РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ. ТАТАРСКИЙ АКЦЕНТ

Сегодня в Академии наук РТ стартовала двухдневная международная научно-практическая конференция «Внешние связи регионов Российской Федерации. Опыт Республики Татарстан». Конференция готовилась давно и формально приурочена к 100-летию образования ТАССР и 25-летию начала официальных зарубежных контактов Республики Татарстан. Об этом говорило и наличие высоких московских чиновников и депутатов в президиуме, и многонациональный состав участников в зале, и большое число машин с дипломатическими номерами у входа в здание Академии наук. Журналисты получили приглашение буквально накануне вечером, так что не исключено, что решение сделать встречу открытой для СМИ было принято буквально в последний момент.

В фойе гостей ждала лишь небольшая выставка внешнеэкономической деятельности Татарстана от АИР РТ, которую представила высоким гостям лично Талия Минуллина. Но лучшим украшением мероприятия стало присутствие важных чиновников — это и замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов с председателем комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константином Косачевым, и член ЦИК РФ, бывший глава Госсовета Татарстана Василий Лихачев, и член Совета Федерации Олег Морозов, председатель комитета ГД по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, и представляющий сейчас Россию в ООН экс-министр торговли РТ Хафиз Салихов, а также бывший депутат Госдумы Тимур Акулов, который в последнее время редко появлялся в публичном пространстве.

Вести собрание было поручено спикеру Госсовета РТ Фариду Мухаметшину, который весело отшучивался: мол, и тут ему пришлось выступать в роли ведущего, не дают отсидеться в сторонке. На правах хозяина спикер выступил с небольшой речью, в которой осветил одно из главных завоеваний суверенного Татарстана, а именно право самостоятельно вести дела на международной арене. Напомним, что это право наряду со статусом президента, развитием национальной культуры и языка и правом оказывать содействие татарам за рубежом, в частности, было прописано в договоре с Москвой, который, однако, так и не был пролонгирован летом 2017 года.

Но если по первым двум позициям (татарский язык и президентство) республика в последнее время испытывает серьезные пертурбации изнутри, то право Татарстана осуществлять международные и внешнеэкономические связи никто под сомнение не ставит, так что Фарид Хайруллович не без гордости рассказал гостям, что право российских регионов на контакты с внешним миром есть «одно из важнейших завоеваний российского федерализма», а «региональные связи  субъектов Федерации стали весомым фактором внешней политики страны».

«Именно наша республика в начале 90-х годов в числе первых заявила о необходимости развития международных связей на региональном уровне», — напомнил спикер ГС РТ.

Он отметил, что на данный момент у Татарстана налажены собственные связи со 150 странами мира, в Казани открыт ряд консульств иностранных государств, в 23 странах работают представительства РТ. Любопытно, что в видеофильме, который демонстрировали гостям в самом начале встречи, высокая активность республики на международных фронтах была названа даже особым термином — «татарская дипломатия».

«ТАТАРСТАН, СПАСИБО, ТАК ДЕРЖАТЬ!»

Поддержал коллегу глава «национального» комитета СФ Константин Косачев. Он считает, что международные связи субъектов страны «сейчас востребованы как никогда раньше».

«В условиях, когда вокруг нашей страны, во всяком случае, с запада царит настоящая вакханалия, когда переходят все возможные и невозможные красные линии наши так называемые партнеры... Когда Россию пытаются сдержать по всем возможным направлениям... Понятно, что это не удается, но пытаются», — начал с возмущения по поводу санкций сенатор.

Он считает, что именно теперь важна активность регионов во внешних связях. «Я искренне рад, что эта тема обсуждается здесь, в Республике Татарстан. Именно здесь эту ему обсуждать уместно. Татарстан имеет, действительно, уникальный, передовой, смелый, новаторский опыт связи с зарубежными партнерами, — похвалил Косачев, — Татарстан, спасибо, так держать!»

После конференции Косачев пояснил журналистам, почему страна сегодня так горячо нуждается в международных связях на региональном уровне.

«Именно региональное сотрудничество даже теми странами, которые практикуют санкции на государственном уровне, воспринимается как возможность эти санкции обойти. Не секрет, что в странах запада бизнес откровенно разочарован политикой властей и ищет возможности продолжать себя реализовывать. Ну а для такого гиганта, как Татарстана, с его объемом внешнеэкономических связей это дополнительные возможности, которыми нужно пользоваться», — считает он.

