе №170 назревает скандал с «переводом» учителя татарского языка в дворники Фото: Ирина Ерохина

 «МЕТОДИЧКИ» ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ

Сегодня в мессенджерах и соцсетях получил распространение любопытный документ, подписанный директором школы №170 Мариной Дергуновой. Называется он «Уведомление №7» и касается судьбы школьной учительницы татарского языка Гульназ Хадиуллиной. «О наличии вакантных должностей» — гласила преамбула к документу, который оповещал учительницу о кадровых переменах. «В связи с тем, что должность, занимаемая вами, 1.11.2017 года подлежит сокращению, а также на основании части 1 статьи 180 Трудового кодекса РФ уведомляем вас о наличии вакантных должностей, на которые вы можете быть переведены с вашего письменного согласия». В списке только одна должность — дворника с размером зарплаты в 7,8 тыс. рублей. «В случае отказа от перевода на предложенные организацией должности трудовой договор с вами будет расторгнут 1.01.2018 в связи с сокращением штата на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ». Рядом с подписью директора стояла отметка о получении уведомления учительницей и дата — 31 октября.

Это первое наглядное свидетельство использования так называемых «методичек», опубликованных на сайте республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ под заголовком «В помощь учителям». Напомним, документ предупреждает, что «в связи с приведением учебных планов школ Татарстана в соответствие с действующим законодательством об образовании, произойдут изменения условий в трудовых договорах с учителями татарского языка». На сайте профсоюза опубликовано два образца уведомления учителя: об изменении условий трудового договора в части уменьшения объема учебной нагрузки и о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата). Именно второй документ и был применен в случае с Хадиуллиной. При отказе от вакансии учитель подлежал увольнению с формулировкой «с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка».

В списке только одна должность — дворника с размером зарплаты в 7,8 тыс. рублейЧтобы увеличить, нажмите

«СИТУАЦИЯ НЕ ОЧЕНЬ ТРАГИЧЕСКАЯ, РАЙОНЫ УВЕРЯЮТ, ЧТО ВСЕ УЧИТЕЛЯ БУДУТ ТРУДОУСТРОЕНЫ»

Председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Прохоров назвал «уведомление» школы №170 «недоразумением», но подчеркнул, что процедура была проведена законно. «Оказалось, что в школе №170 вакансии только такие, поэтому здесь придраться сложно, Трудовой кодекс в этом случае соблюден, он гласит: при вручении соответствующего уведомления директор обязан указать все имеющиеся вакансии», — заметил Прохоров. С другой стороны, директор школы должна была предложить учительнице вакансии с педагогическим профилем, но никак не технического специалиста. «Дворник — это не педагогический профиль, поэтому руководство школы не подумало, проявило торопливость и желание поскорее исполнить требование закона, — добавил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Если бы это был работник обслуживающего персонала, тогда предложение было бы справедливым, но зачем же обижать и оскорблять учителей — теперь по документам ей вроде бы предлагается работать дворником».

В профсоюз уже поступило обращение от учительницы, недовольной кадровой «рокировкой». По словам Прохорова, вручение ей уведомления отнюдь не значит, что она останется на улице. «Теперь два месяца она фактически будет получать ту же зарплату, которую получала, попытаемся трудоустроить ее на педагогическую профессию в другую школу или в районные отделы образования, в учреждениях допобразования есть свободные ставки, — отметил председатель профсоюза. — Если этого не удастся сделать, она будет уволена по сокращению с выплатой месячного пособия и двухмесячной заработной платы».

Прохоров заверил корреспондента нашего издания, что пока в Татарстане не уволен ни одни учитель татарского языка, а в случае если увольнения все же произойдут, учителям следует немедленно обращаться за защитой в профсоюз. «Даже если кого-то неправильно сократят, завтра мы напишем исковое заявление вместе с учителем и обратимся в суд для восстановления в должности», — заключил собеседник издания.

Вместе с тем даже для сохранивших место учителей хорошего в происходящем все равно мало — у всех преподавателей татарского сократится нагрузка, тогда как у учителей русского языка часы преподавания увеличатся. «Ситуация складывается не очень трагическая, бóльшая часть районов уверяет, что все учителя будут трудоустроены, — заметил Прохоров. — Министерство [образования] проводит работу в этом отношении».

