Аида Гарифуллина стала обладательницей музыкального «Оскара» за альбом AIDA Фото из личного архива Аиды Гарифуллиной

ПРЕМИЯ

Премия ECHO Klassik учреждена 22 года назад федеральной ассоциацией музыкальной индустрии (BVMI) Германии в качестве европейского аналога «Грэмми» — премии американской академии звукозаписи (в области популярной и классической музыки), а также французской ежегодной премии Victoires de la musique (присуждается лучшим исполнителям в области классической музыки и джаза). В отличие от них премия ECHO Klassik сосредоточена на классике. За сравнительно обозримый срок ее стали называть «музыкальным Оскаром». Это говорит не только об авторитете, но и о резонансности премии, с артистичным буквализмом обыгрывающей первое слово своего названия — ECHO.

Присуждаемая в 22 категориях ECHO Klassik ежегодно формирует модельный ряд лучших исполнителей, не стесняясь объединять статусных музыкантов с молодыми и дерзкими. Три главные награды — «Лучшая певица», «Лучший певец» и «Лучший дирижер» — в этом году получили американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато (за диск «Война и мир» с — кто бы мог подумать! — барочными ариями в сопровождении ансамбля Pomo d`oro, возглавляемого россиянином Максимом Емельянычевым), немецкий баритон Маттиас Герне (за вокальную партию в «Песне о Земле» Малера) и Кент Нагано (за «Альпийскую симфонию» Рихарда Штрауса с симфоническим оркестром Гетеборга) соответственно. Премию «За жизненный вклад» вручили 78-летней Бригитте Фассбендер — немецкое меццо-сопрано, завершив вокальную карьеру в 1995 году, переквалифицировалась в педагога, оперного режиссера и директора театра в Инсбруке. Работает по сей день.

В противоположной возрастной группе — номинации «Молодой художник» — оказались, в частности, французский пианист Люка Дебарг (за выпущенный на Sony Classical диск с музыкой Баха, Бетховена и русского композитора Николая Метнера), гобоистка из Орла Мария Сурначева (за запись трех концертов — Валерия Кикты, Андрея Рубцова и Андрея Эшпая на диске фирмы MDG) и сопрано из Южной Африки Притти Йенде (за альбом «A Journey», Sony Classical). В оперной номинации награду получила запись «Королевы индейцев» Перселла Теодора Курентзиса с пермскими оркестром и хором MusicAeterna (Sony Classical). В день церемонии Курентзис со своим оркестром выступал в другом немецком городе — Франкфурте — и в Эльбфилармонии присутствовать не мог.


Виртуозно ориентируясь в музыкальных новостях, ECHO Klassik образцово оценивает как радикализм, так и мастеровитость исполнителей всех пород и мастей. Актуализируя новые имена и не забывая имена, которые у всех на слуху, премиальное жюри ищет и находит основания, которые привлекают к классике молодежь и не отпугивают от классики давних ее приверженцев. Объем этой работы наглядно демонстрировал специальный выпуск немецкого журнала Crescendo, который на выходе с церемонии выдавали всем желающим. Читать размещенные в нем интервью с лауреатами, как и рецензии на их диски, оказалось отдельным удовольствием. После таких квалифицированных текстов аппетит к прослушиванию всего, о чем написано, проснется сам собой. 

ЦЕРЕМОНИЯ

Судя по церемонии в Гамбурге, ритуал награждения премией ECHO Klassik удачно преодолел академическую узкопрофильность. Гала-концерт транслировали по общественному телеканалу ZDF. Месту события — недавно возведенному зданию Эльбфилармонии — придавалась роль суперфигуранта в современном имидже классики. Обстоятельства места действительно радовали глаз. Впечатляющие параметры зала с круговой рассадкой участников и гостей, световые спецэффекты и реалити-эпизоды прямо из фойе оживили церемонию, придав ей интеллигентно-развлекательную тональность. О пред- и постконцертных лауреатских фотосессиях на красной дорожке перед выгородкой с премиальным логотипом и говорить нечего — «Оскар», одним словом.

Актер и шоумен Томас Готтшалк непринужденно конферировал церемонию со сцены (ECHO Klassik предложило ему эту миссию в четвертый раз) и из сопредельных ей пространств. Провоцируя радостные реакции публики, он обаятельно трунил над музыкантами филармонического оркестра Гамбурга, благо почти все концертные номера шли в их сопровождении, при этом тактично модерировал выступления специально приглашенных ораторов. Ораторы были серьезные — от генерального директора федерации музыкальной индустрии Флориана Дрюке и директора Франкфуртской оперы Берндта Лебе до известных актеров — Себастьяна Коха, сыгравшего, в частности, главную роль в фильме Пола Верхувена «Черная книга», и Тобиаса Моретти, знакомого по сериалу «Инспектор Рекс» и фильму «Казанова».

12 номеров гала-концерта воспринимались чем-то вроде розочек на торте. Выход каждого исполнителя, предваренный рассказом того или иного медийного/чиновного лица, заведомо освободил лауреатов и организаторов от глубокомыслия, а телезрителей — от зевоты. Звездный тенор Йонас Кауфман, чей альбом Dolce Vita (Sony Classical) назван «Бестселлером года», безупречно спел хитовую арию Вертера из оперы Массне. 12 виолончелистов Берлинского филармонического оркестра дружно отскрипели Calambre Астора Пьяццоллы.