«МОЖНО БЫЛО БЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ДИАЛОГ МАДРИДА И БАРСЕЛОНЫ. НО НЕ СЛУЧИЛОСЬ»

Лихачев начал с того, что его беспокоит ситуация в мире. «События в Каталонии и то возбуждение, которое сегодня в Европе испытывают многие проблемные регионы, партия „Лига Севера“ (выступает за независимость ряда регионов от Италииприм. ред.), Ломбардия (регион Италии, желающий отделиться,прим. ред.), Корсика (борется за независимость от Франции прим. ред.), Фландрия (хочет отделиться от Бельгииприм. ред.) и многие другие, — говорят о том, что региональная тематика является составной частью  процесса становления <...> европейской региональной безопасности», — заявил Лихачев.

Политик считает, что в этом смысле опыт Татарстана (видимо, речь идет об отстаивании своего суверенитета и выстраивания договорных отношений с РФ) «безусловно превосходный, он может быть назван цивилизованным, конструктивным и все всякого сомнения — креативным». По мнению Лихачева, конференция по внешним связям регионов РФ, приводящаяся в Татарстане, может стать прекрасным плацдармом для разработки (ни много ни мало!) европейской конвенции регионального самоуправления. Лихачев говорит, что о необходимости документа заявлялось еще 20 лет назад на одном из заседаний в Европейском союзе, в его бытность представителем России в ЕС.

«Когда начались события в Каталонии, я подумал: был бы этот международный правовой документ, может быть, какие-то вещи на его основе можно было бы предложить, можно было бы обеспечить диалог Мадрида и Барселоны. Но не случилось», — сокрушался Василий Лихачев.

Также он считает, что надо бы создать аналогичную Евразийскую конвенцию регионального самоуправления. Он предложил приступить к разработке проектов документов прямо в рамках конференции «Внешние связи регионов Российской Федерации. Опыт Республики Татарстан» в Казани, благо в зале присутствует большое количество дипломатов, которые могли бы присоединиться к этой работе.


«НУЖНО БЫЛО ГОВОРИТЬ НА НОРМАЛЬНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ И ДИПЛОМАТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
»

В перерыве между заседаниями Лихачев пояснил «БИЗНЕС Online», что конвенция регионального самоуправления сегодня нужна как воздух, так как «около 400 разных регионов мира живут с мыслью о независимости и суверенитете».

«Мы же не можем оставлять это без внимания, нужно предлагать нормы, инструменты регулирования»», — считает Лихачев. По его мнению, опыт Татарстана в этом смысле весьма полезен, он (опыт) даже рассматривался в ОБСЕ, когда решался вопрос о статусе Косово. «На столах перед участниками заседаний в Рамбуйе (замок под Парижем, где обсуждался вопрос по Косово, — прим. ред.) лежал текст нашего договора 1994 года», — рассказал политик.

Он напомнил, что в 1985 году была принята Европейская конвенция о местном самоуправлении, и Россия его подписала. Но сегодня необходимо создать некие нормы международного права, которые регулировал бы отношения на уровне регионов (к примеру, это могут быть земли в Германии, штаты в Америке, субъекты в РФ и другие).

«На мой взгляд, то, как правительство Испании разговаривало с парламентом Каталонии, — это, мягко говоря, некорректно. Если бы они хотели, чтобы Каталония осталась в составе, нужно было искать компромиссы, давать новый статус, полномочий, нужно было говорить на нормальном человеческом и дипломатическом языке», — заявил Лихачев.

На уточнение «БИЗНЕС Online», сможет ли данная конвенция (если она будет принята) каким-то образом компенсировать непродленный договор Татарстана с Москвой, Лихачев пояснил, что это все-таки нечто иное.

«Это должен быть кодекс цивилизованного поведения современных регионов, то, как регионы должны вести себя, какие полномочия имеют, как они действуют в политической и экономической сфере, как они развивают горизонтали по международным направлениями, вопросы культуры, языка. Эта ситуация, которая сегодня происходит в Татарстане, связанная с языком, тоже требует серьезного внимания», — ответил Лихачев.

Морозов считает предложение Лихачева весьма разумным. «У нас в мировой политике самая большая проблема — отсутствие общепризнанных правил. Ни одна конфликтная ситуация — и в пример приводилась Каталония — не имеет никакого стандарта отношений. Эта конвенция — попытка создать некие общие правила, на основе которых обсуждаются спорные моменты устройства муниципальной и региональной властей и устройство федеративных государств в современном мире. Идея разумная», — ответил Морозов на вопросы журналистов.