Жалоба от Хадиуллиной — не исключение. Ежедневно в профсоюз поступает не менее 10 звонков от учителей татарского с просьбами разъяснить сложившуюся ситуацию. «Каждый день звонки идут: „А меня вот уже уволили, у меня бумага есть, уведомление“ — так это не увольнение, а уведомление о том, что будут увольнения, директор по закону должен это сделать за два месяца. Кто-то в итоге все равно в школе остается, бывает, что несколько учителей татарского решают разделить нагрузку поровну между собой. Одна учительница татарского до этого преподавала музыку, хорошо — вернитесь к этому предмету. Всякие варианты изыскиваются, чтобы как можно меньше людей пострадало от увольнения».

Прокомментировал Прохоров и скандальные «методички». «Это не „методички“, это разъяснение правового инспектора, чтобы [школы] потом не таскали учителей по судам, — заметил Прохоров. — Бóльшая часть судебных дел связана с нарушением процедур увольнения, наказания и так далее. Поэтому мы и разъясняем, что должно быть, и первое — за два месяца должны быть уведомления. Мы эти документы размещаем во всех школах, чтобы учителя знали, как у них может произойти сокращение».

Пока директора решают, что делать с педагогами, преподававшими татарский язык, некоторые родители уже предрекают проблемы в связи с нехваткой учителей по русскому языку. Тем не менее Прохоров уверяет, что об этом говорить преждевременно. «Я думаю, что вряд ли [необходимо будет нанимать новых учителей по русскому языку], — замечает он. — Потому что не так много возвращают русского языка — где-то час на язык и час на литературу. Тут не будет перегрузки, потому что сегодня многие учителя работают на 18–22 часах. Средняя нагрузка у нас 19,5 часов по республике». И если в крупных городах еще могут возникнуть какие-то вопросы в связи с нехваткой учителей, то в селах однозначно будут рады, потому что у них и так мало часов, считает собеседник. «В городских школах, я думаю, в большей части тоже действующими учителями обойдутся», — заключает Прохоров. К слову, всего в республике, по информации профсоюза работников образования, 32 тыс. учителей, 3,2 тыс. из которых преподают татарский язык и где-то 2 тыс. — русский язык.

... Территория вокруг расположенной недалеко от авторынка на улице Амирхана, 111 школы №170 чистотой не блещет Фото: Ирина Ерохина

ОДИН ДВОРНИК В ШКОЛЕ №170 УЖЕ ЕСТЬ

Попытка корреспондентов «БИЗНЕС Online» встретиться с учительницей татарского языка из 170-й школы, которой неожиданно предложили переквалифицироваться в дворники, не увенчалась успехом. Однако судя по территории вокруг школы, открытие этой вакансии для образовательного учреждения немаловажно: территория вокруг расположенной недалеко от авторынка на улице Амирхана, 111 школы №170 чистотой не блещет. На самостийной стоянке возле пришкольного забора грязь, накиданы пустые пивные и водочные бутылки. Зато за забором относительно опрятно, то тут, то там присутствуют элементы «ЖКХ-арта»: пальмы и лебеди из пластиковых бутылок и старых автомобильных шин. По щербатому асфальту торопливым шагом проходят молодые женщины.


Дверь в школу нам открыла женщина-охранник, но тут же огорошила сообщением, что учительницы по фамилии Хадиуллина она не знает. По ее словам, сейчас, в период каникул, в школе никого нет — ни директора, ни завуча. При этом собеседница издания была уверена, что для разговора с руководством школы у нас должно быть «разрешение из РОНО».

В итоге из сказанного стража порядка можно было выделить следующие сведения: про Гульназ Хадиуллину в этой школе никто не знает. Впрочем, если бы и знали, то у школы уже есть один дворник — мужчина. Насчет же изучения татарского языка тоже не все понятно — в школе проходили собрания с родителями по поводу преподавания «второго государственного», но к какому итогу на них пришли — неизвестно. Наша собеседница предположила, что об этом будет сказано «после праздников».

Марина Дергунова Марина Дергунова: «Пользователи соцсетей подняли волну, которую все трактуют так, как им хочется и так, как они понимают ситуацию» Фото: Ирина Ерохина / edu.tatar.ru

«НИКТО СЕГОДНЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ НИКУДА УХОДИТЬ»

По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» директор школы Дергунова прокомментировала появление уведомления, которое после распространения в соцсетях стало скандальным. 

Марина Александровна, как вы прокомментируете уведомление о сокращении учительницы татарского языка Гульназ Хадиуллиной, которой предложили вакансию дворника?