Аккордеонистка рижского происхождения, лондонской выучки и испанского гражданства Ксения Сидорова под оркестр исполнила попурри из оперы «Кармен». Эту запись Deutsche Grammophon наградили с формулировкой «за то, что исполнительница заново открыла аккордеон и представила музыку „Кармен“ как шоу одной женщины». Ее партнером в номинации «Лучший инструменталист» оказался сам Маурицио Поллини, награжденный прямо противоположным образом: «за демонстрацию того, что классическая музыка всегда означает мудрость». На концерте 75-летний пианист-легенда наиграл один из поздних ноктюрнов Шопена так, словно музыка только еще сочиняется им самим. По отношению к автору «Революционного этюда» это выглядело даже несколько чересчур революционно.

Прекрасный выход ДиДонато с «Плачем Дидоны» из оперы Перселла «Дидона и Эней» привел публику в оторопь. В голубоватом свете софитов вокальный «пилотаж» американки заставил оценить проницательность жюри ECHO Klassik, в четвертый раз (!) назвавшего ДиДонато «певицей года».


Самым антиклассическим образом церемонию украсил Дебарг: «открытие» ХIV конкурса им. Чайковского, чей выход в финал у растерянного жюри «отбивал» сам Валерий Гергиев, сымпровизировал в джазово-авангардной манере на тему одного из лютеровских хоралов Баха. Получая статуэтку с символическим «обломком» диска, Дебарг изобразил, что прямо сейчас рухнет под призовой тяжестью. Таким улыбчивым его видят нечасто. Но в репертуарном остроумии его превзошел Нагано — под занавес церемонии он приберег финал «Румынского концерта» венгерского авангардиста Дьердя Лигети. В исполнении гамбургских филармоников музыка звучала зажигательно и странно. Нечто среднее между карпатским танцем «Жок» и сокрушительными первобытными ритмами привело слушателей в восторг. Но церемония еще не окончилась.

Завершив музыкальную часть, ведущий стал технично вызывать не охваченных участием в концерте музыкантов на сцену и вручать им металлические статуэтки. Обряд посвящения в лауреаты ECHO Klassik большая часть исполнителей, численность которых в 22 категориях достигла 54 человек, пробежала бегом — из зала на сцену и в закулисье. Понять, вошла ли эта часть мероприятия в трансляцию, которую ZDF вела на три страны — Германию, Австрию и Швейцарию, из России не представляется возможным. К чести организаторов ECHO Klassik, на своей странице в «Фейсбуке» в топе комментариев они вывесили слова возмущенных граждан, чьих локаций телепоказ церемонии не достигал.

АИДА

Выступавшая четвертой, Гарифуллина стала первой из тех, кому на концерте не просто аплодировали, а восхищенно вопили из зала. В арии Лауретты из пуччиниевской оперы «Джанни Скикки» она сразу же покорила и сверкающими верхами сопрано и, само собой, модельной внешностью в умопомрачительном красном платье. О спортсменской дисциплине и самоконтроле солистки Венской — и не только — оперы можно слагать легенды. Обидно, что Готтшалк упустил этот шанс. Рассказывая об Аиде, он прошелся лишь по общеизвестному: ее «университетам» в Нюрнберге и Вене, победе на конкурсе Пласидо Доминго Operalia-2013, и карьерном взлете на сценах Вены, Лондона, Парижа. Но вообще-то, наблюдая этот нежный цветок с железными нервами, легко поверить, что на самой престижной оперной сцене Гарифуллина давным-давно чувствует себя как рыба в воде, просто потому что... своя.

Премию ECHO Klassik певице присудили за альбом, название которого в точности воспроизводит ее имя — AIDA. Дочь эфиопского царя из популярной оперы Верди к названию отношения не имеет. 14 треков не только с оперными ариями, но и с романсами позволяют угадать идею non fiction, некую — сродни дневниковой — попытку Гарифуллиной собрать свой образ из разностороннего, реально формировавшего ее репертуара. Именно подразумеваемой документальности альбома AIDA соответствуют и другие отмеченные ECHO Klassik записи. Название альбома Йонаса Кауфмана «Dolce vita» со всей очевидностью соединяет итальянский фразеологизм, означающий «сладкую жизнь», с образом самого Кауфмана — наисладчайшего тенора современности. А альбом «A Journey» («Приключение») Йенде рождает догадку о том, что главным приключением в жизни этой темнокожей южноафриканской девушки, до 16 лет вообще-то думавшей стать бухгалтером, стала ее внезапная оперная биография.

Любопытно, что наградная номинация Гарифуллиной «Сольный альбом. Вокал» бескомпромиссно вывела уроженку Казани во взрослый разряд, тогда как Йенде из Южной Африки наградили в качестве «Молодого художника». Впрочем, на концерте обе оказались одна подле другой. После Лауретты-Гарифуллиной Джульетта-Йенде из оперы Гуно звучала не очень надежно. Не успев сфокусировать голос, сопрано из Южной Африки чуть «насорила» в колоратурах. Тем дружественнее выглядело повторное появление Гарифуллиной с небольшой речью, в которой она поблагодарила жюри ECHO Klassik, британскую команду лейбла DECCA, своих агентов и — с особой теплотой — свою маму: «Она всегда в меня верила, поэтому сегодня я стою на этой сцене». Cледом Йенде поблагодарила своих родителей, не забыв отметить социальную для ее родины значимость женщины, которая поет. Добавочным бонусом гостям и телезрителям стал спетый обеими куплет Tonight из мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Верхний голос Гарифуллиной прозвучал в нем настолько звонко, что даже далекий от искусства мюзикла дирижер Нагано разулыбался.