– Мы не предлагали должность дворника учителю татарского языка, мы известили учителей, которые с 1 января могут оказаться в ситуации сокращения учебной нагрузки. В соответствии с Трудовым кодексом я обязана была озвучить имеющиеся вакансии на сегодняшний момент. Единственная вакансия, которая была в школе на тот момент, была вакансия дворника. И я была обязана учителя об этом уведомить. Обратите внимание, мы не людей сокращаем, а ставки. Одновременно с озвучиванием вакантной должности на тот момент учительнице было сказано, что в течение двух месяцев администрация школы изыскивает возможность оставить всех учителей на рабочем месте. Это было требование по изменению учебного плана по представлению прокуратуры. Все в рамках законодательства. Однако нашлись люди, которые воспользовались этим и теперь неправильно трактуют данную процедуру, преследуют, видимо, какие-то свои цели, мне неизвестные.

В социальных сетях появился этот документ как формальность, он размещен не тем учителем, с которым проводилась эта работа, а совершенно иным человеком, который не был на совещании, не разбирается в Трудовом кодексе и позволил себе нарушить закон о персональных данных, указывая фамилию педагога, подписавшего это уведомление. Пользователи соцсетей подняли волну, которую все трактуют так, как им хочется и так, как они понимают ситуацию. 

Кстати, педагог одновременно по процедуре подписывает заявление, что он ознакомлен с вакантными должностями, и если они его не устраивают, соответственно, администрация продолжает искать иные пути выхода из ситуации. Вот все, что было сделано.

Но согласитесь, со стороны это выглядит унижением, когда педагогу предлагают должность дворника...

– Я могу с вами поспорить. Мы посмотрели в интернете опыт других регионов. И что мы находим? Наоборот, не озвучить работникам информацию о свободных вакансиях было бы ошибкой, нарушением со стороны работодателя. Суды в таких случаях тщательно сверяют штатное расписание и предложения о вакансиях на тот момент.

Педагог, который прекрасно все понял, пришла ко мне и сказала, что оказалась заложницей. Это не она размещала информацию в социальных сетях. Воспользовались ее молодостью, неопытностью, доверчивостью. Люди, которые на корню извратили данную ситуацию и переворачивают ее в совершенно иную сторону, не зная при этом трудового законодательства, не присутствуя при устном разговоре на совещании, на котором все это было объяснено.

«В зависимости от выбора родителей, на основе анализа заявлений, нами была проведена работа, которая показала, что определенное уменьшение часов татарского языка будет происходить»Фото: Ирина Ерохина

Какой учебный план приняла ваша школа?

– Наша школа приняла учебный план, предполагающий преподавание предмета «Родной язык». Мы провели родительские собрания, где родителям было объяснено, почему мы меняем учебный план в течение учебного года, как это повлечет за собой изменение предметов. Рассказали, что сегодня родителю предоставлено право выбора в рамках предмета «Родной язык» тех языков, которые мы — школа — можем предложить. Мы можем предложить татарский и русский язык. И родители определились со своим выбором. В зависимости от этого выбора родителей, на основе анализа заявлений, нами была проведена работа, которая показала, что определенное уменьшение часов татарского языка будет происходить.

Посмотрев и изучив трудовые книжки, изучив возможности, мы поняли, что практически все педагоги имеют дополнительные специальности, например «Татарский язык и английский язык», «Филология, татарский язык». Естественно, [они] остаются работать в школе, как и тот учитель, о котором мы ведем речь. Это все им было объяснено, они все это прекрасно поняли.

А через два месяца они должны будут покинуть школу?

– В течение двух месяцев администрация нашей школы, администрация города, управление образования нашего города будут изыскивать возможность, чтобы все люди остались работать. На это и дается законодательством два месяца! И, безусловно, мы решим вопрос в пользу работников. То есть никто сегодня не собирается никуда уходить, и сохраняется нормальная рабочая обстановка.

Сколько часов татарского в вашей школе было и сколько осталось? Сколько учителей татарского будет сокращено?

– Вопрос звучит некорректно. Мы сегодня говорим о замене учебного плана, который был принят по требованию прокуратуры. Это не так, что мы взяли и один предмет заменили на другой. Тут иной учебный план, никакой замены не произошло. Иные школы могли выбрать иной учебный план.

Но все же, сколько часов татарского языка и литературы осталось в вашей школе?

– В зависимости от параллели, от класса, татарский язык изучается в той или иной форме два или три часа в области «Родной язык», согласно федеральным государственным образовательным стандартам.

А до этого было 5–6 часов?

– До этого в каждой школе был свой учебный план.

А какой был учебный план в вашей школе?

– Это отдельный разговор. Он совершенно не касается данной ситуации.

Мы хотим понять общую картину — сколько учителей татарского языка останется без работы...

– Я думаю, что на этот вопрос более компетентно и убедительно ответят наши учредители, но я уверена, что никто из учителей не останется без работы, и у нас есть время, чтобы решить все возникающие вопросы положительно.